UCS-INFO.738

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.738, 11 мая 2001 г. *
*******************************************************************
Чистый город

ЭКОЛОГИЯ МОСКВЫ

В ОТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК…
Какие песни будут петь москвичи в противогазе?
В Берлине или в Париже каждый житель может набрать номер платной
экологической службы и узнать «всю правду» о любой точке города. Мы до
такой гласности еще не дожили и неизвестно вообще доживем ли.
Москвич до сих пор толком не знает, что творится у него под носом.
Каким воздухом он дышит, какую воду пьет, по какой траве ходит. Ни одна
городская организация ему об этом не скажет. На худой конец выдаст ни о
чем не говорящие статистические сводки. Как только речь заходит об
экологии, Москва становится похожа на больного, который оттягивает визит
к врачу, боясь услышать диагноз. Все знают, что проблем море, но
предпочитают о них часто не вспоминать. Какова же экологическая ситуация
в Москве на самом деле? И что об этом думают простые москвичи?
На эти вопросы попытался ответить корреспондент «МК».
В ТРЕЗВОМ УГАРЕ
Когда жителей столицы спрашивают, чего больше всего не хватает
городу, половина отвечает, не задумываясь: чистого воздуха. От столицы
разит «угарным» ароматом выхлопных газов. В этом 45% москвичей винят
автомобили.
Действительно, число горожан, пересевших на «колеса», с 1994 по 1998
год увеличилось на 137%. Москва к автомобильному буму оказалась не
готова. Все городские трассы во главе с Садовым кольцом превратились в
сплошную пробку. Чем страшна пробка? Машины, работая на холостом ходу,
выделяют в 3-4 раза больше вредных веществ, чем при движении. Так что
уже в 1996 году рядовой москвич, не выезжая за рубеж, получил весьма
точное представление о лондонском смоге. Схватились за головы и
столичные медики. А кто в конце 80-х в Москве слышал о таком заболевании,
как сатурнизм?.. Теперь же, по данным экологов, этот диагноз в Москве
не редкость.
Справка. Сатурнизм (или «свинцовая болезнь») выражается в
повышенной утомляемости, нервных параличах, малокровии, болях в сердце.
Часто вызывает преждевременные роды и выкидыши. Основная причина
заболевания — отравление организма свинцом. Наиболее опасно вдыхание
свинца с выхлопными газами автомобилей. И особенно свинец вреден детям.
Если из организма взрослого свинец выводится на 90%, то из детского -
всего на 60.
Городские власти утверждают, что удар по «автомобильному
буму» уже нанесен. Их главный козырь — строительство Третьего
транспортного кольца. По планам, его сдадут в эксплуатацию к 2010 году,
и на нем не будет ни одного светофора. Но удастся ли только за счет этих
мер решить проблему? Специалисты уже сейчас говорят, что Третье кольцо
полностью от пробок Москву не избавит. А переход на качественное топливо
снизит выхлопы лишь на 10%. Нейтрализаторы же в наших условиях и подавно
нельзя считать панацеей.
Когда в 70-х годах от смога стали задыхаться японские города, власти в
первую очередь стали избавляться от старых машин. Именно «поношенные»
автомобили больше всего отравляют воздух. Результат налицо: японские
полицейские давно сняли противогазы. Вашему автомобилю больше пяти лет?
Пора в утиль. Причем денежки за утилизацию платит автовладелец. У нас
такое трудно себе даже представить. Какие только развалины не колесят по
Москве.
Справка. Около 88% столичных автомобилей имеют срок эксплуатации
больше 5 лет. Новых машин в городе — не больше 250 тысяч. Годовой выброс
среднестатистического «штатовского» автомобиля 338 кг, а московского -
1117 кг в год.
Как остановить старение автопарка в Москве? Не изымать же машины
насильно, тем более что 94% их находится в частной или личной
собственности. Исходя из требований экологии, сменить пряник на кнут
просто необходимо. Вот только как это объяснить москвичам?..
МОСКВИЧИ — КОРАБЛИ ПУСТЫНИ?
Кроме воздуха, горожанам нужна зелень. На нехватку парков, скверов и
