«Химическое разоружение по-русски»

20.9.   И ЭТО БЕЗОПАСНОСТЬ?

Итак, мы рассмотрели трудный вопрос, сможет или нет государственная система нашей страны узнать об утечках ОВ и предупредить об этом ее граждан. И, далее, а будет ли население защищено от нашего собственного химоружия? Если даже будет извещено об утечке.

Как оказалось, в настоящее время ни один орган власти и управления в стране не способен обнаружить в ЗЗМ (то есть в сфере обитания не причастных к процессу химического разоружения граждан) последствия серьезных аварий на объектах химоружия. Измерительных приборов у них нет. А между тем размеры территории обитания непричастных людей нешуточные — всего вокруг 6 объектов химоружия в ЗЗМ включено 3364 км2 территории (куда там Люксембургу с его 2600 км2) и 385 населенных пунктов (это без Пензенской области).

Однако власти России пошли дальше. Чтобы скрыть свою неспособность обнаруживать ОВ в населенных пунктах, они практически понизили ранг аварий. Сделано это было бесхитростно — путем вывода на общественную арену лиц, рассказывающих байки о малой опасности предполагаемых к использованию «технологий» уничтожения химоружия. Действительно, как утверждают авторы этих самых «технологий», в процессе работы их оборудования будто бы не создаются условия для больших аварий, так как при этом осуществляется так называемый принцип дискретности — «пока из боеприпаса не извлечено боевое отравляющее вещество и не отправлено в реактор.., следующий боеприпас не вскрывается; т.е. в работе находится столько вещества, сколько его есть в одном боеприпасе… Это дает очень многое, потому что позволяет локализовать последствия любой аварии… Это, говоря технологическим языком, резко снижает степень риска»492.

Авторы этой цитаты (назовем всех трех — В.В.Шелученко, В.А.Петрунин и В.В.Демидюк) пошли на сознательный подлог, подменив один из частных видов аварий, связанных с процессом извлечения ФОВ из единственного химического боеприпаса и перемещения его в химический реактор с дегазатором, на любые аварии. То есть обсуждение судьбы очень большого количества ОВ, высвобождающегося при масштабной аварии, они заменили на разговор об ОВ, квартирующем лишь в одном-единственном боеприпасе.

Другими словами, применительно к объектам хранения и уничтожения химоружия эти лица отменили масштабные аварии вообще. В результате произошло разделение труда — одни обсуждают то, что случится при масштабных и более чем вероятных авариях (пожарах, взрывах, наводнениях, землетрясениях, террористических актах, многоликих эффектах «человеческого фактора» падениях на объекты химоружия самолетов и т.д.) с высвобождением при этом десятков тонн ФОВ и, естественно, устанавливают очень большие размеры ЗЗМ, бессмысленные в отсутствие столь крупных аварий. А другие лица тем временем навязывают обществу разговор о судьбе ОВ из… одного-единственного боеприпаса. Одни обсуждают судьбу облака ОВ, которое высвобождается при пожаре из трех хранилищ химических боеприпасов, а другие лица тем временем говорят только лишь об одной «емкости» с ФОВ — одном-единственном химическом боеприпасе.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

эксперта Федорова Льва Александровича, доктора химических наук, к проекту заключения государственной экологической экспертизы по «Обоснованию инвестиций в строительство объекта по уничтожению химического оружия на территории Щучанского района Курганской области», объект 1597.

