UCS-INFO.1198

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1198, 3 августа 2004 г. *
*******************************************************************
Отходы и доходы

УКРАИНА: ОБСУЖДАЮТСЯ «МУСОРНЫЕ» ПЛАНЫ

ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ ТЕХНОГЕННЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
Развитие населенных пунктов на Украине и в первую очередь индустриальных
центров, где на ограниченных территориях образуется значительный объем
твердых бытовых и близких к ним отходов торговых, промышленных и других
предприятий, превратило обращение с ними в одну из наиболее острых
хозяйственных и природоохранных проблем.
Мощности значительного количества существующих полигонов для
складирования бытовых отходов почти исчерпали свой ресурс, а сами они стали
фактором антропогенной нагрузки на окружающую среду.
В развитых западных странах эту проблему решают иначе: на смену пунктам
приема вторсырья и вывозу его на полигоны пришли новые технологии сортировки
мусора на местах или на мусоросортировочных станциях. Это делается для
того, чтобы пустить на вторичную переработку отходы макулатуры, полимеров,
текстиля, стекла, древесины, металлолома. Только Дания таким образом
перерабатывает 96-97 процентов отходов и лишь 2 процента сжигает.
В столице Украины, учитывая взятый страной курс на евроинтеграцию и
переполненные полигоны, стремятся по мере возможности перенимать этот опыт.
Как сообщили нам в Главном управлении коммунального, гостиничного хозяйства
и туризма Киевской госадминистрации, некоторые компании, скажем,
«Укрвторресурсы-Центр», предложили не только продлить жизнь существующим
городским полигонам, но и минимизировать их вредное влияние на окружающую
среду путем внедрения сортировки отходов на специальных станциях. Оттуда
разделенные твердые материалы будут поступать для дальнейшей переработки
на профильные предприятия (металлолом — на металлургические заводы;
макулатура — на целлюлозно-бумажные комбинаты; стекло — на стеклозаводы
и т.д.). А вот пищевые остатки будут прессоваться в брикеты, что
минимизирует выделение токсичного биогаза и на 80-120 процентов увеличит
емкость полигонов.
По предварительным данным, первая из таких станций будет построена в
промышленной зоне Киева и вступит в действие в течение одного-двух месяцев.
В целом же на Украине ежегодно образуется около 37 млн. кубометров ТБО.
Из них лишь около 2,5 процента сжигается в Киеве и Днепропетровске на двух
действующих мусоросжигательных заводах из четырех, построенных на Украине
еще в советские времена. Прекратили свое существование заводы в городах
Севастополе и Харькове.
Основная масса отходов складируется на 800 тысячах полигонов общей
площадью свыше 3 тысяч га. И это не окончательная цифра, поскольку здесь
не учтены места для отходов, находящихся в сельской местности. Подавляющее
большинство их перегружено и не отвечает нормам экологической безопасности,
не оснащено средствами защиты окружающей среды. Практически не проводится
работа по санации полигонов и их рекультивации, не решается проблема
обеззараживания фильтрата.
В сфере санитарной очистки населенных пунктов Украины числится свыше
18 тысяч человек на почти 700 предприятиях, треть из которых — частные или
смешанные формы собственности. Изношенность парка мусоровозов в среднем по
стране составляет 75 процентов, а в Николаевской области — 100,
Кировоградской — 90, Луганской — 86 процентов. Парк автомобилей практически
не обновляется, а их общее количество уменьшилось почти на 2 тысячи единиц.
Названные проблемы прежде всего порождены сложным финансово-экономическим
состоянием жилищно-коммунальной отрасли, низкой платой за обращение с ТБО и
ограниченными возможностями местных бюджетов. Из-за неудовлетворительного
контроля за субъектами обращения с ТБО сокращаются объемы отходов, вывозимых
на обустроенные полигоны. Все больше появляется стихийных,
несанкционированных свалок в лесных полосах, на пригородных и незанятых
городских территориях. Более чем 2,5 тысячи таких свалок занимают около
400 га.
Из-за отсутствия системы управления стихийным рынком в этой области,
а также в погоне за прибылями организации, занимающиеся перевозкой ТБО,
не соблюдают технологии обращения с отходами. Нередко их из больших городов
вывозят на полигоны маленьких городов и поселков, что создает
дополнительную нагрузку на окружающую среду этих населенных пунктов.
