«Необъявленная химическая война в России: политика против экологии»

VII.5. Саратовская область

События в Чапаевске и Чувашии, где химического оружия на хранении давно не было, отделены друг от друга трехлетием, однако развивались они по сходным сценариям. По тому же сценарию протекали и свежие события в Брянской области, где дело дошло до общественного противостояния исключительно по недомыслию властей. Преодолевать брянский протест будет труднее — опаснейшее химическое оружие там уже складировано.

Трудно отказаться от мысли, что все это не случайные эпизоды, а свидетельство совершенно не изменившегося образа действий системы, мотором которой был и остается ВХК.

Выше уже обсуждалась реакция жителей Удмуртии на неуклюжие действия властей в связи с проблемой уничтожения люизита в Камбарке. Аналогично восприняли предложения властей жители поселка Горный по поводу уничтожения своих запасов241,394. Ну а руководители Краснопартизанского района Саратовской области, на территории которого находится химический арсенал в Горном, побывали даже на военно-химических базах в США, и им все очень понравилось79.

Должно было, однако, пройти немало событий, прежде чем на свет появилось Постановление российского правительства от 30 декабря 1994 г. N 1470, которое определило механизм организации работ по созданию объекта по уничтожению запасов ОВ, хранящихся на территории Саратовской области176 (табл.8). Механизм этот столь же прост, что и в Удмуртии. Министерство обороны взяло на себя экологический, санитарно-гигиенический и медицинский мониторинг, пообещав даже привлечь “заинтересованных” (пару лет назад генерал С.Петров уже обещал подобное в Чувашии и … исчез с горизонта). Армия же приняла на себя и иное бремя — “разработать в 1994-1995 годах технико-экономическое обоснование строительства объектов социальной инфраструктуры в поселке Горном Саратовской области”. За один день 31 декабря 1994 г. вряд ли что-либо было сделано, однако заглядывать в приложение к Постановлению за дополнительной информацией бесполезно не по этой причине — там дана лишь общая цифра ассигнований, выделенных на “развитие инфраструктуры в пос.Горный”176.

Ответственность за расшифровку, не существующую в Постановлении, взял на себя один из местных руководителей.

Мысли начальника саратовской облкомприроды В.Белова:
“Итог недавнего совещания в Горном — это подписание протокола об организации и первоочередности строительства объекта. Первым пунктом в нем записано: развитие инфраструктуры поселка. Это котельная, водозабор, газопровод, жилые дома и многое другое”
256.

Как региональное руководство сможет обеспечить то, что не записано в Постановлении, не ясно. Да и захочет ли. Практика исчезновения денег, не имеющих прямого целевого предназначения, общеизвестна. Что касается реакции населения, то она пока не дала о себе знать, так что лишь время покажет, есть ли у этого документа будущее.

Не менее сложный узел экологических и социальных проблем в связи с химическим оружием складывается и в другом районе Саратовской области — Вольском, где расположены ЦВХП Шиханы и ГИТОС. Однако защита интересов населения и природы дается нелегко.

Хроника эволюции246,395:

Лето 1992 г. Скандальный майор. Высокий, подтянутый с пышной шевелюрой и черной бородой он сразу привлек мое внимание. Кто он? Биография Петренко самая обыкновенная, советская. Поступил в Саратовское высшее военно-инженерное училище. По распределению попал в поселок Шиханы на тогда еще очень секретный военный обёект. Занимался военной наукой. А далее начинается чернобыльская биография. Оказалось непросто преодолеть бюрократические заборы и безразличие некоторых должностных лиц. Майор бесстрашно пошел на штурм”.

Сентябрь 1993 г. Шиханский синдром. Усилиями общественности и экологов удалось принять решение о запрещении ввоза на территорию области химического оружия из других регионов. Однако Министерство обороны не отказалось от намерений организовать переработку в Шиханах чужой отравы. Серьезнейшие опасения вызывает воистину катастрофичный для России подход: уничтожение химического оружия завершается не конечной стадией получения безвредных для населения и природы химических продуктов, а только переснаряжение и детоксикация. В.Петренко”.

Февраль 1994 г. В Шиханах продолжают греметь взрывы. Вот, что рассказал бывший депутат Вольского горсовета, председатель подкомитета по экологии Владимир Петренко. “С июня у людей стали появляться язвы на коже. В общей сложности в больницу обратилось около 200 человек. Клиническая картина этого заболевания очень похожа на поражение кожно-нарывными ОВ. Расследование поручили военным, которые работают на полигоне и… скоро людей успокоили. Аналогичные язвы были у Екатерины Малярчук, которая раньше работала в филиале ГСНИИОХТ, у нее было поражение ипритом”

Ноябрь 1994 г. Хроника отложенной смерти. Второй год гремят взрывы, таким путем накануне международных инспекций стараются военные химики избавиться от скрытых излишков новых, нетрадиционных ОВ. А что образуется при этом и где выпадает этот “химический сюрприз”, военных уже не волнует. Беда, что в противоборстве разных подходов одерживает верх “ястребиный. Нет сомнений, что при любом раскладе в выигрыше останется военно-химический комплекс. Владимир Петренко”.

Апрель 1995 г. Европа узнала о Саратовских проблемах. По приглашению организаций Зеленого Креста состоялся лекционный тур представителей общественных организаций из России и США по проблеме преодоления экологических последствий гонки вооружений. В состав группы входили…бывший военный ученый-химик из Шихан Владимир Петренко. В парламенте Швейцарской Конфедерации состоялся прием и содержательная беседа нашей группы. Группа совершила лекционный тур в Нидерланды. “Консолидация, а не конфронтация” — таков главный принцип деятельности Зеленого Креста и таков был основной лейтмотив многих выступлений — и с этим нельзя не согласиться. В.Петренко, президент Саратовского областного отделения национальной организации Международного Зеленого Креста”.

* * *

Подводя итог обсуждению проблемы психологии химического разоружения, можно назвать немало причин, по которым в России вряд ли найдется пока хоть одна точка, где бы население, не обманутое властями, согласилось на участие в уничтожении химического оружия. Однако, главная причина одна — население еще не стало равноправным участником процесса, оно не почувствовало свою заинтересованность в решении проблемы, в первую очередь в отношении гарантий полной безопасности. Скорее всего, протесты населения и срывы планов химического разоружения будут продолжаться. До тех пор, пока власти и в первую очередь ВХК не поймут, что разговаривать с населением втемную просто нерационально. С ним необходимо работать предметно, уважительно, с учетом в первую очередь именно его интересов.

Немалая роль в этом принадлежит печати.

« Назад Оглавление Вперед »