«Химическое разоружение по-русски»

8.3. ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «СЕКРЕТНОСТЬ»

Итак, о чем идет речь? Вовсе не о злокозненных иностранцах, шпионаже и прочих по нынешним временам малозанимательных химерах. Речь — об экологии в самом широком смысле.

В самом деле, до наших дней гражданам России абсолютно ничего не сообщено об обстоятельствах начала подготовки к химической войне. Ничего не известно о наступательных целях химической войны, об оправданности выпуска самой большой в мире партии самого мощного химоружия, о судьбе всего того химического арсенала, который был создан ценой здоровья и жизней десятков тысяч людей. Сколько-нибудь подробные данные о подготовке Советского Союза к химической войне, которые были бы доступны населению, просто отсутствуют и добываются обществом они безо всякого содействия со стороны властей России1-6,13,240-245,502,510,513-515,518,528-531,526,534,539-542,546-551.

Продолжить разговор о бессмысленных тайнах полезно с чтения писем.

          ИЗ ПЕРЕПИСКИ:
          Совет Безопасности РФ — архиву ГАРФ (июль 1994 г.):
«В связи с подготовкой проекта государственной программы уничтожения химического оружия РФ возникла необходимость в оценке экологических последствий подготовки к химической войне. Прошу Вас найти возможным рассекретить и представить в МВК по экологической безопасности копии архивных документов Минздрава СССР прошлых лет, которые содержат экологическую и медицинскую информацию по этому вопросу, в соответствии с приложением».

          ГАРФ — Совету Безопасности РФ (февраль 1995 года):
«В соответствии с Вашим письмом архив обратился к заместителю министра здравоохранения РФ В.К.Агапову с просьбой прислать в архив экспертов для просмотра интересующих Вас дел и решения вопроса об их рассекречивании. До настоящего времени ответа на наше письмо из Минздрава РФ не получено».

И не получили — ни архив, ни общество. Господин В.К.Агапов до того, как стать руководителем секретно-медицинских дел Минздрава РФ, был начальником Третьего главного управления при том же Минздраве.

С этим же ведомством, равно как и с двумя другими «углами» ВХК -наследниками МХП СССР и МО СССР — связано то, что население страны официально так и не осведомлено ни о катастрофах, ни даже об авариях, связанных с созданием, испытанием, хранением и использованием химоружия.

ПЛАЧ ОБЩЕСТВА ПО ПРАВДЕ (ИЗ РЕЗОЛЮЦИЙ)

КОНФЕРЕНЦИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ» (27-28 МАРТА 1993 г.):
«Все сведения, касающаяся производства, испытания, хранения и уничтожения химического оружия, должны быть рассекречены и доступны специалистам, общественности и средствам массовой информации. «486
ЭКОПАРЛАМЕНТ ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА И СЕВЕРНОГО КАСПИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В БАССЕЙНЕ Р.ВОЛГА (1 ИЮЛЯ 1993 г.):
«8. Рекомендовать Правительству РФ:
8.1. Рассекретить все документы, связанные с подготовкой к химической войне. Пересмотреть решение Правительства РФ от 30 марта 1993 года в части, касающейся ужесточения режима секретности в отношении вопросов разработки химического оружия».
ОБЩЕСТВЕННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДНИ ВОЛГИ-93» ПО ПРОБЛЕМЕ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ (14-16 ОКТЯБРЯ 1993 г. ):
«1.Вся информация, касающаяся прошлого производства, испытания, хранения и уничтожения химического оружия, должна быть рассекречена и доступна специалистам, общественности и прессе».
   ОБЩЕСТВЕННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДНИ ВОЛГИ-94» ПО ПРОБЛЕМЕ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ (15 ОКТЯБРЯ 1994 г.):
   «I.5. Государству в целом и отдельным ведомствам, в прошлом принимавшим участие в подготовке к химической войне, необходимо немедленно принять решение о рассекречивании всей информации о прошлом производстве, испытании, хранении и уничтожении химического оружия. Эта информация должна быть рассекречена и доступна специалистам, общественности и средствам массовой информации вне зависимости от отношения к этому вопросу других государств. Информация о новом химическом оружии России, не включенном в Конвенцию о химическом оружии, должна быть обнародована и это оружие должно быть поставлено под международный контроль. Секретное постановление Правительства РФ от 30 марта 1993 года в части, касающейся засекречивания информации о работах по химическому оружию, должно быть отменено как ошибочное и приводящее к катастрофическим последствиям для здоровья населения.
     I.6. Генеральная Прокуратура РФ должна немедленно начать уголовное преследование руководителей Министерства обороны, Роскомхимнефтепрома, Минздрава и других министерств и ведомств, продолжающих скрывать от общества экологическую и медицинскую информацию, связанную с подготовкой к химической войне и с ее последствиями для природы и для здоровья населения. В противном случае экологическая общественность не сможет связывать себя с какими-либо подзаконными актами по дальнейшему сохранению указанной информации в тайне»627.

