«Химическое разоружение по-русски»

13.2.    КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ (2000-2004)

Возвращаясь к Росбоеприпасам как новому лидеру процесса химического разоружения, отметим, что «участие в организации» уничтожения химоружия — это еще не сама организация, и полного контроля за процессом у Росбоеприпасов еще не было. Так что весь 2000 год был потрачен на выяснение отношений.

В первую очередь вместе с XX веком из сферы интересов общества убыли многочисленные химические генералы, которые все 1990-е годы без устали пытались вещать что-то осмысленное на темы химического разоружения — В.К.Пикалов и А.Д.Кунцевич, И.Б.Евстафьев и Ю.В.Тарасевич, В.И.Данилкин и Ю.Н.Корякин, Н.С.Антонов и В.Н.Орлов, В.А.Ульянов и А.Н.Калитаев…

Более того, в новую историческую эпоху страна не могла не освободиться и от услуг «большого знатока» вопросов химического разоружения прежних времен — начальника химических войск генерал-полковника С.В.Петрова. Летом 2000 года он был отправлен, наконец, на покой. Конечно, новое руководство страны перешерстило руководство армии. Уровень справедливости в каждом случае был разный, однако, в случае генерала С.В.Петрова все было очевидно — это был пересидевший в должности профессиональный банкрот.

ПОСЛЕДНИЕ СЛЕЗЫ ГЕНЕРАЛА С.В.ПЕТРОВА:

«На… вопросы отвечает начальник войск радиационной, химической и биологической защиты генерал-полковник Петров Станислав Вениаминович.
- … Все химическое оружие у нас и хранится надежно, и охраняется нормально… Другое дело, что теперь все это хозяйство хотят передать Агентству по боеприпасам. Есть такая структура, созданная по указу президента. На него возложены функции национального органа по связям с международными организациями, ответственными за реализацию Конвенции. Теперь Агентство еще хочет получить статус государственного заказчика по хранению и уничтожению химического оружия.
 - Наверное, все дело в возможностях заключать контракты. Для Агентства статус госзаказчика — «шкурный» вопрос.
 - Да пожалуйста, пусть заключают контракты, строят объекты. Но они хотят, чтоб им было передано само химическое оружие, контроль за его состоянием, охрана… Химическое оружие нельзя передавать гражданскому ведомству. Этого нельзя делать ни из соображений военной безопасности, ни национальной, ни экономической.»

«Московский комсомолец», 28 октября 1999 года.

Тем не менее оставшиеся химические генералы расставались с прежними полномочиями очень тяжело, так что битва под ковром продолжалась с не меньшей, чем прежде, ожесточенностью. Перед заходом солнца на своем личном небосклоне химический генералитет показал, что и он на что-то способен.

Пользуясь прежними, еще не отмененными правами, армия начала устанавливать ЗЗМ вокруг объектов химоружия, принялась за создание за американский счет модельной установки для отработки процесса уничтожения ФОВ на объекте в районе Щучьего и даже устроила подписание распоряжения правительства от 8 сентября 2000 года393 о возложении на нее организации уничтожения небольших запасов боеприпасов с фосгеном — химоружия категории 2. Подписантом выступил очередной премьер-министр М.М.Касьянов.

Долго это междуцарствие продолжаться не могло, и, когда до срока доклада в Гаагу об уничтожении всех запасов химоружия осталось менее 7 лет, новый президент В.В.Путин издал указ от 6 октября 2000 года «О дополнительных мерах по обеспечению выполнения работ в области химического разоружения»353, которым изъял из ведения министерства обороны органы управления, воинские части и организации, занимавшиеся вопросами уничтожения химоружия, и переподчинил их Росбоеприпасам. Одновременно были отменены указы президента России прежних лет, касавшиеся общей организации химического разоружения в стране с помощью армии как лидера процесса345,347,348,351, в том числе указ 1995 года347, которым на министерство обороны были возложены функции государственного заказчика работ по химическому разоружению и многие иные не свойственные функции.

В развитие этого процесса 17 ноября 2000 года было издано распоряжение правительства394, утвердившее распределение обязанностей между федеральными органами исполнительной власти в области химического разоружения.

