«Химическое разоружение по-русски»

15.2.   ЗАХРЕБЕТНИЧЕСТВО — АКТ ВТОРОЙ

Есть такая профессия — чужие деньги считать.

Описанная выше двухлетняя эпопея с утверждением очередной (пятой) программы уничтожения химоружия однозначно связана с очевидной проблемой, кто будет платить за российское химическое разоружение — сама Россия или же зарубежный дядюшка. И исполнители ролей в том скучном телесериале этого не скрывали. Так что нам нет нужды вспоминать мудрость древних, кои учили, что в подоплеке любого дела надобно искать деньги — дела химического разоружения этого подозрения не избежали.

Выше уже говорилось, что, начиная с 1992 года, российский химический генералитет не мыслил химического разоружения России без зарубежных денег, особенно из США. Самое неприятное во всей этой истории — это невозможность планирования в России использования американской и всякой иной финансовой помощи — у каждой страны своя бюджетная система. В частности, в случае США ее объем утверждался ежегодным отдельным решением Конгресса США, причем только на текущий финансовый год. И это на фоне того, что в самой России из бюджета средства на химическое разоружение в 1990-х годах тоже практически не выделялись, так как, помимо прочего, считалось, что они идут из США.

Разумеется, всезнающему ТАССу предлагалось об этих мечтах-надеждах регулярно сообщать широкой международной общественности.

ТАСС УПОЛНОМОЧЕН ПОПЛАКАТЬСЯ:

