« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.667, 18 ноября 2000 г. *
*******************************************************************
Жизнь без Госкомэкологии
ЭКОЛОГИЯ НЕФТЯНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
АСТРАХАНЬ
ОСВОЕНИЕ НЕФТЯНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ НА МЕЛКОВОДНОМ ШЕЛЬФЕ
КАСПИЙСКОГО МОРЯ СОВМЕСТНО С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ МОЖЕТ
СТАТЬ ВЕСЬМА ПРИБЫЛЬНЫМ ДЕЛОМ
Под неудержимым напором хозяйственной деятельности людей меняется
облик дельты реки Волги. Ежегодного всей европейской территории РФ
через низовья реки в Северный Каспий поступают миллиарды кубометров
стоков, загрязненных нефтепродуктами, тяжелыми металлами, другими
токсичными соединениями. Колоссальные антропогенные нагрузки давно
превысили адаптационные возможности экосистем. Сейчас в Астраханской
области действует несколько нефте- и газоразведывательных, а также
добывающих и перерабатывающих предприятий. Крупнейшие среди них:
Астраханьгазпром, ЛУКойл, ЮКОС, Каспийская нефтяная компания. По
территории области проходят более 200 километров труб Каспийского
трубопроводного консорциума. Освоение нефтяного месторождения на
мелководном шельфе Каспийского моря открывает перед Астраханским краем
очень серьезные перспективы стать одним из крупнейших нефтегазовых
регионов России. Желание жить «не хуже, чем в Эмиратах» ставит ряд
вопросов стратегического характера. И не только в области внешней
политики, но и в области охраны уникальных природных комплексов
Волжского Понизовья и Северного Каспия. Не загубить бы в погоне за
нефтью уникальную природу «икряного» края. Не повторить бы ошибок,
сделанных при строительстве Астраханского газоперерабатывающего
комплекса, который в свое время возводился по проектам, получавшим
отрицательные заключения экологической экспертизы.
Отрадно видеть, что руководство Астраханской области понимает
важность и сложность экологических проблем одного из будущих
крупнейших нефтегазовых регионов России и заблаговременно уделяет
внимание развитию материально-технической базы существующих
региональных природоохранных предприятий, таких, например, как ЗАО
«Нефтезачистной комплекс «Юг-Танкер», расположенный в поселке Ильинка.
Изначально, в 1991 году, это предприятие создавалось для
комплексного обслуживания танкерного флота с целью обеспечения его
безопасности и соответствия международным стандартам в области охраны
окружающей среды. Постепенное расширение спектра природоохранных работ
и услуг другим предприятиям-природопользователям позволило ЗАО «Юг-
Танкер» уже в 1998 году получить статус регионального природоохранного
объекта и базового предприятия по реализации областной программы
«Отходы».
Постоянно ведущееся строительство комплекса, совершенствование
инфраструктуры и освоение новых природоохранных технологий,
осуществляемые в тесном взаимодействии с экологами, учеными и
проектировщиками, позволяют надеяться, что в Астраханской области уже
созданы предпосылки для экологически безопасной утилизации отходов
разворачивающейся на ее территории нефтедобычи.
ЗАО «Юг-Танкер» уже принимает участие в проведении в жизнь
принципа «нулевого сброса» (т.е. полного удаления всех отходов на
береговые базы), провозглашенного компанией «ЛУКойл» при работах на
шельфе Каспийского моря. На комплексе осуществляются работы по приему
и переработке нефтесодержащих отходов бурения разведочных скважин…
Известно, что любое строительство и совершенствование
технологических процессов поначалу требуют немалых затрат. А уж потом
приносят дивиденды. Моральные или материальные. От природоохранных
капиталовложений принято ждать в основном первых. Однако опыт ЗАО «Юг-
Танкер» свидетельствует, что охрана природы не только святое дело, но
и прибыльное.
