UCS-INFO.1251

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1251, 4 ноября 2004 г. *
*******************************************************************
Отходы и доходы

МУСОРНЫЕ ДЕЛА НА РОДНЫХ ПРОСТОРАХ

БЕЛОРУССИЯ
Особо опасные
Из 28 миллионов тонн отходов производства, ежегодно образующихся в
Беларуси, 1 млн 400 тысяч тонн относятся к категории опасных и несут угрозу
жизни и здоровью людей. Они содержат тяжелые металлы (ртуть, кадмий, мышьяк,
свинец, асбест); это медицинские отходы (в том числе просроченные
медпрепараты); пестициды и гербециды с истекшим сроком годности и т.д. На
сегодня утилизация таких отходов наиболее проблематична. 48 процентов
из них используются повторно на производстве. Остальная часть либо
захоранивается, либо просто хранится на предприятиях.
Опасные отходы образуются во всех странах. Именно поэтому в 1992 году
была принята Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением. Учитывая транзитное положение нашей
республики, для нас проблема перемещения и возможного «оседания» подобных
отходов особенно актуальна. Поэтому в 2000 году Беларусь присоединилась к
этой конвенции, основные цели которой: сокращение образования опасных
отходов; максимальное их использование как вторичных ресурсов; создание
инфраструктуры для безопасного удаления отходов; формирование
законодательной базы.
Что касается последнего, то сейчас в Беларуси есть два списка отходов:
запрещенных и разрешенных к ввозу. К первому относятся химически опасные
вещества, медицинские отходы и др. Разрешены к ввозу в основном вторичные
продукты металлургической промышленности (шлаки, шламы), поскольку они идут
в переработку. Но на такие отходы Минприроды дает разрешение, в котором
учитывается объем, цель ввоза и пр.
В 2001 году в республике был принят «Закон об отходах», но правовая
база должна быть шире. Именно поэтому секретариат Базельской конвенции
работает с разными странами для совершенствования и согласования
национальных законодательств в области обращения с опасными отходами. В
сентябре в Минске прошло второе совещание по подготовке обзора национальных
законодательств стран Восточной Европы и Азии, посвященных этой тематике. В
совещании участвовали представители 9 стран бывшего СССР. Подготовленный
обзор позволит учесть положительные примеры при формировании национальных
законодательств.
Что касается создания инфраструктуры для безопасного удаления отходов,
то она предусматривает строительство полигонов для захоронения. Первый и
пока единственный в Беларуси такой объект сейчас создается в Гомельской
области. В 1998 году там была запущена первая очередь, где размещаются
просроченные пестициды, а также складируются изношенные автомобильные шины.
Вторая очередь предусматривает открытие хранилища промышленных отходов всех
классов опасности. Кроме хранилищ, там в будущем появится и предприятие по
переработке токсичных отходов, планируется извлечение из них определенных
компонентов, что уменьшит их объем и снизит опасность. Еще в республике
есть установки по утилизации вторичных продуктов гальваники и шламов. Так
что создание системы по утилизации опасных отходов только начинается.
О.Зеленевская, Вечерний Минск (Минск), 29.09.2004 г.

ЛЬВОВ
Эх, не умеем мы жить чисто!
Красоты «украинской Флоренции» скрыты за кучами мусора
Центр Львова грязен. И рядовые дворники, и чиновники коммунальных
предприятий города винят в этом, прежде всего, рекламных агентов и
политических агитаторов. После них на древней львовской брусчатке
остаются бесплатные листовки, разноцветные квадратные и прямоугольные
бумажки — флаера и смятые бесплатные газеты.
Но рекламная и политическая агитация, увы, уже несколько лет стала
приметой нашего времени. Массовые увеселительные акции, которые проводятся
традиционно возле здания Львовского оперного театра, проходят не каждый
день, но мусор есть каждый вечер. Пустые бутылки, одноразовые стаканчики,
обертки от орешков, чипсов, мороженого — все летит мимо урны.
От чистоты — только убытки?
Центр города обслуживает Львовское коммунальное предприятие «Айсберг»,
директор которого Лев Рошенец в телефонном разговоре объяснил корреспонденту
«ВВ»: «Дворников у нас не хватает.