1999 г. «МОСКВА, 25 июня. (ИТАР-ТАСС). Министерство иностранных дел РФ распространило здесь в четверг следующее сообщение для печати:
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки подписали Протокол к российско-американскому Соглашению относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17.06.92 (Программа Нанна-Лугара). Протокол предусматривает продление соглашения на очередные семь лет. Общий объем объявленной помощи России из фондов Программы Нанна-Лугара в 1992-1999 гг. составил около 1,7 млрд долларов США. Указанные средства используются для уничтожения химического оружия в соответствии с Конвенцией о его запрещении, стратегических наступательных вооружений, сокращаемых по Договору СНВ-1, а также для повышения надежности систем охраны и физической защиты этих видов оружия и его компонентов в Российской Федерации».
2000 г. «ГААГА, 31 марта. (Корр. ИТАР-ТАСС Виктор Соломин)… Важный вклад в выполнение Россией задачи по ликвидации запасов химоружия призвана внести открывающаяся сегодня здесь международная информационная встреча по оказанию помощи России в уничтожении химического оружия. Она проводится по инициативе РФ и при содействии Организации по запрещению химического оружия /ОЗХО/ и правительства Нидерландов. Вступившая в силу 29 апреля 1997 года Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении установила четкие параментры и сроки избавления от запасов химоружия… Однако в силу острых экономических и финансовых проблем, с которыми сталкивается Россия, ей трудно в одиночку выполнить поставленную задачу, и на сегодняшней встрече российские представители акцентируют на этом внимание. Как заявил корр. ИТАР-ТАСС постояннный представитель РФ в ОЗХО, посол России в Нидерландах Александр Ходаков, ее цель состоит также в том, чтобы привлечь к оказанию помощи России в уничтожении химоружия те страны, которые ее еще не предоставляют.»
«ПРАГА, 31 мая. (Корр.ИТАР-ТАСС Игорь Шамшин). От 8 до 12 млрд. долларов потребуется на ликвидацию оставшихся в России со времен «холодной» войны запасов химического оружия. Их общий вес превышает 40 тонн. «США и страны Западной Европы будут финансировать процесс уничтожения химоружия в РФ», — заявил журналистам во вторник вечером генеральный директор международной Организации за запрещение химического оружия Хосе Бустани, находящийся в Чехии с визитом.»
2001 г. «ВАШИНГТОН, 10 сентября. (Корр.ИТАР-ТАСС Сергей Хаботин). Ознакомить руководство и общественность США с планами и конкретными графиками работ по ликвидации запасов химического оружия в России — такова главная цель прибывшей сюда в воскресенье российской делегации во главе с генеральным директором Росбоеприпасов Зиновием Паком.
«Мы хотим убедить руководство и общественность США в том, что Россия действительно уничтожает химическое оружие и принимает все меры для выполнения соответствующей международной конвенции», — заявил Пак корр.ИТАР-ТАСС по прилету.
Еще одна задача делегации, сказал он, заключается в том, чтобы выслушать позицию США относительно выполнения взятых ими на себя в 1996 году обязательств по оказанию помощи России в уничтожении ее химического оружия.»
«МОСКВА, 11 декабря. (Корр.ИТАР-ТАСС Андрей Марычев). К 2012 году в России должны быть уничтожены все запасы химического оружия. Как сообщил  журналистам заместитель секретаря Совета безопасности России Олег Чернов, этот вопрос будет сегодня рассмотрен на совещание Совета безопасности РФ, которое пройдет в Кремле под председательством секретаря СБ Владимира Рушайло…
На сегодняшнем совещании, по словам Олега Чернова, члены Совета безопасности рассмотрят, что реально сделано для подготовки к уничтожению запасов химического оружия. Он выразил надежду, что к этой работе подключатся и другие страны. «Основную помощь Россия рассчитывает получить от США», — сказал Олег Чернов.»
2002 г. «ЖЕНЕВА, 3 декабря. (Корр.ИТАР-ТАСС Константин Прибытков). Нижняя палата швейцарского парламента — Национальный совет — подавляющим большинством голосов высказалась сегодня за оказание России содействия в уничтожении химического оружия… Россия испытывает недостаток не в специалистах, а в деньгах, заявил сегодня в парламенте депутат-социалист Марио Фер, призвавший одобрить выделение фондов… «
2003 г. «МОСКВА. 15 января. (Корр. ИТАР-ТАСС Сергей Овсиенко). В наступившем году США намерены перечислить 160 млн долларов на строительство завода по уничтожению химического оружия в районе города Щучье Курганской области. Об этом сообщил сегодня в интервью корр. ИТАР-ТАСС член государственной комиссии по химическому разоружению, заместитель председателя думского комитета по обороне Николай Безбородов…
 Накануне корр. ИТАР-ТАСС Андрей Суржанский передал из Вашингтона, что президент США Джордж Буш распорядился выделить еще более 400 миллионов долларов на финансирование программ уничтожения российского оружия массового поражения…
 «Мы приветствуем решение президента США разморозить финансирование российско-американской программы совместного уменьшения угрозы, больше известной как программы Нанна-Лугара. Месяц назад мы обратились к Конгрессу США с призывом способствовать расширению сотрудничества между двумя странами в области химического разоружения. Свое решение президент США принял именно после консультаций с конгрессменами», — подчеркнул Н.Безбородов».
2004 г. «КАЛИНИНГРАД, 15 октября. (Корр.ИТАР-ТАСС Владимир Нуякшев). Химическое оружие, хранящееся на территории России с послевоенных времен, будет полностью уничтожено к 2012 году. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил советник федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия министерства обороны РФ Анатолий Карпов, который находится в Калининграде в рамках заседания Международного клуба директоров. По словам Карпова,.. уничтожение проводится в рамках международной программы, в которой кроме России участвуют еще 22 страны.»
2005 г. «МОСКВА, 3 августа. (Корр.ИТАР-ТАСС). Реальная помощь иностранных государств России в уничтожении химического оружия «значительно меньше заявленной». Об этом заявил член Государственной комиссии по химическому разоружению, депутат Госдумы Николай Безбородов в интервью, опубликованном сегодня в еженедельнике «Военно-промышленный курьер». По его словам, «программой уничтожения химоружия предусматривается привлечение внебюджетных средств, включая безвозмездную финансовую и техническую помощь иностранных государств…. Но реальная помощь значительно меньше заявленной.» «Реально поступившая помощь» на строительство дополнительных мощностей по ликвидации химоружия на предприятии близ поселка Щучье в Курганской области «составляет от 10 до 15 процентов от заявленных объемов», подчеркнул Безбородов».
2006 г. «МОСКВА. Заместитель Руководителя Федерального агентства по промышленности Виктор ХОЛСТОВ отвечает на вопросы АРМС-ТАСС. 27.02.2006.как и объект по уничтожению ХО в Горном, объект в Камбарке создавался при участии наших зарубежных партнеров. Большое содействие в строительстве промышленной зоны объекта оказала Федеративная Республика Германия (34% капитальных вложений от общих затрат на создание объекта). Кроме того, помощь в создании промышленной инфраструктуры объекта оказали Евросоюз, Нидерланды, Финляндия, Швейцария, Швеция. Их совокупный вклад составляет до 3% затрат… Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и взаимодействие в создании остальных объектов…».
2007 г. «МОСКВА. Корр. ИТАР-ТАСС  Евгений Никитин, 22 августа.
Валерий Капашин… Объем бюджетного финансирования Россия рассчитывала с учетом внебюджетных средств, с учетом инвестиций других государств, вносимых в дело избавления человечества от химической чумы. Было объявлено, что эти средства составят 42 млрд. рублей. Но поступают они неритмично. А ситуация сегодня такова, что  из заявленных иностранными государствами 42 млрд. рублей мы получили только 11… Вопрос сложный, и с подобного рода проблемами мы столкнулись в Щучьем (Курганская область) «.