…3. Опасность для населения аварий и катастроф
…Этот вопрос очень подробно разобран в действующем федеральном законе «Об уничтожении химического оружия» (1997 г.) и, соответственно, нуждается в проработке в каждом последующем документе по уничтожению химического оружия, включая предпроектные и проектные.
Из представленных материалов следует, что в случае возникновения аварийных ситуаций будто бы возможно лишь кратковременное (в течение часа) поступление зарина, зомана или V-газа в атмосферу цеха, причем в столь ничтожных концентрациях, что опасности вне промзоны не должно существовать.
Это предположение некорректно.
Приведенный в материалах перечень возможных аварий практически имеет отношение лишь к работниках объекта: разгерметизация боеприпаса, поступление контейнера с  аварийным боеприпасом, пролив ОВ под кожухом станка.
Наиболее серьезно интересы жителей региона могут затронуть другие события, опасность которых необходимо изучить в соответствии с действующими нормативными документами (СНиП 2.01.51-90, ВСН ГО 38-83 и др.), например пожары и взрывы.
Для прояснения этих вопросов у разработчиков были запрошены дополнительные материалы — о результатах испытаний специальных контейнеров для перевозки химических оружия (данные об их невысоком качестве уже имеются), а также об оценке риска для жителей Курганской области в связи с возможным возникновением на объекте пожаров и взрывов.
Данные об испытаниях контейнеров представлены не были, оценка риска пожаров разработчиками вообще не производилась, а в отношении возможности взрывов я получил ответ, что «химические боеприпасы, подлежащие уничтожению на объекте в г.Щучье, взрывчатых веществ не содержат. В связи с этим взрыв в процессе расснаряжения отсутствует».
Это заявление ошибочно. На самом деле, на объекте в п.Плановый хранятся не 2, а 4 типа ракетных боеголовок (8Ф44Г1, 9Н18Г, 9Н123Г и 9Н123Г2-1). Из них 2 — в кассетном исполнении, то есть содержащие в корпусе одновременно и ОВ, и взрывчатые вещества и, соответственно, допускающие возможность взрыва при расснаряжении.
Другая возможность взрывов — в связи с детоксикацией зарина и зомана: тепловой взрыв возможен не только при подаче этих ОВ в реактор с моноэтаноламином, но и… при взаимодействии образующихся реакционных масс с гидроокисью кальция.
Таким образом, необходимость проработки вопросов  опасности взрыва вполне правомерна. В связи с этим ошибочен  отказ от необходимости точного знания хранимых боеприпасов сложной конструкции (которое будто бы «к экологической экспертизе обоснований инвестиций отношения не имеет», как  написано в ответном письме на мой запрос), и он может привести к принятию ошибочных решений.
Между тем разработчики не имеют представления о реальных номенклатуре и объемах запасов химического оружия в п.Плановый Щучанского района Курганской области, которые планируется уничтожать, а опираются лишь на «данные УHХВ РХБЗ МО РФ»

ВЫВОДЫ:
…3. В представленных материалах отсутствуют данные об оценке опасности для населения возможных аварий и катастроф, в частности взрывов. Это неприемлемо…

Федоров Л.А., 23 января 1998 года

И, что самое прискорбное, эту игру, придуманную еще в XX веке, то есть до начала практических работ по уничтожению химоружия, приняли и широко используют уже в XXI. Курочка по зернышку клюет. Постепенно в эту увлекательную игру включились все — и высокие и не очень высокие начальники как в центре, так и в регионах работ с химоружием.

Скажем, генерал В.П.Капашин сообщил буквально следующее: «В настоящий момент… ни одна химическая бомба, ни один химический заряд или ракетная боеголовка не являются полноценными боеприпасами, хотя и продолжают так называться. Дело в том,  что в них отсутствуют важнейшие части — взрыватели и пороховые заряды. Фактически все то, что было и продолжает называться оружием, превратилось в обычные емкости, в которых хранятся различного вида боевые отравляющие вещества» (The Voice of Russia, 1.11.2005). Тем самым большой химический генерал подсказал обществу, что если взрыватели и пороховые заряды в химических боеприпасах будто бы отсутствуют, то граждане могут спать спокойно — взрывов на складах химоружия не будет. Между тем это генеральское заявление о невозможности взрывов — неприкрытая ложь. Даже полковник А.Ф.Труфанов не скрывал, что на авиахимскладе в Мирном (Марадыковском) в Кировской области у боеприпасов РБК-500 и БКФ-П «взрыватели находятся во взведенном состоянии»594. Да и на авиахимскладе в Леонидовке (Пензенская область) тоже хранятся кассетные авиахимбоеприпасы нескольких типов, причем расчеты их разлета при взрыве тоже имеются — слабонервным лучше их не знать. И на артхимскладе в Плановом (Щучьем) в Курганской области хранятся два типа химических боеголовок к ракетам «Точка-У» (калибр 650 мм), в каждой из которых находится по 65 кассетных элементов с зоманом или с советским V-газом. И взрыватели в этих боеголовках размещены у них внутри и многие из них пребывают во взведенном состоянии. И взрывы возможны (сценариев таких много), и размеры последствий будут много больше, чем сообщают «технологи» В.В.Шелученко, В.А.Петрунин и В.В.Демидюк492. А вот спасать жителей будет некому — генерал В.П.Капашин взрывы на объектах химоружия уже отменил.

