6.5. И ЧТО ДАЛЬШЕ?
Итак, первые два закона с муками, но все же появились, правда не в 1992-1993 годах, а в 1997361 и 2000366 годах, соответственно. А вот с остальными дело не заладилось. Правительственные инстанции все время находили способы не вносить на рассмотрение парламентариев проекты обязательных федеральных законов, которые должны были обеспечить компенсации для пострадавших в случае аварий и иных чрезвычайных ситуаций при работах с химоружием, а также о государственном страховании граждан и их собственности от аварий на объектах химоружия.
В 1994 году два важных лица — А.С.Иванов и Ю.И.Исаев, исполнявшие обязанности заместителя председателя конвенциального комитета по вопросам химического и биологического оружия и главного специалиста этого комитета, -разливались соловьем на тему о тех социальных законах, которые необходимо было всенепременно подготовить и принять482. Однако по состоянию на начало 2006 года этих законов нет и их уже не будет. А самодовольные обитатели всей властной вертикали страны делают вид, что ничего не произошло.
В связи с этим не бесполезно указать на безоглядную «гибкость», которую уже многие годы являют широкие слои российского чиновничества вкупе с политологами того же происхождения, особенно когда им удается поговорить подальше от своей хлопотной страны. Так, в книге 1997 года, помимо фамилий Н.И.Калининой и А.Н.Калядина, мы находим и такое заключение: «К наиболее значимым документам нормативно-законодательного характера следует отнести… законопроект «О дополнительных компенсационных выплатах за вред, причиненный воздействием токсичных химикатов здоровью граждан… «, находящийся на этапе согласования с субъектами РФ»470. О том же пишет и многолетний борец за экологическую безопасность В.В.Куценко в книге все того же 1997 года. Он указывает также и на необходимость принятия закона «об обязательном государственном страховании граждан и их собственности от аварий на объектах по хранению и уничтожению химического оружия»472.
А вот, что вышло из-под пера группы лиц, также имеющих отношение к химоружию России (А.А.Пикаев, А.Н.Калядин, Н.И.Калинина, Н.Н.Ковалев). В труде, выданном в свет в 1998 году, они оптимистично заключили: «в настоящее время имеется необходимая правовая основа, позволяющая достигнуть значительного прогресса в реализации российской программы по уничтожению химического оружия»471. И все. Жители, живущие рядом с опасными объектами, могут не беспокоиться — господа говоруны за них уже подумали.
К сожалению, материал настоящей главы не дает оснований для оптимизма. И ниже нам еще придется подробно говорить о том, что к 1 апрелю 2002 года правительство России приняло лишь 13 из 31 нормативного акта, которые были необходимы для реализации уже принятых федеральных законов о химоружии, не говоря уж об отсутствующих619. И обнаружило это контрольное управление лица, которое имеет отношение и к химоружию, и к охране прав граждан страны, — президента России.
СПРАШИВАЙТЕ — ОТВЕЧАЕМ (2001 год):
«А.А.Фоминых: Какова судьба третьего законопроекта, касающегося нашей разработки совместно с федеральным центром и регионами о компенсационных выплатах за вред, причиненный воздействием токсичных химикатов..?
Н.И.Калинина: Этот закон в правительство не поступал. Но юридически все инстанции, начиная с Института сравнительного правоведения и законодательства и заканчивая Минюстом, утверждают, что такого закона не должно быть.»494
Однако такими «гибкими» оказались далеко не все. Когда 15 марта 2001 года в МВК по экологической безопасности СБ РФ в очередной раз обсуждалась проблематика химического разоружения, было констатировано, что «необходима разработка и внесение на рассмотрение в правительство РФ проекта закона «О компенсационных выплатах за вред, причиненный однократным воздействием токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, жизни и здоровью граждан, вследствие чрезвычайной ситуации, возникшей при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия»375.
Совершенно ясно, что без третьего и четвертого законов вообще было нельзя начинать какие бы то ни было работы с химоружием, включая хранение. Тем более власти страны в принципе не имели права начинать уничтожение люизита-иприта в Горном и Камбарке, фосгена в Плановом-Щучьем, советского V-газа в Мирном-Марадыковском в отсутствие этих законов. Ведь именно с их помощью должны определяться выплаты за вред, причиненный воздействием ОВ здоровью граждан, имущественным интересам физических и юридических лиц из-за чрезвычайных ситуаций, возникших при работах по хранению, перевозке и уничтожению химоружия.
Тем не менее ликвидация ОВ в Горном уже закончена.
« Назад | Оглавление | Вперед » |