2. Российская власть
Сделать этот анализ облегчает то обстоятельство, что одно время в России водились ответственные лица, которые вроде бы пытались решать проблему старого химоружия. Пройдем несколько шагов по их дороге.
а). Исполнительная власть
Первоначально среди многочисленных задач, относящихся к проблеме химоружия, в положение о Комитете по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ, о содержании работы которого было объявлено Указом Президента РФ № 523 от 25 мая 1992 года, была записана следующая: Комитет “осуществляет анализ информации по обнаруживаемым местам захоронения старого химического оружия, определение степени и масштабов опасности этих мест, разработку мероприятий по ликвидации возможных очагов опасности”. Это не было пустой декларацией. Вскоре только что назначенный председатель Комитета по конвенциальным проблемам генерал А.Д.Кунцевич получил от председателя реформаторского правительства России конкретное поручение на эту тему.
Из не очень старого документа (1992 г.):
“Комитету по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации (А.Д.Кунцевичу)
Прошу рассмотреть совместно с Главным командованием ОВС СНГ, Минобороны России, Минэкологии России, Минздравом России, МБ России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами весь комплекс вопросов, связанных с проблемой старого химического оружия (включая химические боеприпасы, затопленные в Балтийском море), и представить согласованные предложения.
Е.Т.Гайдар, 7 мая 1992 г.
Заметим, что к моменту написания этой резолюции Россия еще не подписала Конвенцию о химоружии, однако проблема старого химоружия уже стояла. И даже появились попытки наметить пути ее решения.
Кстати, поручение руководителя правительства России Е.Т.Гайдара от 7 мая 1992 года не было единственным. Вскоре он сделал еще два поручения — 7 июня 1992 года и 27 июня 1992 года. А осенью в дело вступил даже президент России Б.Н.Ельцин, который тоже дал поручение от 26 сентября 1992 года. И все они касались одной темы — “выявления мест прошлой деятельности, связанной с производством и уничтожением химического оружия в бывшем СССР”.
Эти попытки Правительства и Президента России встать на путь решения проблемы старого химоружия закончилась ничем — армия России была против.
Управился химический генералитет довольно быстро. Вскоре наверху пошла эволюция в иную сторону. Однозначное указание такого рода поступило вниз в виде Указа президента России Б.Н.Ельцина от 24 марта 1995 года “О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения”. В том документе было написано много чего, даже об образовании Межведомственной комиссии по химическому разоружению. Однако ни вновь созданной комиссии, ни уже существующему Конвенциальному комитету по проблемам химического и биологического оружия не было дано специального задания о продолжении работ по старому химоружию, как если бы эта задача уже была изъята из Конвенции о химоружии и из международных обязательств России.
Конечно, текст сей написало не то лицо, которое его узаконило, а совсем иные персоны, и ориентировались они лишь на эгоистичные интересы армии. Однако именно с тех пор разрешение тяжелейшей проблемы грязного военно-химического прошлого России пошло под откос.
Первая федеральная программа уничтожения химоружия была принята 21 марта 1996 года, когда за подписью В.С.Черномырдина вышло постановление правительства РФ № 305 “Об утверждении федеральной целевой программы “Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации”. В той программе полностью отсутствовала постановка проблемы старого химоружия, как если бы такого обязательства Конвенция о химоружии на Россию никогда не накладывала. Хотя все-таки упоминался адамситовый могильник, созданный в конце 1950-х годов на полигоне в Шиханах, когда армия при переходе с химоружия первого поколения на второе просто закопала недалеко от берега Волги ненужный ей запас адамсита (несколько тысяч тонн мышьяксодержащего ОВ). И этому упоминанию адамситового могильника в программе правительства России вовсе не помешало отсутствие упоминания самого адамсита в Конвенции о химоружии, который в числе других раздражающих ОВ был исключен из числа международных обязательств стран-участниц. Кстати, вскоре та программа была наделена почетным званием президентской, что недвусмысленно указывало, что Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия, входивший в число президентских структур, выполнил наказ армии и навсегда отказался от исполнения международных обязательств страны по проблеме старого химоружия, хотя она и числилась в числе его служебных обязанностей.
Ну а на рубеже 2000-2001 годов второй президент России пересмотрел организацию работ по выполнению Конвенции о химоружии. Теперь за это дело отвечают не Конвенциальный комитет при Президенте России и Министерство обороны, а другое юридическое лицо — Российское агентство по боеприпасам и входящее в его структуру Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химоружия.
Смена караула у проблемы химоружия сопровождалась новыми и очень опасными для общества экологическим потерями. Во всяком случае, в отличие от Конвенциального комитета первого разлива, вновь созданный орган уже не был обременен обязанностью проводить “анализ информации по обнаруживаемым местам захоронения старого химического оружия”. В положении о новом органе управления, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2001 года за № 87, упоминаний о старом химоружии уже нет. А глава Росбоеприпасов З.П.Пак делает вид, что для него ничего неожиданного не произошло.
Соответственно, когда 5 июля 2001 года правительство России утвердило вторую программу уничтожения химоружия, оно зафиксировало окончательный отказ от решения проблемы старого химоружия — из нее были выброшены даже ранее декларировавшиеся раскопки адамситового могильника в Шиханах.
Так Правительство России выполнило решение химического генералитета.
« Назад | Оглавление | Вперед » |