А еще химические генералы В.И.Холстов и В.П.Капашин отменили пожары на объектах химоружия. А когда пожары все же происходят, то делается все, чтобы общество об этом не знало.

Укажем для примера на два пожара 1996 года, характеризующих ситуацию в целом. Так, от пожара, который произошел 6 мая у поселка Мирный Кировской области, серьезно пострадал торфобрикетный завод. К счастью он не перекинулся на примыкающий к поселку склад авиахимических боеприпасов Марадыковский. А 30 сентября пожар случился на одном из сооружений склада ОВ в Камбарке (Удмуртия). Особенностью того события было то, что власти — и гражданские, и военные — не «беспокоили» население информацией о пожаре в течение недели.

Однако тот опыт, похоже, никого ничему не научил.

И вот в мае 2004 года жители Курганской области изрядно поволновались в связи с многочисленными лесными пожарами, которые охватили значительную часть ее территории. А между 17 и 19 мая все газеты просто заполонили вести с полей борьбы с пожарами, а также разнообразными прогнозами. Так, например, серьезное сообщение поступило 17 мая: «лесные пожары, вспыхнувшие в Курганской области, пока не представляют непосредственной  угрозы для  хранилища химического оружия, расположенного… рядом с поселком Щучье, заявил член Госкомиссии по химическому разоружению, депутат Государственной думы генерал-майор Николай Безбородов» (Интерфакс). А сам депутат — избранник жителей области — добавил: «Кромка огня сейчас находится, как минимум, в 80 километрах от хранилища. Непосредственной угрозы для склада пока нет. Ситуация на подступах к объекту находится под особым контролем». Сообщались и более оптимистичные данные, например, что склад химоружия «находится приблизительно в 100 км от очагов пожаров» («Труд», 18 мая). А больше всего о покое сограждан озаботился губернатор области О.А.Богомолов: «Ближайший пожар бушует более чем в 150 км от Щучьего. Да и рядом с объектом нет сплошных лесных массивов, и огонь не может по прямой дойти до арсенала» («Московский комсомолец», 18 мая). Впрочем, были и менее радужные сообщения. Так, «Уралинформбюро» 17 мая выяснил в управлении по делам ГО и ЧС Щучанского района, что «16 мая 2004 года было зафиксировано 3 пожара», и что «огонь не достиг территории войсковой части № 92746».

Как видим, в те дни огонь угрожал и самому складу химоружия, то есть той самой в/ч № 92746. Однако, все эти пропагандистские всполохи не имели ни малейшего отношения к реальной жизни. Напомним в связи с этим и о сообщении Щучанской газеты «Звезда», появившемся за 10 дней до всей этой «пожарной» суматохи областного и всероссийского значения.

