*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.859, 15 апреля 2002 г. *
*******************************************************************
К Дню химической безопасности
28 апреля
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ
КОМПЛЕКСЕ КАЗАХСТАНА
Экологические проблемы в масштабах страны регулируются законом
«О национальной безопасности Республики Казахстан (1998 г.), статьями
1 и 21 которого установлено понятие «экологической безопасности» в
качестве инструмента защиты жизненно важных интересов и прав личности,
общества, государства от угроз, возникающих в результате антропогенных
и иных воздействий на окружающую среду, защиты окружающей среды,
рационального использования и охраны природных ресурсов, защиты
здоровья и благополучия населения (общественная безопасность).
На всех уровнях организации общества — глобальном, региональном
(страновом), локальном и индивидуальном, главной является проблема
жизнепригодной биосферы, сохранения условий и ресурсов для будущих
поколений людей. Это требует формирования гармоничных природно-хозяйственных
комплексов, в которых природные территориальные структуры обеспечивают
самовоспроизводство среды обитания, условий и ресурсов жизнедеятельности
населения, а хозяйственные структуры должны, вписываясь и непротиворечиво
сочетаясь с первыми, эффективно выполнять свое назначение. Обе структурные
составляющие должны находиться в оптимальных территориальных отношениях.
На практике эта целостная биосферная (экосистемная) проблема разделена
по направлениям, средам, мероприятиям и решается различными уполномоченными
органами страны, одни из которых оперируют законами об охране окружающей
среды, охране земель, вод, воздуха, лесов, животного мира, здоровья
населения и т.п., другие — актами гражданского, административного,
фискального права и т.д.
В постановках рационального природопользования приоритетным при
формировании природно-хозяйственных комплексов является резервирование
жизнеобеспечивающих природных территориальных комплексов в виде упорядоченной
структуры, называемой «природоохранным каркасом» страны, включающей типичные
и особенные объекты, имеющие исключительно и преимущественно природоохранный
режим использования. В составе структурообразующей мозаики может учитываться
порядка пятидесяти и более видов объектов. Важнейшее свойство каркаса — его
структурная и функциональная целостность. Другое использование фрагментов
его территории возможно при наличии всесторонних комплексных обоснований,
доказывающих отсутствие нарушения целостности каркаса и при условии
проведения реанимационных мер по окончании срока стороннего пользования.
На территориях, не занятых природоохранной структурой, допускается
размещение любых не запрещенных законами производственных объектов
промышленности, сельского, коммунального хозяйства, градостроительства и
других, существующих и строящихся в установленных границах, функционирующих
в установленных режимах, в том числе с частичным и полным разрушением
ландшафтов по производственному назначению (шахты, карьеры, отвалы,
хвостохранилища, здания, дороги и т.д.).
Абсолютное преобладание аридных и экстрааридных, склонных к
опустыниванию и маргинальных по содержанию ландшафтов — с одной стороны,
ресурсно-сырьевое природопользование в отсталых формах — с другой стороны,
при деструктивном природоохранном законодательстве обусловили общее
неблагополучие экологической обстановки в стране с аномалиями напряженности
в районах промышленного освоения природных ресурсов.
Собственно промышленность воздействует всего на 8-10 % территории
страны (без нефтегазового, военного и космического секторов), но, в силу
ее градообразующих функций, это воздействие приходится на самые обжитые
территории в местах концентрации населения, развитого пригородного хозяйства.
Подавляющий удельный вес горно-металлургического комплекса (с его
инфраструктурой и обеспечивающим хозяйством) в этом очевиден.
Действующее законодательство по фискальным соображениям поощряет
негативные начала деятельности промышленности. Будучи методологически
порочным, неприменимым к сложным системам, и волюнтаристским по существу,
оно, через лимитирование, квотирование, разрешения и т.п., за плату выдает
предприятиям индульгенции на загрязнение и истощение природы, подрыв
здоровья населения. Лимитные платежи включаются в стоимость продукции,
работ, услуг, то есть ложатся не на предприятия, а на потребителей.
Предприятие, не выбрасывающее, не сбрасывающее вредные вещества не
освобождается от платежей; в системе монополизированного хозяйства (у
монополиста нет заинтересованности, у потребителя — выбора) техногенное
опустынивание и вырождение населения — дело времени.
