UCS-INFO.1294

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1294, 12 февраля 2005 г. *
*******************************************************************
Отходы и доходы

СУДЬБЫ ОТРАБОТАННОГО МАСЛА: ВЗГЛЯД ИЗ КАЗАХСТАНА

ОБРАБОТАННЫЕ МАСЛА, СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ
УТИЛИЗАЦИИ
Регенерация отработанных масел стала необходимой в виду следующих причин:
отработанные масла представляют собой серьезную угрозу для окружающей среды,
но в то же время являются ценным сырьем или топливом.
История сбора и регенерации отработанных масел, к примеру, в Польше
насчитывает более 60-ти лет. При импорте нефти в Польшу нельзя пренебрегать
таким ценным сырьем как отработанные масла. Потребление смазочных масел
составляет около 200 тыс. тонн в год, а сбор и переработка около 20 тыс.
тонн в год.
На территории Астраханской области (приграничный район России) также не
производятся свежие промышленные масла, поэтому потребность восполняется
ввозом масел из других регионов России и из-за рубежа, а также отработанными
маслами местной переработки. В 2002 году при поддержке Администрации области
было приобретено оборудование и организован сбор и переработка отработанных
промышленных масел. На территории Астраханской области ежегодно образуется
до 15 тыс. тонн отработанных промышленных масел. Объем сбора и утилизации
составляет всего 250-300 тонн в год. Таким образом, более 14 тыс. тонн
отработанного масла несанкционированно попадает в окружающую почву и
водоемы.
В Российской Федерации в 2002 году было выработано 2,5 млн. тонн исходных
смазочных масел, минимальное потенциальное количество отработанных масел по
расчетным данным ежегодно составляет примерно 500 тыс. тонн.
В странах-членах ЕЭС в 2000 году было использовано 4,84 млн. тонн смазочных
масел (приблизительно 65% автомобильных и менее 35% индустриальных масел).
Среднее количество собранных отработанных масел достигло 70-75% — более 1,8
млн. тонн, из них 25% — регенерируется, 49% используется в качестве топлива
и 1% уничтожается.
В таких странах, как Германия, Бельгия и Италия более 50% (55, 50 и 55
соответственно) отработанных масел от сбора поступает на установки
регенерации с целью получения регенерированных базовых масел.
Уже в начале 30-х годов в Германии началось преобразование небольших
нефтеперерабатывающих заводов в предприятия по регенерации отработанных
масел. Поэтому именно в Германии из всей Европы сосредоточена наибольшая
мощность таких предприятий. В Германии имеется 6 установок регенерации
отработанных масел общей производительностью 280 тыс. тонн в год. В проекте
находятся ещё 3 установки регенерации отработанных масел. Только 30%
собранных масел используется в качестве топлива для сжигания.
В Республике Казахстан, несмотря на отсутствие установок по утилизации
отработанных масел, сбор осуществляется. Причём соответствующие органы
выдают лицензии на этот вид деятельности. Сбор отработанных нефтепродуктов
осуществляется через сеть нефтебаз и автозаправочных станций. В последние
годы централизованным сбором отработанных масел стали заниматься
коммерческие организации, имеющие лицензии на деятельность по обращению с
опасными отходами.
В Казахстане нелегально сбрасывается на почву и в водоемы от 26 до 77%
всех отработанных масел; 40-48% — собирается, но из всех собранных
отработанных масел только 14-15% идет на регенерацию, а остальные 26-33%
используются как топливо или сжигается.
Для Республики Казахстан, как и для многих стран, проблема отходов
производства и потребления является одной из актуальных экологических
проблем. Острота этой проблемы в республике обусловлена, в первую очередь,
значительной концентрацией промышленного производства. В республике
размещены крупные предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей
отраслей промышленности, машиностроения, предприятия энергетики,
автотранспорта и ряда др. На долю предприятий нефтеперерабатывающей отрасли
приходится примерно 35-40% от общего объема образования отработанных
нефтепродуктов по республике, доля предприятий топливно-энергетического
комплекса составляет 25%, не менее значительны объемы образования
отработанных масел и на предприятиях машиностроительного комплекса,
автотранспорта.
Отработанные нефтепродукты являются опасными загрязнителями практически
всех компонентов природной среды — поверхностных и подземных вод,
почвенно-растительного покрова, атмосферного воздуха. При оценке такого
загрязнения не всегда удается определить возможность возврата экосистемы к
устойчивому состоянию или необратимой деградации.
Значительный ущерб наносится окружающей природной среде из-за отсутствия
эффективной системы сбора и утилизации отработанных масел от владельцев
частных автотранспортных средств. Из-за отсутствия мест централизованного
сбора отработанных масел, промасленных отходов территории автокооперативов
зачастую являются местами их несанкционированного размещения.
Дифференцированная система платы за приём и переработку отработанных
нефтепродуктов в зависимости от степени их загрязнения показала
экономическую целесообразность внедрения на предприятиях раздельного сбора
по сортам.
Наиболее распространенными методами переработки отработанных
нефтепродуктов в республике являются:
- использование их в качестве компонента при производстве котельного или
печного топлива;
- сброс осветленной части в сырую нефть и совместная их переработка;
- использование в производстве консистентных смазок;
- использование отработки в качестве смазки для неответственных узлов
трения.
Одним из наиболее реальных источников пополнения масляных ресурсов
является регенерация (восстановление качества) масел и повторное их