            ИЗ ЗАПОЗДАВШЕЙ ГАЗЕТЫ:

«В течение дня 2 мая 2004 года в местности, прилегающей к территории войсковой части 92746, по причине неосторожного обращения с огнем местного населения возникли многочисленные очаги пожаров. Распространению огня способствовал и сильный ветер, а также теплая погода и сухая трава. Возникла угроза проникновения пламени на техническую и хозяйственную территории объекта.
            В связи с этим, кроме штатной пожарной команды, для борьбы с огнем был задействован весь личный состав объекта…
            Основные усилия при тушении пожара были направлены на предотвращение проникновения огня на техническую территорию и угольный склад… Огонь был остановлен на границе зоны хранения химического оружия. Возгорание хранилищ с химическими боеприпасами, других зданий и сооружений не возникло…              Командир войсковой части 92746 полковник Г.Татаринцев».

«Звезда», Щучье, 8 мая 2004 года.

Вот так и живем. Оказывается, какие бы байки ни распространял генерал-депутат Н.М.Безбородов, на самом деле пожар был и произошел он 2 мая 2004 года прямо на территории склада химоружия в пос.Плановый — на самой территории, а не вне нее!. И местное население тут ни при чем — оно могло лишь издали наблюдать пожар на химскладе (некоторым для этого было достаточно залезть на здания в районном центре Щучье и лично наблюдать, как полыхают складские помещения; в это время они бы могли вспомнить и о выраженной в 1997 году начальником артхимсклада тоске о том, что из 66 хранилищ для химбоеприпасов 14 являются деревянными491).

Впрочем, с сообщением об этом пожаре до жителей Щучанского района, которые видели беду своими глазами, начальство снизошло лишь через неделю.

А всю страну информацией не удостоили вообще — 27 мая 2004 года ей (стране) через на все готовую «Российскую газету» было высочайше сообщено, что «в Щучанском районе возгораний нет и не было».

Это означает, что наша властная система, ответственная за химическое разоружение, вообще не извлекла уроки из предыдущего пожара, а он случился на территории склада химоружия в Щучанском районе годом раньше — во второй половине дня 24 апреля 2003 года. В тот раз пожар начался с загорания сухой травы во время обычных сварочных работ при ремонте ограждения артхимсклада в пос.Плановый (как видим, и в тот раз население было ни при чем). А потом загорелись деревья. А тушить пожар пришлось солдатам вручную — пожарная техника из-за завалов подъехать не смогла (между тем начальник этого склада еще в 1997 году был вполне удовлетворен своими противопожарными делами491). К счастью, в тот раз огонь удалось остановить возле хранилищ с химическими боеприпасами. Разумеется, о пожаре 2003 года заинтересованным в правдивой информации жителям не сообщали ни свободная пресса, ни даже генерал-депутат Н.М.Безбородов. Ну и поскольку уроков из этого пожара извлечено не было, во время следующего пожара в 2004 года горели уже складские здания.

А еще наши властные органы отменили возможность крупных аварий на объектах химоружия при серьезных природных катаклизмах, в частности землетрясениях. А между тем химсклад в Мирном (Марадыковском) находится в районе, где время от времени наблюдаются землетрясения силой до 7 баллов (последний раз тектонические подвижки наблюдались в январе 2000 года, когда армию уже отставили от химического разоружения, а Росбоеприпасы еще только брали бразды правления в свои руки; всего же знатоки вопроса имеют данные о 12 землетрясениях, случившихся в этих краях483).

Мы уж не говорим о том, что наши властные органы отменили по существу пресловутый человеческий фактор. Как будто не было энергетической аварии на химскладе в Горном 19 февраля 2003 года, когда бульдозерист просто перерубил действующий электрокабель цеха, где шло уничтожение иприта, а энергетик потом не погубил резервный кабель, включая его не по инструкции.

Ну и как пример того, к каким бедам может привести этот самый «фактор», укажем несообразности, выявившиеся при тайном уничтожении 31 авиационной бомбы с зарином в октябре 2001 года на химскладе в Мирном (Марадыковском). Готовились к операции по ликвидации партии «аварийных» авиахимбоеприпасов загодя и тем не менее кран-балка была смонтирована так, что кабель все время задевал лампы дневного света. В общем кран-балка вышла из строя в первую же смену работы с зариновыми бомбами и для их доставки пришлось срочно приспособить электропогрузчик. А при пуске установки из-за не ожидавшегося завышенного напряжения в электросети много раз срабатывала тепловая защита с естественными последствиями. Ну а после просверливания отверстий в бомбах возникали совсем неприятные беды — забивка коммуникаций, негерметичность из-за порезов резины металлической стружкой, плохая работа щетки для сметания стружки (положение не смогли спасти складские военные — солдаты и прапорщики, это сделал квалифицированный слесарь из бригады ГСНИИОХТа, приехавшей на «аварийные» дела решать текущие технологические задачи)687.

