*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.732, 30 апреля 2001 г. *
*******************************************************************
Нефть и люди
ВОКРУГ НЕФТИ КАЗАХСТАНА
В историческом прошлом территория нынешнего Казахстана была,
по свидетельству некоторых археологов и историков, одним из
крупнейших «проходных дворов мира». Какие только этносы не обживали
его в ходе «великих переселений народов», кто только не оставил
здесь свои следы, кто-то уже тогда возвращался, кто-то уходил на
века, прямо, как сегодня. Напрашивается гипотеза, что те люди из
99-ти стран мира, пришедшие в Казахстан и хозяйничающие нефтью,
газом, рудами, заводами, взявшие в свои руки почти весь его
промышленный потенциал, взяли то, что когда-то принадлежало жившим
здесь их пращурам. Просто, по заветам предков, пришло время открыть
нефтегазовые и иные кладовые, раскинувшиеся от Каспия до Зайсана,
и в память о предках, обеспечить процветание людей почти 120
национальностей, населяющих теперь эти края. Но, пока эти потомки
не акклиматизировались на исторической родине, происходят мелкие
экономические, экологические и социальные казусы, которые с
исчерпанием кладовых исправятся сами собой, так что мы можем не
волноваться, Кувейт нам обеспечен.
Но, на всякий случай, не помешает присмотреться к деятельности
тех, кто делает свой бизнес на нефтегазовых кладовых Каспия, Тургая
и т.д. Помнится, 17 июля 1970 г. Г.Сибирцев в «Литературной газете»
заявил, что, несмотря на зарегулирование притоков моря и загрязнение
нефтью его южного плеса, еще есть возможность вернуться к временам
расцвета моря, сделать его рыбной житницей СССР.
В последние 10 лет оптимизм угас, многие из неравнодушных к
судьбам природы и населения уверены в безвозвратной потере моря, а еще
сохранившиеся рыбные ресурсы Урало-Каспийского бассейна уже на 80 % -
добыча браконьеров («Караван» N 14, 2001 г.). Я и дальше буду, в
основном, использовать материалы газеты «Караван», которая регулярно
и остро обращается к социальным и экологическим проблемам нефтегазового
бизнеса, руководимого потомками своих предков.
А начну с номера от 30.12.1998 г., в котором помещено интервью
представителя компании «Шеврон» о делах на Тенгизском месторождении,
прочитав которое, я вынужден был написать статью «Каспийский меморандум»,
помещенную в газете «Столичное обозрение» 1999 г., номера 7 и 8. Это
программная вещь, посвященная проблемам экологии, рационального
природопользования на море и на суше. Другие авторы пока не продвинулись
дальше меня, а, как и прежде, основное внимание уделили экзотике и
местному колориту разных объектов нефтегазодобычи.
В поле зрения «Каравана» попали Каспий (концерн ОКИОК), Тенгиз
(«Шеврон»), Карачаганак (концерн КИО), месторождения в Актюбинской
области (китайская компания КННК) и в Кзыл-ординской (канадская
компания «Харрикейн»). В мае 2000 г. газета вплотную занялась
«Харрикейном» и нашла: сжигание (вместо утилизации) попутного газа и
загрязнение окружающей среды (ОС), бездействующих или нежелающих
действовать областного акима (главу исполнительной власти) и
вышестоящие власти.
В июле 2000 г. она вернулась к «Харрикейну», акиму и прочим с
статье «Собаки лают — «Харрикейн» плюет» и к этому нечего добавить.
Затем, в номерах 3,9,12,14 за 2001 г., все повторилось, но, газета
коснулась темы платежей за загрязнение ОС и штрафных коэффициентов
(за сверхлимитные выбросы), к которой я еще вернусь. «Караван», как и
другие газеты, не вскрывала корни нехорошего и безнаказанного поведения
«Харрикейна» и других инвесторов, молчания акима. Кое-что по этим
вопросам сказать можно, для чего я обращусь к наиболее интересным для
меня публикациям «Каравана» в номерах 3 и 12, 2001 г.
В заметке «Западный Кашаган: пять задач Президента» (N 3)
перечисляются публично поставленные главой государства условия будущему
единому оператору из нефтяного консорциума ОКИОК, который станет
ответственным за разработку казахстанской каспийской нефти. Это: срок
начала добычи нефти — 2005 год; бесперебойная транспортировка и продажа
попутного газа; использование наших трудовых ресурсов и оборудования;
сотрудничество с «Казахойлом» и «сохранение и улучшение экологии
Каспийского региона».
