UCS-INFO.997

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.997, 28 мая 2003 г. *
*******************************************************************
Чистый воздух

ВОЗДУХ: НАБЛЮДЕНИЯ И ДУМЫ

МОСКВА
Москвичи умирают от грязного воздуха
Промышленность в Москве продолжает интенсивно расти, при этом
руководство предприятий минимизирует свои издержки, экономя на
экологической безопасности производства
Как сообщили RBC daily в московском правительстве, в ближайшее время в
российской столице может быть ликвидирован институт экологической милиции,
занимающейся выявлением фактов несанкционированного загрязнения окружающей
среды. Экомилиция — наиболее мобильная служба экологического контроля,
обязанная реагировать даже на разовую жалобу, в то время как все остальные
городские экологические подразделения откликаются только на массовые
претензии москвичей. А подобный подход приводит к тому, что упускается время
для сбора доказательств вины недобросовестного предприятия. В особенности
это касается случаев <залповых> выбросов, очень популярных у столичных
промышленников. Между тем ситуация с качеством воздуха в столице продолжает
стремительно ухудшаться — люди от него просто начинают умирать.
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, загрязнение
воздуха является основным фактором риска для здоровья людей. В течение
последних нескольких лет наблюдается устойчивая тенденция роста в столице
количества онкологических больных. Рост онкозаболеваемости медики связывают
с концентрацией в окружающей среде канцерогенных веществ, в первую очередь
бензопирена. Однако, по мнению врачей, сильнее всего страдают от грязного
воздуха в городе дети. Согласно данным исследований НИИ экологии человека и
гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН, установлена связь между
показателями суммарного атмосферного загрязнения и заболеваниями
аллергического характера у маленьких москвичей. Отмечено, что процент детей,
часто болеющих ОРЗ, также наиболее высок в загрязненных районах (7,8%) по
сравнению с менее загрязненными (1,2%). Также наблюдается рост числа
родившихся с аномалиями развития опорно-двигательного аппарата, врожденным
пороком сердца, центральной нервной системы. Москва сегодня прочно занимает
первое место в России по частоте врожденных пороков развития у детей, и
главной причиной такого положения медики считают загрязнение воздуха.
В Москве ежегодно выбрасывается в атмосферу порядка миллиона тонн вредных
веществ, то есть почти 100 кг на каждого жителя. Немало в столичном воздухе
пыли, диоксида азота, фенола, аммиака, толуола. Однако самым массовым
загрязнителем атмосферы, по-прежнему является оксид углерода, генерируемый
автотранспортом. Правда, в последние несколько лет концентрация в воздухе
этого вещества несколько снизилась. <Установка на городской транспорт
нейтрализаторов, заметное обновление частного автопарка привело к тому, что,
несмотря на его рост, СО в столичном воздухе стало меньше>, — сказала RBC
daily специалист московского центра <Экомониторинг> Елена Лезина. В то же
время в последние несколько лет активно развивается не только транспортный,
но и промышленный сектор города.
А на большинстве предприятий технические средства защиты окружающей среды от
промышленных выбросов изношены еще с советских времен. <Еще в начале 90-х
годов на большинстве столичных предприятий действующие воздушные фильтры и
очистные сооружения были практически изношены на сто процентов, — сказал RBC
daily замруководителя департамента организации и ведения госконтроля в сфере
природопользования и охраны окружающей среды Александр Рейтлингер. -
Сменились собственники, большинству из которых наплевать на экологические
нормативы, их основная цель — максимизация прибыли. А финансовые вложения в
экологическую безопасность производств никак не способствуют этой задаче>.
Александр Рейтлингер считает, что у нас пока выгодно нарушать экологическое
законодательство, несмотря на то что штрафы для руководителей производств
повысились: доказать причастность того или иного предприятия особенно к
залповым (разовым) выбросам по-прежнему практически невозможно.
И это несмотря на то, что в столице контролем за состоянием воздушного
бассейна занимается целый ряд муниципальных организаций: метеобюро Москвы и
Московской области; центр <Экомониторинг>, отдел по охране атмосферного
воздуха, экологическая милиция, природоохранный центр и Центр <Экоанализ>
городского Департамента природопользования и охраны окружающей среды.
<Мониторят> воздух в городе 16 стационарных и несколько передвижных станций.
Однако большинство приборов, как правило, рассчитаны на анализ выбросов от
автотранспорта, и даже если в каком-нибудь районе города происходит залповый
промышленный выброс, может случиться так, что станции не смогут его уловить,
а стало быть, и искать виновного никто не будет. <Чтобы проверять
промышленный объект, который предположительно осуществил выброс, необходимо
выехать на место со специальной лабораторией, — говорит Елена Лезина. -
Однако у нас такие случаи — редкость, поскольку мы поедем на объект только в
случае поступления к нам массовых жалоб от москвичей>.
Москвичи же, успокоенные информацией городских властей о том, что
экологическая ситуация находится под постоянным контролем, предпочитают не
проявлять инициативу, а немного потерпеть, пока развеется ядовитое облако. А
ведь такие случаи в столице не редкость, причем едва ли не в центре города.
Так, на улице Правды (Северный округ), где активно работает издательство
<Пресса>, зачастую просто невозможно находиться из-за обилия дизельных
выбросов. Табачная фабрика <Дукат> <травит> москвичей, проживающих в Южном
округе. Если ветер разгуляется, то от регулярных залповых выбросов Капотни
(Московский НПЗ) страдают жители и юго-востока столицы, и подмосковных
районов.
Тем временем получить комментарии о том, кто и как должен контролировать
подобные вопиющие случаи в столице, нашему корреспонденту не удалось почти
ни в одной из столичных экоорганизаций. В отделе по охране атмосферного
воздуха нам заявили, что все инспектора на выездах. Аналогичный ответ мы
получили и в Комитете по экологии городской Думы. В департаменте
природопользования RBC daily сообщили, что привлекать к административной
ответственности виновных должны специалисты экомилиции. В свою очередь
сотрудник экомилиции заявил нашему корреспонденту, что никаких прав по
наказанию виновных у них нет. И их основная функция — <обеспечить силовую
поддержку и составить протокол правонарушения>.
По мнению экспертов, именно этот разброд в обязанностях и ответственности
должностных лиц, причастных к экологической ситуации в городе, и приводит к
тому, что в Москве не с кого спросить за плачевное состояние воздуха. В то
же время столичные власти не перестают твердить о приоритетности
экологического направления в своей политике. Последнее нововведение мэрии:
обязать все промышленные предприятия Центрального округа поменять
оборудование, технологии и очистные сооружения на более экологически
безопасные. Идея утопическая, поскольку для переоборудования придется
остановить производство и вложить в него столько денег, сколько может стоить
исходное производство.

