«Химическое вооружение — война с собственным народом (трагический российский опыт)»

12.6. БОЛЬШИЕ АВИАХИМИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ

Конечно, у авиации, которую все больше скрещивали с химией, не могли не возникнуть потребности в абстрагировании от мест проживания населения. Приведем для примера интересное опытное авиационное химическое учение, состоявшееся 8–18 октября 1937 г. в районе Кирово (Гомельская обл.). Его темой было «Применение химического оружия по воздушным целям», а целью — установление возможности обмена химическими ударами между самолетами (выливание ОВ по воздушным целям, заражение материальной части и поражение экипажа). В тех опытах были использованы СОВ, участвовало в них 6 самолетов ТБ-3 и 19 самолетов «ССС». Вывод: «прицельное выливание ОВ по воздушным целям возможно»[340].

Не будем, однако, забывать, что иприт, не попавший в небе на самолет «противника», неизбежно оседал на землю и попадал к людям, которые его не ждали. В общем, во второй половине 30-х гг. химическое направление в советской авиации развилось настолько, что ей захотелось иметь собственный полигон для масштабных работ с химоружием — и испытательных, и учебных — и при этом не стеснять себя думами о безопасности населения. Решению этого вопроса предшествовало немало событий, в частности, большие авиахимические испытания осени 1938 г. в САВО («спецучений по теме 700»).

Авиахимические испытания с использованием больших количеств иприта и люизита были выполнены в октябре-ноябре 1938 г. в Голодной степи на границе между Узбекистаном и Казахстаном. Состоялись они во время специальных авиационно-химических учений по применению новых способов авиахимического нападения. Была изучена возможность применения авиацией СОВ с больших высот с использованием ВАПов, а также проведены опыты по применению иприта и люизита возгонкой в виде тумана[349,350]. Для опытов были использованы две гигантские площадки на ровной открытой местности размером чуть менее 100 км2 каждая (это были илистые отложения, покрытые редкой сухой травой). Выливание СОВ проводилось чаще всего группами из трех самолетов ЦКБ-30 (ДБ-3), вооруженных тремя ВАП-500 каждый, или двух самолетов ТБ-3 РН, вооруженных тремя ВАП-1000 каждый.

Всего было выполнено 15 опытов по выливанию различных рецептур СОВ (иприта, смеси иприта с дихлорэтаном, а также смеси иприта с люизитом) с высот 2000, 4000, 5000, 6000, 7000 и 7600 м. Высотные выливания показали, что могут быть заражены громадные площади. При этом, как оказалось, даже при выливании с высоты 7600 м до земли доходит от 65 до 94% ОВ в виде 10–25 миллиардов капель весом от 0,02 до 3,1 мг (среднее количество капель на 1 м2 от 1000 до 3000 шт.). Капли были сочтены вполне эффективным оружием против человека, так как даже капли иприта весом 0,02 мг в 40 раз (люизита — в 7 раз) превышали минимально действующую дозу на кожу человека. Из 15 опытов лишь 8 оказались полностью удачными, и самолеты вылили зарядку СОВ на выделенные площадки. В остальных случаях ОВ были вылиты вне цели (4 опыта по выливанию смеси иприта с люизитом с высоты 6000 м) или же попали в цель частично (3 опыта по выливанию смеси иприта с люизитом с высот 4000, 6000 и 7600 м). Из завезенной со склада № 137 в Ржанице (Брянская обл.) партии в 71 т иприта и люизита на цели было вылито 58,3 т, из которых лишь 33 т попали на площадки-мишени. Судьба остальных 12,7 т СОВ неизвестна.

