«Необъявленная химическая война в России: политика против экологии»

VIII.11. Концепция уничтожения химического оружия

Официальные органы государства, в первую очередь армия и Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ, в течение нескольких лет не смогли выработать ни программу123,124, ни концепцию125,126уничтожения химического оружия.

Из надежд госчиновника Минприроды РФ.

“В число наиболее важных задач следует отнести:
Выработка и принятие общегосударственной межведомственной стратегии на всех этапах уничтожения химического оружия, выбор и обоснование методологии, метода и средств уничтожения химического оружия”
143

Формальное понимание необходимости, конечно, было, однако до документа общегосударственной значимости дело так и не дошло. Причина очевидна — они не смогли преодолеть в себе неодолимую тягу к узко ведомственным решениям. Между тем, если исходить из интересов местного населения и общества в целом, подготовка концепции уничтожения химического оружия, как системы принципов, не столь сложна, так как принципы уже сформулированы.

В частности, концепция может исходить из резолюции общественной экологической конференции “Дни Волги-94” по проблеме уничтожения химического оружия338, где был аккумулирован опыт решения обществом многих проблем химического оружия. В этом случае она могла бы выглядеть в виде системы из 14 принципов.

1. Общий подход. Уничтожение химического оружия — элемент общей задачи преодоления последствий подготовки к химической войне.

2Безопасность является безусловным приоритетом при решении любых вопросов, связанных с уничтожением химического оружия и преодолением иных последствий подготовки к химической войне.

3Законы. Государственная Дума: а) вносит дополнения в УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность любых органов, организаций и отдельных лиц за разработку, организацию производства, накопление, распространение, ненадлежащее хранение и экологически опасное уничтожение химического оружия; б) принимает законы об уничтожении химического оружия, об уничтожении производств химического оружия, о социальной защите лиц, участвовавших в производстве химического оружия, о социальной защите лиц, участвующих в уничтожении химического оружия; в) принимает закон о химической безопасности в связи с работами с химическим оружием и другими экотоксикантами.

4. Секретность. Минздравмедпром РФ и состоящее при нем Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем, Роскомхимнефтепром, Министерство обороны, Росгидромет, МЧС немедленно рассекречивают и публикуют всю информацию, касающуюся подготовки к химической войне, за исключением технологической.

5Гражданские соглашения. Сердцевиной всех общих и частных программ химического разоружения являются социальные программы. Окончательные решения по любым вопросам уничтожения химического оружия (выбору мест, технологий и т.д.) принимают территории, где оно хранится. Между территориями и Центром (Федерацией) заключаются гражданские соглашения по вопросам уничтожения химического оружия и решению необходимых социальных вопросов. Под территориями подразумеваются местные органы власти и неправительственные общественные экологические организации.

6Места уничтожения. Уничтожение химического оружия осуществляется исключительно в районах мест его хранения.

7. Транспорт. В силу чрезвычайной опасности межрегиональные перевозки химического оружия исключаются.

8Технологии уничтожения отбираются только на основе открытых конкурсов межведомственными комиссиями с участием не зависимых от правительства экспертов. Их выбор не должен связываться с обязательной коммерческой выгодой. Заказчиком являются местные органы власти и Роскомхимнефтепром.

9Финансирование. Оплата расходов по реализации программ химического разоружения и соответствующих социальных программ осуществляется за счет средств федерального бюджета только через местные органы власти.

10Армия. Немедленно снимает химическое оружие с вооружения, включая ирританты (газ CS и хлорацетофенон). Не занимается политикой, в том числе технической. Несет безусловную ответственность за хранение заказанного ею химического оружия. Под надзором территорий осуществляет всю работу по безопасному уничтожению химического оружия вплоть до утилизации реакционных масс после детоксикации отравляющих веществ. Готовит доклад о прошлой деятельности с химическим оружием. Реабилитирует земли, использовавшиеся при подготовке к химической войне, и возвращает их в народнохозяйственный оборот.

11Общественный контроль. Представители общественных экологических организаций с правом решающего голоса участвуют в работе всех государственных, межведомственных и территориальных комиссий и иных органов, деятельность которых нацелена на решение задач химического разоружения и преодоления последствий подготовки к химической войне.

12Мониторинг (экологический, санитарно-эпидемиологический и медицинский) осуществляется гражданскими организациями — Минприродой, Госсанэпиднадзором и Росгидрометом в рамках разделения ответственности. При необходимости привлекаются Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме и армия.

13Медицинское обследование и лечение лиц, пострадавших при производстве, испытаниях, транспортировке, хранении и уничтожении химического оружия, осуществляется Минздравмедпромом и Госкомсанэпиднадзором. В случае необходимости привлекается Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме.

14. “Конверсия”. Цеха прошлого производства химического оружия не конверсируются, а уничтожаются и сносятся, в соответствии с нормами химической безопасности.

Естественно, что в рамках концепции может существовать множество программ, охватывающих те или иные вопросы ликвидации последствий подготовки к химической войне.

« Назад Оглавление Вперед »