VII.3. УДМУРТИЯ
Психологическая неподготовленность ВХК к диалогу с населением особенно проявилась в его неумении и нежелании работать с теми жителями России, которые проживают вокруг баз хранения химического оружия и которые довольно скоро могут стать обитателями мест его уничтожения259.
О наличии самого крупного в мире склада люизита в Удмуртии узкий круг ученых этой республики был проинформирован в 1990 г.370,371 (одновременно с визитом на этот склад — август 1990 г.- американских специалистов). Некоторые подробности жители узнали из сообщений главным образом столичных изданий73,193,372,373. В частности, в статье373 военные химики разбирали учебную задачу выбора района уничтожения химического оружия и остановились на так называемом тринадцатом районе — треугольнике Ижевск-Киров-Казань316,371.
Гласность проникала в отношения властей с населением чрезвычайно медленно. Вот как умело летом 1992 г. в разговоре с жителями Удмуртии армия (в данном случае это был И.Евстафьев) скрывала ту информацию, которая для них, жителей России, жизненно необходима:
Гласность по-генеральски (1992 г.):
“Свои варианты размещения у военных есть, но генерал отказался их назвать, поскольку это приведет к огромному росту социальной напряженности в этих регионах”316.
“Генерал-майор отметил существование районов, выбранных для вывоза туда химического оружия и переработки его. Хитро прищурившись, высокий гость отказался назвать эти точки, отметив, что в этих местах люди тоже об этом не знают”374.
“Генерал-майор объявил о существовании районов, куда в случае необходимости люизит можно будет вывезти, но назвать эти места отказался категорически. Это понятно, ибо, как признал высокий гость, в этих местах население пока о подобной акции не догадывается”375.
Одновременно в это время шли коммерческие прикидки — переговоры с немецкой фирмой о совместном получении из люизита в процессе его ликвидации мышьяка особой чистоты для электроники376, а также поиски внутрироссийских форм извлечения прибыли377. Впрочем, технологии, которые к тому времены существовали316,378, были в дальнейшем отвергнуты как неэкологичные и неэкономичные. Смысл всей этой коммерческой активности стал ясен лишь после появления пропагандистской волны в центральной прессе73,379.
Из Постановления Президиума ВС Удмуртской АССР:
“Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о проведении открытого конкурса всех имеющихся вариантов технологий уничтожения (переработки) люизита (18.3.1992 г.)”.
Обращение высшего органа власти республики в столице замечено не было. Многочисленные обсуждения технологий были организованы армией так аккуратно, что не зависимые от властей эксперты не смогли получить возможности ознакомиться с экологически, технически и экономически важными деталями этих технологий — ни до, ни после окончательного выбора313.
ИЗ протекциИ академика Вал.Федорова и генерала В.Холстова: “К основным достоинствам этого метода детоксикации следует отнести простое аппаратурное оформление стадии щелочного гидролиза люизита, пригодность продукта — технического мышьяка для длительного хранения… Экологическая оценка сводится к следующему. Выделение ацетилена на стадии гидролиза, водорода и кислорода на стадии электролиза обусловливлает пожаро- и взрывобезопасность технологического процесса. Образование арсина и хлора на стадии электролиза требует дополнительных мер безопасности. Однако, несмотря на потенциальную экологическую опасность метода, его высокие технологические параметры позволяют считать его наиболее рациональным вариантом утилизации больших количеств люизита. После окончания работ по уничтожению запасов люизита технологическую схему можно использовать для переработки мышьяксодержащих отходов в металлический мышьяк. Четкое ранжирование методов по технологическим и экологическим показателям пока является задачей практически неразрешимой. Однако, метод утилизации люизита, основанный на щелочном гидролизе с последующей переработкой реакционных масс электрохимическим восстановлением следует выделить в качестве приоритетного”91
Летом 1994 г. “открытый” конкурс состоялся. Возглавил конкурсную комиссию генерал Ю.Тарасевич — заместитель начальника войск РХБ защиты. Его заместителями были генерал В.Холстов, а также А.Иванов, многие годы отдавший “спецхимии” в МХП СССР и оборонном отделе ЦК КПСС, а ныне находящийся в должности заместителя председателя Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ. Приоритетная технология была утверждена большим знатоком вопросов химической технологии — начальником войск РХБ защиты генералом С.Петровым176.