Вот так химический генералитет России попал в ловушку, которую сам же холил и лелеял.

Международную ловушку усугубила также и внутренняя. Представители российского истеблишмента, которые распоряжались в то время бюджетными деньгами, решили просто не выделять ассигнований на работы, которые должна была исполнять российская сторона (а это в значительной части были работы по так называемой «социалке»). И эта беда приобрела хронический характер. В результате главы регионов России, затронутых химическим разоружением, были вынуждены писать коллективные слезницы президенту Б.Н.Ельцину. Одна из них, кстати, была послана в ноябре 1997 года, сразу же после ратификации Государственной Думой Конвенции о запрещении химоружия253. Нового в жизнь это не внесло, и годом позже, в ноябре 1998 года, губернаторы были вынуждены повторить свой коллективный финансовый демарш.

Взорвалась эта затаившаяся бомба не сразу.

18 мая 1998 года в Гааге и 15 июня 1999 года в Москве состоялись международные конференции об оказании содействия России в уничтожении запасов химоружия. Страны Запада вроде бы глубже вникли в трудности России и прониклись необходимостью существенного расширения ей помощи. В свою очередь, эти встречи показали и другое — доноры ожидали и от самой России много более серьезного финансирования программы уничтожения химоружия.

Если обратиться к США, то вплоть до 1999 года эта страна платила деньги немного, но регулярно. В целом к 1999 году, когда произошло подписание дополнения к соглашению 1992 года585, с тем чтобы продлить сроки помощи со стороны США еще на 7 лет, было выплачено будто бы 286,5 млн долларов624 (на самом деле контрактов на 1 января 2004 года было заключено лишь на 125 млн долларов599). Всего же было запланировано истратить 888 млн долларов, в основном на возведение первой очереди объекта по уничтожению химоружия в Щучанском районе Курганской области. Впрочем, к 1 января 2004 года эти планы сократились до 748,08 млн599.

Закопанную бомбу США привели в действие лишь после того, как Россия ратифицировала Конвенцию об уничтожении химоружия253 и постепенно начала ее исполнение в самых неблагоприятных условиях — при раздрае среди исполнителей программы уничтожения химоружия внутри страны384 и при более чем неблагоприятных международных финансовых условиях (низкой цене на нефть). Впрочем, в программе уничтожения химоружия России 1996 года384 раздел «Международное сотрудничество» еще не имел конкретной привязки к какой-либо стране.

Реперной точкой для США стал июнь 1999 года, когда заканчивался 7-летний срок действия соглашения 1992 года Ельцин-Буш (ст.) и настало время для его продления и попутного решения многих процедурных вопросов585.

Сразу после продления соглашения585 Конгресс США решил прекратить финансирование в 2000 году работ по уничтожению химоружия в России.

ИЗ СООБЩЕНИЯ ГОРБАЧЕВА:

«В прошлом месяце конгресс США, принимая военный бюджет страны на 2001 год, оговорил предоставление дальнейшей помощи России по уничтожению химического оружия четырьмя условиями: 1) что Россия согласится «выделять по крайней мере 25 миллионов долларов в год на строительство, поддержку и эксплуатацию предприятия по уничтожению химического оружия (в Щучьем)»; 2) что Россия согласится «использовать это предприятие для уничтожения оставшихся четырех арсеналов оружия нервно-паралитического действия, расположенных в других районах России»; 3) что Россия согласится «ликвидировать мощности по производству химического оружия в Волгограде и Новочебоксарске»; 4) что будет получено «рассчитанное на много лет обязательство со стороны международного сообщества по поддержке объектов социальной инфраструктуры в Щучьем»595.