Определенные надежды на улучшение экологической ситуации в промышленности
связываются с намерением власти внедрить стандарты Международной организации
по стандартизации (??О), в частности ??О-9000 и ??О -14 000. Первые
оговаривают вопросы сертификации качества продукции и безопасности
потребления продуктов, вторые устанавливают требования по выбросам, сбросам,
количеству отходов, загрязнению почв, использованию ресурсов. Предполагается,
что ??О-14 000 помогут нашим фирмам-производителям (финансово-промышленным
группам, см. Стратегический план до 2010 г.) решать экологические проблемы
«западного уровня»: экологического аудита, определения экологических
показателей, удовлетворения претензий к продукции, способов проведения
анализа жизненного цикла продукции и др. Стандарты ??О-14 000 обращены к
гигиенически несостоятельным техническим нормативам выбросов, сбросов, и
фактически являют собой попытку решать экосистемные, медико-биологические
проблемы административными, налоговыми средствами.
Поскольку более 70 % промышленного производства и 90 % промышленного
сектора находится в собственности или под контролем иностранных фирм и
компаний (80-90 % национального достояния владеют 10-12 % населения и
иностранцы), постольку внедрение временных стандартов ??О — это их задача;
ее решение можно ускорить административными же мерами, например, налоговыми.
Стратегическим планом развития страны до 2010 года («2010″) поставлена
задача «оптимизировать систему природопользования и охраны окружающей
среды», в решении которой будет участвовать горно-металлургический комплекс
применительно к нуждам общества и своим интересам.
Необходимо кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых,
техногенных минеральных образований, захоронений вредных веществ, сырьевых
ресурсов и источников загрязнения и другие положить на экосистемную основу
на фоне природоохранного каркаса страны. Опыт прорисовки каркаса ограничился
учетом особо охраняемых (частично — рекреационных) природных объектов вне
экосистемного контекста. Этим же грешит многолетняя канитель с фискальным
по сути так называемым «экологическим районированием» и т.п. Все что надо
в этой части, природа закрепила в природно-хозяйственных комплексах, а наука
и практика зафиксировали в картах ландшафтного, физико-географического,
агроклиматического, стоимостного и иного районирования территории страны.
Поэтому, в том числе, нет препятствий для внедрения рентного подхода к
налогообложению природопользования, считающегося перспективным в России.
Работа по формированию природоохранного каркаса (оптимизации
пользований), то есть по выделению территорий «открытых» и «закрытых» для
ГМК с учетом перспектив, не представляется технически затруднительной или
слишком затратной. Чтобы решать поставленные «2010″ задачи в сфере высоких
технологий, заниматься отраслями, слабо развитыми у наших соседей, и
вкладывать инвестиции в новые отрасли промышленности, надо, как минимум,
определиться с территориями, где это уместно делать, причем, с наименьшей
конфликтностью, без неожиданных режимных и иных ограничений. Это вопрос
снятия экологических рисков, наблюдающихся, когда объект размещается где
не надо и нагружается избыточными условиями и ограничениями.
Собственные экологические проблемы предприятий ГМК давно известны и
выявляются известными процедурами оценки воздействия на окружающую среду
(ОВОС). Обычно оценка ведется по средам и подытоживается способом наложения
элементных оценок, что, конечно, далеко от реальности природно-хозяйственных
систем, но, в качестве первого приближения, рекомендуется республиканскими
нормами по проведению ОВОС (1993 г., 1996 г.), по экологическому аудиту
действующих предприятий (1996 г.), паспортизации предприятий и др. На
предприятиях ГМК оцениваются воздействия карьеров и горных выработок,
временных и усреднительных складов, отвалов, шламохранилищ, хвостохранилищ,
объектов обогащения и металлургии на промплощадках и вне их, источников
теплоснабжения, объектов канализации, технологические процессы
(буро-взрывные, выемочно-погрузочные, внутризаводские) и т.д. При формальном
подходе, когда ОВОС не идет дальше технических нормативов (ПДВ, ПДС и др.),
его достоверностью, как правило, можно пренебречь. Сегодня достаточно
инструментов для реализации системного подхода и переориентации ОВОС с
пассивных оценок на цели рационального природопользования.
Экология ГМК
* Республиканский уровень
В сфере влияния и тяготения ГМК находятся большие массы людей, обширные
территории, крупный экономический потенциал, базовые предприятия и ресурсы.
Фактически ГМК относится к тем деятельным структурам, обеспечивающим
независимость и безопасность страны, которые, в силу своего системного
положения и веса, не могут оставаться в стороне от решения
общегосударственных экологических проблем. По большому счету, экологическая
безопасность ГМК равновелика экологической безопасности страны, и с этой
точки зрения «устойчивое» развитие отрасли, или комплекса отраслей, или
республики в целом возможно только в рационально организованном
природно-хозяйственном пространстве.