Осторожность и протест жителей Удмуртии, возникшие не сразу и развивавшиеся неравномерно, были закономерны380,381. Они имеют под собой очень серьезное основание — опыт прежнего общения.
Из опыта бдительности:
“Сегодня нам навязывают мысль, что российское правительство не сможет финансировать эту программу, что надо привлекать инвесторов — коммерческие структуры, которые заинтересованы в переработке люизита и продаже своей продукции. Но у нас ведь голова болит не столько о люизите, сколько о том, чтобы у нас его не было. Нам в Воткинске (имеется в виду объект по наблюдению за вывозом ракет, подлежащих иностранному контролю — Л.Ф.) обещали золотые горы — и дошкольные учреждения построить, и гостиницу, и жилье, было постановление и союзное, и российское — но как только был построен основной объект, финансирование прекратилось”382
В попытке переломить ситуацию были организованы визиты группы руководителей Удмуртии и Камбарки в Германию и США. После ознакомления с методами уничтожения ОВ они вывезли из-за границы самые благоприятные впечатления376,383.
Из опыта работы с местными кадрами:
“Член нашей делегации, председатель райисполкома города Камбарки (Удмуртия), где хранятся самые большие в России запасы люизита, Владимир Коняшин после знакомства с американским опытом уничтожения химического оружия говорил: “Здесь, в Туэле, я убедился, что можно построить экологически чистый и безопасный для населения объект по ликвидации ОВ. Думаю, мы тоже сумеем сделать такой, если станем сотрудничать с Конвенциальным комитетом, с учеными и с военными”92.
“Сама идея переработки люизита выглядит очень привлекательно — говорит председатель Камбарского райисполкома В.Коняшин.-Особенно если район в виде компенсации за пребывание на его территории военных будет участвовать в прибылях от этого производства. Но мы боимся, что нас опять обойдут. Проведут тихой сапой все работы, а потом явочным порядком начнут утилизацию”73.
“Вершиной бесстыдства, открытым предательством считаем мы то, что ряд ученых Удмуртии, утверждавших ранее, что местное население носит “стальные наручники страха”, превратились в услужливых лакеев ВХК, изменили своим научным взглядам и принялись после загранкомандировок рьяно доказывать обратное, обещая нам райские кущи”384.
К весне 1995 г. ситуация в Удмуртии оставалась неопределенной. В Москве была создана и утверждена технология утилизации люизита, хотя доказательств ее экологической безопасности не было. Власти Удмуртии совместно с МО подготовились организационно, привлекли на сторону ВХК местную профессуру, которая начала неприкрыто их обслуживать, в том числе через квазиэкологическую организацию «Зеленый крест»313,385, однако решения все не было.
Наконец, “состоялось” и оно — в виде Постановления Правительства РФ от 22 марта 1995 г. за N 289 “Об организации работ по уничтожению запасов люизита, хранящихся на территории Камбарского района Удмуртской республики”176,386 (табл.8). Из наиболее примечательных особенностей этого постановления можно выделить три.
Во-первых, то, что провести мониторинг (“комплексное экологическое, санитарно-гигиеническое и медицинское обследование районов хранения и предполагаемого уничтожения люизита”) было поручено армии - “совместно” с одними и “по согласованию” с другими ведомствами и органами176.
Во-вторых, то, что вновь на бывшее Третье Главное управление (нынешнее Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме РФ), не имевшее опыта работы с ипритом и люизитом, было возложено “медицинское обслуживание лиц, осуществляющих его эксплуатацию”. Жители Камбарки, пострадавшие при уничтожении люизита и иприта в прошлые годы, как и прежде, оказались не в фокусе внимания властей.