После всего этого обсуждения остается задаться вопросом, а нужно ли так уж стараться иметь чувствительные газоанализаторы, средства защиты кожи для всего населения (а не только для избранных лиц) и средства лечения от всех возможных типов ОВ в связи с работами с химоружием? К сожалению, нужно.

Выше уже упоминалось, что абсолютной безопасности объектов хранения и уничтожения химоружия добиваться никто не станет — наши подпольные «специалисты», чьи должностные полномочия иной раз и не выяснишь, кружатся вокруг «приемлемого» риска.

Они все еще готовы поставить жизни непричастных людей на кон.

Остается добавить, что региональные власти по степени безразличия к судьбам рядовых сограждан мало чем отличаются от центральных. Приведем пример, который относится к одной из встреч Зеленого креста, случившейся в 2003 году496. На этой встрече — через 10 лет после подписания Россией Конвенции о запрещении химоружия18 — официальные представители регионов, где ведутся работы с химоружием, бодро докладывали о своем видении проблемы.

Характерны, в частности, высказывания г.Ю.И.Мамонтова, который в Курганской области многие годы принимает основные решения по химическому разоружению и подносит их на подпись губернатору. В 2003 году это лицо в восторженных тонах докладывало Зеленому кресту о средней школе, которая была построена в пос.Плановый. Оно (лицо) лишь запамятовало упомянуть, что школа та была возведена в СЗЗ объекта хранения химоружия. Другими словами, совершив должностное преступление при выдаче разрешения на возведение на бюджетные деньги нового сооружения в запретной зоне, это лицо еще и нашло способ похвалиться достигнутым. Ну а после этого ему много легче дается такой пассаж: «Не решены вопросы обеспечения безопасности населения и окружающей среды в случае возникновения чрезвычайной ситуации на арсенале хранения химического оружия»496. И эта констатация звучит через 10 лет после подписания Конвенции. И у таких лиц еще хватает смелости ворчать на жителей Щучанского района, подавших исковое заявление в суд против правительства своей страны, клинически не способного обеспечить их безопасность. Неужели им судиться с ни за что не отвечающими чиновниками — от губернатора О.А.Богомолова до его подручного Ю.И.Мамонтовым?!

Заместитель председателя правительства Кировской области (фамилию не называем, так как лиц, занимающихся вопросами химического разоружения в этой области принято менять слишком часто, а сами губернаторы В.Н.Сергеенков и Н.И.Шаклеин успешно уклоняются от личных выступлений перед обществом по этим проблемам) сообщил Зеленому кресту, что в сфере интересов областной комиссии, занятой проблемами химического разоружения, находятся, например, такие вопросы, как «организация санитарно-защитной зоны и зоны защитных мероприятий… объекта»496. Ему и в голову не пришло, что надо дать объяснения обществу, по какому-такому праву люди до настоящего времени так и не выселены из СЗЗ склада химоружия, и тем более, по какому праву на территории этого авиахимсклада проходит возведение объекта уничтожения химоружия. И почему там оказалась транссибирская ж/д магистраль. Что касается разработки «мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», то спланировать их чиновнику помешало… отсутствие утвержденной ЗЗМ. И вот такие лица руководят в высшей степени сложными и опасными делами химического разоружения в Вятском крае.

