UCS-INFO.1069

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1069, 28 октября 2003 г. *
*******************************************************************
Окружающая среда

РЕКВИЕМ ПО ЧЕРНОМУ МОРЮ

Знаменитые курорты могут скоро исчезнуть
В нашей стране пока не принято считаться с экологическими
интересами своих граждан, да и вряд ли скоро такое случится. А
граждане тем временем беспокоятся, им хочется знать, в какой
экологической обстановке придется жить и им, и их детям. Но
услышат ли голос общественности государственные промышленники или
частные предприниматели?
Так, например, на российском Черноморье несколько крупных
компаний развернули строительство грандиозных и небезопасных
объектов. Мнение местных жителей не учитывается, поэтому они, как
могут, сопротивляются. Если экологически опасные объекты все же
построят, а к этому все и идет, курортная отрасль в этом
живописном регионе будет навсегда похоронена. Зато Россия
приобретает крупнейшие в регионе портовые терминалы для вывоза
разных полезных ископаемых, что позволит ей успешно влиться в
международные товарно-сырьевые и энергетические потоки. Такова,
увы, плата за глобализацию.
Еще в 1996 году представители шести стран Черноморского бассейна
подписали «Стратегический план действий по спасению Черного моря».
С 1997 года общественность причерноморских стран отмечает
Международный день Черного моря. Но дальше деклараций дело пока не
идет. Более того, Международная конфедерация владельцев танкеров
(ITOPF) совсем недавно опубликовала доклад по загрязнению морей в
разных регионах мира. Результаты доклада могут ошеломить граждан
России, так как самой грязной по нефтепродуктам оказалась наша
гордость и здравница — Черное море. Ситуация в других акваториях
мира, где не меньшая, а даже большая интенсивность хозяйственной
деятельности, не столь драматична.
Но нам и этого мало — на Черноморском побережье России,
протяженность которого всего-то 400 километров, бурно развивается
строительство экологически опасных проектов — терминалов и
трубопроводов.
Уже построили одну нитку газопровода в Геленджике. Нефтепровод
между Новороссийском и Анапой работает уже больше года. На Тамани
в разгаре проект по вывозу аммиака. На подходе проект
транспортировки серы через Новороссийск.
Экологи считают, что транспортировать газ вроде терпимо.
«Голубой поток» — это трубопровод длиной 396 километров, который
проходит по дну Черного моря на глубине 2500 метров. Газопровод
пересекает особо охраняемые природные территории и санитарную зону
города-курорта Геленджика. И все же, по мнению президента союза
«За химическую безопасность», доктора химических наук Льва
Федорова, это не самый худший из предлагаемых вариантов.
Но в любом, даже самом лучшем, проекте стоит предусматривать и
отступления, и ошибки, а то и просто разгильдяйство наших
инженеров, техников и строителей. Ведь не секрет, что подобный
риск у нас гораздо выше, чем в по-настоящему цивилизованных
странах. Но это газ, с перевозкой нефти дела похуже, аммиака -
хуже некуда. А перевозить серу — просто экологический беспредел. И
все это — на один клочок побережья страны, где летом отдыхают
миллионы людей.
Детские пляжи с нефтяными пятнами
Вторая по опасности после газа — нефть. Во-первых, это
строительство нефтяного терминала рядом с Анапой в Южной Озерейке,
которое ведет российско-казахстанско-оманский Каспийский
трубопроводный консорциум (КТК). Во-вторых, это проекты
французской нефтяной компании Total. В двух местах на шельфе — на
Туапсинском прогибе, расположенном всего в нескольких километрах
от курортного побережья, и на Валу Шатского (расстояние до берега
около 50 километров) — французские нефтяники совместно с
компаниями «Роснефть» и ЮКОС соответственно начинают разработку
нефтяных месторождений, якобы разведанных украинскими геологами.
Уже сейчас жители побережья говорят о том, что к ним, в том
числе на детские пляжи, попадает нефть. Детские курорты Анапы
могут попросту перестать существовать как таковые.
Экономическая выгода для России от проекта КТК, как и в случае с
«Голубым потоком», сомнительна. Согласно проекту Россия будет
получать свою долю дохода только с 2017 года. Главное — дружба с
Казахстаном. А с точки зрения экологии ничего хорошего нет точно.
Нефтяники — это очень закрытое сообщество в мире вообще, а у нас -
особенно. Экологам очень трудно наладить за ними контроль. КТК так
и не получила экологическую экспертизу на последний
проектировочный этап. Новороссийские экологи подавали в суд на КТК
из-за того, что они начали строительство без полного прохождения
государственной экологической экспертизы. И в первой инстанции
экологи выиграли дело. Потом, правда, краевой суд дело вернул на
повторное рассмотрение. Назначили другого судью и отменили
судебное решение о том, что строительство ведется незаконно и
необходимо его приостановить. Корпорации вообще очень легко
обходят законы, а тем более природоохранные.
Вопросов к нефтяникам, на которые они, кстати, не желают
отвечать, много. Какой, например, будет ущерб окружающей среде и
уникальным курортам в случае аварии? Или просто за 10 лет работы
терминала? Экологи послали в КТК запрос. В ответ — отписки.
Появление любых нефтяных вышек в Черном море очень опасно. Тем
более на шельфовых участках, которые и так не защищены.
Разлив нефти в случае ее добычи вещь неизбежная. Тяжелые фракции