Подчеркнем, что М.С.Горбачев — лидер Зеленого креста во всемирном масштабе — сообщил далеко не все. Были Конгрессом США, начиная с 1999 года, выдвинуты и политические условия, и информационные. Однако и 4 условия осени 2000 года, за исключением первого (вполне понятного, поскольку США хотели строить объект в Щучьем вместе с Россией, а не за Россию), были не так просты. Второе условие означало, что в России должен быть изменен действующий федеральный закон «Об уничтожении химического оружия»361 и принцип недопустимости перевозок химоружия по стране (и власти России сделали то, что велел Конгресс США — закон был изменен к ноябрю 2001 года369). Третье условие было материалом для компромиссов — оно соответствовало Конвенции о запрещении химоружия18, но не соответствовало намерениям ВХК. Четвертое условие относилось не столько к России, сколько к намерениям международного сообщества строить или не строить объекты социальной инфраструктуры в Щучанском районе Курганской области России.

ОТКРОВЕНИЯ ГЕНЕРАЛА С.В.ПЕТРОВА:

«На… вопросы отвечает начальник войск радиационной, химической и биологической защиты генерал-полковник Петров Станислав Вениаминович.
- … По договоренности американцы должны были строить промышленную зону, а мы — социальную инфраструктуру. Но мы ничего не строим, поэтому американцы сказали, что в 2000 году приостанавливают свои работы. Мол, мы полностью не отказываемся строить, но сейчас в этом нет смысла… ».                         «Московский комсомолец», 28 октября 1999 года.

Пожалуй, более существенными и болезненными были иные условия. В частности, США обвинили Россию в непредоставлении в ОЗХО в Гааге (на самом деле — в США) данных о программах разработки в России химоружия последнего поколения. Впрочем, искренность американских законодателей при постановке этого вопроса недорого стоит. И дело вовсе не в том, существовало или нет то не известное миру (США) советское химоружие. Существовало. Дело в откровенном политиканстве американских законодателей: в 1992-1999 годах деньги России выделялись, несмотря на известные с 1992 года данные о том сакраментальном оружии, а вот с 2000 года почему-то именно то самое неизвестное химоружие стало мешать Конгрессу США помогать России снижать уровень опасности ее оружия массового поражения для всего мира и в первую очередь для самих США.

Паузу в выделении денег для уничтожения химоружия в России Конгресс США держал целых три года — 2000-2002. И заставил поунижаться российских официальных лиц по полной программе, разумеется в основном в подковерных битвах. Во всяком случае на «общественном форуме-диалоге» в Москве в конце 2001 года494 они эту тему не стали вообще обсуждать. Зато на форуме в конце 2002 года (уже в конце паузы) бывшему конгрессмену было поручено напомнить, что «конгресс США потерял терпение»495.

Впрочем, и в этом деле американцы оказались прагматиками. Мораторий на выделение денег не распространялся ими на иные вопросы, важные для них. Продолжал потреблять деньги американского налогоплательщика офис фирмы Ralf M.Parsons в Москве. Выполнялся и ряд демилитаризационных работ в цехах по производству химоружия (в 2001 году «Химпром» в Волгограде получил от США 1,5 млн долларов, а «Химпром» в Новочебоксарске — 1,07 млн долларов).

К сожалению, эта захребетническая история, связанная с выпрашиванием американских денег, похоже, никого из властей России ничему не научила.

Программа химического разоружения, принятая в июле 2001 года397, была густо нашпигована идеологией потребления чужих денег. В ней была откровенно заложена привязка России к финансовой и всяческой иной помощи Запада («международное сотрудничество по выполнению Российской Федерацией обязательств по Конвенции, предусматривающее:.. безвозмездную финансовую, техническую помощь и научную поддержку российских проектов, связанных с уничтожением химического оружия, конверсией или уничтожением объектов по его производству»). Более того, в отличие от программы 1996 года, прямо в текст новой программы химического разоружения независимой России было введено приложение 6, которое содержало конкретные финансовые обязательства США, Германии, Великобритании, Швеции, Канады, Нидерландов, Италии, Финляндии, Швейцарии, Норвегии в виде сумм в валюте этих стран. Разумеется, эта информация была от российского общества скрыта.

