б). Совет безопасности
Полезно отдельно рассмотреть работу над проблемой старого химоружия в Совете Безопасности России (СБ РФ), который входит в президентскую часть власти.
На ранних стадиях, уже в докладе, подготовленном специально созданной рабочей группой к заседанию Межведомственной комиссии по экологической безопасности СБ РФ “О комплексе мер по обеспечению экологической безопасности при уничтожении химического оружия”, (оно состоялось 14 декабря 1993 года), было констатировано, что “определенную угрозу экологической безопасности регионам представляют старые захоронения химического оружия”. А среди рекомендаций доклада рабочей группы можно найти следующую: “Создать межведомственную комиссию с участием представителей Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия, Министерства обороны РФ, Министерства безопасности РФ, Роскомхимнефтепрома, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомитета по чрезвычайным ситуациям, Госархива по выявлению мест прошлой деятельности, связанной с производством, уничтожением химического оружия в бывшем СССР, по оценке экологического состояния этих районов и выработке рекомендаций по ликвидации возможных отрицательных последствий для населения и окружающей среды в указанных районах”. Поскольку вопрос о создании межведомственной комиссии входит в компетенцию Правительства, его реализация отложилась до соответствующего момента.
Момент настал в 1994 году, когда секретарь СБ О.И.Лобов готовился к встрече с главой Правительства В.С.Черномырдиным по вопросам химоружия. В памятной записке от 27 мая 1994 года, подготовленной для этой беседы председателем Межведомственной комиссии СБ по экологической безопасности А.В.Яблоковым, был и пункт, касающийся старого химоружия: “6. На протяжении ряда лет места захоронения и примитивного уничтожения химического оружия (сжигания, закапывания) скрывались и засекречивались. Все эти места представляют сейчас высокую экологическую опасность… В интересах экологической безопасности страны необходимо выявить, картировать и провести инвентаризацию всех таких мест, обобщить материалы, связанные с разработкой, производством, испытаниями, хранением и ликвидацией химического оружия и создать Правительственную комиссию для опубликования “Белой книги”, аналогичной той, что была выпущена по проблеме захоронения радиоактивных отходов в морях, омывающих Россию”.
Впрочем, и этот поход закончился ничем — не были осуществлены ни картирование, ни инвентаризация, ни проект “Белая книга”. К тому времени В.С.Черномырдин играл совсем другую игру. Именно в рамках этой игры он еще за год до похода к нему О.И.Лобова внес в перечень сведений, подлежащих упрятыванию в спецхран все, что касается результатов работ по химоружию. Оставляя в стороне уголовно наказуемый аспект этого решения (закон РФ запрещает держать в секрете архивный документ, если его возраст более 30 лет), отметим, что экологические последствия были как раз основным, если не единственно оставшимся “результатом” деятельности армии и промышленности в области химоружия, если иметь в виду довоенные дела.
Из постановления Правительства от 30 марта 1993 г.
“Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Внести во Временный перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1992 г. N 733-55, следующие изменения и дополнения: раздел IX дополнить пунктом 122 следующего содержания:
122. Сведения, раскрывающие содержание ранее осуществлявшихся работ в области химического или биологического оружиялибо существо этих работ, достигнутые при этом результаты, а также сведения по рецептурам, технологии производства или снаряжению изделий.
Председатель СМ - Правительства РФ В.Черномырдин”.
Так что, как видим, главе правительства России В.С.Черномырдину, в отличие от его предшественника Е.Т.Гайдара, были ближе и понятнее усилия Минобороны России по блокированию инициатив по обобщению данных о захоронении и затоплении химоружия. И он охотно им подыгрывал.
Возвращаясь к хронологии событий, отметим, что дело в отношении старого химоружия на этом не остановилось. 24 января 1995 года состоялось еще одно заседание Межведомственной комиссии по экологической безопасности СБ РФ, посвященное в основном проблеме старого химоружия (“Обеспечение экологической безопасности мест прошлого производства и хранения, а также планируемого уничтожения химического оружия”). Его течение не было спокойным. Во всяком случае во время того заседания на вопрос, когда же армия представит обществу информацию о местах прошлой своей деятельности с химоружием, генерал С.В.Петров не постеснялся отреагировать встречным вопросом: “А зачем вам это знать?”. Тем не менее решение комиссии исходило не из частного интереса беспардонного генерала, а из интересов страны:
“Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности считает необходимым:
1. Просить Правительство Российской Федерации рассмотреть следующие вопросы:
- о создании в 1995-1996 гг. Регистра потенциально опасных для населения и окружающей среды мест прошлого производства, хранения, захоронения (в том числе затопления) и уничтожения химического оружия на территории России;
- о рассекречивании экологической и медицинской информации, относящейся к производству, хранению, захоронению, затоплению и уничтожению химического оружия;
- об организации и осуществлении экологического мониторинга мест прошлого производства, хранения, захоронения и затопления химического оружия.
8. Просить Комитет по обороне и Комитет по экологии Государственной Думы Российской Федерации включить в проекты законодательных актов по проблемам уничтожения и конверсии производств химического оружия специальные разделы по экологической безопасности мест прошлого производства, хранения и захоронения и планируемого уничтожения химического оружия, а также по социальной защите граждан, связанных с производством и прошлым уничтожением химического оружия и постоянно проживающих в зоне проведения работ.
Председатель МВК
А.В.Яблоков”.
Принятое решение было одобрено секретарем СБ РФ и, обретя таким образом необходимый директивный статус, послужило основанием для поручения Правительства.
Впрочем, Министерство обороны России отреагировало на поручение не сразу, зато однозначно — заблокировало принятые на МВК решения.
« Назад | Оглавление | Вперед » |