UCS-INFO.838

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.838, 5 марта 2002 г. *
*******************************************************************
Отходы и доходы

СНОВА О ПРИВАТИЗАЦИИ ХИМКОМБИНАТА В КИРОВО-ЧЕПЕЦКЕ

Приватизация экологически опасного химического предприятия и
отсутствие государственного контроля за его деятельностью привели к
тому, что радиоактивное и химическое загрязнение грозит катастрофой
всей Кировской области. Меры, необходимые для предотвращения бедствия,
предлагает депутат Государственной Думы от Кировской области Владимир
Климов.
Экологические проблемы в мире имеют экономическую природу. У нас -
криминальную. Экологией в России в первую очередь занимается прокуратура.
Только за 2000 год выявлено 56 тысяч (!) экологических правонарушений.
Зоны экологического бедствия растут как грибы (города Ангарск, Братск,
Каменск-Уральский, Орск, Карабаш, Магнитогорск, Кирово-Чепецк). Пора
задуматься о причинах.
Возьмем конкретный пример: КЧХК — «Кирово-Чепецкий химический комбинат
им.Константинова» (Кировская область). До 1993 года комбинат входил в
систему Министерства среднего машиностроения (Минатом) и участвовал в
государственных программах по переработке и захоронению радиоактивных
материалов. Затем был приватизирован, и с этого момента внимание руководства
теперь уже ОАО КЧХК было практически полностью сфокусировано на коммерческом
производстве аммиака, минеральных удобрений и фторполимерной продукции.
Работы по переработке и захоронению радиоактивных материалов были
практически прекращены. Более того, комбинат без ведома государства стал
использовать законсервированные мобилизационные мощности и могильники
глубинного захоронения.
О последствиях нетрудно догадаться. Хранилища радиоактивных отходов, а
это 437 тысяч тонн отходов в черте города, разрушаются. Радиоактивные
материалы начинают разноситься грунтовыми водами, покрывая все большие
площади. Технологические сбросы коммерческого производства комбината
усугубляют ситуацию. По результатам проведенных в 2001 году обследований
выявлены участки загрязнения в пойме реки Вятки, в 22 раза превышающие
допустимые нормы, а также обнаружены зоны аномального загрязнения,
превышающие допустимые нормы в 1200 раз. Обследование показало, что без
принятия срочных мер весьма вероятно попадание химических и радиоактивных
загрязнений в реку Вятку, а это уже экологическая катастрофа для всей
Кировской области.
Таково реальное положение дел. И любой здравомыслящий человек понимает,
что частный бизнес не будет принимать никаких срочных мер. Да и возможностей
у частного бизнеса едва ли достаточно для решения проблем такого масштаба.
Поэтому совершенно ясно, что с приватизацией экологически опасных объектов
(да еще связанных с обороноспособностью РФ) мы поторопились. К тому же сама
приватизация КЧХК проводилась с нарушением законодательства. А теперь
вдобавок комбинат постоянно нарушает Федеральный закон «Об охране окружающей
среды», не говоря уже о существенных финансовых злоупотреблениях, о чем
косвенно свидетельствуют результаты хозяйственной деятельности комбината
(рентабельность активов и собственного капитала в 10 раз меньше, чем в
среднем по однотипным предприятиям; зарплата — в 2,3 раза меньше,
материальные затраты на производство — в 5,6 раза больше).
До сих пор не выведены из уставного капитала ОАО КЧХК и не включены в
состав мобилизационных мощностей здания, являющиеся неотъемлемой частью
производства тетрафторида и гексафторида урана, что было необходимо сделать
в соответствии с программой приватизации. Часть этих зданий переоборудована
под коммерческое производство, часть — находится в аварийном состоянии.
Теперь при запуске этих мощностей для выпуска военной продукции потребуется
значительное время и большие капитальные вложения. Вопреки государственной
программе приватизации не выведены также из уставного капитала ОАО КЧХК
защитные сооружения гражданской обороны, объекты незавершенного
строительства и другие активы комбината. Понятно, что в конечном итоге здесь
речь идет уже о нанесении ущерба обороноспособности РФ.
Самое удивительное во всей этой истории — у государства контрольный
пакет акций, но представители Минатома к управлению предприятием не
допущены. Позиция Минимущества России просто удивляет. Возникает вопрос:
что делать? С точки зрения здравого смысла ответ очевиден: объект необходимо
срочно передать в ведение государства, например под управление Минатома, и в
авральном порядке проводить природоохранные мероприятия. Законных оснований
для этого, на мой взгляд, вполне достаточно. Единственное, о чем надо
помнить, — проблема требует срочного решения. Правительство и Генеральная
прокуратура должны помочь руководству комбината. Сегодня дирекция КЧХК может
отделаться малой кровью, а завтра, когда произойдет экологическая
катастрофа, будет отвечать за совершение тяжелейшего уголовного преступления.
В.Климов, «Независимая газета», 4 марта 2002 г.

Комментарии запрещены.