Заместитель губернатора Пензенской области Н.М.Ащеулов доложил Зеленому кресту детали того, как областным руководством было разрешено строительство будущего объекта уничтожения химоружия на самом неудачном месте — на территории склада химоружия496. И ни слова объяснений на тему, почему люди не отселены из СЗЗ и почему руководство области своим решением поставило под угрозу жизни и здоровье еще одного контингента — жителей Пензы. И это понятно — угроза может возникнуть при чрезвычайной ситуации с авиахиморужием, а до этой скользкой темы вице-губернатор так и не опустился.

Представитель правительства Удмуртской Республики полковник Г.Г.Фризоргер насчет дел с химическим разоружением вообще ограничился лишь разговорами об информировании населения. А вот обсуждение вопросов рисков возможных аварий на двух объектах химоружия докладывало лицо, которое ни за что не отвечает, — представитель Зеленого креста496.

Ну а два министра правительства Саратовской области — С.М.Лисовский и Ю.Г.Радюшкин — рассказали, как потратили 850 тыс. евро по проекту TACIS (Technical Assistance to CIS countries) для закупки оборудования для мониторинга ОВ за пределами СЗЗ496. Деньги те были просто выброшены на ветер, поскольку приобретенные приборы по чувствительности в принципе не были способны измерять концентрации ОВ в атмосферном воздухе населенных пунктов на уровне действующих в России гигиенических стандартов. А еще министры рассказали о построенных после 1998 года коттеджных поселках (тех самых, что недолго исполнявший роль главы правительства России С.В.Кириенко разрешил строить без надлежащей технической документации387). Причем саратовские министры постеснялись хотя бы повиниться перед гражданами в том, что часть поселков была возведена прямо в СЗЗ объекта химоружия.

И лишь представитель Брянской области подчеркнул, что не решается вопрос «финансирования мероприятий по обеспечению безопасности населения.., что негативно сказывается на социально-психологической обстановке среди жителей Почепского района и вызывает недоверие к политике, проводимой законодательными и исполнительными органами власти»496.

Как видим, ни государственная бюрократическая система нашей страны, ни тем более отдельные ее представители в принципе не способны защитить от ОВ людей, имеющих несчастье жить возле объектов химоружия. Даже если б они этого желали. На самом же деле в своем стремлении уничтожить химоружие любой ценой эти лица фактически, повторимся, готовы поставить на кон жизни обитателей ЗЗМ. И, отдадим должное, делают это они истово и изобретательно.

Это свое явное или подспудное стремление группа ответственных лиц из Российского агентства по промышленности продемонстрировала 3 октября 2005 года, когда давала под присягой уже цитировавшиеся свидетельские показания в Краснопресненском суде Москвы в связи с иском жителей Щучанского района против правительства России. Так, бывший начальник УЛХО полковник В.К.Соловьев, признав, что все имеющиеся в России ФОВ действуют через кожу и что в случае аварии они могут распространиться по ЗЗМ (по данным уже упоминавшихся расчетов, при пожаре на складе химоружия в Курганской области обсуждался выход из-под контроля десятков и сотен тонн ФОВ), тут же бодро отрапортовал, что нужды в раздаче одежды для защиты кожи нет и что заготавливать ее для обитателей ЗЗМ не следует (другими словами, расчеты были сделаны понарошку). Другой бывший начальник столь же крупного ранга В.Д.Назаров объявил, что аэрозоли ФОВ, образующиеся при пожаре и стихийных бедствиях, — это вовсе не те аэрозоли, что возникают при боевом применении ФОВ, а какие-то другие. А еще он сообщил, что на складе в Плановом (Щучьем) все заряды будто бы уже уничтожены и что, соответственно, оснований ждать боевых аэрозолей в случае беды с тамошними химическими боеприпасами неоткуда. Когда же его спросили о кассетных боеприпасах, которые и поныне находятся на складе и в которых взрыватели находятся во взведенном состоянии, он тут же стал активно намекать на секретность этих данных. Бывший начальник склада химоружия в Плановом (Щучьем) Г.И.Соляник не смог внятно объяснить, как получилось, что в начале возглавлявшейся им операции по уничтожению всех имевшихся на химскладе боеприпасов с фосгеном по бумагам числились запасы фосгена в количестве 5 т, а после вскрытия снарядов фактически его оказалось более 10 т. А еще он не смог объяснить правовую коллизию — как он сумел уничтожить всю партию боеприпасов с фосгеном на объекте хранения химоружия, хотя закон «Об уничтожении химоружия»361 налагает на подобные действия прямой запрет. Ну а специалист с несколько меньшей боевой историей К.Р.Иванов на прямой вопрос, а имеются ли у нас в стране измерительные приборы, способные измерять ФОВ в воздухе населенных мест в ЗЗМ на уровне действующего в России стандарта безопасности436 был вынужден констатировать, что таких измерительных приборов нет и что имеющиеся приборы обладают чувствительностью, которая в 100 раз хуже, чем необходимо для обеспечения стандарта. Кстати, представители МЧС просто уклонились от участия в суде, хотя все эти вопросы прямо касались их служебных обязанностей.