В-третьих, принципиально важен размер цены, которую выторговал глава администрации Камбарского района за реальную угрозу жизни и здоровью своих сограждан176:
- строительство газопровода-отвода на г.Камбарку,
- строительство поселковой водопроводной сети,
- рабочий проект канализационных очистных сооружений,
- проектно-сметную документацию на очистку и благоустройство пруда.
Похоже, упомянутое в73 участие в прибылях при утилизации продуктов переработки люизита было не последним соображением. Пункт 4 Постановления от 22 марта 1995 г. предусматривает для утилизации люизита ”привлечение на конкурсной основе заинтересованных организаций и фирм, в том числе иностранных”. Странно, что этот оттенок ускользнул от внимания руководителя этих работ в Удмуртии А.Фоминых386.
Тем не менее, нельзя не отметить прогресса в подобного рода сделках. Четверть века назад руководство Чувашии обменяло экологическое и медицинское благополучие своей родной земли (поставленное на грань катастрофы в результате организации производства V-газа) на водопровод для ее столицы. Здесь же предусматриваются не только водопровод, но и газопровод, а также два комплекта проектных бумаг — на пруд, оставшийся от демидовских времен, а также на канализацию.
Итак, Постановление уже есть, а решения по-прежнему нет176:
- нет законов,
- нет технологий,
- нет информации,
- нет социальных гарантий,
- нет согласия населения.
Из газет:
“И сегодня, считает Анатолий Кунцевич, надо сначала обеспечить социальные гарантии населению тех областей и районов, где будут строиться объекты химического разоружения, выделить дополнительные средства на развитие инфраструктуры, создание социально-бытового сектора, возведение школ, больниц, других зданий, провести переговоры с людьми, убедить их в абсолютной безопасности разработанных технологий и только потом начинать работу”38.
“Генералы долгое время скрывали от жителей свои истинные намерения. Вначале, чтобы успокоить людей, вели разговоры о расснаряжении люизита в малые емкости и перетранспортировке его в безлюдные места для уничтожения. Затем Кунцевич неоднократно в своих интервью подчеркивал, что ни одно решение не будет принято без согласия людей. Мы понадеялись на его порядочность. Обманул Кунцевич камбаряков. Не последнюю роль сыграли в этом местные республиканские и районные власти”381.
Шведская военно-научная делегация, посетившая Камбарку в конце 1993 г., обнаружила, что в Удмуртии необходимо обсуждать не только и не столько технические вопросы химического разоружения, сколько умение властей работать с населением. Были даны советы, как изменить стиль и методы этой работы387.
Из Шведских советов:
«Необходимо рассказывать о люизите, о том, что с ним связано, популярным, доходчивым языком. Использовать для работы с населением неформальных лидеров, людей, которых все уважают. В общем использовать любую возможность для прямого, открытого и честного разговора с людьми«387.
Два года данных о результативности этих советов не было. Теперь они появились — в Постановлении от 22 марта 1995 г., подписанном В.Черномырдиным, хотя опыт самих жителей Удмуртии несколько иной.
Из постановления правительства РФ от 22 марта 1995 г.:
“Министерству обороны Российской Федерации по согласованию с Советом Министров Удмуртской Республики активизировать работу по формированию у общественности Удмуртской Республики позитивного отношения к проблеме уничтожения химического оружия”386.
Из дебатов в Государственной Думе:
“Мы очень много ссылаемся на Удмуртию. Я сам житель Удмуртии и был депутатом Удмуртии. Я не видел там генералов по телевизору, никого, чтобы с общественным мнением кто-то работал”143.
Дорога для прямого, открытого и честного разговора открыта. Только общество и без армии не сомневалось в необходимости уничтожения химического оружия. Просто к своему здоровью и к благополучию своей земли оно относится еще более позитивно.
« Назад | Оглавление | Вперед » |