Не только квалифицированных — вообще никаких. Рынок рабочей силы есть,
нет главного — денег. Я не могу взять больше дворников, чем предусмотрено
бюджетом».
Выход, по мнению Льва Алексеевича, есть: надо поставить как можно
больше мусорных контейнеров. Правда, бросить бумажку в контейнер или на
землю — это уже зависит от культурного уровня самого прохожего. Но практика
показывает: если человек видит прямо перед собой мусорник, он в большинстве
случаев не поленится и зашвырнуть туда пустую пластиковую бутылку из-под
пива ( хотя у нас повсеместно их бросают прямо под ноги).
Коллега Рошенца, директор ЛКП «Сонячне» Евгений Решетняк видит
основную проблему в том, что коммунальщики получают деньги из бюджета.
Потому их никогда ни на что не хватает. И вообще, наше коммунальное
хозяйство убыточно по определению. Так что нечего пишущей братии делать из
его работников козлов отпущения.
Больше урн — больше мусора
Еще десять лет назад в центре города стояли малогабаритные урны. Однако
они отжили свое, их просто списали. В качестве альтернативы львовским
коммунальщикам предложили большие цинковые контейнера. Но, во-первых, они,
по словам Льва Рошинца, быстро приходят в негодность, а во-вторых, их очень
мало. На территории исторического центра установлено всего двадцать
50-литровых контейнеров, хотя их нужно хотя бы в три раза больше.
Кроме того, за регулярный вывоз мусора, как обычно, некому платить.
Львовский горсовет не выделяет дополнительных средств. Потому в центре
контейнеры опорожняют один — два раза в день, а на окраинах, в «спальных»
районах, кучи мусора в контейнерах и возле них могут гнить по нескольку
дней. Коммунальщики предлагают выход: добавить в сумму квартплаты расходы
на вывоз мусора. Это, несомненно, приведет к непопулярному повышению
коммунальных услуг. Однако я лично готов доплачивать, если за свои деньги
получу то, чего хочу — чистый двор, чистый район, чистый город. Но где
гарантия, что после того, как вывоз мусора будет включен в квартплату, его
в самом деле начнут регулярно вывозить?
К примеру, жители многоэтажек не только во Львове, но и по всей Украине
платят за пользование лифтом. Эта услуга входит в ежемесячную квартплату.
Лифты в наших домах работают в лучшем случае через раз, о чем «ВВ», кстати,
неоднократно писали. То же самое и с отходами. Потому вряд ли повышение цен
на вывоз мусора спасет Львов, а заодно и другие города Украины от мусорных
завалов.
Приказано выжечь!
В конце сентября во Львове мусор в контейнерах начали сжигать. В
принципе, за подобные деяния закон предусматривает привлечение к
административной ответственности. Мало того, что дым от горящего мусора
токсичен, так еще пепел в некоторых районах вываливают прямо во дворы.
Как выяснил корреспондент «ВВ», городской мусор до недавнего времени
свозили на так называемую Грибовицкую свалку. Она за чертой города, но
рядом с ней, в селах, тоже живут люди. Им надоело дышать миазмами помойки,
они перекрыли движение мусорных машин. Ко всему фирмы, занимающиеся вывозом
мусора, еще не утрясли с ДЕЖами финансовые вопросы.
Не в пример Львову, куда цивилизованнее оказался Ивано-Франковск. На его
улицах уже установлены разноцветные контейнеры для сортирования отходов по
примеру европейских городов. Стекло, пластик, полиэтилен и бумагу бросают
в разные контейнеры. Они герметичны, раскурочить их сложно. Более того -
городские коммунальщики выдают франковчанам пакеты для разнокалиберного
мусора, а волонтеры из числа школьников и студентов ходят по дворам и
призывают граждан не скидывать все отходы в одну кучу. По словам начальника
Ивано-Франковского областного управления «Укрекомресурсы» Богдана Тимочко,
местные бизнесмены используют пластиковые бутылки при изготовлении оград,
черепицы, канализационных желобов. Битое стекло вывозят на Ровненский
стеклозавод, бумагу принимает Жидачивский бумажно-целлюлозный комбинат на
Львовщине. Эксперимент распространился и на районы. Так, в Косове и
прилегающих селах тоже установлено больше двух сотен разноцветных
контейнеров. Надолго ли?