вообще деревьев сетуют 38% москвичей. От скудного озеленения в первую
очередь страдают обитатели районов-новостроек: Митина, Жулебина, Бутова.
Вид из окна там зимой и летом один: черная земля и ряды машин у
подъезда. Многие родители признаются, что их вполне взрослые дети не
могут отличить березу от дуба. Потому, что никогда не видели.
Но беда в том, что в новостройках деревья почти не приживаются:
строители начисто сняли верхний плодородный слой почвы. Немногим лучше
положение в центре. По сравнению с другими округами Центральный -
пустыня Гоби. К примеру, в самом зеленом округе столицы — Восточном -
сосредоточено 27% зелени, в ЦАО — в 9 раз меньше. Хромает по части
озеленения и Южный округ.
«Лысеть» столица начала в 90-х, когда повсюду зашумели башенные краны
и загрохотали отбойные молотки строителей. Только в 1996 году ради строек
уничтожили 40 тысяч деревьев. Вот на Остоженке под оперную школу вырубают
Шаляпинский сквер. А вот под магазины спиливают за одну ночь реликтовые
деревья: самый толстый в Москве тополь — современник Пушкина — и самую
старую яблоню на Большой Дмитровке. Мы привыкли считать, что Москва -
«самая зеленая столица в мире», и поэтому не церемонились. Иные чиновники
любили даже прихвастнуть: смотрите, мол, у нас на каждого жителя приходится
19 кв. м зелени, а на жителя Лондона или Парижа — около семи. Правда, о
том, что из-за холодного климата наши деревья «работают» всего полгода,
умалчивали. Итог: за последние годы количество зеленых насаждений на жителя
снизилось с 19 до 16 кв. м. И это, судя по темпам строительства, не предел.
Но несмотря на это, градоначальники заверяют, что в ближайшие годы
Москва снова станет «городом-садом». По Генплану, число озелененных
территорий на каждого москвича увеличится до 24 кв. м. Однако приживутся
ли новые деревья в загазованной Москве (на Западе ученые давно занимаются
выведением специальных пород, устойчивых к городской среде)? В принципе
средств на восстановление зеленых насаждений собираются выделить
достаточно: почти полмиллиарда рублей. Не пустить бы их в очередной раз
коту под хвост…
ВОДУ ОТРАВИЛИ ПО ВИНЕ ЦРУ
Питьевая вода тревожит умы и сердца 50% москвичей. И это несмотря на
то, что чиновники заверяют: из московских кранов течет очень чистая
вода. Нас убеждают, что на наших водопроводных станциях самые передовые
технологии очистки воды. Верим. Но в наши дома вода поступает через
водопроводную сеть.
— Московская водопроводная сеть в жутком состоянии, — говорит Алексей
Яблоков, председатель совета Центра экологической политики России. — Трубы
в основном железные, быстро ржавеют, в них могут образовываться дырки,
через которые в воду будет попадать гадость. Такие случаи уже были в
ряде российских городов. Коммуникации с питьевой водой проходили рядом с
канализационными сооружениями. Образовывались отверстия, и в чистую воду
попадали фекалии или колибактерии. О том, чтобы такое происходило в
столице, я лично не слышал.
Но могу голову дать на отсечение, что и в Москве подобное бывает.
Чем отличаются сети Москвы от сетей Орла? Ничем.
Справка. Из-за плохих коммуникаций в Москве теряется 20-25% воды.
При этом, согласно нормам, потери не должны превышать 4%. В результате
в столице подтоплено 40% территорий.
Чем опасны подтопления? Они ведут к просадкам грунтов, а в конечном
итоге к разрушению фундаментов зданий. Высокий уровень грунтовых вод
зафиксирован под территорией Кремля, консерваторией, домом Пашкова,
храмом Василия Блаженного… В центре вообще почти не осталось мест,
где «сухо и комфортно».
Поизносились коммуникации и в спальных районах. В борьбу за звание
самого «подмоченного» округа вступили Северо-Восток, Юго-Запад и Запад.
Так, в районе пересечения Дмитровского шоссе и Окружной железной дороги
уровень грунтовых вод на 3-10 метров выше, чем в 1933 году. Под
Савеловским вокзалом поверхность грунтовых вод поднялась на 2-4 метра,
а в районе станции метро «Аэропорт» — до 4-6 метров.