На Росбоеприпасы возложили основное — реализацию государственной политики в химическом разоружении, осуществление функций уполномоченного органа РФ по выполнению Конвенции о запрещении химоружия18, выполнение функций государственного заказчика при реализации федеральной программы уничтожения химоружия, ликвидацию или конверсию объектов по производству химоружия, выбор технологий уничтожения химоружия, организацию проектирования, экспертизу проектов, строительство объектов по уничтожению химоружия, создание технологий для разборки химических боеприпасов, а также уничтожение или утилизацию их элементов, организацию эксплуатации объектов по уничтожению химоружия, обеспечение средствами индивидуальной защиты, антидотами и измерительными приборами объектов производственной зоны и окружающей среды, организацию хранения запасов химоружия до полного их уничтожения, лицензирование работ, связанных с хранением и уничтожением химоружия, информирование населения и общественных объединений по вопросам обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды при проведении работ с химоружием в местах его хранения и уничтожения394.

В общем, повторимся, Росбоеприпасам досталось главное. В документе394, однако, были перечислены функции иных министерств и ведомств, причем армии осталось совсем мало.

Еще один камень в здание новой организационной конструкции был положен через 4 дня, 21 ноября 2000 года, когда правительство отменило, наконец, свое распоряжение 1993 года, которым на министерство обороны РФ были возложены функции заказчика работ по делам химического разоружения377. Именно с того времени началась многолетняя неразбериха, не имевшая никакого отношения к стратегическим государственным интересам.

В-общем армии ничего не оставалось делать, как уйти на время в тень, и 22 декабря 2000 года министр обороны И.Сергеев своим приказом передал воинские части, занятые уничтожением химоружия, в большой военно-химический колхоз — Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химоружия при (это очень важное уточнение) Росбоеприпасах (ФУбХУХО)422, положение о котором было утверждено правительством в начале 2001 года396. ФУбХУХО заменило собой УЛХО, которое занималось химическим разоружением в войсках РХБЗ. А последний начальник военного УЛХО генерал В.П.Капашин оказался в кресле первого начальника «гражданского» ФУбХУХО. Так все 7 объявленных складов химоружия (химических, авиационных, ракетно-артиллерийских) вроде бы оказались на «гражданке». Внутренний распорядок в химскладах как объектах Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химоружия при Росбоеприпасах (ФУбХУХО) устанавливает, однако, генштаб Минобороны РФ.

Поначалу в тот колхоз в Росбоеприпасах вошла 31 организация422. В их число были включены не только склады химоружия, но также и военно-учебные заведения химического профиля (в Москве, Саратове, Костроме и Тамбове), головной институт химической войны (33 ЦНИИИ в Шиханах, Саратовская область), Чапаевский военно-химический тренировочный центр (Самарская область), военно-химический полигон во Фролищах (Нижегородская область), учебный военно-химический центр в Бунькове (Московская область) и другие.

Впрочем, недолго музыка играла и не зря при списке422 имелась скромная  оговорка («после принятия решений Президентом Российской Федерации»). Фактически в Росбоеприпасы перешли лишь 10 войсковых частей, в том числе 7 складов химоружия, а все любители карьерного продвижения под предлогом «поддержания пороха сухим» остались в армии на ниве военной химии.

Были в том списке ушедших на «гражданку» также и два военных органа управления — те, в которых таинственные полковники до самого последнего момента занимались сбережением химоружия и планированием его применения — в стратегических и крылатых ракетах, в авиабомбах и выливных приборах всех калибров, в снарядах реактивной и ствольной артиллерии.

И лишь после того, как перестали быть нужны армии все эти реликты холодной войны (сами обитатели этих органов управления скреблись за право на существование до самого конца), произошло последнее и очень знаменательное событие подготовки к химической войне. 6 декабря 2000 года был принят, наконец, закон «О снятии оговорок к Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериальных средств от 17 июня 1925 года»367. Так закончился долгий и бесславный период XX века в богатой жизни нашей страны — 80-летний период подготовки к наступательной химической войне. И биологической — тоже.

Итак, в армии осталось немало «боевых единиц» РХБЗ, и они заслуживают специального поименования: Тверская область — 2462-я центральная база производства, ремонта вооружения и средств РХБЗ; Ярославская область (Ростов Великий) — 2363-я центральная база производства, ремонта вооружения и средств РХБЗ; Республика Удмуртия (Камбарка) — 136-я центральная база производства, ремонта вооружения и средств РХБЗ; Московская область (Буньково) — 282-й межвидовой региональный учебный центр войск РХБЗ; Самарская область (Чапаевск) — 986 центральная лаборатория химического оружия. И, кроме того, в армии осталось 8 (восемь) отдельных бригад РХБЗ, о которых еще будет речь.

Не будем, однако, обольщаться насчет слишком «гражданского» характера нового способа управления делами химического разоружения. На перечисленных реформах дело не остановилось, и уже вскоре при новом ФУбХУХО был создан военный научно-технический центр (127 НТЦ при ФУбХУХО). Его персонал составили действующие армейские офицеры и гражданские лица, состоящие на службе в армии России.