Справка «ВВ»:
На территории Украины ежегодно образуется более 1 миллиарда тонн мусора.
Получается, каждый украинец в среднем оставляет после себя 20 тонн отходов.
Их у нас, как правило, сжигают. Однако мусоросжигательные заводы выбрасывают
в атмосферу канцерогены, диоксины и цианиды. Полигоны для вывоза мусора
занимают в Украине общую площадь в 250 гектаров. Даже этой информации,
думаю, достаточно для того, чтобы понять, почему мы все жалуемся на
здоровье.
А.Кокотюха, Вечерние Вести (Киев), 31.10.2004 г.

ПОДМОСКОВЬЕ
Нелегальный хлам Подмосковья, или откуда в лесу остовы сгоревших
милицейских машин
Министерство экологии и природопользования Московской области полностью
игнорирует проблему, которая буквально лежит на поверхности. Подмосковье
завалено мусором, но чиновники из Министерства как будто ничего не замечают.
Для них существует только тот мусор, который находится на легальных свалках.
Тот, что лежит вдоль шоссе, на окраинах городов и в лесу, приравнивается к
бумажкам на тротуаре, а это уже проблема невоспитанных граждан,
администрации района, адмтехнадзора, Greenpeace — кого угодно, только не
Минэкологии. В итоге к решению проблемы подмосковных свалок подключилась
такая непрофильная, казалось бы, организация, как ГИБДД…
Возьми полномочия и передай другому
«Как мы решаем проблему несанкционированных свалок? Надеваем рукавицы и
убираем. А если серьёзно, то это не наша компетенция, — сказали NewsInfo в
Министерстве экологии и природопользования Московской области. — Мы
контролируем только полигоны ТБО (твёрдо-бытовых отходов). Да и то у нас
хотят эту функцию отобрать. Возможно, уже со следующего года полигонами
будут заниматься только на федеральном уровне, а с администрации регионов
эту обязанность снимут».
В Минэкологии Московской области не считают, что проблема мусора вдоль
шоссейных дорог, на окраинах городов и в лесу это проблема экологии: «Это
проблема административного контроля. Есть главы районов, есть мэры городов,
которые должны содержать в чистоте вверенную им территорию:»
Мэры городов и главы районов в свою очередь валят всё на
административно-техническую инспекцию (АТИ) — «Это вот они должны смотреть!»
При этом забывают, что АТИ в Подмосковье существует только с июля 2003 года,
когда в области вступил в силу закон «О государственном
административно-техническом надзоре». Кто же занимался проблемой
подмосковного мусора до сих пор? Никто?
«Зачастую мэры городов Подмосковья просто не умеют содержать территорию
в чистоте»
«Я бы сказал, что основная забота по очистке территории от мусора
ложится всё-таки на плечи глав муниципальных образований, я имею в виду всю
их администрацию, — говорит Главный государственный
административно-технический инспектор Московской области Николай Пищев . -
А в наши обязанности привлекать администрацию к ответственности, если мы
видим какие-то нарушения. А нарушения мы видим, и много. Суммы штрафов
исчисляются не одним миллионом. И действует! Но зачастую мэры просто не
знают, что значит «содержать город в чистоте», как это нужно делать. Тогда
для них администрация Московской области проводит занятия, обучает, готовит.
Практически все города стали чище. Любой город берите. По сравнению с тем,
что было год-полтора назад, стало лучше. В городах Раменское, в Мытищах,
в Ногинске и городе Щелкове это особенно заметно. Можно съездить и
посмотреть — начиная от центра, конечно. Всё сразу привести в порядок
невозможно, но дойдем и до окраин городов, а дальше дойдем до лесов, в
глубину туда, до озер дойдем, до пляжей. Чистота и порядок будут».
Глупость, лень и большие деньги
«Отдельный разговор по дачным кооперативам, которых насчитывается на
территории Московской области около 11 тысяч. В большинстве случаев там
вообще не налажен вывоз мусора. Каждый дачник в посёлке решает эту проблему
сам, как может, — продолжает Николай Пищев, — Из этих 11 тысяч посёлков
заключили договоры на вывоз твердых бытовых отходов около 40-50%. Далеко
не каждый руководитель дачного поселения с удовольствием идет нам
навстречу, потому что вывоз мусора стоит денег. На следующий год мы
планируем обязать все дачные, садовые товарищества заключить договоры на
вывоз отходов».