Вроде бы все понятно, непонятно только, зачем Президенту
понадобилось публично, можно сказать — на весь мир, озвучивать эти
задачи. Ведь если, как неоднократно утверждали крупные казахстанские
чиновники и ученые, наш экономический потенциал действительно находится
в основном в руках таких транснациональных гигантов, то озадачивать их,
по меньшей мере, излишне. К тому же, президентская стратегия
«Казахстан-2030″ не просто приоритетно ориентирована на иностранных
инвесторов, но и сулит серьезную защиту их интересов. При этом,
долгосрочного приоритета в области экологии в стратегии нет.
В октябре 2000 и в январе 2001 года Президент подтвердил свое
стремление реализовать названную стратегию. Почему бы без лишнего шума
не записать эти элементарные условия задач в контракт и не смущать
недопонимающего обывателя, который может принять их за рудимент обычной
для востока манеры (наших соседей) говорить одно, думать другое, а
делать третье. Единым оператором ОКИОК стала компания «Аджип».
Репортаж Кенжегалиевой Г. «Нефтяная свалка» (N 3) повествует о
прискорбной социально-экологической обстановке в поселке Тунгуш на
Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении, разрабатываемом
нефтяным альянсом иностранных компаний — КИО. В поселке 150 дворов,
1200 жителей, которые, как сказано в репортаже, 15 лет ждут, когда их
переселят, печалясь обстановкой, возникшей в связи с подземными
ядерными взрывами, вредным воздействием карачаганакского производства
на окружающую среду и здоровье людей, сложностями трудоустройства и
тому подобными обстоятельствами. Как следует из статьи (и по данным
2000 г.) поселок и в советское время и теперь стоит на территории
промышленного предприятия, то есть на территории, которая в
соответствии с указами Президента, имеющими силу закона, «О нефти»
(1995 г.) и «О недрах и недропользовании» (1996 г.) именуется
«контрактной территорией», предназначенной для производственных нужд
КИО. Строительными и санитарными нормами и правилами, принципиальные
положения которых неизменны уже более 40 лет, не допускается
существование на промтерриториях объектов, не имеющих отношения к
производственной деятельности предприятий; перечни таких объектов
включают в том числе и в первую очередь, — селитебные территории.
Поэтому населенные пункты полагается ликвидировать, перепрофилировать,
переносить на новое место и т.д., а население — переселять, с учетом
комплекса компенсационных мероприятий.
Для принятия решения о переселении населения с промтерриторий
никаких медицинских и экологических исследований и обоснований не
требуется. То же самое относится и к территориям так называемых
санитарно-защитных зон (СЗЗ), устраиваемых за границами предприятий
(их земельных отводов), когда вредные (превышающие нормативы)
воздействия предприятий распространяются на прилегающие территории.
Из рассмотренных нами в 2000 г. материалов по Карачаганаку следует,
что оснований для организации СЗЗ не имеется и может не возникнуть
вообще, если КИО, как сказано в репортаже, действительно выполнит
намерение внедрить малоотходные (а не «безотходные», которых не
существует) технологии. Надо иметь в виду, что упомянутый в репортаже
«свой подход» экологов по проекту СЗЗ, куда «входит и Тунгуш», тоже не
имеет отношения к принятию решения о переселении людей с промтерритории.
Более того, нормативные акты не предусматривают устройства СЗЗ внутри
территорий и площадок промышленных объектов. Повторяем, что СЗЗ — это
один из видов внешних разрывов.
Таким образом, с территории Карачаганакского промпредприятия
сегодня должны выноситься поселки Тунгуш, Березовка, Бештау и Жанаталап.