Исходя из этих положений ГМК должен принять участие в формировании
рационально устроенных природно-хозяйственных комплексов страны, в
проведении работ по установлению и разграничению территорий природоохранного
фонда и территорий отраслевого природопользования и обоснованию режимов их
освоения и охраны. Результаты работы следует использовать в качестве
экосистемной подосновы к Программе «устойчивого» развития ГМК, и к схеме
Генерального плана рационального природопользования республики, в т.ч. по
методологии ранжирования территорий и сбалансированного управления
экосистемами.
* Локальный уровень
Локальные проблемы рассматриваются в контексте целей республиканского
уровня («2010″) на фоне программных постановок за 20-летнюю перспективу с
учетом: стратегических оценок природного богатства, рентного фактора в
формировании доходов страны и, разумеется, с ориентиром на: наукоемкие,
высокотехнологичные отрасли, ресурсосберегающие технологии, на комплексное
извлечение ценных компонентов из руд, утилизацию техногенного и вторичного
сырья, внедрение технологий четвертого и пятого переделов, снижение доли
сырья и увеличение доли конечной конкурентоспособной продукции и другие
средства для снижения давления ГМК на природу и население. На начальных
этапах некоторый эффект снижения экологической напряженности может дать
модернизация производственных звеньев и отдельных технологий, использование
средств стандартов ??О и др.
Среди экологических проблем нижних уровней организации территориально-
производственных подразделений ГМК (производственных, селитебных,
обслуживающих и других) традиционно выделяются местные проблемы его
истощающезагрязняющего воздействия на «окружающую среду», внешние
негативные воздействия на ГМК и тяжелейшая экосистемная проблема
водообеспечения подразделений комплекса.
Для упорядочения подходов и обоснований решения этих и иных
экологических проблем надо наработать методологическую и информационную
основу, учитывающую специфику ГМК, особенности природно-хозяйственных
условий, и опирающуюся на принципы рационального природопользования.
Например:
* Ведомственные руководства (пособия) по оценке воздействия ГМК на
окружающую среду и экосистемному обоснованию размещения и деятельности
его предприятий;
* Рекомендации по рациональному устройству бассейнов малых рек для нужд
ГМК;
* Изучение и оценка последствий воздействия ракетных полигонов на объекты
ГМК (первая очередь — Байконур);
* Изучение динамики формирования геохимических техногенных аномалий
предприятиями ГМК в постановках рационального природопользования.
Итак, экологические проблемы ГМК заключены в общую проблему
экологической безопасности страны, реализуются на принципах рационального
природопользования, предусматривающих формирование гармонично устроенной
природно-хозяйственной среды, в которую предприятия ГМК должны вписаться
непротиворечиво и с минимальной конфликтностью по отношению к другим видам
деятельности. Оперативные и текущие решения по сиюминутным событиям
выбросов, сбросов, отходов, очистных сооружений, санитарно-защитных зон и
другим должны приниматься с учетом того, что в перспективе они подвергнутся
ревизии, так как оптимальному ландшафтному устройству для сохранения среды
и условий обитания человека в данной биосфере нет альтернативы, оно не
зависит от общественно-политического устройства государства и в конце
концов будет реализовано, если не нами, то теми, кто будет жить потом.
Эти два положения составляют суть концепции экологической безопасности
в приложениях к экологическим проблемам ГМК.
К сожалению, по сводному экономическому анализу Администрации Президента
и Минэнерго республики, обеспеченность промышленными запасами медной отрасли
составляет 14-18 лет, свинцово-цинковой — 16-20 лет, руд с извлекаемым
золотом — 13 лет; такое же положение с серебром, марганцем, железом и т.д.
И с геологоразведкой на суше (в том числе по нефти) — десятилетний провал,
и с состоянием сырьевой базы еще надо разбираться. Разведочные работы по
наращиванию запасов или компенсации отработанных практически не ведутся как
отечественными предпринимателями, так и зарубежными инвесторами. Возможно,
ГМК предстоят трудные времена, возможно, он вообще опоздал со своей
экологией, и в 2004 -2008 годах придется больше заниматься руинами бывшего
комплекса, чем живым производством; потеря каждого года делает этот исход
все более вероятным.
В.А.Яковлев, Казахстан, kostina@nursat.kz, 15 апреля 2002 г.