Известно множество попыток общества получить доступ к информации по химоружию, не имеющей технологического характера и принадлежащей ему по праву. Однако эта общественная активность какого-либо результата не принесла — власти заняли позицию глухой обороны и даже — с подачи генералитета — начали переходить в наступление.

            ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА от 30 марта 1993 г.
«Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Внести во Временный перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1992 г. № 733-55, следующие изменения и дополнения: раздел IX дополнить пунктом 122 следующего содержания:
            122. Сведения, раскрывающие содержание ранее осуществлявшихся работ в области химического или биологического оружия либо существо этих работ, достигнутые при этом результаты, а также сведения по рецептурам, технологии производства или снаряжению изделий.

Председатель СМ — Правительства РФ В.Черномырдин».
«Известия», Москва, 5 августа 1995 года.

Приведенное беспардонное решение В.С.Черномырдина, безусловно, подписанное им с подачи генералитета и спецслужб (вряд ли кто-либо в стране допускал мысль, что это лицо было способно принимать самостоятельные решения) и находящееся в противоречии с законом «О государственной тайне», не просто затормозило, а остановило процесс рассекречивания документов в области химоружия, даже документов, прямо содержащих экологическую и медицинскую информацию.

А Генеральная прокуратура, теоретически обладающая надзорным мандатом за законностью в стране, не нашла в себе силы обнаружить то, что населению видно невооруженным глазом.

            ПРОКУРАТУРА — СОВЕТУ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
(согласование не изменено):

«Правительство Российской Федерации вправе решать вопросы отнесенные к секретным сведениям, затрагивающие интересы безопасности государства, в т.ч. связанные с деятельностью по химическому оружию. Конституцией Российской Федерации, законом о Прокуратуре РФ органам прокуратуры не предоставлено право осуществлять надзор за законностью издания постановлений Совета Министров — Правительства РФ.       

                    Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
 В.И.Давыдов. 6 декабря 1994 г.»

Главное в этом маловразумительном тексте все же видно — прокуратура России не надзирает и вряд собирается надзирать за соблюдением законов. И трудно ожидать прогресса в химическом разоружении, если правительство и его министерства и ведомства (Минобороны, Минздрав, Росбоеприпасы и многие другие) сохранят свою позицию властных органов, стоящих над законом и логикой жизни, а прокуратура будет и дальше мириться с прямыми нарушениями действующего в стране законодательства.

Нам говорят, что подписанное В.С.Черномырдиным постановление будто бы касается охраны секретов в области разработки и производства химоружия. Это неправда. В постановлении совершенно секретным называют, например, «достигнутые… результаты». Такая вот хитрейшая расширительная формула. И именно эта формула позволила министерствам и ведомствам не рассекречивать документы с экологическими и медицинскими «результатами», достигнутыми при подготовке к химической войне. Кстати, впоследствии «формула Черномырдина» была закреплена указами президентов России — и первого (от 30 ноября 1995 года № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»), и второго (от 11 февраля 2006 года № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»). Теперь пункт 13 (!) звучит так: «13. Сведения, раскрывающие содержание ранее осуществлявшихся работ в области оружия массового поражения, достигнутые при этом результаты, состав образца, рецептуру, технологию производства или снаряжения изделий».

Мотивы общества, вынужденного защищаться самостоятельно, без опоры на бесполезную прокуратуру, таким образом, очевидны. Отсутствие гласности применительно к химоружию прямо противоречит нормам экологической безопасности, поскольку инциденты с химоружием — прошлые и будущие — не могут не захватывать в свою орбиту ничего не подозревающее население.

Следует подчеркнуть, что обращение химических генералов с Уголовным Кодексом стало в последние годы вызывающе вольным. Чтобы сограждане, не дай Бог, сами не разузнали чего-то слишком экологичного в области химоружия, генералитет провернул в 1993 году столь же изящную, сколь и уголовно наказуемую операцию. В государственном военном архиве, где за ними числится множество папок с документами, «химики» попытались изъять из открытого оборота и повторно упрятать в спецхран много дел. Однако старались они напрасно: чтобы доказать, что наша военно-химическая служба — это по существу преступная организация, достаточно и нескольких десятков открытых папок547.

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ПРЕЗИДЕНТОВ

Президенту России Путину В.В.

Уважаемый Президент,
Союз «За химическую безопасность» обращает Ваше внимание на принципиальную ошибку в деле химического разоружения, которая была допущена Минобороны РФ и в первую очередь войсками РХБ защиты.
В 1992-1993 г. Российский Государственный военный архив (РГВА) сделал доступными обществу старые документы о военно-химической активности СССР между 1918 и 1940 гг… Это обстоятельство позволяло обществу последовательно разрешать обе общенациональные проблемы — 1) готовиться к уничтожению запасов химического оружия и 2) понять экологические последствия военно-химической активности в довоенные годы и начать подготовку к их преодолению.
В 1994 году по требованию Минобороны РФ 90% дел (… обобщенных в описях №№ 6 и 8) РГВА были изъяты из общего доступа. Сделали они это напрасно.
С одной стороны, в скрытых от общества документах нет тех, которые бы могли помочь «химическим террористам»
С другой стороны, скрывая от общества свои экологические промахи, военные химики сами провоцируют недоверие населения. Именно из-за недальновидной позиции армии в Пензенской области в отношении данных о прошлых работах по уничтожению химического оружия недовольные ложью жители потребовали прекращения работ по подготовке к химическому разоружению в районе села Степановка… Точно такую же позицию населения военные могут спровоцировать и в других регионах.
Убедительная просьба отменить незаконную инициативу армии и дать распоряжение РГВА о возврате в открытый доступ всех документов о военно-химической активности армии в 1918-1940 гг. (фонд 31, описи №№ 6 и 8).
Как ни странно это может прозвучать, но подобный шаг не только не помешает, но может помочь химическому разоружению, продемонстрировав населению открытость власти в столь чувствительном для людей деле.