использование. Регенерация масел — экономически рентабельная отрасль
народного хозяйства. При правильной организации процесса стоимость
восстановленных масел на 40-70% ниже стоимости свежих масел при практически
одинаковом их качестве.
Несанкционированные выбросы обусловлены тем, что в нашем законодательстве
отработанные масла считаются отходами, тогда как в законодательстве
стран-членов ЕЭС и США отработанные масла считаются не отходами, а ценным
энергетическим сырьём.
В ЕЭС действуют Директивы по утилизации отходов и по утилизации
отработанных масел (75/439/ЕЕС от 16.06.1975 с изменениями и дополнениями
91/692/EWG от 31.12.1991). В соответствии с Директивой ЕЭС по утилизации
отходов понятие «утилизация» включает сбор, хранение, транспортировку,
переработку (в том числе регенерацию) и уничтожение отходов, в том числе и
контроль за осуществлением этих процессов, а также за местами захоронения
отходов.
В Директиве прописаны способы утилизации отходов. При этом предпочтение
отдается процессам регенерации масел (восстановлению отработанных масел до
базовых), а не процессам использования их в качестве топлива для
энергетических целей (сжигания). Безусловно, все технологические процессы
должны быть экологически чистыми. Вся деятельность служб по утилизации
отработанных масел субсидируется государством. Со временем у предприятий
появляются свои накопления, за счет чего установки по регенерации
отработанных масел окупаются.
Эффективность выполнения законов и Директив подтверждается эффективностью
сбора отработанных масел в этих странах (в некоторых из них — более 80% от
отработанных масел подлежат сбору). А также достигнутая эффективность сбора
и утилизации отработанных масел в странах ЕЭС и США является следствием
экономической поддержки со стороны правительства в виде ценовой, акцизной и
налоговой политики, субсидий и вознаграждений и т.д. К числу мер
государственной поддержки относится и финансирование с помощью федеральных и
региональных программ, широко распространенное в США.
Согласно положению Базельской конвенции об охране здоровья населения и
окружающей природной среды, к группе «отходы» и «опасные отходы» относятся
различные вещества и предметы, в перечень которых вошли и отработанные
масла. В Республике Казахстан соглашение утверждено постановлением
Правительства РК от 28.04.97 г. No 670
Экономическая эффективность установок регенерации зависит от цены
регенерированных масел на рынке, т.к. она чрезвычайно чувствительна к
изменениям цен на сырую нефть. Экономически целесообразно регенерировать
отработанные масла на предприятии, выпускающем базовые и товарные масла из
минерального сырья, с тем, чтобы вовлекать регенерированные масла в общее
производство и увеличивать выход смазочных материалов. В этом случае на
продукцию предприятия в странах ЕЭС, США и Германии распространяются все
льготы, связанные с переработкой отработанных масел.
Пока в Казахстане отработанные масла будут относиться к статье отходы,
а не к ценному сырью, и не будут использовать в качестве экономического
стимулирования льготы и дотации за оказанные услуги предприятиям,
занимающимися сбором и утилизацией, отработанные масла так и будут сжигаться
в печах без предварительной очистки от загрязняющих биосферу примесей и
несанкционированно выбрасываться в почву и в водоемы.
Таким образом, назрела необходимость создания нормативно-законодательной
базы по отработанным нефтепродуктам, предусматривающей порядок управления
отработанными смазочными материалами как ценным сырьём для повторного
использования. Желательно, чтобы именно сейчас отработанные масла были
выделены из категории отходов и явились бы предметом рассмотрения отдельного
законодательства по отработанным маслам. Конечно, создание такого
законодательства потребует достаточного периода времени, поэтому необходимы
временные нормативно-правовые документы. В качестве такого документа может
быть «Временная Инструкция по управлению отработанными маслами».
Конкурентным преимуществом отработанных масел и смазочных материалов
является не только ценовая политика, но и дифференциация продукта, его
привлекательность для потребителя и, конечно же, качество.
Отработанные нефтепродукты при наличии эффективных технологий их переработки
могут служить важным источником сырья для производства базовых и товарных
масел разного уровня вязкости, в том числе и высоковязких.
Смоленским научно-производственным объединением «Эпрон» была создана
установка для очистки масел. Переработка основана на физических методах:
очистка (фильтрование) и удаление воды из масел путем применения
мембранно-капилярного фильтра. По простоте он может сравниться с
отстаиванием, а по глубине очистки со всеми применяемыми сегодня методами.
Эффективность работы опытно-промышленной установки подтверждена
лабораторными анализами очищенного масла, показатели которого соответствуют
требованиям ГОСТ 21046-86 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические
условия».
Московским научно-производственным объединением по производству и
внедрению прогрессивных технологий «Техносервис-Электро» была разработана
технология использования биосорбента для регенерации трансформаторных масел.
Применение предложенного биосорбента существенно упрощает некоторые
технологические операции. Например, после регенерации контактным методом
отработанную отбеливающую землю, пропитанную масляными загрязнителями,
нелегко удалить из аппарата для засыпки новой партии адсорбента, в то время
как отработанный биосорбент легко удаляется из аппарата. Нужно отметить
также вторичный экономический эффект, связанный с утилизацией отработанных
адсорбентов. