*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1054, 8 октября 2003 г. *
*******************************************************************
Как живешь, город?
ВОЗДУХ АЛМАТЫ
МЕСТО ПОД СМОГОМ
Очевидное — невероятное
Его «скелет» начал формироваться еще в прошлом веке. Эксперты
склоняются к мысли, что произошло это, когда стали возводиться преграды
для горно-долинной циркуляции воздуха. Двухэтажные дома начали расти
вверх, город строился вопреки здравому смыслу, внесли свою лепту и машины.
Тут горожане и обратили внимание на сероватую дымку, которая особенно
впечатляюще выглядела в ясный зимний день, решив поначалу, что это издержки
печного отопления. Но это лишь часть правды. Вторая кроется в том, что
перекрытые зданиями улицы создали естественную преграду для воздушных
бризов, и скорость ветра в Алматы упала до 3-4 метров в секунду. Сейчас
нет даже этого: штиль наблюдается 200 дней в году, в остальное время можно
рассчитывать лишь на ветерок, скорость которого не превышает 0,1-2 метров
в секунду. Словом, процесс пошел.
И сегодня мы имеем этакий «пирог» из выхлопов и пыли, насчитывающий более
200 химических соединений, он висит над городом постоянно. Львиную долю вины
за это экологи возлагают на автотранспорт — 350 тысяч машин «выдыхают» в
атмосферу города до 165 тысяч тонн токсичных выбросов в год, а отсутствие
ветра создает критическую ситуацию.
— Смог хорошо виден в солнечные дни благодаря происходящей внутри него
химической реакции, — говорит геохимик, кандидат геолого-минералогических
наук Светлана Митрофанская. — Интенсивная солнечная радиация разлагает
окислы азота, превращает молекулы кислорода в агрессивный озон, а тот в свою
очередь вступает в сложнейшие реакции с составными автомобильных выхлопов.
Отсюда и цвет.
В пасмурную погоду ситуация ничуть не лучше, просто мы не видим
характерной дымки. Вообще смогом должны заниматься химики. И вот почему:
этот туман не имеет плотной структуры, но у него есть корни — вязкая основа,
которая способна расти. Смог плотно сидит на своих корнях, и дождь ему
нипочем, и снег. Осадки меняют лишь количество пыли. Разрушить основу этого
монстра может только хаотичное движение молекул воздуха, но в сегодняшней
ситуации для нас это практически недостижимо. Во всяком случае ждать, что
все наладится само собой, не приходится, потому что мы все время сами
подпитываем смог.
Кстати, мы проводили наблюдения и пришли к удивительным выводам:
некоторые административные здания возводились в Алматы: с учетом структуры
смога, ведь наличие ячеек предполагает образование внутри него своеобразных
чистых «окон». К примеру, на площади Республики имеется подобное «окно». Оно
приходится на место расположения нынешнего акимата и резиденции президента.
По другую сторону воздух уже отравлен. Еще одно «окошко» — бывшая здравница
ЦК санаторий «Алатау»: смог обхватывает его кольцом, но внутри воздух
абсолютно чистый.
Значит, тот, кто проектировал эти объекты, имел какие-то данные -
космических фотосъемок, например. Позже выяснилось, что снимки действительно
были. Мы даже попытались их достать, но тут начался развал Союза, и
документы по каким-то причинам оказались в Ташкенте.
Почуяв интерес с нашей стороны, узбеки за эти данные запросили настолько
огромные деньги, что выкупить их так и не представилось возможным. К
большому сожалению. Ведь в то время центр города еще не переместился вверх,
обсуждался новый план генеральной застройки Алматы, и карты могли сослужить
неоценимую службу. Во всяком случае мы так считали. К слову, составленные
нами экологические карты города хоть и были переданы в департамент
архитектуры, использовать их там не сочли нужным.
К вопросу о выгоде
Специалисты, которые в свое время выбивали средства на мониторинг
экологической обстановки города и предлагали различные варианты выхода из
ядовитого тупика, давно опустили руки: дальше разговоров дело не идет. Да и
не может, наверное, пойти, потому что сам механизм экологической службы
устроен хитро. Если экология города изменится в лучшую сторону, отпадет и
необходимость выделения средств на экологические программы. Поэтому лучше уж
оставить все как есть и время от времени выбивать деньги на проекты, которым
не суждено воплотиться в реальность.
Недавний пример. В 2000 году при финансовой поддержке ТАСИС в Алматы
планировалось введение японской технологии по снижению токсичности выхлопов.
Метод называется клиндаж, он основан на использовании морских водорослей.
— Это действительно уникальная методика, — говорит начальник
специализированной экослужбы «Алматыэкологострой» Сергей Слепокуров, потому
что на специальную биодобавку можно было перевести все котельные. Она
снижает токсичность выхлопов даже самого неблагополучного, дизельного,
транспорта на 50 процентов! Бензинового — на 30! Ведь это чистая органика,
не имеющая никаких примесей. Ее требуется всего один миллиграмм на литр
топлива.
Мы тогда больше года проводили исследования, подключали Академию наук,
химики раскладывали состав на элементы, подтвердили безопасность и
эффективность использования. Японцы обещали нам, что уже через год вдоль
самых оживленных трасс Алматы будут летать бабочки. В общем, идея была
хороша, но: Несовершенство законодательной базы и чье-то нежелание сделали
свое дело. Отказ был мотивирован тем, что наше топливо, наш бензин
соответствуют ГОСТу, поэтому и не нуждаются ни в каких добавках:
По кругу
Сергей Слепокуров сказал, что единственное средство, которое реально
работает на некоторую разгрузку городских дорог и соответственно на снижение
выхлопов, — платный въезд на территорию города. Естественно, что тот, кто
следует через Алматы транзитом, допустим, в Жаркент или Талдыкорган, из
соображений выгоды не станет заезжать в город. А это уже почти 40 процентов
всего иногороднего транспорта.
