22.4. ВОДА НА НИВЕ ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ (2001-2002)
В 2001 году на авиационном химскладе в Мирном (Марадыковском) было ликвидировано, помимо 31 авиахимбомбы с зарином, также еще три крупных авиахимбоеприпаса. Однако в ежегодном отчете Государственной Думе за 2001 год, который был представлен Росбоеприпасами, упоминаний об этом событии не содержится. В том отчете были упомянуты «аварийные» авиабомбы с зарином, уничтоженные осенью 2001 года в Леонидовке и в Мирном (Марадыковском), а также снаряды в Кизнере. При этом в отчете было особо подчеркнуто, что речь идет только об аварийных химбоеприпасах и что для их ликвидации была использована установка для уничтожения именно аварийных боеприпасов.
А вот про уничтожение трех ВАПов с V-газом в том же Мирном написать как-то постеснялись. Потому что там не было даже признаков аварийности, а был поставлен опыт по уничтожению авиахимбоеприпасов новым методом. И было это сделано непосредственно на территории склада химоружия. А такие действия были запрещены законом «Об уничтожении химческого оружия» 1997 года361. Так что докладывать высшему законодательному органу страны было не с руки, хотя именно на эту работу Государственная Дума утвердила трату в 10,0 млн рублей на 2001 год по линии государственного оборонного заказа360. Разумеется, и получателем денег, и исполнителем опыта был головной институт ГСНИИОХТ. Единственное, что сделали хитрецы из Росбоеприпасов, так это информировали вместо своего парламента «международных контролеров».
Ну а в сентябре 2002 года на химскладе в Мирном (Марадыковском) начался уже масштабный опыт — содержимое 16 авиахимбоеприпасов (советский V-газ) стало объектом испытаний метода гидролиза ОВ непосредственно в их корпусах. При этом присутствовали контролеры из ОЗХО.
Предлог уничтожения боеприпасов был избран обычный — «аварийность». Для опыта длительностью в 100 дней были взяты 15 ВАПов типа ПАС-500С (в каждом247,9 кгV-газа) и одна авиабомба типа БАСА-150С (91,42 кгсоветского V-газа). Делалось все это в атмосфере тайны, возможно, даже от администрации области (так во всяком случае она попыталась сделать вид через 1,5 года после того события). И в это хотелось бы верить, но очень трудно.
Чтобы избежать недомолвок, подчеркнем, что оснований для болтовни об «аварийности» в данном опыте быть не могло. Уничтожение 16 химбоеприпасов в Мирном (Марадыковском) было включено в государственный оборонный заказ Росбоеприпасам на 2002 год (приложение 27 к постановлению правительства РФ от 21 февраля 2002 года № 125-10). За исполнение заказа ГСНИИОХТу было запланировано поначалу выдать из бюджета страны 2,0 млн рублей, причем в течение года та сумма выросла до 4,11 млн рублей. Работа была занесена в раздел: «Доработка и совершенствование технологий и технологического оборудования для уничтожения ФОВ». А полностью тема «Основа» была сформулирована так: «Отработка технологии уничтожения отравляющего вещества V-х непосредственно в корпусах авиационных боеприпасов. Окончание работы – 2002 год. Выбор технологических решений. Изготовление дозаторов реагента, пробоотборных устройств и герметизированных элементов. Апробирование технологии. Разработка исходных данных на проектирование промышленных участков затравки боеприпасов реагентом».
Вот так. В 2001 году, когда работа только началась, это было всего лишь «проведение испытаний». Однако обещанное окончание после «апробирования технологии» в 2002 году не наступило, и на 2003 год ГСНИИОХТ выписал себе из бюджета еще 4,075 млн рублей на осуществление новой авантюры следующего содержания: «Исследование возможности применения метода для детоксикации зарина. Уточнение параметров процесса детоксикации зарина непосредственно в боеприпасе. Модернизация существующей модульной лаборатории в в/ч 21228». Впрочем, с зарином у них не выгорело (это было ясно изначально, так как для полной ликвидации зарина нужно не 7% воды, как в случае V-газа, а 13%, а такого пустого объема в химических боеприпасах нет и быть не может675), так что на 2004 год работа не перешла, зато была включена уже как существующая технология в проект программы уничтожения химоружия 2004 года599.
Ну а ГСНИИОХТ за 2001-2003 годы получил из бюджета 18,8 млн рублей только на работу по этой теме.
Осталось сообщить о реакции жителей на авантюристические действия энтузиастов тайной отработки технологий ликвидации химбоеприпасов.
Весной 2004 года, когда новый способ ликвидации V-газа перекочевал из задумок в проект очередной программы уничтожения химоружия599, население области, живущее вблизи от склада химоружия в Мирном (Марадыковском), сделали оценку этого события. И она вновь оказалась резкой758 — такова реакция людей на социальную провокацию, совершенную чинами из Росбоеприпасов.