Так, в 1997 году при содействии главы администрации Астраханской
области А.Гужвина под гарантии администрации области для строительства
данного природоохранного объекта был привлечен кредит Европейского
банка реконструкции и развития (ЕБРР), а в 1998 году при содействии
областной администрации и природоохранных органов ЗАО «Юг-Танкер» была
выделена беспроцентная ссуда из средств областного внебюджетного
экологического фонда. Финансирование за счет собственных и заемных
средств позволило предприятию в сроки, чуть превышающие два года,
построить и ввести в эксплуатацию ряд объектов первой очереди
комплекса. Эксплуатация имеющегося и вновь введенного оборудования
(очистных сооружений замазученных сточных вод, экстракторной
установки, второй очереди коалесцентной установки и др.) принесла
дополнительные доходы предприятию, что позволило в срок вернуть и
сумму кредита ЕБРР, и ссуду областного внебюджетного экологического
фонда погасить и продолжать строительство третьего причала,
необходимого для улучшения условий доставки и разгрузки на
специализированном полигоне ЗАО «Юг-Танкер» отходов морского бурения.
Помимо этого, на комплексе в настоящее время продолжаются промышленные
испытания установки «ЭЧУТО» для термической утилизации твердых нефте-,
органосодержащих отходов (шламов от зачистки нефтефлота, загрязненных
грунтов, бытовых отходов и т.д.).
Очевидно, что средства ЕБРР и областного внебюджетного
экологического фонда были вложены в укрепление материально-технической
базы региональной природоохранной структуры с удивительной
экономической эффективностью и крайне своевременно, потому что
начинающееся освоение крупных нефтяных месторождений на территории
области переводит решение проблемы обезвреживания и размещения
нефтесодержащих отходов в разряд глобально-стратегических.
Приведенный случай является только одним из примеров принятия
руководством области и природоохранных ведомств жизненно важных
решений по использованию внебюджетных источников в условиях
ограниченности бюджетного финансирования для долгосрочного обеспечения
социально-экономического роста Астраханской области. Можно надеяться,
что вопросы развития топливно-энергетического комплекса, неотделимые
от природоохранных проблем, будут и впредь находиться в центре
внимания администрации области. Никто сейчас не возьмется предсказать,
какими издержками обернется ставка на невозобновляемые ресурсы,
каковыми являются углеводороды. Эйфория ожиданий «большой нефти» рано
или поздно пройдет, а вот комплекс проблем, связанных с разработкой
шельфа замкнутого моря-озера, останется навсегда с людьми. Только
разумная государственная политика, проводимая, в первую очередь,
местными властями при поддержке населения всех прикаспийских регионов.
сможет стать эффективной защитой природы уникального «икряного» края
от техногенных загрязнений, гарантом сохранения и умножения рыбных
богатств Каспия, залогом выживания нации, в конце концов…
«Икорный» регион находится в ожидании результатов разведочного
бурения на шельфе. Нельзя забывать, что нефтедобыча на шельфе
требует особой экологической бдительности, ведь антропогенные
нагрузки в районах Волжского Понизовья и Северного Каспия давно
превысили адаптационные возможности экосистем.
Е.Сангина, «Астраханские ведомости», 10 ноября 2000 г.
СУРГУТ
Узнав о строке бюджета на экологию, многие хватаются за голову
Бюджет департамента по землепользованию, природопользованию и
экологии в этом году составляет 250 миллионов рублей. Как сказал
директор департамента Владимир Браташов на пресс-конференции, для
многих природоохранных служб российских городов, когда они узнают
цифру, она им кажется заоблачной. Однако и проблем в Сургуте в этой
сфере хватает.
Свой департамент Владимир Алексеевич назвал оригинальной структурой.
До некоторых пор ему не было аналогичных в России. Вся природоохранная
деятельность в других регионах сводится к фискальной работе — штрафы,
платежи, контроль. Только сейчас начинают создаваться подобные структуры,
но таких насчитывается не больше десяти по всей стране. Уникальность же
структуры заключается в ее комплексности: она совмещает в себе
природоохранные меры по воде, воздуху, озеленению. На пресс-конференции
Владимир Браташов «прошелся» по основным направлениям деятельности
департамента в этом году.