Таблица 15

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОМОЩЬ РОССИИ ОТ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ВЫДЕЛЯЕМАЯ ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ЗАПАСОВ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ (млн долларов)

Страна

Заявленные

размеры599

Подпи-

санные контракты

на 1.1. 2004498

Фактически истрачено412

 

 

 

 

 

на 1.1.2005498

на 1.1.2007412

США

748,00

125,00

139,37

179,44

Германия

283,40

87,20

80,640

133,06

Великобритания

18,00

8,00

8,06

8,06

Нидерланды

7,80

7,80

7,81

7,81

Италия

464,20

9,60

6,840

7,36

Канада

23,20

3,10

2,92

3,08

Норвегия

2,90

2,90

2,86

2,86

Финляндия

1,10

0,80

0,83

0,83

Швеция

0,75

0,32

0,360

0,36

Франция

10,00

не было

0

0

Швейцария

0,60

не было

0

2,58

Япония

0

0

0

0

Россия

988,3 (на 1.1.2006)

Мы перечислили все эти страны скорее из чувства политкорректности, чем для выражения какого-то оптимизма. К сожалению, на 1 января 2004 года лишь Германия заключила контракты на серьезную сумму (87,19$), тогда как остальные страны выделенными реально суммами лишь оказали вежливость по отношению к химическому разоружению России (табл.15). Кстати, Германия, в отличие от США, мелочными проверками расхода российской стороной трат своих денег не занималась, хотя иногда это было бы полезно.

Не будет лишним указать, с чем именно вышли перед общественностью России представители этих стран в конце 2001 и 2002 годов494,495: представитель Великобритании счел, что их скромный вклад в промышленную инфраструктуру объекта уничтожения химоружия в Курганской области «скорее, чем социальные проекты, приведет нас к цели»494; представительница Швейцарии сообщила, что они решили «внести вклад в строительство гражданского общества» России путем финансирования информационных центров Зеленого креста в Брянской, Пензенской и Кировской областях (полковники В.И.Корзанов, В.М.Панкратов и А.К.Смолянинов были счастливы)494; представитель Европейской комиссии рассказал о финансировании двух направлений — «консультативной» поддержки Росбоеприпасов (700 000 евро) и продолжения «помощи ученым, которые раньше работали над производством оружия, в переводе их работы на мирные цели» (ГСНИИОХТ?)495; а вот представитель Нидерландов посетовал, что обсуждение «двустороннего договора заняло очень много времени — 4 года»495. Ну и т.д.

В начале 2000-х годов обстановка на фронте финансовой помощи для осуществления химического разоружения России изменилась — в дело вступила Восьмерка крупнейших стран мира. Во всяком случае на встрече в Кананаскисе (Канада) летом 2002 года были названы очень большие суммы будущей помощи.

А потом даже случился разбор объектов уничтожения химоружия России по национальным квартирам. 11 марта 2003 года Интерфакс распространил слова неизвестного источника о том, что со стороны России странам-донорам было предложено профинансировать конкретные проекты создания промышленных зон строящихся в России объектов по уничтожению ОВ. Конечно, потом те мысли появились и в более авторизованном виде. Во всяком случае в конце 2004 представительница аппарата правительства токсиколог Н.И.Калинина говорила об этих предложениях в деталях497. В том списке, помимо уже ведущейся работы США по промзоне объекта в Щучьем, были обозначены сольные партии и для других стран: Германии — Камбарка (360 млн евро), Италии — Почеп (390 млн евро), Канаде — Леонидовка (330 млн евро), Великобритании — Марадыковский (380 млн евро). А вот для Франции был определен в качестве объекта финансирования проект перевозки запасов химоружия из Кизнера в Щучье, от которого она незамедлительно отказалась.

Впоследствии Германия взялась быть финансовым лидером в создании объекта по ликвидации люизита в Камбарке, где задачи аналогичны тому, что Германия уже выполнила в Горном. А за финансирование объекта в Речице (Почепе) Италия тоже взялась, причем даже была названа общая сумма в 360 млн евро, которые предполагалось потратить на уничтожение тамошних запасов авиахимбоеприпасов. Однако до практических действий пока не дошло.

КАК КЛЯНЧАТ ДЕНЬГИ:

