«Химическое разоружение по-русски»

21.4.   ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ПРЕЗИДЕНТОМ

Итак, захотят ли российские генералы вспомнить об обязательствах перед своей собственной страной без какого-то внешнего импульса? Вряд ли. Будут ли им напоминать об этом господа из ОЗХО в Гааге? Тоже вряд ли.

Вот почему экологической общественности России пришлось взять на себя первый шаг в решении проблемы старого химоружия557,564. В письме от 28 декабря 2000 года Союз «За химическую безопасность» информировал президента России В.В.Путина о принципиальной ошибке Минобороны РФ, которое решило не предоставлять в Гаагу данные о старом химоружии России. В конце письма была выражена надежда, что самый высокий руководитель страны располагает «средствами направить Минобороны России на путь уважения интересов граждан России, а также строгого исполнения законов и международных обязательств нашей страны». Вместо ответа по существу дела была получена невразумительная отписка от 9 февраля 2001 года за подписью химического генерала В.Д.Манченко («на решение этой проблемы потребуются значительные финансовые средства»). Похоже, нашему генералитету, так и невдомек, что он обязан уважать права сограждан на здоровую окружающую среду, не говоря уж о том, что на него также распространяются обязанности строго исполнять законы страны и ее международные обязательства557,564.

И тогда письмом от 1 июня 2001 года Союз «За химическую безопасность» отправил президенту страны необходимые документальные доказательства, вновь выразив надежду, что он «найдет силы поставить наш генералитет на службу интересам населения вскормившей его страны».

Продолжение последовало 29 сентября 2001 года. В тот день Союз «За химическую безопасность» отправил президенту России В.В.Путину очередное послание557. К письму был приложен «документ, из которого однозначно следует, что старое химическое оружие до наших дней находится в закопанном состоянии на территории Москвы в трех точках — в районе лесопарка Кузьминки, на Очаковском шоссе и на Богородском валу. И захоронено это оружие было до 1946 года». Документ этот был опубликован в газете «Время-MN» за 5 сентября 2001 года и, в соответствии с Конвенцией о запрещении химоружия18, после этой даты Россия была обязана официально известить ОЗХО в Гааге о вновь обнаруженных данных о старом химоружии в течение 180 дней, то есть до 6 марта 2002 года. В письме была выражена надежда, что президент «располагает силами направить Минобороны России на путь уважения обязательств России, а также на путь уважения интересов граждан России и всего мирового сообщества». Одновременно тем же письмом президент России был информирован, что если до 6 марта 2002 года Минобороны не известит о передаче опубликованной информации в ОЗХО в Гааге, мы найдем возможность сообщить ОЗХО о новых данных сами, поскольку к Конвенции о запрещении химоружия18 присоединились не генералы, а страна, и ответственность за ее исполнение во всех частях несет тоже вся страна564.

Далее, 7 марта 2002 года президент России был извещен о том, что ни Минобороны, ни какой-либо иной правительственный орган России не сообщили общественному экологическому движению о факте передачи в Гаагу информации о химоружии, закопанном в Москве. Гарант конституции РФ был извещен также, что Союз «За химическую безопасность» обобщил весь материал о старом химоружии, из которого «следует, что старое химическое оружие может быть закопано по крайней мере в 350 местах России». На это была получена отписка от 10 апреля 2002 года за подписью все того же генерала В.Д.Манченко, который по поручению администрации президента указал экологической общественности, что «решение экологических вопросов при ликвидации наследия прошлого является чрезвычайно сложным в организационном плане и требует значительных затрат». И все, и обязательства по Конвенции о запрещении химоружия ему ни к чему557,564. Да и президенту РФ, который держит при себе таких генералов.

В следующем письме от 3 июля 2002 года президент России получил от Союза «За химическую безопасность» сообщение о состоянии дел с химическим разоружением в России, Среди прочего, он был информирован и насчет старого химоружия: «Доклад на эту тему с перечислением 350 мест России, где старое химическое оружие имеется (в частности в мемориальном московском комплексе Кузьминки), в настоящее время готовится и он будет передан в Организацию по запрещению химического оружия. Пусть в Гааге решают, имеется в России старое химическое оружие или не имеется. Нам здесь жить». Отписка на это обращение была получена лично от полковника А.Д.Горбовского (это — очень важная птица на властном дереве): «Что касается подготовки Вами информации о местах расположения старого химического оружия для представления в Гаагу, то Организацией по запрещению химического оружия эти данные будут расценены как неподтвержденные публикации средств массовой информации»557. Вот так и живем. В свое время генерал-полковник Д.Горбовский, будучи еще молодым и по-советски старательным, немало побегал по военно-химическим полигонам в Шиханах и Фролищах в поисках мест для закапывания химоружия. Теперь вот потерявший чувство реальности спесивый полковник А.Д.Горбовский решает за международную организацию в Гааге, как ей реагировать на насущные экологические проблемы России564.

Ну а 3 августа 2002 года президент России был побеспокоен вновь. На этот раз Союз «За химическую безопасность» направил ему черновик доклада о старом химоружии России с просьбой «поручить министру иностранных дел России И.Иванову сделать предварительный технический просмотр проекта доклада России в ОЗХО. Нам хотелось бы избежать шероховатостей, неизбежно возникающих при переводе столь сложных технических текстов». В заключение была выражена надежда, что «звание великой державы, на которое претендует Россия, требует более ответственного отношения к исполнению добровольно принятых на себя международных обязательств, чем это демонстрируют наши официальные ведомства — МИД России и МО России»564.

На этот раз ответа не последовало ниоткуда — ни от президента страны, ни от его челяди.

После всего этого Союз «За химическую безопасность» был вынужден в первых числах марта 2003 года сдать прямо в ОЗХО в Гааге доклад России по вопросам старого химоружия754. О чем президент РФ был извещен письменно. Заодно в письме президенту страны было указано: «В случае если МО РФ или Росбоеприпасы РФ интересуют перечни мест России, Украины, Белоруссии и др. государств, где было закопано старое химоружие, они могут получить необходимые данные в Гааге. Всего их более 500. И все они экологически опасны для людей»564.

Разумеется, из ОЗХО в Гааге не последовало ни малейшей реакции. Ну что ж, двойной стандарт в отношениях между странами, а также между странами и международными организациями появился не вчера496. С учетом того, что и «международная общественность» еще до доклада в ОЗХО в Гаагу была публично ознакомлена с проблемой очевидного неисполнения властями России Конвенции о запрещении химоружия в части, касающейся старого химоружия494, все стало более или менее очевидным — рассчитывать российскому гражданскому обществу можно только на себя.

В-общем к 2005 году стало очевидным, что обладатель места на вершине властной вертикали России не способен читать тревожные письма, поступающие с горизонтали. И 28 января 2005 года из Союза «За химическую безопасность» в его адрес ушло 20-е по счету письмо: «…это письмо последнее. Опыт показывает, что продолжать поиски путей «конструктивного сотрудничества» с нынешней обнаглевшей от безнаказанности бюрократией вряд ли имеет смысл… Единственное, что Вам следует иметь в виду, сводится к следующему… в случае отравления хотя бы одного человека… ответственность будет нести лично Вы. Прощайте».

Ждать следующего гаранта осталось недолго — он появится в 2008 году.

« Назад Оглавление Вперед »