*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1168, 8 июня 2004 г. *
*******************************************************************
Моря и океаны
ЮГ РОССИИ: ОТХОДЫ, ЖИЗНЬ, НАУКА
По заверению ученых-биологов, жизнь на нашей планете зародилась
в воде. Эта среда и поныне является колыбелью всего живого. Но
моря и океаны дают не только пропитание, они к тому же еще служат
и главной транспортной магистралью, по которой перевозится свыше
80% мировых грузов.
К сожалению, это благо, дешевизна и большая объемность перевозок
грузов водным транспортом породили и огромную и все усложняющуюся
проблему. Дело в том, что суда вместе с грузом вынуждены для
безопасности и сохранения остойчивости перемещать большие массы
морской виды — водяного балласта, который по приходу в порт
назначения перед погрузкой выпускается в море. Так вот, вместе с
водяным балластом перевозятся и затем приживаются на новом месте
чужеродные животные и растительные организмы, создающие
впоследствии значительные проблемы для местной морской среды,
государственного имущества, здоровья человека и даже национальной
безопасности.
По просьбе нашей газеты ситуацию комментирует начальник отдела
экологии морской администрации порта Новороссийск Вячеслав
БЕРДНИКОВ.
— Все, что касается загрязнений моря нефтью, ее продуктами, а
также различными стоками, твердым мусором, в мире хорошо изучено,
прописано, налажен контроль, выработаны меры борьбы,
предотвращения загрязнений. Длительное время не решалась лишь
проблема заноса чужеродных микроорганизмов с водяным балластом.
Насколько актуальна и злободневна эта проблема, можно судить хотя
бы по тому, что ежегодно мировым торговым флотом перемещается
около 10 миллиардов тонн водяного балласта, в котором содержатся
до 3 тысяч видов чужеродных вселенцев. И хотя из общей их массы
выживает и акклиматизируется в новых условиях менее трех
процентов, этого нередко бывает более чем достаточно, чтобы
причинить серьезный вред местной экосистеме.
Нельзя сказать, что все это не вызывало опасений и тревог. Еще в
1903 году ученые распознали признаки внедрения чужеродного
организма после массового появления азиатской водоросли-
фитопланктона Odontella в Северном море. Однако к тщательному
рассмотрению проблемы приступили только в 70-х годах XX века.
Например, на конференции Международной морской организации (ИМО) в
1973 году, когда была принята известная конвенция МАР-ПОЛ, поднли
проблему водяного балласта, особенно в контексте перевозок вредных
для людей патогенных организмов. Конференция приняла резолюцию, в
которой было отмечено, что «водяной балласт, принятый в водах,
которые могут содержать бактерии эпидемиологических заболеваний,
может, будучи сброшенным, создать опасность распространени этих
эпидемиологических заболеваний на другие страны».
В последующие годы ИМО не раз возвращалась к проблеме
перемещения и внедрения вселенцев. Вопрос поднимался и на
конференции ООН по окружающей среде в 1992 году. И вот уже в наши
дни, 13 февраля 2004 года, ИМО официально приняла конвенцию о
чужеродных телах, направленную на предотвращение распространения
балластными водами чужеродной флоры и фауны. Согласно этой
конвенции все суда должны будут иметь план по регулированию живых
организмов в балластных водах, согласно которому на судах должен
asder вестись журнал балластных вод, а также предпринимать меры по
зачистке вод от организмов согласно установленным стандартам.
Предполагается жесткий контроль, взятие образцов балласта, наличие
соответствующего оборудования.
— Насколько мне известно, ваш отдел ведет работы в этом
направлении. Какие конкретно?
— Второй год мы самостоятельно отслеживаем ситуацию со сбросом
балластных вод судами. Для нашего порта эта проблема одна из
серьезных, так как ежегодно флот доставляет около 14 миллионов
тонн балласта, а с ним и массу чужеродных растительных и животных
организмов. Выполняя наши рекомендации, большинство судов сменяют
балласт не в Цемесской бухте или вблизи нее, а в море.
Практическая сторона вопроса нами отработана, хорошо бы ее
подкрепить научными исследованиями.
Кстати, они уже начинаются учеными самого молодого в стране
научного центра, созданного в Ростове-на-Дону на базе Азовского
филиала Мурманского морского биологического института. Южный
научный центр Российской академии наук одним из приоритетных
направлений своей деятельности определил именно изучение проблемы
перемещения в Азово-Черноморский бассейн водяного балласта и
выработки практических мер по борьбе с завозом чужеродных
микроорганизмов, способных причинить вред морской среде. Большие
надежды экологи нашего региона возлагают на создающуюся при ЮНЦ
РАН биологическую лабораторию по мониторингу балластных вод.
