«Необъявленная химическая война в России: политика против экологии»

VI.2. Фосфорные ОВ

Производство фосфорных ОВ, как уже упоминалось, не было под силу государству со столь низкой технической культурой химических производств и столь безответственным отношением к человеку — субъекту этих производств, каким был Советский Союз 40-70-х гг. Тем не менее оно состоялось, и в результате пострадали тысячи жителей Волгограда, Новочебоксарска, Дзержинска, Вольска, причем в первых двух особенно серьезно.

Данных о влиянии фосфорных ОВ на людей при их производстве очень мало, особенно для 40-50-х гг. В 60-х гг. в связи с подготовкой к тотальной химической войне к работам, связанным с химическим оружием, стали подключать Институт биофизики, принадлежавший Третьему Главному управлению при Минздраве СССР. После 1968 г., в медицинской части ВХК произошла реформа. Сентябрьским решением ЦК КПСС и СМ СССР вся деятельность по надзору за благополучием людей и природы при производстве химического оружия, была передана в исключительное ведение Третьего Главного управления при Минздраве СССР217. В 1974 г. это решение было подтверждено.

Без видимых изменений в смысле отношения к человеку.

В этом ведомстве и его институтах НИИГП (С.-Петербург) и НИИГТП (Волгоград) до настоящего времени сосредоточена вся медицинская и экологическая информация, которая была накоплена в связи с производством химического оружия второго поколения. Эти институты занимались диагностикой и облегчениемсостояния здоровья пострадавших при этом людей. Самимлечением они не занимались217.

Один из следов деятельности Третьего Главного управления — эторазрешение на производство V-газа в Новочебоксарске, против чего в середине 60-х гг. возражало даже Санитарно-эпидемиологическое управление МЗ СССР, пока не было отстранено.

Теперь можно подвести некоторые итоги этого деяния.

Из откровений доктора медицинских наук Ю.Мусийчука:
«Удалось установить факт развития острых последствий даже после легких отравлений через 5-10 лет. Вопрос, который в корне пересматривает опасность применения химического оружия. Не в момент применения будут основные потери, траты государства. Начнутся эти траты государства значительно позже. И экономически выльются в колоссальные затраты на лечение и поддержание этих инвалидов, которые появляются через десятки лет после возможного применения»
143.

Эта цитата 1994 г. заслуживает нескольких замечаний.

Слово лечение в связи с фосфорными ОВ вкралось в цитату советского доктора лишь потому, что речь идет о «вероятном противнике» и его экономических и медицинских заботах. В отношении жителей России и в особенности Чувашии, где сосредоточена основная масса людей, пострадавших при производстве V-газа, термин «лечение» неприменим по двум причинам. Во-первых, задача на лечение от фосфорных ОВ работников, пострадавших при их производстве, никогда не стояла перед медицинскими учреждениями Советского Союза и не стоит сейчас, когда они стали называться российскими. Во-вторых, этих средств не существовало (их не разрабатывали). Действительно на Западе в 80-е гг. были синтезированы реактиваторы холинэстеразы (так называемый препарат HI-6), которые проявляли не только профилактическое, но и лечебное действие при отравлении фосфорорганическими соединениями340. Но это — на Западе.

И вообще откровение серьезно запоздало, поскольку “обнаруженный” эффект фосфорных ОВ является не более чем частным случаем общего явления. Полезно иметь в виду, что уже сформулированы некоторые закономерности взаимодействия биологических объектов со сверхмалыми концентрациями биологически активных веществ, к числу которых относятся и ОВ. Как оказалось, сверхнизкие дозы таких веществ могут вызывать такой же эффект, как и высокие дозы339.

В связи с этими на первый взгляд новыми обстоятельствами важно помнить, как различные должностные лица и социальные группы относятся к проблеме рального существования многих сотен людей, появления которых до начала самого производства секретная медицина вроде бы не прогнозировала — людей, пострадавших от малых доз фосфорных ОВ, накопившихся в их организме за долгие годы.

Директор ГСНИИОХТ И.Мартынов (1965 г.):
“Учитывая относительно высокие кумулятивные свойства V-газа, можно считать, что ПДК данного ОВ в воздухе производственных помещений при 4-часовом рабочем дне должна составлять не более 1.10-9 мг/л”.