будут оседать на черноморском шельфе. Это означает, что он на
многие годы станет мертвым. Нефть рано или поздно кончится. А наши
здравницы относятся к разряду вечных ценностей. Так же, как и
рыба, которой в случае серьезной аварии не будет в Черном море.
Купайтесь в нашатырном спирте
Еще более опасным проектом является строительство терминала по
перевалке жидкого аммиака на Таманском полуострове. Постройку
терминала и порта Железный Рог в 2 километрах от курортного
поселка Волна и в 10 километрах от станицы Тамань ведет химическая
корпорация «Тольяттиазот». Терминал рассчитан на ежегодное
хранение более 2 миллионов тонн сжиженного аммиака и такого же
количества углеводородов. Ежедневно по железной дороге будет
доставляться 6000 тонн аммиака. Его загрузка в трюмы судов будет
осуществляться по двухкилометровой эстакаде-трубопроводу в
открытом море.
Аммиак будет вывозиться далеко в море, именно там должны его
закачивать в танкеры. Опасностей намного больше, чем экономических
выгод. Средств воздействия на «Тольяттиазот» нет, несмотря на то
что местные экологи бунтуют.
Кроме того, экономический эффект этого проекта ничтожен. Легче
из аммиака сделать твердые удобрения и вывозить их нормальным
образом, чем сам аммиак как сырье гнать за границу, чтобы там
делали удобрения и чтобы мы их потом покупали.
По словам Льва Федорова, в случае аварии в зону поражения могут
попасть Островной причал, дом отдыха «Факел», поселок Волна, город
Тамань, поселок Виноградный и станица Вышестеблевская (общая
численность населения 35 000 человек). Расчетное время подхода
облака аммиака к этим пунктам составляет несколько минут.
Если разольется только один стандартный бак с аммиаком на 10 000
кубометров, то в радиусе полутора километров погибнет все живое,
до 4 километров — медленная, но неизбежная смерть.
Если аммиак прольется в момент его прокачки через трубопровод в
открытое море, то образуется нашатырный спирт. Представьте себе,
часть Черного моря будет состоять из нашатырного спирта. Какой
«аромат»! И он не скоро оттуда выветрится: нашатырный спирт
надолго остается в воде.
Серные ванны в нагрузку
И последний, самый опасный проект — строительство в порту
Новороссийска универсального комплекса по перевалке жидкой серы
мощностью 1 миллион тонн в год. Заказчиком проекта, включенного в
правительственную подпрограмму «Морской транспорт» без необходимых
экспертиз и согласований, является акционерное общество
«Астраханьгазпром» с долевым участием немецкой фирмы «МГ
Хемихендел».
Власти Туапсе решительно отказались от этого проекта, и
справедливо (у них своих хлопот хватает). Тогда астраханские
бизнесмены пристроились в районе Новороссийска. А в этом городе-
герое и так неуютно: 5 цементных заводов и 6 портов. Это только
формально считается, что новороссийцы «живут на берегу Черного
моря», на самом деле курортом здесь и не пахнет. А тут еще сера и
сероводород. Не дай бог, разольется и загорится жидкая сера -
хлопот хватит всем. Учитывая, что там находятся еще и нефтебазы, -
масштабы катастрофы могут быть поистине гигантскими. А ведь серу
можно было перерабатывать и здесь, а не гнать за границу.
В муниципалитете Новороссийска это понимают и поэтому там не
дали согласия на разработку проектов по перевалке твердой и жидкой
серы. Дело в том, что и резервуары для хранения серы, и
железнодорожные вагоны и цистерны, в которых предполагается ее
перевозить, будут находиться вблизи жилых зон с уже критическим
уровнем загрязнения. Весь путь доставки серы будет подвергаться
опасности. И даже МЧС не спасет.
Конец всероссийской здравницы?
Совершенно очевидно, что частные компании, да и государство,
хотят неплохо заработать на этих проектах и поэтому-то они не
очень-то и стараются учитывать экологические требования. Меры
воздействия на частные фирмы, занимающиеся подобным бизнесом, в
любом нормальном государстве существуют. А у нас их попросту нет.
Сейчас достаточно дать на лапу губернатору или мэру конкретного
города, и он с радостью отдаст под проект свою территорию.
Интересно, а что думает само население Черноморского побережья?
Ему обещают вместо скромных, но стабильных доходов от приема
туристов-»дикарей» построить предприятия, которые дадут новые
рабочие места, а значит, повысится зарплата, вырастет пенсия:
Государство пока не готово обсуждать такие проекты, а население
не может государство заставить это делать.
В международном стратегическом плане по спасению Черного моря,
который подписала и Россия, зафиксирован приоритет его развития -
туристическая и курортная отрасли. А умеренное, рациональное
рыболовство — серьзный источник доходов. И, естественно,
необходимо серьезное сокращение транспортировки опасных грузов,
поскольку этот закрытый водоем находится сейчас в экологическом
кризисе.
Но Россия все больше и больше уходит от этого плана. И делает
все наоборот. У нас сильные нефтяные и транспортные корпорации, а
курортная отрасль, туристический бизнес находятся в зачаточном
состоянии. Развитие зоны отдыха на российском Черноморье является
насущной необходимостью. Ведь большинству россиян (и детям в том
числе) кроме как на российских курортах отдыхать негде.
А.Степанов, «РОДНАЯ ГАЗЕТА», 24 октября 2003 г.

http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=78&tek=5980&issue=84

Источник: ies@nc.ru, 27 октября 2003 г.

Комментарии запрещены.