*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.985, 24 апреля 2003 г. *
*******************************************************************
К Дню химической безопасности 28 апреля
НЕФТЬ-ГАЗ И ПРИРОДА СЕВЕРА
… Я пыталась поднимать вопрос по нефте-газо-добычным комплексам
и их деятельности еще с 2001 года, поскольку в Мурманске начала
готовиться натуральная экспансия в Баренцево море за этими продуктами.
Все мы и каждый читающий эти строки употребляет рыбопродукцию нашего
моря — Баренцева моря!
В первую очередь при освоении, подчеркиваю, массированном освоении
нефтяных комплексов законом требуется проведение экологической
экспертизы, но ее не собираются проводить эксплуатационники (чуть не
написала — эксплуататоры). Если вы желаете знать мнение наших ученых -
читайте дальше, если не интересно, можете этого не делать…
А пока ознакомьтесь:
Прекрасно понимая, что экономически важно освоение газовых и нефтяных
месторождений, необходимо затронуть вопрос возможности ухудшения
качества морской среды в районе Штокмановского месторождения и в других
местах нефтедобычи, равно как промысла рыбных ресурсов Баренцева моря
за счет воздействия на нее токсических технических и природных веществ.
Такое воздействие проявляется в период обустройства месторождения
(строительство ледостойких платформ, прокладка трубопроводов, бурение и
ремонт скважин, создание завода по сжижению газа и производству метана и
портовых сооружений, береговых баз и др.)
Ухудшение экологической ситуации в регионе, вызванное техногенным
загрязнением среды и воздействием на фауну токсических веществ, при
нормальной эксплуатации месторождения или в случае возникновения аварийной
ситуации, может иметь серьезные последствия, которые проявятся как сразу,
так и через десятки лет после добычи углеводородов. Поэтому оценка влияния
на окружающую среду должна проводиться в комплексе, как в подготовительный
период перед добычей, так и в период эксплуатации.
При осуществлении проекта началось прямое воздействие на весь морской
животный мир. Основным источником прямого воздействия стала прокладка
трубопроводов, бурение скважин, в результате чего увеличилась мутность
воды, повысилась температура, повысилась токсичность среды за счет подъема
имеющихся донных загрязнителей. Технологические процессы, связанные с
добычей природного газа, применение различных буровых растворов,
производство и транспортировка метана и сжиженного газа, эксплуатация
энергетических установок на платформе и судах, использующих нефтепродукты,
утилизация промышленных и бытовых отходов и стоки с морских и береговых
объектов имеют непосредственное воздействие на изменение параметров
водной среды.
Все это нарушает баланс растительного и животного мира Арктики в целом.
Морской добычный комплекс предусматривает использование 2-3 ледостойких
платформ на каждом комплексе. Предполагается использование установок
апробирования и глушения скважин, исключающих загрязнение окружающей среды.
Вероятность аварий на скважинах невелика, но опыт показал, что однозначно
будут иметь место выбросы газоконденсатной смеси под давлением, и это
окажет прямое токсическое воздействие на морских обитателей и водную среду.
Выбрасываются также обломки пород и остатки технологических жидкостей. Они
имеют температуру до 57 градусов, выброс вызывает локальное повышение
температуры воды. Величина токсического поражения зависит от силы выброса
и объема. В течении суток токсичные вещества распространятся до полутора
километров. При этом на поверхности воды образуется нефтяная пленка,
которая может увеличиться до 120 км в сутки. Ясно, что при этом будет
страдать флора и фауна Баренцевоморья. При эксплуатации месторождений
используются буровые растворы: смазка, утяжеление, стабилизация вязкости
и т.д. Они вместе с отходами бурения, в составе которых соли тяжелых
металлов, нефтепродукты, представляют собой значительную токсическую
опасность для экосистемы моря.
Недостатком в работе разработчиков проекта освоения, например,
Штокмановского газоконденсатного месторождения экологи считают то, что
они предусматривают экологическую опасность проведения буровых работ
только в том случае, когда в воде появятся токсичные концентрации
буровых растворов и других технологических жидкостей, что возможно
при повреждении цистерн для их хранения, аварии скважины,
транспортировке и перегрузке, несанкционированном сбросе шлама в море.
В экономическом аспекте необходимо проработать вопрос о возможности
полной детоксикации отходов бурения в районе добычного комплекса с
последующим их захоронением, но не на дне моря, как рекомендуют ученые
Мурманского морского Биологического института. При эксплуатации морского
добычного комплекса происходят выбросы в атмосферу сажи при работе
дизелей, компрессоров, а также технологические выбросы. Они будут
осаждаться на водную поверхность, но это загрязнение незначительное, хотя
в комплексе, возможно, решить и вопрос применения специальных фильтров.
Проект предусмотрел установку на платформах сточных и шламовых цисцерн для
очистки и обеззараживание сточных вод, емкостей для сбора всех бытовых и
хозяйственных отходов. К сожалению, в практике сбрасывать эти отходы в море.
Практика показала, что в таких случаях обнаруживаются концентрации фосфатов,
нитратов в донных осадках и придонных слоях, что значительно влияет на
экологию в данном месте. К сожалению,уже зафиксированы подобные нарушения.
Загрязнения
Прокладка трубопроводов сопряжена с двумя токсическими факторами:
взмутнение грунта и возможные утечки газа. Их воздействие двояко:
механическое и химическое. Взвесь на короткое время подавит фотосинтез
планктоновых водорослей, поразит зоопланктонные организмы-фильтраторы,
яйца и личинки различных животных, не имеющих твердой защиты. Поражаются
также жаберный аппарат и обонятельная система малоподвижных рыб. При
перемещении грунта засыпаются скопления донных животных и водоросли, что
впоследствии повысит скопление органики в донных осадках.