Одновременно в большинстве сел, садоводческих товариществ вообще
отсутствуют какие-либо обустроенные места складирования отходов. И как
очевидное следствие — стихийные свалки, которые, конечно, не улучшают
окружающую среду.
В значительной степени на ситуацию с отходами влияет то, что действующая
нормативно-правовая база в сфере обращения с отходами на Украине отстает от
современных требований, а используемые методы и технологии не отвечают
общепринятым мировым стандартам.
Необходимость решения названных проблем как на государственном уровне,
так и на местах стала стимулирующим фактором для разработки правительством
Программы обращения с твердыми бытовыми отходами. Ее утверждение кабинетом
министров Украины в марте нынешнего года предопределено значительной
потребностью в научных исследованиях и капиталовложениях, сравнительно
низкой экономической эффективностью, продолжительностью и технологической
сложностью внедрения большей части мероприятий по обращению с твердыми
бытовыми отходами. Это предусматривает взаимозависимость основных
программных действий, целевое управление межотраслевыми и межрегиональными
связями, контроль за ходом выполнения заданий Программы, привлечение
финансовых средств из разных источников. В Программе учтен лучший
отечественный и зарубежный опыт решения проблем в сфере обращения с ТБО.
Задачей Программы является создание необходимых нормативно-правовых
механизмов для обеспечения полной уборки, транспортирования, утилизации,
обеззараживания и захоронения ТБО и ограничения их вредного влияния на
окружающую среду и здоровье человека.
Для достижения этой цели предполагается уменьшить объемы захоронения
бытовых отходов путем внедрения новых современных высокоэффективных методов
их сбора, перевозки, хранения, переработки, утилизации и обеззараживания,
разработать и внедрить новое оборудование, реформировать систему санитарной
очистки населенных пунктов и обеспечить контроль за действующими и закрытыми
полигонами, рекультивацию земельных участков после их закрытия. Планируется
также создать условия для эффективного использования бытовых отходов как
энергоресурса и комплексной их переработки и утилизации, обеспечить
внедрение механизированной сортировки с изъятием ресурсоценных компонентов.
На первом этапе выполнения Программы предполагается внедрение раздельного
сбора отходов в домах усадебной застройки (частные домовладения). На
втором — раздельного сбора в домах, не оборудованных мусоропроводами,
проведение пропаганды среди населения, создание системы стимулирования к
раздельному сбору.
И на последнем — внедрение раздельного сбора в многоэтажных домах.
Программой предусмотрена разработка соответствующих местных программ
обращения с ТБО.
Основными мероприятиями предусмотрено нормативно-правовое и научно-
техническое обеспечение отрасли за счет средств, которые выделяются
Госжилкоммунхозу на государственные научно-технические программы и научные
части государственных целевых программ в сфере развития жилищно-коммунального
хозяйства, и Государственного фонда охраны окружающей естественной среды.
Предполагается также создание автоматизированных систем управления в
населенных пунктах, которые позволят обеспечить анализ объема образования
ТБО, состояния полигонов и свалок, сроки их эксплуатации, предупредить
возникновение несанкционированных свалок, загрязнение окружающей среды от
заводов по сжиганию мусора, других объектов обращения с ТБО и принятие
соответствующих руководящих решений относительно направления средств
государственного бюджета, спецфондов в проблемные регионы.
Разработка и утверждение методики организации раздельного сбора твердых
бытовых отходов даст возможность органам местного самоуправления,
предприятиям подотрасли внедрять раздельный сбор ТБО в местах их образования
как вторичных ресурсов.
Разработка типовых проектов станций разной мощности по перегрузке и
сортировке твердых бытовых отходов позволит оптимизировать схемы
транспортировки отходов на полигоны путем перегрузки их из небольших
мусоровозов в большегрузные.
В целом же выполнение Программы даст возможность улучшить качество
обслуживания и создать необходимые условия для санитарного содержания
населенных пунктов, свести к минимуму вредное влияние бытовых отходов на
окружающую среду и здоровье человека.
Г.Данилюк, «Строительная газета» (Москва), 16 июля 2004 г.

Комментарии запрещены.