Состав, порядок и очередность проведения мероприятий в данном случае
должны устанавливаться генеральным планом предприятия. Возможно, генплан
и существует, но в изучавшихся нами материалах нет соответствующих
указаний. По совокупности природно-хозяйственных условий отселение
населения с промплощадки должно начинаться со злополучного п.Тунгуш,
это несомненно. Как следует из нашего многолетнего опыта проектирования
и авторского надзора за массовым переселением населения, сносом и
переносом населенных пунктов, дело это весьма деликатное, достаточно
сложное и дорогостоящее, содержащее целый комплекс специфических работ,
которыми и в Советское-то время профессионально занимались не более
пяти-шести человек на весь Казахстан. Отселение населения с режимных
территорий не зависит от желания жителей, а вот сам процесс переселения
(выбор места поселения, виды и формы компенсации и др.) существенно от
него зависит (в рамках законов, разумеется) и регулируется
индивидуальными договорами с затрагиваемыми физическими и юридическими
лицами. Не вдаваясь в детали скажу, что население следует переселять
так, чтобы оно было удовлетворено условиями переселения на новое место,
в том числе и в случае (как отмечено в репортаже) желания переселиться
общиной.
В пятнадцатилетней истории ожидания переселения тунгушей последние
восемь-десять лет лежат на совести власти: если переселение не было
учтено контрактом — оно обязанность власти, если переселение учтено, но
саботируется предприятием, то опять-таки — это забота власти. К сожалению,
все это в прошлом: тунгушам следует знать, что Конституция страны не дает
гражданам права на труд, не дает государственных гарантий соблюдения их
прав на жизнь, здоровье, жилище и т.п., поэтому теперь каждый сам по себе,
сам за себя. Более того, упомянутая стратегия «2030″ прямо предусматривает
изживание «коммунистическо-коллективистских» (т.е. общинных) начал и
установление в обществе начал «частноиндивидуалистических» в так
называемом «космополитичном рынке».
Так что, если жители поселка затрудняются самостоятельно решить
отмеченные в репортаже проблемы трудоустройства, транспорта, загрязнения
воздуха ядовитыми газами (меркаптаном, сероводородом), здоровья,
испорченной земли, падежа птицы и скота и др., то у них остаются
возможности: искать, кому это выгодно, обратиться к Богу или увеличить
подмеченное корреспондентом «обилие свежих могил». Если люди не в курсе
основополагающих документов и не слушают то, что им много лет говорится
с вершины власти, то это их собственный выбор. Я думаю, что журналистам
тоже было бы полезно жалеть, соболезновать и сострадать в русле
государственной политики, осиянной волей народа. Сегодня бремя выживания
возложено на нас самих.
В номере 9 газета возвращается к вопросам о СЗЗ, о границах влияния
предприятия, о переселении п.Тунгуш и др., ссылаясь на «местных экологов»,
полагающих, что подготовка проекта СЗЗ не началась. В номере 14 высоко
оценивается деятельность компании ССС/Сайпен, исправно рассчитывающейся с
бюджетом, занимающей на Карачаганаке тысячи казахстанцев и готовой, судя
по телесообщениям, стать образцом для других компаний (из 99 стран),
ведущих разработки своих кладовых. Может быть действительно, эти
благородные люди, выделяющие уже не десять а пятнадцать миллионов долларов
в год на социальные нужды и собирающиеся внедрить «безотходные» технологии
на Карачаганаке и есть те самые гуманисты, которые вдруг возьмут, да и
решат проблему переселения населения со своей территории в счет выделяемых
ими миллионов.
«Караван» обещал и выполняет свое обещание следить за экологической
и социальной ситуацией на объектах нефтегазодобычи. В августе 2000 г.
газета сообщила о происшествиях на Тенгизском предприятии, руководимом
СП «Тенгизшевройл» (ТШО), о странных смертях работников, связанных с
переработкой нефти, о поселке Сарыкамыс, в котором не обнаружено ни
одного здорового человека (вспомним Карачаганакский п.Тунгуш). В номере
12, 2001 г. газета дополнила информацию: в Сарыкамысе 3200 жителей «нужно
срочно переселять из гиблого места».
Причина их нездоровья «вроде бы» в том, что ТШО постоянно превышает
лимиты выброса вредных веществ в атмосферу: «сернистый ангидрид, окиси
углерода и азота, сероводород,» а в 1999 г. ТШО превысил годовой лимит
почти в три раза. Выбросы непосредственно «на трубе» или в «точке»
горения газа не характеризуют качество среды (всех ее компонентов) в
конкретных Тунгушах или Сарыкамысе. Если медики правильно связали
загрязнение от Тенгиза с болезнями людей в Сарыкамысе, значит кто-то
непрофессионально установил размеры санитарно-защитной зоны Тенгиза.