Полезно перечислись кое-что из того, что было возложено на НТЦ при ФУбХУХО, который в свою очередь состоит при Росбоеприпасах: формирование научно-технической политики при работах с химоружием; координация НИОКР по химическому разоружению; участие в разработке технологий уничтожения химоружия, разработка системы технической и экологической безопасности объектов химоружия; формирование программ, планирование, распределение ассигнований, финансирование НИОКР, контроль за выполнением работ по химружию в промышленности; научно-техническое сопровождение работ, организация приемки, ведение заказов работ по уничтожению химоружия; разработка документов, методов и технических средств для осуществления контроля и мониторинга окружающей среды при проведении работ с химоружием, конверсии или уничтожении объектов по его производству.

НТЦ ФУбХУХО при Росбоеприпасах, среди прочего, должен был в своей деятельности руководствоваться приказами… министерства обороны РФ. Так что не приходится удивляться, что этот никому не ведомый НТЦ при «гражданском» ведомстве Росбоеприпасы стал писать письма на бланке… министерства обороны.

Так на рубеже веков в стране появилось вместо единственного два военно-химических органа — в армии и на гражданке. А у «гражданского» руководителя Росбоеприпсов возникли проблемы с управлением подведомственным колхозом. Трудно понять, как многоопытный красный директор З.П.Пак мог допустить в своем новом хозяйстве двоевластие в делах химического вооружения. Видно, напор армии был слишком уж велик, и с ним не мог совладать даже советский директор. Не удивительно, что в великом противостоянии цивильного З.П.Пака с химическим генералом В.П.Капашиным выиграл… генерал. И весной 2003 года после длительной возни бульдогов из-под ковра выбросили цивильное лицо.

Тем не менее процесс общей реорганизации дела продолжился также и в 2001 году. И летом 2001 года в Уголовный кодекс (УК) РФ была внесена уже норма уголовной ответственности за разработку и накопление химоружия368. В том УК, что вошел в силу в 1997 году, то есть в год ратификации Конвенции о запрещении химоружия361, такой нормы не было — армия и здесь оставила для себя щелочку для продолжения разработки химоружия, а также для упрятывания его в свои тайные захоронки.

Кстати, то юридическое действие имело и военные следствия. Поскольку последняя щелочка для возможности проявления химической агрессии исчезла, армия уже не могла иметь возражений против уничтожения пороховых зарядов (к тем химическим боеприпасам, которые хранились на военно-химических складах отдельно от этих зарядов267,291,611). И к концу 2001 года они были ликвидированы, остались только боеприпасы с залитыми ОВ. Готовность к бою сохранили лишь кассетные боеприпасы, о чем официальные власти предпочитают помалкивать.

Между тем до обусловленного Конвенцией18 срока уничтожения запасов химоружия оставалось только лишь 6 лет.

Как видим, препятствий на пути химического разоружения в России было более чем много, и они вовсе не сводились к отсутствию денег. Впрочем, это не смущало ни официальных лиц, ни тем более официальные агентства. И они в своих сообщениях в основном плакались именно о деньгах.

В 2001 году произошли и иные принципиальные события.

В марте 2001 года правительство утвердило «Положение о лицензировании…», которое узаконило порядок лицензирования деятельности организаций по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химоружия и сформулировало требования при осуществлении ими такой деятельности. Право на лидерство в лицензировании было закреплено за Росбоеприпасами. Впрочем, З.П.Пак несколько погорячился — обращение с токсичными отходами не относилось к его компетенции. В общем через год правительству пришлось исправлять ошибку изданием нового постановления на ту же тему, но с более коротким названием. Что, впрочем, не повысило ни качество лицензирования со стороны Росбоеприпасов, ни тем более качество управления токсичными отходами со стороны органов охраны природы395.

Далее, в апреле 2001 года был сделан еще один принципиальный шаг в создании общей управленческой конструкции — образована Государственная комиссия по химическому разоружению, на которую было возложено разработка предложений президенту и правительству по реализации государственной политики в области химического разоружения, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, участвующих в химическом разоружении, координация работы с населением территорий, по разъяснению государственной политики в области химического разоружения354. Так было воссоздано то, что не удалось Ю.М.Батурину после указа Б.Н.Ельцина шестилетней давности347.

Во главе новой комиссии был поставлен С.В.Кириенко, который тремя годами раньше неудачно попытался поставить процесс химического разоружения на нормальные рельсы230,387. Впрочем, поначалу С.В.Кириенко был испытан на химическую профпригодность — поручения по химическому разоружению он начал получать и исполнять задолго до этого назначения679.