«Один из активных участников разоруженческого процесса и постоянных российских доноров — Канада. О том, что уже сделано в этой сфере, и планах военному обозревателю «Времени новостей» Николаю Пороскову рассказал чрезвычайный и полномочный посол Канады в России Кристофер Вестдал.
 - Мы… оказывали содействие в уничтожении химического оружия в городе Щучье Курганской области… В области уничтожения химического оружия свыше 47 млн канадских долларов частично уже освоены при строительстве завода по уничтожению отравляющих веществ в городе Щучье. На эти деньги там построены газопровод протяженностью 105 километров, железная дорога, соединяющая объекты по хранению и уничтожению химоружия.., создана инфраструктура этих объектов… С нашими партнерами в российских правительственных органах мы детально расписываем средства, чтобы тратить их разумно и эффективно… Мы были признательны России за предложение взять на себя ведущую роль в строительстве объекта в Леонидовке по расснаряжению и детоксикации авиационных боеприпасов, оснащенных нервно-паралитическими отравляющими веществами. Но нас остановила большая стоимость проекта, отсутствие подробной информации о нем, нескоординированность на тот момент общих усилий в оказании содействия уничтожению химического оружия. Об этом решении мы сообщили российским должностным лицам в апреле 2003 года и предложили содействие в Щучьем, поскольку там будет уничтожаться оружие, представляющее наиболее серьезную опасность с точки зрения террористической угрозы. Напомню, на арсенале в Щучьем… хранятся… 1,9 млн старых артиллерийских снарядов, достаточно легких, чтобы их могли без проблем переносить террористы…. Канада осуществляет это финансирование через соглашение между Великобританией и Россией… Наша помощь — не благотворительность. Это партнерство, обусловленное общностью интересов. Это и вложения в безопасность Канады… Кстати, она очень уязвима. Всегда находятся люди, которые спрашивают, зачем мы направляем России средства, когда нефть стоит 55 долл. за баррель, а в вашем стабилизационном фонде порядка 130 млрд долл., когда россияне покупают яхты, виллы на Лазурном Берегу и даже футбольные клубы?..»                           «Время новостей», 14 июня 2005 года.

Вряд ли, однако, стоит развивать тему финансового участия Запада более подробно — пока разговор о деньгах проходит на вербальном, а не на контрактном уровне. Тем более, что и Великобритания, и Канада, и Франция уклонились от масштабного участия в этом деле.

Так что мы вынуждены еще раз подчеркнуть, что еще никогда привязка военных дел одной страны к финансам других стран не приводила к серьезному результату. Поэтому вряд ли могло иметь высокую ценность заключение группы товарищей из России и США, объединившихся под крышей исследовательской группы Монтерей-Москва и поделившихся в 1998 году таким наукообразным выводом: «Расширение международной помощи будет иметь ключевое значение с точки зрения способности уничтожить свои запасы химического оружия в предусматриваемые Конвенцией сроки»471. Не удивительно, что через 8 лет член той экспертной группы Н.И.Калинина была вынуждена признать среди своих (среди иностранцев из стран-доноров и «общественников» из Зеленого креста, которые очень любят отчитываться друг перед другом о трате тех самых чужих денег), что «сотрудничество… развивается более медленными темпами, чем предполагалось и чем рассчитывала Россия»498. К сожалению, очевидные вещи доходят до властных лиц слишком поздно.

Скажем откровенно — в химическом разоружении России заграничные деньги не будут иметь ключевого значения. Потому что не будет расширения иностранного участия.

Платить за химическое разоружение России придется в основном самой России. Хотя, конечно, принимать международных контролеров из ОЗХО дорого для не самой сильной экономики (так, по состоянию на конец 2005 года ОЗХО насылала на Россию свои инспекции только на объекты хранения химоружия 56 раз498; ну а стоимость годовых затрат на оплату проверок только одного объекта хранения химоружия — 1,5 млн долларов495,496). Так что получение финансов хотя бы на оплату любопытства дорогостоящих инспекторов из ОЗХО — это уже благо.

Думский депутат-генерал Н.М.Безбородов, более склонный к подсчетам чужих условий, чем к оценке реальной практики своих коллег по власти (а его как депутата от Курганской области скорее украсила бы защита интересов своих избирателей), насчитал в 2004 году следующее. По его словам, в 1999 году США будто бы поставили России 6 условий, ссылаясь на якобы необъективность докладов по местам хранения и производства химоружия, из-за чего заморозили финансирование на три года. А в 2001 году США будто бы поставили уже 21 условие, одно из которых — допустить их на наши ядерные объекты. Мы не будем заглядывать в бумаги, на которые ссылается сей генерал, однако вывод, который он сделал из них в 2004 году («поэтому на 99% мы можем рассчитывать только на свое финансирование»), вполне очевиден. Только он и его коллеги по ветвям властного дерева России могли бы дойти до этой простой мысли и много раньше, например, в 1996 году, при принятии программы химического разоружения484, или в 2001 году, когда в Государственной Думе по велению США они курочили закон своей страны369 с резким понижением ее (своей страны) безопасности.