Руководитель производства V-газа А.Шкуро:
«К сожалению, за время работы производства нам не удалось полностью избежать профзаболеваний работников. До 1987 г. обращений по этому поводу в медсанчасть не было, кроме тех случаев, что были связаны с пожаром. Люди стали обращаться позже, когда уже цех бездействовал. По-видимому, микроскопические дозы вещества с годами накапливались в организме и начали проявлять себя по прошествии времени«
40.

Работница производства V-газа М.Светлакова:
«Диссертации в НИИ по нашим проблемам уже защищены. Ситуация с больными третьего производства «Химпрома» никак не вписывается в научные труды. Академики полагали, что работа с данным боевым ОВ могла дать медицине больных только с острыми отравлениями. Таковых оказалось крайне мало. Зато «неприятным сюрпризом» для ученых явилось открытие - VX способенаккумулироваться в организме человека, а, следовательно,вызывать хронические заболевания. Людей, потерявших здоровье на третьем производстве, гораздо больше, чем можно предположить. Чем старше человек, тем труднее дифференцировать старческий склероз сосудов от нашего профессионального недуга. А разве мало среди нас пожилых людей, которые подорвали свое здоровье на «Химпроме» в молодые годы, а теперь безуспешно пытаются доказать это медикам
224.

Прежде чем обратиться к официальному мнению секретной медицины, от которой зависит восстановление справедливости, необходимо учесть несколько принципиальных моментов.

Во-первых, тот факт, что токсичность V-газа выше зомана в 7-10 раз, когда речь идет о проникновении в организм через органы дыхания, и в 250 раз, когда V-газ попадает в организм через кожу217.

Во-вторых, то обстоятельство, что на рубеже 60-70-х гг. не существовало не только замкнутой cистемы норм и стандартов, но и подходящих технических средств для измерения V-газа в воздухе рабочей зоны.

Из переписки (1965 г.):
“Отсутствие в настоящее время достаточно чувствительного метода для определения малых концентраций V-газа в воздухе в значительном мере затрудняет решение вопроса о пороговой и тем более предельно допустимой концентрации в производственных помещениях
”.

В-третьих, не существовало и скафандров (типа немецких, найденных в 1945 г. на заводе по выпуску табуна и зарина, или каких-либо иных), без которых производить это ОВ без потерь людей невозможно. Весь период масштабного производства V-газа, которое просуществовало в Чувашии с 1972 по 1987 гг. (а опытное началось в Сталинграде много раньше, в конце 50-х гг.) и закончилось выдачей на-гора 15200 т V-газа, рабочие Новочебоксарска пользовались лишь костюмами Л-1, которые не обеспечивали полной защиты кожи от паров фосфорных ОВ нервно-паралитического действия. V-газ проникал на кожу не только на стыке ткань-человек, но и непосредственно сквозь ткань110,217.

Чем это кончилось, известно. Только на ЧПО «Химпром» уже имеют статус профбольных более 170 человек, около полутысячи на подходе, и признание их профбольными — лишь вопрос времени, даже если против этого сплотится весь государственный аппарат, вдохновляемый секретной медициной. Всего же через третье производство прошло не менее 2500 человек. О существовании в Новочебоксарске и Волгограде сотен людей, хронически пораженных малыми дозами фосфорными ОВ теперь знают даже доктора медицинских наук Ю.Мусийчук (руководитель НИИГП) и П.Шкодич (руководитель НИИГТП).

Не в курсе лишь официальный Минздравмедпром.

Из Документа Минздрава СССР, не сгоревшего в Белом Доме в ночь с 3 на 4 октября 1993 г.:
«Медицинское обследование работающих на ЧПО «Химпром» и ВПО «Химпром» с 1969 года осуществлялось НИИГП и НИИГТП Минздрава. Численность пораженных при производстве химоружия с 1969 года по этим предприятиям составила:

  • по ЧПО «Химпром» — 19 человек, все в легкой степени;
  • по ВПО «Химпром» — 46 человек, из них: 1 — со смертельным исходом, 2 — тяжелой степени поражения, 3 — средней степени, остальные — легкой степени».

Таким образом, недалеко от истины раздающееся иногда суждение, что разрешение на выпуск V-газа в Новочебоксарске, которое было дано Третьим Главным управлением при МЗ СССР, — это по существу преступное деяние.

