UCS-INFO.1223

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1223, 20 сентября 2004 г. *
*******************************************************************
Выбросы и сбросы

ПЛИТОЧНИКИ УКАЗЫВАЮТ НА ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ ИЗ АСФАЛЬТА

Асфальт как фактор загрязнения
«Город для горожанина — это прежде всего окружающая среда» — так
считают представители ГУ «Лабораторного центра Госсанэпидемнадзора» и
ООО Центра аттестации и сертификации «Альф», которые весной текущего года
начали серию исследований для выявления ряда факторов, негативно влияющих
на качество жизни городов. Главная цель — информирование городской власти,
экологов и населения о тех негативных факторах инфраструктуры, которые
требуют коррекции и должны быть учтены при разработке Концепции
Генерального плана развития Санкт-Петербурга.
На первом этапе исследовалось дорожное покрытие, в частности
асфальтобетонное, как одно из основных и занимающее наибольшую площадь.
Полученные результаты были представлены 28 июня на пресс-конференции в
ИА «ИТАР-ТАСС».
Негативное воздействие на человека и окружающую природную среду
оказывают вредные элементы, выделяемые как при производстве и укладке
асфальта, так и при его эксплуатации. Сам по себе асфальт входит в перечень
опасных веществ, в случае контакта с которыми работники обязаны проходить
периодические медицинские осмотры (п. 2.5 приказа Минздравмедпрома России
и Госкомсанэпидемнадзора России от 5 октября 1995 г. No 280/88). К работе
с битумом, одним из основных составляющих асфальта, не допускаются люди,
страдающие целым рядом заболеваний. Кроме того, постоянное проживание
людей в городе со значительной площадью асфальтового покрытия крайне
негативно сказывается на их здоровье. По результатам исследования, самый
низкий уровень здоровья у жителей тех районов Санкт-Петербурга, площадь
асфальтового покрытия которых наибольшая.
Сравнительный химический анализ показал, что содержание тяжелых
металлов, в частности свинца, достигает максимума в покрытиях, уложенных
2-5 лет назад. В свежеуложенном асфальте накопления тяжелых металлов из
внешней среды еще не значительны. Но в процессе укладки и в первые дни
эксплуатации в воздушную среду выделяется углеводород. По истечении
нескольких лет в верхнем слое асфальтового покрытия накапливается
максимальное количество вредных веществ и тяжелых металлов, в частности
свинца, которые постепенно вымываются и испаряются в окружающую среду.
Если подобные скопления ядовитых веществ в покрытиях проезжей части вполне
объяснимы, то неожиданным результатом исследований явилось выявление того
факта, что концентрация тяжелых металлов в асфальтах, уложенных в пешеходных
зонах и дворах, значительно (иногда в несколько раз) выше. В последствии
этому нашлось объяснение: тяжелые металлы вместе с выхлопными газами
отлетают далеко от проезжей части и оседают во дворах и пешеходных зонах,
асфальтовое покрытие которых низкого качества и впитывает вредные вещества
как губка. С магистралей же слой токсичных веществ частично стирается
шинами и убирается дорожной техникой.
В результате этого открытия встал вопрос о целесообразности
использования асфальтового покрытия во дворах и на пешеходных зонах.
Известно, что долгое время жилищные службы делали ставку на асфальт и
покрывали им внутридворовые территории. Такого рода покрытие, безусловно,
оправдывает себя в условиях интенсивного движения автотранспорта.
Конкуренцию в этом случае ему может составить только бетон. Асфальт
требует технологии непрерывной укладки, которая поддается высокой степени
механизации. Это правило действует в основном при устройстве покрытия
проезжей части магистралей — ширина полосы укладки здесь достаточно велика.
Но на территории дворов и пешеходных зон уровень механизации резко
снижается — туда не привезешь тяжелую технику, возрастает доля ручного
труда, поэтому качество асфальта там заметно ниже. Асфальт, уложенный
плохо, — пористый, легче впитывает вредные вещества и быстрее разрушается.
Во дворах и пешеходных зонах целесообразнее применять плиточное или
каменное покрытие. Исследователи предложили рассмотреть преимущества плитки,
брусчатки и покрытий из природного камня с точки зрения «четырех Э» -
эксплуатационных, экологических, экономических и эстетических преимуществ.
— Эксплуатационные: плиточные покрытия (как из природного, так и
искусственного камня) долговечны, легко разбираются и легко устанавливаются
вновь. В целом, при одинаковой эксплуатационной нагрузке мощеные покрытия
служат в 3-4 раза дольше асфальтобетонных. Покрытие из каменной плитки не
скапливает воду на поверхности, а пропускает ее в почву. Также оно
значительно устойчивее к воздействию солевых растворов, которыми
обрабатываются дороги зимой.
— Экологические: покрытия из каменной плитки не токсичны, ведь она
изготавливается из натуральных материалов (цемент, песок, щебень, вода) или
из цельного камня. Асфальтобетонное же покрытие изготавливается с
применением битума (канцерогенного нефтепродукта) и от него исходит смрад
при укладке и в жаркую погоду. Но главное, каменная плитка не способна
накапливать в себе вредные токсичные элементы. Во время инженерных или
ремонтных работ плитка практически не утилизируется, ее легко можно
использовать вторично, в отличие от асфальта, который нужно вывозить на
свалку или переработку.
— Экономические: в долговременной перспективе укладывать плитку выгоднее,
чем асфальтобетон. Кроме того, в районах нового строительства человек,
купивший квартиру, приобрел не только стены, но и зону проживания, которая
должна соответствовать всем параметрам экологических, эстетических и
эксплуатационных стандартов. Благоустроенная, с применением различных видов
покрытия, озелененная придомовая территория — это и конкурентное
преимущество, и престиж, и снижение затрат на ее содержание в будущем.
— Эстетические: каменная плитка выглядит намного эстетичнее, нежели
асфальтовое покрытие. При мощении возможно использовать любые цветовые
оттенки и различные конфигурации. Для Санкт-Петербурга — города
индивидуального, яркого — это особенно важно, так как подчеркнет его
традиционный, уникальный архитектурный стиль.
Присутствующий на конференции Сергей Владимирович Гуляев, депутат
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, член постоянной Комиссии по
городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, отметил,
что общественное обсуждение — это новый подход к методам обустройства
города. Он рассказал, что недавно была принята целевая программа по замене
асфальтобетонного покрытия на плиточное во дворах домов, прилегающих к
Невскому проспекту. Но нужно учитывать, что для других районов бюджетные
деньги выделяться не будут. Поэтому в предстоящий проект Концепции
Генерального плана развития города необходимо вносить обязательства для
застройщиков новых районов.
К.Воробьева, Петербургский строительный рынок (Санкт-Петербург)
16 августа 2004 г.

Комментарии запрещены.