UCS-INFO.708

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.708, 21 марта 2001 г. *
*******************************************************************
Токсичные выбросы

БАШКИРИЯ: НАШЛИ ЗАГРЯЗНИТЕЛЯ ПРИРОДЫ

АВТОТРАНСПОРТ И ПРЕДПРИЯТИЯ ТЭК — ОСНОВНЫЕ ВИНОВНИКИ
«ГРЯЗНОГО» ВОЗДУХА
Председатель Госкомитета РБ по охране окружающей среды
А.Фаухутдинов категоричен:
— Мы сами рубим сук, на котором сидим, — постоянно загрязняя воздух.
На качество воздуха в республике влияет деятельность предприятий и
организаций промышленного и аграрного комплексов, расположенных на
территории Башкортостана и граничащих с ним областей и республик, а
также автомототранспорт, — утверждает Альфред Адгамович. — Конечно,
за счет природоохранных мероприятий, внедрения малоотходных технологий
и мер, принимаемых органами государственного контроля и промышленными
предприятиями, а также за счет падения объемов промышленного и
сельскохозяйственного производства в последние десять лет в республике
объем выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух значительно
снизился. Но, несмотря на общее снижение выбросов в атмосферу,
экологическая обстановка в регионе продолжает оставаться напряженной,
особенно в крупных промышленных центрах.
В минувшем году наиболее высокие средние уровни загрязнения
отмечались в Белорецке, Ишимбае, Стерлитамаке, Кумертау. Количество
загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, в расчете на одного
жителя в среднем по республике в 1999 г. составило ни много ни мало
300 килограммов.
— Кто вносит самый большой вклад в загрязнение атмосферы?
— Более всего загрязняют воздушный бассейн автотранспорт и предприятия
топливно-энергетического комплекса. Предприятия нефтеперерабатывающей,
нефтехимической, нефтедобывающей и электроэнергетической отраслей дают
свыше 70 процентов объема промышленных выбросов в атмосферу. Они же
сбрасывают в водоемы 80 процентов загрязняющих веществ. На их долю
приходится до половины общего объема образования токсичных отходов.
Треть всех выбросов в атмосферу от предприятий промышленности и
сельского хозяйства, расположенных на территории республики, приходится
на подразделения ОАО «Башкирэнерго». В значительной степени объем и
токсичность их выбросов зависят от структуры топливного баланса. В 1999
году предприятие ОАО «Башкирэнерго» снизило выбросы загрязняющих веществ
наполовину по сравнению с 1998 годом благодаря увеличению доли газа в
топливном балансе до 80 процентов. В связи с предполагаемым ограничением
поставок газа энергетикам доля использования мазута может возрасти в этом
году до 70 процентов. Как показали расчеты, выполненные НИИ безопасности
жизнедеятельности РБ, это приведет к повышению загрязнения воздушного
бассейна Уфы сернистым ангидридом и золой, по сравнению с 1999 годом,
вдвое. Понятно, что это окажет негативное влияние на здоровье людей и
состояние окружающей природной среды. Кроме того, большой износ основных
производственных фондов ТЭК увеличивает вероятность возникновения
аварийных ситуаций техногенного характера с негативными экологическими
последствиями. Практически прекращены работы по оснащению источников
выбросов системами очистки, а действующие, как правило, эксплуатируются
крайне неэффективно. К сожалению, в погоне за прибылью руководители
предприятий стали меньше уделять внимания решению вопросов охраны
окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
— Вернемся к автомобилям. С каждым годом их становится все больше
и больше
— И потому за последнее десятилетие вклад автотранспортных средств в
общее загрязнение воздушного бассейна вырос с 40 до 60 процентов.
Причиной такого скачка явился не только рост численности транспорта,
но и длительный срок эксплуатации (свыше 10 лет).
— Каковы же пути решения данной проблемы?
— Уже более 10 лет Госкомитетом РБ по охране окружающей среды
проводится операция «Чистый воздух» для проверки выполнения требований
природоохранного законодательства. В этой операции принимают участие
представители ГИБДД МВД РБ, Республиканского центра госсанэпиднадзора
РБ, Центра стандартизации, сертификации и метрологии РБ, Башкирского
республиканского отделения Российской транспортной инспекции.
Выявлено, что в среднем по республике более десяти процентов
автомобилей эксплуатировалось с превышением норм токсичности и
дымности. Снижению доли такого транспорта способствовало развитие
сети контрольно-регулировочных пунктов (сегодня их 155), введение
талонов токсичности (дымности) единого образца. В соответствии с
постановлением Кабинета Министров РБ на территории Башкортостана
запрещена реализация этилированного бензина и дизельного топлива с
содержанием серы более 0,2 процента. В результате значительно
сокращены выбросы в атмосферу сернистого ангидрида, практически
исключены выбросы соединений свинца. Еще один путь уменьшения
загрязнений от транспорта в городах — увеличение доли использования
газа в качестве моторного топлива. Госкомэкологии РБ предложил ОАО
«Газ-сервис» разработать совместную республиканскую программу по
расширению использования сжиженного газа в качестве автомобильного
топлива. Для ее реализации из экологического фонда республики
предусматривается выделить значительные средства. Однако, к сожалению,
газовый монополист республики пока не показал своей заинтересованности
в решении данной проблемы.
С.Еварестов, «Советская Башкирия» (Уфа), 8 февраля 2001 года

КОММЕНТАРИЙ
Страсть какие скромные эко-начальники обитают в Башкирии.
Гигантские токсичные выбросы химической и нефтехимической
промышленности, уютно разместившейся в Уфе, Стерлитамаке и Салавате,
как-то исчезли из сферы их интереса. С чего бы это?

Комментарии запрещены.