Если у наших властей так и не дойдут руки до починки коммуникаций, к
2010 году самой популярной обувью в Москве могут стать резиновые калоши.
К тому времени может подтопить уже 50% городских территорий.
Другой вопрос, который чаще всего волнует москвичей: почему Москва
черпает воду не из подземных источников, как большинство столиц
мира, а из поверхностных (попросту говоря, из рек)?
— Все наши подземные воды отравлены, — рассказал «МК» Алексей Яблоков.
- Дело в том, что во время «холодной войны», когда активно развивался
отечественный военно-промышленный комплекс, многие столичные предприятия
отработанную воду закачивали под землю. Для этого специально бурили
скважины. Делалось это не из-за заботы об экологии, а чтобы иностранные
шпионы, не дай Бог, по сбросам не
смогли определить, что делает ВПК.
Сейчас городские власти устремили взоры на юг: нельзя использовать
подземные горизонты Москвы — так, может, из подземного бассейна Оки хоть
что-то перепадет. Но у этой идеи немало скептиков: они считают, что Ока
может высохнуть.
КАПИТАЛИЗМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СВИНЦОМ
В отличие от рядовых горожан экологи считают, что серьезнейшая
проблема в Москве — свалки. Как новые, так и те, что были на территории
города много лет назад. По разным оценкам, на бывших свалках построено
около половины московских районов. Это Ново-Косино, Митино, Братеево,
Марьино, Отрадное, Свиблово, Бирюлево.
— Сейчас у нас есть доказательства, что на территории Москвы существуют
захоронения химического и биологического оружия, — говорит Алексей
Яблоков. — Следы производства химического оружия обнаружили в Кузьминках
и на Петровских прудах. Когда-то в этих местах были закрытые институты.
Со временем о них позабыли, но отходы-то никуда не делись. Есть и
радиоактивные источники — каждый год находят 50-60 таких мест…
Одни районы богаты «месторождениями» ртути, в других преобладает,
например, свинец. Ртутными добавками грешат почвы центра и юго-востока.
Самое большое «пятно» ртути (длиной в 7 км и шириной 2 км) простирается
от Рижского до Киевского вокзала. Экологи считают, что ртутные аномалии
в центре образовались постепенно. А вот крупное ртутное загрязнение в
районе Люблинских полей фильтрации — общий плод промышленных стоков и
свалок бытовых отходов. Свинцом больше всего загрязнены центральные части
города. Самое крупное пятно в городе (площадью свыше 30 кв. км) тянется
от Нового Арбата до ВВЦ. Но самым токсичным среди тяжелых металлов
считается кадмий. Он легко поступает из почвы в растения. Из организма
человека выводится с трудом. Накапливаясь, кадмий поражает почки, нервную
систему. Отрицательно воздействует на органы дыхания, половые органы.
Кадмием поражены территории возле предприятий. Несколько таких точек -
в южной части Косина-Жулебина.
К счастью, сейчас опасные металлы стараются утилизировать в
специально оборудованных местах. К тому же власти обещают вскоре
«выслать» за черту города 16 промзон. Возникает вопрос: на какие деньги
Москва их «депортирует»?
— Мы создадим им такие условия, что они сами захотят уйти, — рассуждают
столичные чиновники. Верится с трудом. Что-то пока добровольных
«эмигрантов» в рядах московских предприятий не наблюдается.
Какой же будет Москва в конце начавшегося столетия? Хочется думать
о лучшем. Например, о том, что из наших кранов будет течь самая чистая
вода, причем не только без ржавого окраса, но и с полезными для
организма веществами. По Третьему транспортному кольцу будут бегать
машины, соответствующие требованиям «ЕВРО-3″, а исторический центр
станет пешеходной зоной. Почему бы и нет?.. В начале ХХ века тоже никто
не верил, что через сто лет полгорода пересядет на автомобили. Жаль
только жить в эту пору прекрасную… Впрочем, прекрасную ли — еще очень
большой вопрос.
К.Мелкумян, «Московский комсомолец», 18 февраля 2000 г.

* * *

Год прошел, а все на месте.

Комментарии запрещены.