Летом сотрудники АТИ даже дежурили у лесных свалок и за руку ловили
появлявшихся там дачников. Спрашивали: «Почему мусор здесь выбрасываете?»
Те отвечали: «Потому что у нас в посёлке мусор никто не вывозит». Тогда
поселковая администрация получала нагоняй от АТИ. По словам Пищева, меры,
принятые АТИ в течение этого летнего сезона, сократили количество бытового
мусора в неположенных местах более чем на 50%.
Однако последняя выборочная проверка, проведённая активистами
организации Greenpeace в России, свидетельствует о другом. В начале осени
этого года вдоль Ленинградского и Дмитровского шоссе Московской области
было обнаружено около 70 несанкционированных свалок мусора, причем речь
идет только о тех, чьи объемы превышали 5 кубометров. Примечательно, что
на одном из отрезков дороги, длиной, приблизительно, в 8 километров,
кучи мусора встречались через каждые 150-200 метров. В большинстве случаев
свалки встречались на каждом километре пути.
«Такое ощущение, что вся Московская область мусором завалена, — говорит
координатор волонтёрских проектов Greenpeace в России Дмитрий Кузнецов , -
Трассы и что-то около трасс, там, конечно, много всяких мусорных куч, но
когда выезжаешь на дороги второстепенного значения, то понимаешь, где
настоящая проблема».
«Я знаю, что люди из АТИ реально работают, — говорит координатор
токсической кампании Greenpeace в России Алексей Киселёв , — У нас даже
есть письма из АТИ о том, какие они меры принимают по нашим заявлениям.
Наверно, они что-то делают. Но ощутимых результатов не видно пока».
По мнению Greenpeace АТИ слишком мелко копает и упускает из виду многие
вещи. В России есть такое понятие как «норма накопления отходов». Это
количество мусора в килограммах в месяц. Председатель садоводческого
товарищества знает, сколько у него бывает в среднем людей в сезон. Исходя
из этой цифры, помноженной на норму накопления, определяется необходимое
количество контейнеров. Но администрация посёлков предпочитает ставить
контейнеров вдвое меньше, чем положено. Соответственно платит за вывоз
мусора вдвое меньше денег, а разницу кладёт к себе в карман. Это происходит
в большинстве крупных садовых товариществ. Контейнеры очень быстро
переполняются, а мусор выкидывать всё равно надо. Вот люди и везут в лес.
Также бывают случаи, когда делу мешает только «глупость или природная
лень поселковой администрации». Огромное садоводческое товарищество
заключает договор на вывоз, привозится энное количество больших контейнеров,
которые ставятся все в одном месте у выезда из этого товарищества. «Чтобы
человек понёс, ему нужно создать условия. Контейнер должен быть не за
километр, а хотя бы метров за 150, — уверен Алексей Киселёв, — Места сбора
мусора должны быть распределены равномерно по всему товариществу. А раз в
неделю мусоровоз будет объезжать эту территорию по определённому маршруту
и всё собирать. Неужели так сложно наладить этот процесс? Просто никто не
хочет этим заниматься. А АТИ, как правило, интересуется только наличием
договора на вывоз мусора, детально во всё это не вникает. Но если людям не
создавать условия, то будут продолжать носить в лес или выбрасывать около
дороги».
Мусор и мусора, или откуда в лесу остовы сгоревших милицейских машин
Но не надо думать, что дачники и деревенские жители Подмосковья это
главное зло. Большая часть отходов это строительный мусор, который везут из
Москвы.
«Я подозреваю, что значительное количество мусора находит своё место в
подмосковном лесу, — говорит Алексей Киселёв. — Происходит это от желания
больших денег. Причём большие деньги может желать не руководство фирмы,
занимающейся вывозом мусора, а нечистоплотный водитель мусоровоза. Либо
существует некий сговор».