Причем базовым портом в предстоящих исследованиях определен
Новороссийский как самый крупный на юге страны и подверженный
наибольшему загрязнению. К тому же здесь теперь базируется и часть
российского военного флота, корабли которого далеко не лучшим
образом влияют на чистоту моря. Академической лаборатории
предполагается подчинить и местную маломощную пока Новороссийскую
биостанцию им.Арнольди. Тем самым будет найдена замена
проводившимся еще в советское врем исследованиям Одесского
научного центра биомониторинга мор.
В Новороссийске побывала группа ученых ЮНЦ РАН. Они подписали
договор с МАПН о совместном сотрудничестве по изучению микрофлоры
и фауны Цемесской бухты и ее оздоровлению.
Мне удалось встретиться и побеседовать с некоторыми из них.
Так, главный ученый секретарь ЮНЦ РАН, зав. лабораторией
океанографии биологии южных морей, канд. физ-мат. наук Сергей
БЕРДНИКОВ рассказал о новом научном центре на юге России, его
перспективных наработках и задачах, стоящих перед коллективом
ученых.
— Южный научный центр, — рассказывает Сергей Владимирович, -
создан в 2002 году решением Президиума Российской академии наук.
Вернее, он преобразован из Азовского филиала Мурманского морского
научно-исследовательского биологического института. Руководит
центром известный российский ученый с мировым именем академик
Геннадий Григорьевич МАТИШОВ, возглавлявший до последнего времени
ММБИ.
Деятельность центра распространяется на все научные учреждения
Южного федерального округа. Основной целью ЮНЦ РАН ставит
организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных
научных исследований, направленных на улучшение экономических,
социальных, экологических условий густонаселенного юга России,
укрепления национальной безопасности страны. Благодаря помощи и
поддержке бывшего Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО
Виктора КАЗАНЦЕВА и губернатора Ростовской области Владимира ЧУБА,
центру выделено здание с большим двором, где планируем построить
специализированные лаборатории, создать настоящую научно-
производственную базу.
Академия наук России придает большое значение нашему центру.
Недавно у нас побывала представительна делегация в составе
президента РАН академика Ю.С. ОСИПОВА, вице-президента РАН
академика А.Д. НЕКИПЕЛОВА, главного ученого секретаря Президиума
РАН академика В.В. КОСТЮКА, председателя Кольского НЦ РАН
академика В.Т. КАЛИННИКОВА
Ведущие ученые России дали высокую оценку работам Южного
научного центра, особенно в части изучени проблемы перемещенных с
водяным балластом микроорганизмов. Заверили, что РАН окажет в этом
нам помощь.
— Вы говорили, что у центра есть уже наработки…
— Подготовлены к изданию академический русско-калмыцкий
словарь, еще несколько фундаментальных филологических трудов
народов юга России, составлен кадастр особо охраняемых природных
территорий большого Сочи, разработана программа экологического
оздоровления окружающей среды Чеченской республики, программа
информатизации Чечни.
В Черноморско-Азовском бассейне начаты исследования гидрографических
процессов, биологической продуктивности и биологического разнообразия
Азовского моря и прибрежной части Черного моря. Разработана региональная
комплексная научная программа «Биологические основы восстановления
водной системы Маныч-Чограй на 2004-2006 годы». Разработана методика
создания новых композиционных материалов для узлов трения ж.д. подвижного
состава. Разработаны теоретические положения и начаты экспериментальные
работы для обоснования новой концепции прогнозирования землетрясений и
разработки новых экономичных методов поиска нефти, других полезных
ископаемых. Разумеется, это далеко не все, спектр наших исследований широк
и разнообразен.
— Наших читателей интересует морская тематика…
— Здесь нам есть о чем сказать. В рамках ФЦП «Мировой океан» мы
курируем работы по Баренцеву, Белому и Балтийскому морям. Как
соисполнители выполняем совместно с институтом им. Ширшова работы
по Азовскому морю. Недавно стали охватывать Черное и Каспийское
моря. В 2003 году выполнили бентосную съемку Таганрогского залива.
Это сделано впервые в истории советского и российского периодов.
Кстати, в ходе этой работы обнаружили вселенца — ракушку гепанис.