С уважением                       
Президент Союза «За химическую                                       Федоров Л.А.
безопасность», доктор химических наук

7 апреля 2000 года

Президенту Союза «За химическую безопасность»

Уважаемый Лев Александрович,

По поручению Совета Безопасности РФ Ваше обращение к Президенту РФ по вопросу отмены ограничений на доступ к архивным материалам, содержащим сведения о военно-химической деятельности СССР в 1918-1940 гг., рассмотрено.
Министерство обороны разделяет Вашу озабоченность по проблемам химической безопасности в стране и готово сотрудничать с Союзом «За химическую безопасность» по этим вопросам. Особенно нам необходима помощь Союза в формировании положительного отношения местных властей и населения к проблеме строительства объектов по уничтожению химического оружия, что способствовало бы скорейшему выполнению взятых на себя Россией обязательств по Парижской Конвенции 1993 года.
Что касается ограничения доступа посторонних лиц к архивным материалам по военно-химической деятельности в 1918-1940 гг., то они продиктованы заботой о безопасности страны, недопущению использования их в террористических целях

Начальник Генерального штаба генерала армии А.Квашнин

4 июля 2000 года.

Тут следует еще и еще раз оговориться, что речь идет не о сегодняшних событиях и даже не о послевоенных годах, а о десятках тысячах документов 1920-1940-х годов, которые не содержат абсолютно ничего, кроме экологической информации. И вновь напомнить, что законы России не позволяют прятать от общества «секретные» документы, имеющие возраст более 30 лет (а с довоенных времен прошло 60-80 лет). И подчеркнуть, что любые документы, которые содержат экологическую информацию, вообще не могут быть секретными вне зависимости от срока давности (ст.7 закона «О государственной тайне»)547.

Кстати, что бы ни думал бывший начальник Генштаба нашей армии А.Квашнин, прокуратура была вынуждена стоять в данном случае все-таки при законе, а не при армии. В общем папки из спрятанных описей №№ 6 и 8 просмотреть все-таки удалось. Как и ожидалось, ничего полезного для террористов там не содержится, однако имеется бездна важной экологической информации. Приведем для примера лишь несколько отчетов из гигантского объема скрытой от общества информации, чтобы читатель лишний раз убедился в бесстыдстве нашего генералитета, в особенности его химической ветви547.

* 1925-1936 гг. Отчеты об обработке военно-химического полигона в Кузьминках (Москва) артснарядами, минами и авиабомбами с ипритом и люизитом. Полные данные о неразорвавшихся и закопанных химбоеприпасах, оставшихся в московской земле, неизвестны.
* 1926-1930 г. Отчеты об обстрелах полигона возле г.Луга (Ленинградская область) с использованием артснарядов и авиабомб с ипритом. Данные о пропавших химбоеприпасах отсутствуют.
* 1930-1940 гг. Отчеты об испытаниях и о захоронении химических боеприпасов для артиллерии и авиации в снаряжении ипритом и люизитом на военно-химическом полигоне в Шиханах (Саратовская область).
* 1929-1936 гг. Отчеты об обстреле военно-химического полигона в районе ст.Дретунь (Белоруссия) химическими боеприпасами всех типов, сопровождавшихся утратой многих из них.
*1930 г. Отчет о заражении железнодорожных путей ипритом на станции Шуерецкая (Карелия).
*1939 г. Отчет об операции по частичной очистке территории центрального военно-химического склада в Очаково (Москва) от захороненных в земле химических снарядов, мин и авиабомб.
* 1936-1939 гг. Отчеты о заражении местности ипритом на химических полигонах Забайкальского военного округа.
*1938 г. Отчет о бомбардировках полигона в Голодной степи (Узбекистан) химическими авиабомбами. Данные о неразорвавшихся и утраченных бомбах отсутствуют.
*1940 г. Отчет о бомбардировках авиационно-химического полигона в Западном Казахстане бомбами с ипритом и люизитом. Данных о количестве боеприпасов, закопанных в землю и потом забытых, не имеется.

В целом же нравы нашего ВХК по части обсуждения проблем химоружия сохранились практически без изменений. Причем грешат беспардонством вовсе не безответственные полковники, а армейские птицы более высокого полета.

« Назад Оглавление Вперед »