По словам представителей Greenpeace, вся схема выглядит следующим
образом. Чтобы захоронить мусоровоз, то есть разгрузить его на свалке,
необходимо иметь специальный талон. Талон стоит денег. Захоронить тонну на
подмосковном полигоне стоит порядка 100-120 рублей. Что можно сделать
водителю, который хочет заработать? Взять мусоровоз, договориться с
председателем жилищно-строительного кооператива, взять с него деньги за
вывоз — 1500 рублей за тонну — и все эти деньги положить себе в карман. За
талоны не платить, вообще ни за что не платить, поехать по знакомой дороге
к какому-нибудь карьеру или яме и свалить всё туда. Не так давно была
история с мусорным полигоном «Левобережный». Срок его лицензии к тому
моменту истёк. Это значит, что полигон переполнен, но мусоровозы всё равно
продолжали ездить. Существуют и более сложные схемы, например, сговор
водителей с охраной полигона, которая тоже хочет заработать. Бывает, что
мусоровывозящая фирма принципиально не заключает договор с полигонами,
берёт со своих клиентов деньги за утилизацию, но возит мусор не на полигон,
а ещё куда-то.
С начала этого года АТИ выявило 830 несанкционированных свалок. На
сегодня ликвидировано порядка 775. Но остаются 45-50, которые стабильно
держатся — даже если такую свалку убрать, через некоторое время она
появляется вновь. Не помогают ни специальные заграждения в виде шлагбаумов,
ни траншеи на сходах в глубину леса на просеке. Заграждения ломают, мусор
вываливают прямо в траншею. Через какое-то время она оказывается полностью
засыпанной, и проезд открыт.
«Когда мы устраивали засады возле свалок, чтобы поймать тех, кто
выбрасывает мусор в лесу, то нам попадались не только дачники, но и водители
грузовых машин, принадлежащих организациям, которые осуществляют
строительство в Москве и Московской области», — говорит Главный
государственный административно-технический инспектор Московской области
Николай Пищев. — Мусоровозы, которые находится в штате мусоровывозящей
организации муниципального унитарного предприятия, нам попадались довольно
редко. Они, как правило, на талонах не экономят и возят мусор на полигоны
ТБО. Чаще всего нам попадались машины строительных организаций, которые
везли мусор, образовавшийся от сноса какого-то старого здания».
Над этой проблемой АТИ работает в тесном взаимодействии с органами
правопорядка — прежде всего с ГИБДД, которая помогает инспекторам
административно-технического надзора задерживать такие машины. АТИ это
мирная организация, а водители мусоровозов очень часто оказывают
сопротивление, дело доходит до рукоприкладства. Иногда поджигают машину
инспектора. Чтобы защитить инспекторов, и нужны вооружённые сотрудники
ГИБДД со всеми своими полномочиями, могущие в случае чего применить силу.
«Наши инспектора никогда по одному не дежурят — всегда по два, и
стараемся это делать вместе с милицией, — говорит Николай Пищев. — Прежде
всего, так легче составить протокол, когда со стороны инспектора есть
свидетель. А то случается, что нарушителей двое или больше. Если инспектор
один, могут сказать, что взятку просил, напишут заявление. Кроме того,
больше вероятность, что попытаются сопротивление оказать. Есть случаи и
более жесткие. Например, преследования наших инспекторов, угрозы всякие по
телефону».
«Левые мусоровозы, это достаточно большие деньги. Там всё гладко не
может происходить в принципе. Я просто знаю ряд полигонов, которые сами,
силами своей службы безопасности, начали бороться с такими ночными визитами.
Создаются достаточно серьёзные мобильные группы. Набирают туда весьма
крепких людей с подходящим опытом, — говорит координатор токсической
кампании Greenpeace в России Алексей Киселёв. — И даже у этих мобильных
групп не всегда получается. Посмотрите, сколько в наших подмосковных лесах
остовов автомибилей, в том числе милицейских, и вы поймёте, что тут ещё
работать и работать».
С.Лыжина, ИА Национальная Информационная группа (Москва), 31.10.2004

БИШКЕК
Куда нести сор из избы
Мэрия столицы ликвидировала более 90 стихийных свалок, но они продолжают
возникать как грибы после дождя.
— В каждом районе города имеется около 4-7 тысяч хозяйствующих субъектов,
однако договор на вывоз твердых бытовых отходов заключают лишь 1,5-2
тысячи, — отметил в беседе с корреспондентом «ВБ» начальник
санитарно-экологической инспекции Бишкека Курманбек Нурмукамбетов. — Отсюда
дефицит средств на вывоз мусора, стихийные свалки, и, как следствие,
ненужные столице источники многочисленных инфекций.