Соответственно, чтобы избежать более глубокого разбирательства, правопреемнику того самого управления было бы целесообразно как можно скорее пересмотреть свое отношение к тысячам людей, отравленным в Новочебоксарске и Волгограде на государственной службе по вине и при участии государственного ведомства секретной медицины и его органов на местах.

Конечно, речь идет не о словах, в этом недостатка не наблюдается.

Из опыта пролития крокодиловых слез:
“Общественная депривация работавших с ОВ остается нескомпенсированной обществом. Значительные группы людей, выполнявших важные государственные задачи, оказались отвергнутыми”
220.

Процитированные слезы пролили 5 должностных лиц системы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме- И.Барышников, Н.Калинина, М.Киселев (самое высокое по чину должностное лицо из группы), Ю.Мусийчук и П.Шкодич. Именно они персонально ответственны за то, что нужды рабочих Новочебоксарска и Волгограда, производивших фосфорные ОВ и пострадавших от отравления, до сих пор не замечены обществом. Потому что именно это ведомство монополизировало обследование этих людей и выдачу заключений, позволяющих претендовать на социальную поддержку государства, и до настоящего времени не выпускает из своих рук эту монополию.

Замминистра Минздравмедпрома — Совету Безопасности:
“Лица, участвующие в производстве химического оружия, при наличии показаний, безотказно госпитализируются в клиники НИИ гигиены и профпатологии (г.Санкт-Петербург) и гигиены, токсикологии и профпатологии (г.Волгоград) для лечения и решения экспертных вопросов. Заместитель министра В.Агапов.28.3.1995 г.”
.

Г-н В.Агапов пишет неправду. Показаний, как правило, не находится, потому что под этим лежит осязаемый финансовый фундамент (цена поездки Чебоксары-Санкт-Петербург-Чебоксары, обследования в клиниках Санкт-Петербурга и Волгограда и надбавок к грошовым пенсиям, если нуждающиеся будут признны профинвалидами).

Таким образом, реальных признаков того, что у секретной медицины произошла конверсия целей и что она обратилась лицом к проблемам реабилитации здоровья людей и санации земли, еще нет. Во всяком случае новая целевая ориентация, если она вообще существует, еще не декларирована, а имеющаяся в этом ведомстве информация не только не рассекречена, но недоступна даже для экологических и медицинских организаций.

Помощь пострадавшим пока невозможна.

В заключение укажем на еще одно направление работы Третьего Главного управления при МЗ СССР — параллельный (и — тайный) санитарно-эпидемиологический надзор. О нем мало кому известно, однако следы его существования мешают проведению нормальной государственной экологической политики до наших дней.

Качество этого саннадзора секретной медицины можно вновь рассмотреть на примере производства V-газа.. Утверждается, будто в Новочебоксарске в «1973-1986 гг. систематически проводилось исследование уровней загрязнения газовых выбросов производства вещества типа VX и его полупродуктов«148. На самом деле в жилых района города, куда V-газ мог попадать во время аварий, технологических сбоев и даже во время регулярной работы завода, осуществлялись измерения лишь общего уровня загрязнения, связанного с деятельностью «Химпрома». Эти измерения проводились только с помощью холинэстеразной, интегральной по сути, методики, и от таких измерений трудно было ожидать более или менее конкретного ответа на принципиальный вопрос об источнике загрязнения.

Что касается доступности результатов такого саннадзора, то они «имеют ведомственный характер» и потому все еще ждут «решения вопроса об их публикации«148. Публикации, однако, нет, да и трудно надеяться на высокую достоверность информации в будущих публикациях. Может оказаться, например, что редкие превышения, наблюдавшиеся ранее и выдававшиеся за вызванные присутствием хлорофоса, с немалой вероятностью могли быть связаны с V-газом.

Государство и здесь оказалось в долгу перед человеком. А ведомство, укрывающее экологическую и медицинскую информацию, все то же — Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме РФ. Именно оно указом Президента РФ от 24 марта 1995 г. определено ответственным за государственный санитарный надзор за проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по уничтожению химического оружия.

Госкомсанэпиднадзор РФ будет топтаться вокруг.

« Назад Оглавление Вперед »