Сборы, которые сегодня составляют за легковой автомобиль — 216 тенге,
грузовой — 720 тенге, грузовой дизельный — 1708 тенге, сначала поступают в
местный бюджет, а затем направляются в учреждение по реализации
природоохранных программ.
Кстати, иногородние, кроме жителей Алматинской области, платят
исключительно за загрязнение атмосферного воздуха, вернее, за бензин,
который находится в баках и будет использован на территории города. Причем
чаще всего — это суррогат сомнительного происхождения. Но, согласитесь,
216 тенге способны остановить далеко не каждого. Вот и ходим по кругу.
При том, что из ста машин, все же проникших в Алматы, у половины
фиксируется превышение токсичности выхлопов.
Будущее туманно
— То, что мы перенасыщены транспортом, — факт очевидный, — говорит Сергей
Слепокуров. — И про воздух наш известно почти все. Поэтому, скорее всего,
будут вводиться некоторые новшества. Мы планируем разделить город на
сектора: предгорную зону, центральную, западную и т.д. и ограничить въезд.
Сейчас ведь КамАЗы заезжают практически в любую точку города.
Еще в планах проведение мониторинга загрязнения воздуха по программе
ТАСИС ориентировочно в следующем году. Акция планируется масштабная — с
установкой щитов, на которых будут данные о превышении концентрации
загрязняющих веществ. Наглядность всегда дает свои плоды: население будет
осознавать, что ситуация действительно критическая.
Кстати, такой метод широко практикуется в Вене. Там, если есть даже
незначительное превышение ПДК по токсичности, въезд в город перекрывается
до тех пор, пока воздух не придет в норму. Да во многих странах существуют
механизмы борьбы с загазованностью. Это система трех чисел: если номер
машины заканчивается, скажем, на 5, то водителю запрещено выезжать на дорогу
каждого 5-, 15- и 25-го числа каждого месяца. Или введение очередности по
принципу четных-нечетных номеров. Да что говорить, при разумном подходе
ситуацию можно контролировать. У нас она зашла настолько далеко, что без
жестких мер просто не обойтись.
Прежде всего
— Нужно хотя бы научиться давать себе отчет в своих действиях и
прогнозировать последствия, — говорит главный специалист «Казэкопроекта»
Петр Ермаков. — Механизмы регулирования здесь могут быть разные. Например,
можем прекратить регистрировать в Алматы «грязные» машины. Можно добиться
контроля над бензоколонками по качеству бензина, который они продают. Можно
брать, в конце концов, пошлину на въезд в Алматы. Развивать сеть
экологических контрольных постов.
Но для начала следует хотя бы привести в соответствие дорожную сеть.
Вот, к примеру, возьмите наш центральный проспект Абая, по которому ходят
троллейбусы. Казалось бы, самый экологичный вид транспорта, но именно они и
способствуют огромной загазованности: неповоротливые, зачастую в аварийном
состоянии, они загромождают перекрестки, способствуя образованию пробок.
Проблемы-то все на поверхности.
Еще один момент — неразумное строительство в охранной зоне. Я имею в
виду массовые застройки вдоль рек. Во-первых, это небезопасно — там особые
грунты, во-вторых, это существенный вклад в загрязнение воздуха. Их вообще
следует освободить от бетона: увлажнение — естественное очищение атмосферы.
Я уж не говорю о вырубке садов, включая уникальную растительность
Алматинского ботанического сада. Создается впечатление, что мы сознательно
рубим сук, на котором сидим. А потом поднимаем глаза вверх, где по идее
должно находиться небо, и ничего не видим из-за плотной пелены ядовитого
смога.
Но больше всего обидно, что этим отравленным воздухом дышат наши дети,
среди которых уже нет абсолютно здоровых. То, что делается для
восстановления экологического баланса, — всего лишь капля в море, но зато
какие это приносит дивиденды!
ФАКТ
Предложений по улучшению воздуха Алматы всегда было хоть отбавляй.
Правда, появлялись среди них совсем уж утопические. К примеру, установка
огромных вентиляторов, которые создавали бы искусственные воздушные потоки.
Некоторое время назад с этой же целью ученые предлагали прорубить сквозь
горы тоннель. Или подвесить над городом черные шары, которые бы выполняли
роль аэростатов.
Кстати, Капчагайское водохранилище — тоже плод усилий, направленных на
улучшение качества воздуха. Согласно проекту зеркало озера должно было
создавать некоторое движение воздушных масс, тогда бы Алматы смог наконец
вдохнуть полной грудью. Сегодня водоем используют исключительно как зону
отдыха, а об истинном назначении предпочитают не вспоминать. Ведь, как
выяснилось, озеро стало лишь дополнительным источником загрязнения: все,
что аккумулируется вокруг Капчагая, засасывает в алматинский котлован.
О.Демченко, «Караван», 3 октября 2003 года, No 40
Источник: EcoDigest (29.09-5.10.03), 8 октября 2003 г.,
З.Бабаханова, НПО «Экологический ПрессЦентр»,
zarina@ecopress.lorton.com