Кроме того, проектный предел прочности труб в два раза ниже
расчетного давления газа, что повышает возможность аварий на трубопроводе
вплоть до разрыва труб.
В этом случае произойдет залповый выброс большого количества газа
(метана), проходящего через толщу воды со скоростью не менее 0,8 м в
секунду. Утечка газа будет продолжительной с длительным насыщением воды
токсинами. К загрязнению чувствительны личинки рыб. Уязвимы птицы из-за
покрытия перьев пленкой нефтепродуктов, морские млекопитающие — от потери
изолирующих свойств кожи, а также поедания рыб, уже накопивших токсичные
вещества.
Нельзя отрицать и тот фактор, что такая рыба и морепродукты попадают
на столы нам с вами, что может вызвать суммарное накопление токсинов и,
как следствие, кожные, аллергические реакции — в лучшем случае. Накопление
токсинов в печени может иметь более тяжелые последствия.
Входящие в состав некоторых буровых растворов тяжелые металлы и
синтетические органические соединения также способны накапливаться и
передаваться в организмах и экосистемах. Поступление тяжелых металлов в
организм рыб происходит, в основном, через жабры. Аккумулируются они в
печени, почках, желудочно-кишечном тракте, в мышечной ткани. По данным
ПИНРО в случае единичного сброса грунта это приводит к быстрой гибели
зоопланктона. Этот фактор необходимо постоянно учитывать.
Важным фактором воздействия на экосистему может оказаться метан.
Его влияние на организмы до сих пор не изучено. Предполагается, что метан,
как и другие углеводороды, обладает наркотическим, нервно-паралитическим,
общетоксическим влиянием на морские организмы. Но единого мнения по этому
поводу у ученых нет.
Другим компонентом является углекислый газ. По мнению ученых, он
может представлять опасность только в условиях аварии на месторождении.
Наиболее сильным токсичным воздействием на морских обитателей имеют
низкомолекулярные парафины, нафтены и их производные. Это высоколетучие
соединения, быстрорастворимые в воде, имеющие мутагенное действие.
При транспортировке нефтепродуктов на танкерах не исключаются аварии и
залповые сбросы, а как следствие, разливы нефтепродуктов по всему пути
следования судов.
АРКТИКА
Кроме того, возникает вопрос, абсолютно не изученный.
Взаимопроникновение и взаимодействие дрейфующих льдов и газоконденсата.
По видимому, в отличии от нефти газоконденсат из-за меньшей плотности не
будет проникать под лед, в то время как нефть подо льдом образует устойчивую
пленку, а будет растекаться вдоль кромки, заполняя межльдинное пространство,
полыньи, трещины. При этом скорость испарения газоконденсата замедлится.
Более сложной является ситуация, связанная с образованием снежной
газоконденсатной смеси. В этом случае испарение прекращается надолго, и
дрейфующие льды могут разнести газоконденсат на значительные расстояния в
Арктике. Данный вопрос не изучен вообще.
А ЭТО НАШИ ЗАПАСЫ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ!
Следует понимать, что в летний период ледники довольно быстро тают, а
значит, распространение загрязнений может носить локальный характер, но в
зимнее время, во время дрейфа льдов газоконденсат может распространиться
на огромные расстояния. Таким образом, зоной загрязнения может оказаться
площадь от 25 до 41 тысячи квадратных километров.
Течения
Наибольший интерес может вызвать исследование подводных течений при
сбросе загрязняющих веществ. Придонные течения на большей части
глубоководной акватории Баренцева моря отличаются не большой скоростью и
значительной устойчивостью. Усиление потоков связаны со штормами. Как
показали исследования, распространение загрязнения происходит на восток -
северо-восток на расстояние около 130 км. При этом зоны умеренного
загрязнения уменьшаются, а зоны слабого загрязнения увеличиваются.
Здесь необходимо учитывать временной фактор, т.е. накопление загрязнения
в десятилетие и далее. В ходе численных экспериментов обнаружена зависимость
получаемых результатов от особенностей рельефа в точке аварии или выброса.
Естественно, что токсины и органика будут скапливаться в местах разломов,
донных трещинах.
По результатам многолетнего мониторинга (с 1985 года) разведочных
буровых работ, проводимого Мурманским морским биологическим институтом,
по данным ПИНРО, в районе Штокмановского, Мурманского и других
месторождений неоднократно отмечалось влияние шлейфа взмученных донных
отложений на качество вод. Концентрация силикатов увеличилась в 3-5 раз.
По проектам запланировано строительство подводных хранилищ
газоконденсата и метанола емкостью 40000 и 4000 кубических метра. Очень
тяжелыми последствиями может обернуться авария на таком подводном хранилище.
Для разбавления до порогового уровня потребуется 640 миллионов кубических
метров чистой воды.
Газоконденсат всплывет на поверхность (в случае разрушения танков
без взрыва). Загрязнению подвергнется более 30 млн. кубометров воды. После
растекания нефтяное пятно будет дрейфовать, удаляясь от месторождения до
180 км. Вероятность одной и более аварий в год судов нефтеналивного флота
оценивается от 60 до 99,8%. Ущерб качеству воды при этом сопоставим с
разрушением подводного хранилища.
Экологически опасным является появление пластовых вод на конечном этапе
эксплуатации месторождения, через 30 лет. Однако их появление ожидается
гораздо раньше. Тип пластовых вод — хлоркальциевый. Высокое содержание
нефтепродуктов в пластовых водах сделает недопустимым их сброс в морскую
среду. Даже после очистки они способны при сбросе в море загрязнить
нефтепродуктами значительные акватории.
Е.Васильева, Мурманск, МООО экологический клуб «Грин Клаб»
green@an.ru, 16 апреля 2003 г.