Кстати, если предприятию разрешают увеличить выбросы, оно увеличивает
размер СЗЗ, а про возникающие при этом ущербы и убытки обычно «забывают».
Через лимиты власть облагает население косвенными налогами (на продукцию
и услуги предприятия) и штрафует предприятие (за превышение лимитов), но
в конечном счете — население, и тут не надо лукавить. Плата за загрязнение -
сделка власти с предприятием, продукт при полном непротивлении сторон. Что
касается экологии, то в 1997 году наши экономисты показали, что даже в
самом оптимальном варианте развития страны невозможно обеспечить
экономический рост при одновременном удовлетворении требований экологии,
т.к. на это пошел бы весь прирост валового продукта («Экономика и жизнь»,
N 1, 1999 г.).
Поэтому экология — вещь второстепенная, поэтому в стратегии нет
долгосрочного приоритета по экологии, или охране окружающей среды, или
рациональному природопользованию. Поэтому правительства соглашаются на
более «мягкие» стандарты и нормативы, поэтому наши «зеленые» беспокоятся
по поводу разрешений на дополнительные выбросы и сбросы загрязняющих
веществ. Потому и дальше будет процветать лакейская охрана окружающей
среды и кухонная экология, а средства массовой информации еще долго
смогут странствовать по следам несчастных тунгушей, милыбулаков и
сарыкамысов, злосчастных выбросов и санитарно-защитных зон, неизбежных
каспийских катастроф, молчаливых акимов и покладистых министров.
В нравственном отношении делать это особенно актуально в свете задач,
поставленных Президентом перед акимами на год празднования десятилетия
независимости страны, о содержании которых можно судить по пересказу его
речи, помещенному в «Казахстанской правде» N 27-28, 2001 г. По этому
пересказу, без претензий на полное его понимание, я коснусь лишь моментов,
затронутых выше. Как сказано, была подтверждена дееспособность стратегии
и принцип опоры и надежды каждого на самого себя; Президент пояснил, что
в рынке безработица связана с конкуренцией, высказал предположение, что
торговля нефтепродуктами, газом и газоконденсатом дело настолько доходное,
что иные акимы лоббируют некоторые фирмы, затронул и такой факт, как
установление акимами всякого рода постов, снятие мзды с проезжающих и
многие другие важные вопросы, и поставил задачи на год празднования
10-летнего юбилея независимости страны. Конечно, хотелось бы знать,
какая-такая страшная конкуренция сделала безработными половину экономически
активного населения страны (3,5 млн. человек, В.Макалкин, 2001 г.); и в
Тунгушах, где почти все жители безработные, тоже едва ли что-нибудь слышали
про такую конкуренцию. Никто не сомневается, что в соответствии с
указаниями Президента будет: резко активизирована борьба с безработицей и
бедностью, мобилизованы люди, не допущен монополизм, резко улучшена
санитария и гигиена, усилен контроль, станут скромными чиновники и т.д.
по перечню задач, а все граждане почувствуют этот год на себе и станут
участниками всех намеченных мер (пишет газета). Надо думать, что и тунгуши,
ждущие переселения, почувствуют улучшение санитарии и гигиены людей. И не
только они, но и другие, у которых вместо меркаптана и сероводорода разные
там оксиды, диоксиды, бензо(а)пирены, гептилы и иные, не менее вредные
вредности. Похоже, что у этих людей появляется возможность поработать и
пожить в новой столице: «Кстати, предложил Президент поразмышлять акимам
и над возможностью сооружения за счет средств всех областей в Астане так
называемого Дома Казахстана — современного здания, в котором бы
разместились бы залы от каждой области, небольшие гостиницы, а также
магазины, где продавались бы произведенные в регионах товары. Думается,
идея действительно неплохая», — завершает пересказ газета.
В заключение отмечу совершенно очевидную большую историческую ценность
работы казахстанской прессы по сбору и фиксации данных о физических и
нравственных потерях общества в вотчинах нефтяных баронов; я полагаю, что
ей было бы невредно расширить свои горизонты (например, заняться и
зайсанской нефтью), и вообще более плотно работать с основополагающими
документами, указаниями и установками начальства, нашедшего-таки настоящих
хозяев древних кладовых природы.
В.А.Яковлев, Казахстан, envirc@nursat.kz