Хорошо, что этот урок был все-таки усвоен. В подтверждение приведем динамику затрат на химическое разоружение, выделяемых бюджетом России в последние годы: 2004 год — 180 млн долларов, 2005 год — 370 млн долларов, 2006 год (план) — примерно 600 млн долларов498.

ДОШЛО С БОЛЬШИМ ОПОЗДАНИЕМ

«Нашей самой большой ошибкой было быстрое уничтожение запасов химоружия 3-й категории: пороховых взрывателей и корпусов снарядов — «тары», в которой можно доставлять отравляющие вещества к потенциальным целям в Европе и Америке, — сказал Стране.Ru помощник министра промышленности и энергетики по вопросам оборонно-промышленного комплекса Владимир Лященко. — После этого мир посчитал, что Россия больше не представляет угрозы».                                             Страна.Ru, 21 июля 2005
«По словам Виктора Холстова,.. как ни неприятно об этом говорить, подвели Москву партнеры по «Программе совместного уменьшения угрозы» из Вашингтона. Средства на строительство объекта в Щучьем обещала выделить администрация США. Более 880 млн. долларов. Произошло это, кстати, еще при президенте Клинтоне. Но регулярно находились те или иные поводы, чтобы затянуть предоставление финансовой и материальной помощи или ее крайне ограничить. Сначала Вашингтон требовал, чтобы Москва опережающими темпами строила в уральском поселке жилье для работников объекта, поликлиники, детские сады, школы и другие здания социального назначения. А когда все это было сделано, появились новые, не предусмотренные никакими совместными документами претензии. Вроде, предоставления сведений о бинарном химическом оружии и допуске в научно-исследовательские институты, связанные с биологическими программами…
России пришлось самой наверстывать сорванный график. От первоочередного пуска объекта в Щучьем, на который возлагались большие надежды в плане выполнения первого этапа требований Конвенции, пришлось отказаться и перенацелить средства на другие заводы. В том числе в Камбарке и Марадыковском. Они и помогли России уложиться в необходимые сроки. А Щучье было «отодвинуто» на несколько лет. Теперь и этот объект «подтягивается» к передовикам. Но исключительно на российские деньги…»

В.Литовкин, РИА Новости, 22 марта 2007 г.

Ну и в заключение этого раздела, пожалуй, не будет лишним напомнить, что желание получать зарубежные деньги должно хоть чем-то подкрепляться. Ну хотя бы тем, чтобы прятать от партнеров российскую генеральскую спесь. А вот с этим не очень получается, если обратиться хотя бы к истории предоставления Италией большой суммы денег на ликвидацию запасов авиационного химоружия на складе, географически ближе всего находящемся по отношению к Италии — в Речице (Почепе). Как известно 5 ноября 2003 года по итогам переговоров президента РФ В.В.Путина и премьер-министра Италии С.Берлускони в Риме было достигнуто соглашение, что Италия выделит России 360 млн евро только на эти цели (причем себе оставит в той или иной форме немного — всего 10%)496. Итальянские власти не поспешили с передачей этой информации в прессу. Потому что, если сообщить пожилым людям, очень недовольным своим житьем-бытьем, просто сам факт передачи в Россию большой суммы денег, реакция может оказаться слишком эмоциональной. И власти Италии послали в Россию телевизионную группу, чтобы получить для широкой публики хотя бы картинку о химическом объекте в Брянской области, которую можно было бы сопроводить — для общественности — необходимым позитивным комментарием. Тем более что В.В.Путин обязался предпринимать «все надлежащие усилия, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выполнения данного соглашения».

Однако после целого дня работы к концу 1 декабря 2003 года стало ясно, что итальянцев водят за нос. Им предъявили живого брянского губернатора Ю.Е.Лодкина, а вот картинки химического арсенала не показали — ни колючей проволоки, ни глухого забора, ни даже въездных ворот. И это при том, что итальянский генерал, полугодом раньше посетивший сие «секретное» учреждение, держит на своем столе общую схему Речицкого химарсенала и знаком с полным составом его содержимого. И итальянские телевизионщики остались еще на день, а брянские начальники, заинтересованные в акцептировании 360 млн евро, начали нажимать на все педали. Были задействованы многие лица, включая начальника Брянского ФСБ в генеральском звании, и важные птицы в столице. В общем итальянцы были обнадежены, и днем 2 декабря их повезли к химскладу — познакомить с картинкой военно-химических ворот. Однако не все так просто в нынешнем мире, переполненном не только террористами, но и спесивыми (и — одновременно же — трусливыми) начальниками. Когда итальянцы оказались возле пресловутых ворот химсклада, им объявили о запрете съемки даже этих самых ворот (легко, кстати, просматриваемых — и снимаемых — с дороги) и предложили возвращаться в свою Италию. И в другой раз оформлять свой приезд по всем правилам.