Хроника выливаний СОВ на тех испытаниях заслуживает воспроизведения и комментария[262-271]. Началось все 14 октября, когда 3 самолета ЦКБ-30 вылили на цель 3,6 т иприта с высоты 2000 м. Попали. Площадь заражения составила 9,97 км2. Из 16 попавших под иприт собак 11 получили поражение. 16 октября 3 самолета ЦКБ-30 слили на цель 4 т смеси иприта с люизитом. Высота — 2000 м. Попали. Площадь заражения — 10,53 км2. Из 36 собак, попавших под ядовитые капли, 16 были поражены[262]. 20 октября одиночный самолет ТБ-3 с высоты 4000 м слил на цель 3,21 т смеси иприта с люизитом[263]. Попали в цель 2,08 т СОВ — один из ВАПов не вскрылся. Площадь заражения — 12,18 км2. 22 октября 3 самолета ЦКБ-30 вылили 3,96 т смеси иприта с люизитом с высоты 6000 м. В цель попали 2,84 т СОВ — один самолет слил ОВ мимо цели. Площадь заражения — 10,4 км2. Из 22 собак, попавших под СОВ, 14 получили поражения. 23 октября два самолета ТБ-3 вылили 6,24 т смеси иприта с люизитом с высоты 6000 м. Полный «промаз» — все ОВ вылились вне цели. 24 октября 3 самолета ЦКБ-30 вылили 4,3 т смеси иприта с люизитом с максимальной высоты 8000 м. В цель попали 3,29 т — у одного из самолетов 2 ВАПа самопроизвольно вскрылись вне цели[264]. 27 октября 3 самолета ЦКБ-30 вылили 4,5 т смеси иприта с люизитом с высоты 4000 м. Опять попали. 29 октября 3 самолета ЦКБ-30 с высоты 7600 м вылили раствор иприта в дихлорэтане. Попали. Цели досталось 0,8 т иприта[265]. 30 октября два самолета ТБ-3, как и 23 октября, попытались вылить на цель 6,24 т смеси иприта с люизитом. И вновь вся отрава оказалась вне цели. 2 ноября 3 самолета ЦКБ-30 с высоты 6000 м слили 4,5 т смеси иприта с люизитом. Промахнулись — все количество СОВ было вылито вне цели[266]. 3 ноября два самолета ТБ-3 вылили с высоты 5000 м 5,31 т раствора иприта в дихлорэтане. Попали. Площадь заражения — 25,75 км2. 5 ноября один самолет ТБ-3 с высоты 6000 м вылил 3,12 т смеси иприта с люизитом. В цель попал. Зараженными оказались 12,53 км2. Из 19 облитых собак 12 получили поражения[267]. 6 ноября 3 самолета ЦКБ-30 вылили с высоты 7000 м 3,6 т смеси иприта с люизитом[268]. В цель попали из всех 9 ВАПов. Был заражен прямоугольник размером 12×1,625 км2. 9 ноября 3 самолета ЦКБ-30 попытались попасть в цель с высоты 6000 м зарядом в 4,5 т смеси иприта с люизитом. Не попали — все вылили вне цели. 9 ноября один самолет ТБ-3 с высоты 4000 м вылил 3,21 т смеси иприта с люизитом. Попали и заразили 10,06 км2. Из 31 попавшей под капли СОВ собаки 13 получили поражение[269].

При выливаниях СОВ иной раз доставалось и себе. Во всяком случае у самолетов ЦКБ-30 нижняя часть фюзеляжа всегда забрызгивалась каплями ОВ. Особенно доставалось люку стрелка-радиста и брезенту костылевого колеса.

Вывод организаторов учений был вполне оптимистичен: «В результате проведенных опытов по выливанию СОВ… доказано, что высотные выливания являются одним из мощных способов воздушно-химического нападения. При высотных выливаниях СОВ заражаются громаднейшие площади, измеряемые десятками квадратных километров (10–25 км для звена ЦКБ-30)».

После такого успеха во властных кругах армии еще более активно стал обсуждаться вопрос о специализированном авиахимическом полигоне. И 31 января 1939 г. на Военном совете ВВС РККА было решено просить у Генштаба РККА закрепить за ВВС участок земли 80×80 км2 для создания Авиационного химического полигона (АХП). Указывалось, что полигон был нужен ВВС для проведения опытов и учений по применению БХВ авиацией с различных высот при любых метеоусловиях: выливания СОВ с больших высот, бомбометания авиахимбомб большого калибра с высот более 500 м, пуска волн НОВ, а также для учебно-боевой подготовки химизированных авиационных полков. В дальнейшем были рассмотрены три участка — один в районе Уральска и два в районе Александров-Гай. Выбрали участок в районе Уральска[172].