http://www.rbcdaily.ru/index3.shtml

Источник: greens@karelia.ru, 25 мая 2003 г.

АЛМА-АТА
В Алматы в эти дни наблюдается повышенный уровень загрязнения воздуха -
РГП <Казгидромет>
Из-за безветрия, отсутствия осадков и нарастания температуры в воздухе
Алматы увеличивается концентрация вредных веществ, таких как пыль, оксид
углерода, двуокись серы, двуокись азота, фенол, формальдегиды. По этим
основным химическим соединениям, сообщила корреспонденту Казинформа
начальник отдела неблагоприятных метеорологических условий Республиканского
государственного предприятия (РГП) <Казгидромет> Светлана Аманкулова,
метеорологи отслеживают фоновое загрязнение, которое достигает максимального
показателя в часы пик. Мониторинг проводится на трех метеопостах,
расположенных в районе пересечения проспектов Абая — Сейфуллина, в
микрорайоне Аксай, на углу улиц Чайковского — Дзержинского.
По данным <Казгидромета>, основная причина загрязнения воздуха — все
возрастающее количество автомобильного транспорта. По последним данным в
Алматы зарегистрировано 290 тысяч единиц автотехники. В отопительный
период к этому прибавляются выбросы городских ТЭЦ.
Метеорологи отмечают, что в последнее время повышенный уровень
загрязнения воздуха стал для Алматы нормой.
Информационное Агентство КазААГ, www.kazaag.kz, 9 мая 2003 года
Источник: EcoDigest (5-11.05.03), 12 мая 2003 г.,
З.Бабаханова, НПО «Экологический ПрессЦентр»,
zarina@ecopress.lorton.com