Первым делом директор департамента покритиковал свою службу за то,
что ей не удалось справиться с отходами. Существуют полигоны бытовых и
промышленных отходов. Нужен еще один — для токсичных отходов. Некоторые
предприниматели изъявляют желание заняться решением этой проблемы. Однако
вся загвоздка в том, что сургутский комитет по охране природы, теперь уже
канувший в Лету из-за реструктуризации Госкомэкологии в Министерство
природных ресурсов, не давал разрешения на площадку под полигон и сам не
брался решать вопрос, куда девать токсичные отходы. Тем не менее
предприятиям «жульничать приходится: вывозят отходы куда-то в овраг».
Правда, свалка токсичных отходов есть у нефтяников, и есть устная
договоренность между департаментом и нефтяниками, что последние за деньги
согласны принять отходы. Единственное, что удалось сделать, так это
закончить строительство установки по утилизации ртутных ламп, теперь ее
осталось запустить. Завод по сжиганию мусора, вокруг которого в свое
время разгорались целые дискуссии о его надобности-ненадобности, решено
не строить из-за экономических соображений: завод обошелся бы городу в
55 миллионов долларов.
Вообще с любыми отходами проблем предостаточно. Например, никто не
может сказать, куда делись тысячи кубов бетона после реконструкции улицы
Энгельса. Пока не удается создать систему управления отходами, но работа
продолжается. «Сказать, что у нас в городе плохо, нельзя, но и что
идеально — тоже», — сказал Владимир Алексеевич. А чтобы город меньше
захламляли его же жители, надо постоянно говорить о том, что вываливать
мусор где попало нельзя. То есть сформировать общественное мнение,
которого потом начнут придерживаться и самые нерадивые жители.
На что сейчас направлены силы департамента, так это на реконструкцию
канализационных очистных сооружений, которые бы соответствовали ГОСТу, и
ливневых сооружений. Ведется работа по отдельным локальным водозаборам.
Чтобы опередить журналистов с вопросами о плохом качестве воды из крана,
Браташов попросил тайм-аут для того, чтобы до конца разобраться в этом
вопросе и сделать выводы. Далеко идущие планы по воде — это улучшение
потребительских качеств путем добавок в нее кальция, йода, магния — в
общем, тех элементов, которых недостаточно. Но сделать всю воду другой
по физико-химическим свойствам не удастся, поэтому ее, скорее всего,
будут продавать на розлив.
Департамент приступил к обустройству и очистке водоохранной зоны реки
Обь, ее притоков — Саймы, Бардаковки, а также проток Черной и Боровой.
Особо следует сказать о парке на Сайме.
Через парковую зону генпланом предусмотрена автодорожная эстакада,
которая разделит его на две половины. Как уже сообщали многие СМИ, вокруг
этой дороги разгораются страсти: строители и дорожники выступают за
дорогу, экологи и другая общественность — против. Есть предложение -
вынести этот вопрос на городской референдум, пусть жители сами выбирают:
оставить парк нетронутым или проложить дорогу, по которой легко будет
добраться из 25 микрорайона в центр. Владимир Алексеевич предлагает
оставить эту затею на пять-десять лет, а там время само подскажет, что
делать. Коньком работы департамента стало озеленение. В этой сфере
наступил, можно сказать, новый этап: мэром города поставлена задача
перенести «центр тяжести» по озеленению в микрорайоны. Все работы по
высадке деревьев лягут на плечи департамента ЖКХ, департамент по экологии
будет принимать участие только на методическом уровне. Большой сдвиг,
считает Владимир Браташов, произошел в сдаче таких объектов, как дорога:
теперь по обочинам ее обязательно озеленяют. Однако провальной, по его
мнению, была работа по содержанию газонов, потому что все они поросли
бурьяном и траву не успевали косить. Владимир Алексеевич не без улыбки
вспомнил, что пять лет назад газонокосильщиков горожане сдавали милиции
и как-то ему самому пришлось их вызволять из ГОМ-1.
Е.Родионов, «Сургутская Трибуна», 9 ноября 2000 г.