Осталось добавить, что в ноябре 2005 года во время очередной встречи друзей и знакомых Зеленого креста в самоотчетах должностных лиц из регионов работ с химоружием просто было повторено то, о чем шла речь в 2003 году, разве что с небольшой сменой фамилий ораторов498. Сошлемся для примера на большую речь руководителя МЧС по Курганской области В.Н.Савина. Он с удовлетворением отметил, что при поддержке Зеленого креста сотрудники его ведомства побывали в США (и еще хотят) и что «при финансовой поддержке Зеленого креста» ими были проведены мероприятия, направленные «на решение задач обеспечения безопасности населения и окружающей природной среды». Однако автор не стал рассказывать в деталях, как именно он собирается преодолевать не учебную, а реальную аварийную ситуацию с выходом из-под контроля тонн ФОВ, на что должно быть потрачено 4 часа. И причины понятны, если только на раздачу населению противогазов предполагается потратить 6 часов, а об эвакуации обитателей ЗЗМ из района беды не могло быть и речи (докладчик «забыл» сообщить, что необходимых транспортных средств на это в его распоряжении просто нет). К сожалению, автор не удержался от обычного упрека в адрес СМИ, допускающих «искаженное информирование населения», что, конечно, мешает «выполнению государством обязательств Конвенции о запрещении химического оружия». После чего выдал на-гора дежурные сетования о трудностях с финансированием со стороны государства — ему и в голову не пришло, что без финансирования не может быть никаких обязательств, потому что выполнение обязательств любой ценой — это уже из репертуара товарища Сталина, а также бывшего Саратовского губернатора товарища Аяцкова, а в цивилизованном государстве такое невозможно в принципе. После всего этого вряд ли кто захочет спрашивать у В.Н.Савина, почему он не собирается снабжать обитателей ЗЗМ средствами защиты кожи от ФОВ, действующих через кожу.

Остальные выступления на той встрече должностных лиц из регионов были выдержаны в том же стиле. Так, очередной по счету представитель администрации Кировской области подробно поведал, как была организована общественная экологическая экспертиза авантюрного проекта с уничтожением авиабомб с советским V-газом путем заливки в них воды. Организована силами местного отделения ВООП — об обязательной государственной экспертизе места в речи не нашлось498. В-общем обсуждать эти выступления нет необходимости.

Возвращаясь к проблеме безопасности обитателей ЗЗМ, отметим, что в свое время такую норму, как отселение людей из ЗЗМ, Государственная дума РФ исключила из проекта закона «Об уничтожении химического оружия»361, хотя на этом настаивали общественные экологические организации491. Между тем ясно, что во всех местах, где предполагается уничтожать химоружие, власти обязаны отселять желающих жителей из ЗЗМ за счет бюджета, поскольку в пределах ЗЗМ могут распространяться аварийные выбросы ОВ. Или же обеспечить, как ни странно это прозвучит в наши дни, абсолютную безопасность обитателей ЗЗМ. Тем не менее во всех организациях, где сейчас идет работа с документами объектов уничтожения химоружия, безопасность населения в пределах ЗЗМ пока не обеспечена.