НИЖНИЙ НОВГОРОД
2 апреля этого года ОАО <ГАЗ>, комитет по охране окружающей среды
и природных ресурсов г.Нижнего Новгорода, американская фирма <Нaden>
на базе автозавода провели международный семинар, посвященный
проблемам охраны атмосферного воздуха. Сегодня мы публикуем с
некоторыми сокращениями доклад, сделанный на семинаре главным
экологом ОАО <ГАЗ>-начальником управления экологии д.т.н., академиком
международной академии наук экологии, безопасности человека и природы
(МАНЭБ) Сергеем Дмитриевичем Цымбаловым. Надеемся, что фактический
материал, представленный в докладе, будет интересен специалистам и
читателям.
ВВЕДЕНИЕ. Поскольку семинар посвящён проблеме охраны атмосферного
воздуха, то этой теме посвящена значительная часть представленных
материалов. Проблема снижения выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу носит глобальный характер. В сообщении генерального секретаря
ООН Кофи Аннана, опубликованном в июне 2002 года [1], говорится, что
<:свыше миллиарда людей дышат нездоровым воздухом, три миллиона
людей умирают каждый год от его загрязнения:>. Кроме того,
общепризнанным является факт глобального потепления, вызванного
выбросами парниковых газов. По данным Гидрометцентра России и Бюро
погоды по Москве и Московской области за последние 60 лет в центре
Москвы среднегодовая температура воздуха увеличилась на 2 градуса [2],
а по данным Верхне-Волжского управления по гидрометеорологии в Нижнем
Новгороде она стала на 6оС выше многолетней нормы. Согласно
официальным данным, представленным в ежегодном докладе
администрации, экологического фонда и комитета охраны окружающей
среды и природных ресурсов <Нижний Новгород: состояние окружающей
среды, деятельность экологического фонда в 2001 году> [3] общий валовый
выброс загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу составил 43,4 тыс.т, из них
22,9 тыс.т (52,8%) составляют выбросы промышленных предприятий
автозаводского района. Крупнейшими загрязнителями атмосферы города
являются ТЭЦ ОАО <ГАЗ> и Сормовская ТЭЦ АО <Нижновэнерго>.
Суммарно их выбросы в 2001 году составляли 20,8 тыс.т. Существующее
положение с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями и
учреждениями в Нижнем Новгороде, тем не менее, не следует считать на
сегодняшний день критическим. Усилия городского, областного комитетов
охраны окружающей среды, отдельных промышленных предприятий дают
положительный экологический эффект. Снижение выбросов предприятиями
города с 70,9 тыс.т в 1996 до 43,4 тыс.т в 2001г, т.е. в 1,6 раза явилось
не столько следствием падения производства сколько проведением
последовательной общегородской политики по реализации воздухоохранных
мероприятий. Подтверждением этого является информация, опубликованная
в прошлом году социально-экологическим Союзом и Агентством .
В рейтингах экологических издержек [4] Нижегородская область имеет
рейтинг 0,66; средний по России — 1; наихудший в Красноярском крае — 2,66.
Среди 13-ти крупнейших предприятий России наихудший рейтинг имеет
компания <Норильский никель>, лучший — ОАО <ГАЗ> равный 0,17. В целом
по России отмечается тенденция к снижению загрязненности атмосферного
воздуха [5]. Наряду с выпуском автомобилей, руководство ОАО <ГАЗ>
придает первостепенное значение решению экологических задач. Полгода
назад впервые за всю историю автозавода было создано управление экологии
с прямым подчинением исполнительному директору, что позволяет
оперативно устранять возникающие проблемы и вести планомерную работу
по реализации природоохранных мероприятий.
ВЫБРОСЫ.На рис.1 приведена динамика валовых выбросов ЗВ и количества
выпущенных автомобилей за последние 6 лет. Как видно, корреляционной
зависимости между этими графиками нет. Наибольшее количество
автомобилей 239711 шт. было произведено в 1999 году, а наименьшее -