По словам руководителя, ежегодно город «производит» более 880 тысяч
кубометров мусора, в день — примерно 2-3 тысячи кубометров. Недавно мэрия
столицы закупила 21 единицу спецтехники для вывоза твердых бытовых отходов,
но и это не решило проблемы. Ведь в одну машину максимально можно загрузить
лишь 20-30 кубометров неуплотненного мусора. Вся эта арифметика объясняет
ситуацию, однако не предлагает решения проблемы.
— Неспециалистам может показаться, что этот вопрос не касается лично
никого из горожан, но ведь стихийные свалки зачастую являются токсичными, -
добавил заместитель начальника санитарно-экологической инспекции Павел
Видишев. — Например, напротив 12 микрорайона есть место, где наряду с
твердыми бытовыми отходами были вывалены десятки отработанных люминесцентных
ламп. Они относятся к первому классу токсичности. Разбитая лампа опаснее,
чем пары мышьяка! А рядом живут тысячи людей, не ведающих об угрозе.
Специалисты инспекции подчеркивают: комбинаты благоустройства не
выполняют график вывоза твердых бытовых отходов. Согласно действующим
нормам, мусор летом положено вывозить ежедневно, а зимой — раз в 2-3 дня.
Срывы графика происходят еще из-за того, что отвлекаются силы на ликвидацию
стихийных свалок, на подбор отходов возле контейнеров. Но вопрос еще в том,
что мусорят-то все, а перечисляют средства за вывоз только единицы. Что
делать? Исправно платить самим, сообщать о тех, кто не платит, и быть
аккуратнее, не сваливать мусор в неположенных местах. Казалось бы, куда
проще? Но именно этого горожане пока не делают.
О.Семеняк, Вечерний Бишкек (Бишкек), 6.8.2004 г.

СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН
В Северо-Казахстанской области нет полигона для захоронения токсичных
отходов.
Ведущий:
В СКО более 10 лет нет полигона для захоронения токсичных отходов,
просроченных ядохимикатов и удобрений. Строить его собираются, но иметь
такой объект на своей территории не горит желанием ни один из районов. В
Казахстане нет закона об отходах потребления и производства. До сих пор,
специалисты руководствуются старыми правилами, в которых ни разу не
встречается слово экология.
Корреспондент:
Под ногами пожухла земляника, вокруг грибные леса, рядом пшеничное
поле. Незаметные холмики не таят, казалось бы, никакой опасности. Только
слабый устойчивый аптечный запах сохранился, не смотря на то, что полигон
уже закрыли 14 лет назад. Найти это место можно только с проводником. Две
траншеи из семи залиты бетоном, остальные просто засыпаны землей. Часто
опасный груз не довозили, сильнейшие яды сваливали в лесах. Никто это
не контролировал.
Татьяна Гошовская, начальник Есильского районного управления ГСЭН:
Захоронения различного рода химических веществ заставляют их входить в
химические реакции. Каким образом они будут влиять на природу и на
состояние здоровья, не известно.
Корреспондент:
Два года назад специалисты пробурили на этом участке 6 скважин для
контроля. Тогда отравляющих веществ в почве не обнаружили. Но нет гарантии,
что через год, они не попадут в воду. В этих траншеях не меньше 18 видов
сильнейших ядохимикатов. Понятно, что строить у себя в районе мину
замедленного действия никто не хочет.
Кайрат Дуйсенби, гос. инспектор:
Они должны быть полностью бетонированы, чтобы не было доступа
ядохимикатов в грунтовые воды. Должны быть ограждения, должны работать
специалисты.
Корреспондент:
Многое предстоит учесть при строительстве нового полигона. Его
разработка в планах будущего года. Сейчас в двух районах области стоят
заброшенные склады с просроченными пестицидами и гербицидами. Сколько их
скопилось в целом по области, не знает никто. А тем временем, законопроект
об отходах завис в Парламенте. Рассмотреть его планировали еще прошлым
летом.
О.Витукевич, А.Масан, Казахстан, Новости. Вечерний выпуск (Алматы),
18.10.2004 г.

Комментарии запрещены.