Подводя итог обсуждению, резюмируем основные и вполне очевидные позиции. Как ни прискорбно, но в России так и не появились важные вещи, без которых начинать химическое разоружение может разве что страна-самоубийца.

В стране нет сертифицированных технологий уничтожения химоружия.

В стране нет измерительных приборов для обнаружения утечек ОВ в воздухе населенных пунктов с чувствительностью на уровне действующих в ней гигиенических стандартов.

В стране не предусмотрено обеспечение населения полным комплектом средств защиты кожи в случае попадания ОВ в жилые районы.

В стране нет антидотов — средств спасения граждан всех категорий, в особенности больных и пожилых, в случае их отравления всеми новейшими ОВ.

В стране так и не создана должная правовая среда, способная обеспечить безотказные и исчерпывающие действия властей по защите населения в случае неблагоприятных обстоятельств при уничтожении химоружия, а населению — безусловную защиту их прав, в первую очередь права не быть отравленным.

Ну и последнее. У общества так и не появилась хотя бы малейшая официальная информация о старом химоружии и об экологических последствиях прошлых работ армии и промышленности по подготовке к наступательной химической войне. Между тем все это имеет прямое отношение к нынешнему экологическому положению в России и к задачам ее химического разоружения.

Как видим, из всего этого обсуждения следует очевидная альтернатива — или отселение людей из опасных зон или же абсолютная безопасность. Если же власти не способны или не хотят делать ни того, ни другого, тем самым они сознательно обрекают людей на беды и провоцируют социальные конфликты.

Рисковать жизнями людей никому не позволено.

Впрочем, на этом мало радостном фоне есть и светлое пятно — энтузиазм официальных лиц США. Как доложил в 2004 году Зеленому кресту представитель Пентагона, в России имеется два объекта, где хранится химоружие, «которое легче всего поддается распространению, а именно артиллерийские снаряды и боеголовки ракет». Так вот, они (США) на этих двух объектах (в Плановом и Кизнере) «установили системы безопасности»497. И в самом деле — надобно по всему свету бороться с террористической угрозой для США.

*   *   *

            Итак, мы выяснили, сколь готовы (или не готовы) ведомства страны — Агентство по промышленности, Минздрав, МПР и МЧС — к защите граждан России от химоружия, которое залежалось на ее складах. Ясно, что должной по гуманистическим нормам нынешнего времени инфрастуктуры обеспечения химической безопасности в стране пока нет.

            А что же наша армия, по заказу которой химоружие было изготовлено и которая бодро докладывала о своей готовности защитить наших граждан от вражеских ОВ? Чтобы понять это, перечислим те войсковые части, которые будто бы будут обеспечивать защиту Отечества в случае, если коварный враг совершит на нас вероломное нападение с применением оружия массового поражения — химического, биологического, ядерного.

            Вот они, эти пожелавшие остаться в тени отдельные бригады войск РХБЗ: Саратовская область (Шиханы) — 1-я отдельная бригада РХБЗ; Курская область — 27-я отдельная бригада РХБЗ; Ивановская область (Кинешма) — 3-я отдельная бригада РХБЗ;  Екатеринбург — 29-я отдельная бригада РХБЗ; Вологодская область — 41-я отдельная бригада РХБЗ; Волгоградская область (Фролово) — 21-я отдельная бригада РХБЗ; Алтайский край (Поспелиха) — 11-я отдельная бригада РХБЗ;  Хабаровский край (Галкино) — 16-я отдельная бригада РХБЗ. Отечество, возможно, они и защитят, если под этим подразумевается сама армия. А вот людей, живущих возле объектов химоружия, они защищать вряд ли будут — очень уж аварии скоротечны.

            Впрочем, жители могут проверить все это не себе. Пусть звонят, если что… А вдруг и в самом деле помогут?

« Назад Оглавление Вперед »