23 июля 1939 г. президиум Западноказахстанского облисполкома отвел участок «пустующих» земель для использования в качестве большого АХП. Район — междуречье рек Урал и Кушум: ст. Лбищенск (впоследствии город Чапаев), ст. Калмыково с охватом территории в западном направлении до озер Дунгулюк-Сор и Тултан-Сор. В дальнейшем в связи с тем, что на участке было обнаружено жилье людей, 26 июня 1940 г. он был уточнен и приобрел размеры 90 км с севера на юг и 80 км с запада на восток. Предусматривалось также, что во время больших испытаний химоружия часть территории, прилегающей к полигону, также должна «выключаться из пользования населением». Место размещения аэродрома размером 2×2 км2 — берег реки Урал в районе пос. Каршинский[172]

На вновь открывшемся АХП с 5 августа по 28 сентября 1940 г. состоялись сборы химизированных авиационных полков и масштабные опытные химические учения. Директиву на их проведение издал замнаркома обороны Г.И. Кулик. Участниками учений были три авиационных полка скоростных бомбардировщиков — 16-й, 48-й и 50-й СБП. Опыты включали бомбометание ХАБ-200 с СОВ, выливание СОВ с высоты 6000 м, выливание дифосгена эскадрильей СБ из ВАП-500 с высоты 30–40 м. Очень удались опыты по выливанию синильной кислоты. На сборы были завезены 40 т СОВ, а также большая коллекция авиационных химических боеприпасов. Опытное поле АХП было оборудовано 6-ю площадками-мишенями[359].

Опыты по применению СОВ включали три задачи — бомбометание, выливание из ВАПов и ампулометание. Бомбометание включало использование штатных и модернизированных дистанционных бомб ХАБ-200 в снаряжении смесью иприта с люизитом. Как оказалось, модернизированные бомбы давали «хороший боевой эффект»: 16 бомб ХАБ-200М позволили заразить участок длиной более 2000 м и шириной более 600 м. Организаторы заключили, что образующееся при этом множество «капель СОВ (от 30–40000 шт. на 1 м2) при попадании на человека без специальной защиты потребует его госпитализации сроком до 15–20 суток». Из 134 сброшенных бомб ХАБ-100 отказали 16, из 150 бомб ХАБ-200 — 4. Раствор смеси иприта с люизитом в дихлорэтане выливали с высоты 6000 м из ВАП-500 (по 4 экскадрилье-вылета в каждом полку). Опыты по ампулометанию АЖ-2 с СОВ выполняла эскадрилья бомбардировщиков СБ с высот 3000 и 4000 м (по 4 экскадрилье-вылета в каждом полку). Как оказалось, эскадрилья СБ с помощью ампул создает 5220 очагов заражения (по числу ампул), образуя район заражения, непреодолимый без средств защиты[359].

Выводы организаторов сборов и учений были более чем оптимистичными: «Проведенные сборы впервые в ВВС КА дали возможность в большом масштабе с линейными частями отработать задачи химической подготовки с реальными БХВ, тогда как до организации химического полигона отработка задач КХП проводилась только на учебных ОВ». Что до оставшихся неизрасходованными ОВ, то на АХП для них были вырыты траншеи, куда и были помещены 168 бочек смеси иприта с люизитом, 105 бочек иприта, 192 бомбы ХАБ-25-Р57, 120 бомб ХАБ-100-Р57, 48 бомб ХАБ-200-Р57 и многое другое[359]. Судьба этого химического боезапаса не известна.

По окончании авиахимработ 1940 г. на АХП маршал Б.М. Шапошников распорядился новые сборы химических авиачастей и опытное химическое учение провести в 1941 г. Были намечены и новые опыты, в частности, выливание из ВАП смеси иприта с люизитом с высоты 5000 м и ампулометание с высоты 5000 м (СОВ — смесь иприта с люизитом). Химизированными авиаполками планировалось также решение ряда боевых задач, в том числе атака эскадрильей СБ стрелкового полка противника в наступлении с использованием СОВ[359].

Однако с лета 1941 г. военное планирование лучше удавалось армии Германии. И о дальнейшей судьбе полигона общество больше ничего не знает.

« Назад Оглавление Вперед »