191492 шт. в 2001 году. Количество же выбросов по годам неуклонно
уменьшалось и, даже при увеличении выпуска автомобилей в 2002 году на
3,4% оно уменьшилось на 3,2%. Около 91% в эмиссию выбросов вносят 4
структурных подразделения ГАЗа: ТЭЦ, литейное производство и
производства легковых и грузовых автомобилей, причём в структуре
выбросов более 90% приходится на двуокись серы, диоксид азота, летучие
органические соединения (ЛОС) и оксид углерода. Рассмотрим эти
производства подробнее.
Выбросы ТЭЦ ОАО «ГАЗ» составляют 71,2% от общезаводских.
Следует отметить, что она предназначена для обеспечения завода
электроэнергией, теплом в горячей воде и паре и сжатым воздухом, а
также тепловой и электрической энергией жилищно-коммунального сектора
Автозаводского и Ленинского районов г. Нижнего Новгорода. Наиболее
эффективным мероприятием по снижению выбросов является перевод котлов
на использование природного газа. Сейчас его доля в общем расходе топлива
достигает 85%. В ближайшие два года эта доля будет существенно увеличена
за счёт ввода в эксплуатацию нового котла ?16 и отключения старых котлов
второй очереди.
Литейное производство (ЛП) служит для выплавки чугуна, стали и
сплавов цветных металлов. От общего количества валовых выбросов
автозавода на ЛП приходится около 8%. В основном это пыль (окислы
металлов, компоненты шлаков и др.), а также продукты сгорания топлива.
За 6 последних лет количество выбросов ЗВ снизилось почти в 4 раза,
что объясняется массовым применением инерционных барботажных
пылеуловителей типа ПБИВ-30 и другого газоочистного оборудования.
Одним из последних мероприятий по модернизации литейного производства
стал ввод эксплуатацию новой универсальной дуговой печи постоянного
тока ДППТУ-12 ёмкостью 12т, предназначенной для плавки стали, чугуна,
алюминиевых и медных сплавов. Основным отличием данной печи от
существовавших ранее трёхэлектродных является то, что осуществляется
объёмный нагрев металла, а не поверхностный. За счёт этого значительно
увеличивается производительность печи и уменьшается угар металла с
расплавленной поверхности и, следовательно, количество выбросов. Степень
герметизации печи выше и она снабжена системой улавливания паров
металлов и частиц шлака. За счёт этого улучшается атмосфера в рабочей зоне
литейщиков, крановщиков и снижается количество выбросов через дымовую
трубу.
В производствах грузовых и легковых автомобилей (ПГА и ПЛА)
основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются
окрасочное и сварочное оборудование. Очистка выбросов загрязняющих
веществ от сварочного оборудования осуществляется с помощью
электростатических фильтров марок ЕF («Совплим»), ФЭС ( «КАМАЗ»).
Очистка выбросов от сушильных камер окрасочных комплексов «Хайден-
1,2″ осуществляется путем дожига в установках термического
обезвреживания «Оксидайзер», пущенных в эксплуатацию в 1997 и 2000
годах. Эффективность обезвреживания ЛОС в 2002 году достигла 95%.
Наряду с внедрением в ПЛА и ПГА газоочистного оборудования в
производстве осваиваются более чистые в экологическом отношении
материалы и технологии. С 1999 года на сборочных операциях внедрено
применение прокладок с липким слоем взамен мастик (сокращены выбросы
ЛОС на 200 тонн за период с 1999-2002 г.г.), в 2000 году произведена
замена мастики битумной на пластизоль, что позволило снизить выбросы
ЛОС на 15-20%.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Газета <Зелёный мир>, NoNo 21-22, 2002, с.14.
2. Там же, с.15.
3. Ежегодный доклад <Нижний Новгород: состояние окружающей среды.
Деятельность экологического фонда в 2001 году>, Н.Н., 2002, с.12-15.
4. Рейтинги экологических издержек, М., научный и учебно-
методический центр, 2002, с.13-14.
Прислал: Levashow@mail.ru, 26 мая 2003 г.

Комментарии запрещены.