Конечно, тот запрет исходил от двух московских химических генералов — В.И.Холстова и В.П.Капашина. Однако весь эпизод создавал впечатление, что властную вертикаль страны хватил паралич и ее звенья не способны принимать хоть какие-то простейшие решения даже в рамках текущих дел. Ну а 3 декабря 2003 года всезнающий ТАСС был уполномочен сообщить, что тем днем должно было случиться заседание Совета Безопасности РФ и что оно будет посвящено вопросам обеспечения национальной безопасности в сфере нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки. Впрочем, как водится, тому самому ТАССу не было доверено рассказать иного — ни о ходе заседания, ни о том, что оно завершилось утверждением обширного документа под названием «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», который на другой день был подписан президентом.

Конечно, итальянская телевизионная группа не обязана разбираться и тем более исходить в своей работе из бюрократических хитросплетений России. И она просто вернулась домой, не солоно хлебавши.

А вот власти Италии поступили так, как им велели в Москве — начали оформлять выделение России крупной суммы денег на уничтожение химоружия по всем правилам своей страны. И когда в январе 2004 года в Италию за теми деньгами заявился лично генерал В.И.Холстов (а проделывать поездки в Италию ему не впервой — в 1997 году он посетил склад химоружия в Чивитта-Веккия, и принимающая сторона показала ему все, что он хотел492; кстати, до него этот путь проделывал лишь в 1934 году Я.М.Фишман — его предшественник по руководству военно-химическим делом в нашей стране196), ему подробно растолковали всю процедуру парламентского оформления больших сумм, предназначающихся для передачи в другие страны.

Обычно процедура та занимает 2 года и они давно прошли. Во всяком случае по состоянию на конец 2006 года о выделении итальянских денег ничего не было слышно (а представитель Италии вообще не появился в ноябре 2006 года в Москве на форуме, где разные страны по традиции рассказывают, кто кому сколько заплатил за правильное освещение проблем химического разоружения в России499). Настолько ничего, что в январе 2007 года за выклянчивание тех денег пришлось взяться лично президенту В.В.Путину, причем его собеседником стал уже новый премьер-министр Италии Р.Проди. Впрочем и к концу 2007 года результаты (деньги) так и не появились.

Такова цена генеральской спеси. Поневоле вспомнишь, чему не перестает учить в связи с буднями химического разоружения своих российских слушателей представитель очень «зеленой общественности» США Paul Walker — «засекречивание информации, ограничение доступа к ней общественности представляет большую ошибку»494.

Ну и последнее соображение, чтобы закончить финансовый разговор на мажорной ноте. В 2006 году в большой государственной политике прорезались два момента — хороший и приятный. Хороший для страны — собственные деньги на химическое разоружение все же у России нашлись (спасибо мировому рынку за резкий подъем цен на нашу нефть). Приятный для российской бюрократии — США не смогут завершить все свои работы по химическому разоружению к 29 апреля 2012 года (работать по всем правилам бюрократии и безопасности трудно, а в США — особенно). И вот когда настанет тот день, наши начальники, мечтающие дожить до него с отработанной стахановской вахтой по скоростной ликвидации того не очень многого, что требует от России снисходительная ОЗХО, надеются посмеяться над американскими. Посмеяться вслух и прилюдно. Начали готовить месть за позор выклянчивания денег уже сейчас, и приятное ожидание уже греет им душу.

В заключение сообщим о заключительных гастролях команды Нанн-Лугар. В августе-сентябре 2007 года Россию посетили оба заокеанских благодетеля — и бывший сенатор США Sam Nunn, и все еще сохранивший сенаторское кресло Richard G. Lugar. Помимо участия в дежурных приемах и круглых столах, они заглянули и в Щучье — место использования американских денег. При этом Нанн не забыл поделиться дежурным соображением о террористической опасности — с помощью выноса с химсклада мелкого артхимснаряда. Наверное, в авоське. В целом ничего путного в ходе состоявшихся встреч и переговоров не высветилось. Похоже, что на этом спектакль под названием «американская помощь в уничтожении химоружия России» выйдет на финишную прямую. Пора бы нашей властной бюрократии научиться делать серьезные вещи самостоятельно.

« Назад Оглавление Вперед »