Полностью изучили видовой состав фитопланктона Азовского моря. В
нынешнем году Южным научным центром начата отработка методики
контроля балластных вод в Новороссийском порту. Подписан
соответствующий договор с морской администрацией порта
Новороссийск. Нам очень импонирует постановка охраны окружающей
среды со стороны работников экологической службы МАПН во главе с
опытным специалистом (кстати, моим однофамильцем) Вячеславом
БЕРДНИКОВЫМ. Местные экологи нам очень помогают в проведении
исследований.
Более подробно о проблеме перемещения с балластными водами чужеродных
живых организмов и их влинии на местную экосистему рассказала старший
научный сотрудник ЮНЦ, кандидат биологических наук Жанна СИЛИФОНОВА.
— Проблема вселенцев возникла с развитием интенсивного
судоходства и в XX веке стала сродни не только экологической, но и
экономической катастрофе. Вот один из многочисленных примеров. В
конце 80-х годов двадцатого века в Черное море из Северной Америки
с водяным балластом был завезен гребневик Mnemiopsis leidyi. Это
желеобразное в виде медузы животное стало причиной одного из
наиболее опустошительного взрыва популяций биологических
организмов, когда-либо зарегистрированных наукой. Гребневик, не
имевший в бассейне никаких врагов, с ужасающей прожорливостью
уничтожал зоопланктон — пищу мальковых рыб и рыбные личинки. В
течение года хищник оккупировал и Азовское море, уничтожив в нем
почти всю популяцию зоопланктона, оставив не более одной
шестисотой своей обычной средней величины. За три года, начиная с
внедрения, общая биомасса гребневика в Азовском и Черном морях
достигла 700 миллионов тонн, а ущерб, нанесенный рыболовству и
другим ресурсам, составил $240 миллионов в год. С ним не может
сравниться ни один зарегистрированный случай губительной
деятельности человека или нашествие саранчи. Но этим дело не
закончилось. Год спустя Mnemiopsis обнаружили уже в Мраморном,
восточной части Средиземного моря, а также в Каспии. К примеру,
уловы кильки Россией в Каспийском море снизились со 150 тыс. тонн
в 1999 году до 46 тыс. тонн в 2001-м.
Другим хищником-вселенцем, появившимся в Черном море еще в 40-х
годах, является моллюск рапана, завезенный к нам из Японского
моря. В Цемесской бухте рапан впервые обнаружили в 1947 году. Это
животное наносит колоссальный ущерб рыболовству и экологии, так
как поедает устриц, мидий, служащих пищей для донных рыб и
являющихся фильтраторами морской воды. В 1950-х годах рапаны
полностью уничтожили Гудаутскую устричную банку. Благополучная
Америка и думать не могла, что главную беду и головную боль для
нее представляет какая-то крошечная мидия «зебра», завезенная в ее
Великие озера из Европы с водяным балластом и на корпусах судов.
Только на сегодняшний день затраты на борьбу с катастрофически
быстро распространившимся вселенцем превысили $5 миллиардов, но и
это еще не все.
Можно привести множество других примеров подобного рода, в
результате чего наблюдаются настоящие катастрофы, гибельные для
рыболовства, устричного, мидийного хозяйства, как это случилось в
Австралии, Новой Зеландии. Все это свидетельствует о том,
насколько легко нарушить природное равновесие экосистем и
насколько сложно, а порой и невозможно потом его восстановить.
Данные факты призывают человека быть осторожным и
предусмотрительным в своей хозяйственной деятельности.
— Именно так, наверное, и поступают наши соотечественники?
— К великому сожалению, не всегда. Несмотря на серьезность
проблемы вселения и распространения чужеродных морских животных и
растительных видов, разработка методов действенных норм и правил,
регламентирующих управление водяным балластом и порядок контроля
его качества на территории РФ, до сих пор не получила должного
концептуального и экспериментального развития.
И вот в этой связи Южный научный центр Российской академии готов
разработать научно-исследовательскую программу для сведения к
минимуму переноса вредных водных и патогенных организмов в водяном
балласте судов на территории России. Для этого нужно провести
очень масштабные исследования. И не только в наших внутренних
водах, но и далеко за их пределами, чтобы в конечном итоге
разработать конкретные меры борьбы с нарастающей катастрофой.
— Жанна Павловна, а море само не может очиститься и
восстановиться?
— В данной ситуации об этом и речи быть не может. Слишком далеко
зашла беда. Надвигающуюся катастрофу можно остановить только
решительными мерами. Половинчатость или выжидание теперь уже не
спасут.
В.Меланин, «Морские вести России», 24 мая 2004 г.
Источник: ies@nc.ru, 7 июня 2004 г.