РЕШЕНИЕ
собрания граждан, представителей трудовых коллективов, администрации и
природоохранных служб города Котельнича и Котельничского района.
26 апреля 2004 года г.Котельнич
Собрание отмечает, что нарушение прав граждан при проведении работ с химическим оружием стало в Российской Федерации постоянной практикой. В частности в последние годы Федеральное агентство по боеприпасам за спиной жителей Кировской области активно проводит уничтожение отравляющих веществ (ОВ) на арсенале «Марадыковский» (поселок Мирный) в авиационных химических боеприпасах экологически опасными способами, в том числе с помощью установки КУАСИ и ликвидации ОВ непосредственно в химических боеприпасах. Эти действия не имеют необходимых научных оснований и были совершены в нарушение Федерального закона РФ от 2 мая 1997 года № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия».
Собрание постановляет обратиться в правительство Кировской области, к Полномочному представителю Президента, в ГУПР по Кировской области, в Федеральное агентство по промышленности, в Законодательное Собрание Кировской области со следующими требованиями:
1. Запретить несанкционированные, противоправные и опасные эксперименты по уничтожению ОВ типа V-газа в Мирном (арсенал Марадыковский).
2. Запретить использование установок типа КУАСИ, не прошедших государственную экологическую экспертизу и не имеющих сертификата соответствия, для уничтожения химического оружия.
3. Отозвать согласованный с губернатором, Председателем Правительства Кировской области проект 3-й редакции ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» как не отвечающий интересам жителей Кировской области.
4. Выполнить рекомендации заключения комиссии общественной экологической экспертизы документации ТЭО строительства ОУХО на территории Оричевского района Кировской области о невозможности использования для строительства объекта уничтожения химического оружия участка, прилегающего к нынешнему складу хранения ОВ в поселке Мирном (арсенал Марадыковский).
5. Запретить проведение на арсенале «Марадыковский» любых работ с химическим оружием, кроме хранения, до утверждения в установленном порядке зоны защитных мероприятий.
6. Немедленно принять план отселения жителей п.Мирный, проживающих в санитарно-защитной зоне арсенала хранения химического оружия «Марадыковский». План должен быть исполнен до начала практических работ с химическим оружием.
7. Предусмотреть в новой версии Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» реабилитацию участков территории Кировской области, где в прежние годы происходило уничтожение химического оружия.
8. Потребовать составления трехстороннего Гражданского соглашения между населением, Правительством области и Федеральным агентством по промышленности по всем вопросам, связанным с нахождением химического оружия на территории Кировской области…
10. Предупредить Федеральное агентство по промышленности о необходимости немедленно прекратить практику сокрытия от населения информации о деятельности арсенала «Марадыковский» по любым вопросам, затрагивающим интересы жителей Кировской области…
12. Обеспечить все население города и района средствами защиты от ОВ — как средствами защиты органов дыхания, так и средствами защиты кожи…
Собрание подчеркивает, что при невыполнении данных требований население оставляет за собой право потребовать полного вывоза химического оружия с территории Кировской области.
Собрание обращает внимание органов власти Российской Федерации и Кировской области о неправильно избранных приоритетах в сложившейся практике химического разоружения. Необходимо в первую очередь безусловное обеспечение безопасности населения и окружающей среды, а не выполнение международных обязательств758.
* * *
В августе 2002 года во время встречи с С.В.Кириенко я обратил его внимание на странную сезонность «течи» химических боеприпасов. Он ответил, что дал указание прекратить массовое уничтожение «аварийного» химоружия. Он лишь умолчал о том, что все запланированные технологические работы к тому моменту в основном были выполнены (на сентябрь-октябрь осталось совсем немного) Умолчал он и о том, что двумя годами раньше самолично занимался организацией уничтожения так называемых «аварийных» химбоеприпасов679 и что изготовление технологического оборудования под предлогом ликвидации «аварийных» химбоеприпасов показалось противозаконным даже Счетной палате, которая как раз в это время проверяла деятельность Росбоеприпасов.
Однако в тот момент все это уже никого не волновало — шло изготовление наградного списка отличившихся на фронте ликвидации «аварийных» химических боеприпасов для доклада президенту.
Итак, химические боеприпасы в Кизнере и Плановом (Щучьем), Мирном (Марадыковском) и Леонидовке «течь» перестали так же одновременно, как и начали. А одновременное прекращение «течи» боеприпасов — не только указание на искусственность события, но и свидетельство противозаконности способа ликвидации 338 химических боеприпасов559.
Впрочем, цель той тайной операции (снабжение технологов необходимой технической информацией) была достигнута, и, как уже говорилось, 35 военных получили награды495. Как видим, президент России В.В.Путин был удовлетворен рвением ФУбХУХО в обеспечении разработчиков ГСНИИОХТа данными, необходимыми для создания будущих технологий уничтожения химоружия.
« Назад | Оглавление | Вперед » |