Созданием новой комиссии завершалась очередная интрига, на этот раз не генеральская, а цивильная. Поскольку общая политика химического разоружения перешла от Росбоеприпасов390,394 к президенту России, предложения которому должна готовить комиссия С.В.Кириенко354, общий расклад сил в химическом разоружении опять изменился. В положении о Росбоеприпасах, утвержденном, после трех лет работы 31 мая 2002 года390, насчет общей политики записаны куда более скромные функции — агентство «обеспечивает реализацию государственной политики в сфере промышленности боеприпасов и специальной химии» и все. А насчет химического разоружения на Росбоеприпасы были возложены исполнение международных обязательств, а также «организация и выполнение работ по безопасному хранению и уничтожению химического оружия»390.

Возвращаясь к новому амплуа С.В.Кириенко в области химического разоружения, укажем, что на этот раз он первым делом изменил всю программу уничтожения химоружия, подстроив ее под новую концепцию уничтожения химоружия, с серьезным учетом требований спонсора части работ — США230,595.

В июле 2001 года правительство приняло новую федеральную программу уничтожения химоружия России397, а в сентябре было объявлено, что президент В.В.Путин взял ее выполнение под личный контроль.

Взял, кстати, не только на словах — в течение следующего 2002 года контрольное управление администрации президента дважды проверяло ход ее исполнения и обнаружило фантастическое количество недостатков619.

Наконец, в ноябре 2001 года были внесены и изменения в закон «Об уничтожении химического оружия»369. По требованию США595 из закона России был изъят запрет на перевозки химоружия между субъектами РФ, что позволило начать планирование переброски снарядов ствольной и реактивной артиллерии в снаряжении ФОВ, хранящихся на складе в Кизнере, в Плановое (Щучье). И надо отдать должное представительнице правительства Н.И.Калининой — перевозки эти она рекламировала достаточно активно494 (кстати, потом она же оправдывала отказ от межрегиональных перевозок химоружия не столь эспансивно497).

В общем, в новом веке химическое разоружение России оказалось на ином витке исторической спирали, и в декабре 2002 года фактическое уничтожение ОВ в массовых количествах все-таки началось. К сожалению, как видно из этого раздела, очередной этап химического разоружения, на этот раз разоружения реального и неотвратимого, оказался не менее драматичным, чем предыдущий, когда шли непрерывные и малопочтенные баталии генералитета под ковром.

Ну а 127 НТЦ при ФУбХУХО, реально управляющий повседневным химическим разоружением из-за спины гражданских лиц, начал набирать такую силу, что стал проводить научно-практические конференции. Первая состоялась в 2003 году488, вторая — в 2004 году489. Участники — только «свои».

В заключение раздела — пара апрельских событий последних лет.

Одно из них скорее курьезное. В конце апреля 2003 года на руководство «гражданским» ведомством Росбоеприпасы взамен сильно проштрафившегося и отодвинутого от больших денег цивильного З.П.Пака был переброшен генерал. Им оказался начальник химических войск генерал В.И.Холстов, который до этого немало лет провел на посту начальника штаба химических войск, когда ими долго и бесславно управлял С.В.Петров. Вот так в Росбоеприпасах закончилось двоевластие в делах химического разоружения. Возглавил это «гражданское» ведомство генерал В.И.Холстов, при ведомстве оказалось военное управление ФУбХУХО во главе с генералом В.П.Капашиным, а его мозговой центр составил военный НТЦ при ФУбХУХО во главе с полковником О.А.Сильнягиными. Реинкарнация состоялась. Пора было начать проявляться и закону Паркинсона.

А вот это случилось через год, в апреле 2004 года. В рамках очередной реорганизации правительства Росбоеприпасы утратили свою самостоятельность, а его составные звенья стали частью нового органа исполнительной власти — Федерального агентства по промышленности. Решением правительства именно на это агентство были возложены функции по оказанию услуг, управлению имуществом, а также правоприменительные функции в сфере химического разоружения. Другими словами, на вновь образованное федеральное агентство405 было возложено выполнение работ по хранению, перевозкам и уничтожению химоружия, а также исполнение функций национального органа по выполнению обязательств России по Конвенции о запрещении химоружия18.

Конец всем этим фокусам с так называемым «гражданским» ведомством настал в ноябре 2006 года. Своим решением правительство зафиксировало то, что фактически было очевидно раньше — оплата содержания ФУбХУХО была, наконец, снята с Федерального агентства по промышленности и возложена на армию — «за счет средств, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации из федерального бюджета (раздел «Национальная оборона»)»411.

« Назад Оглавление Вперед »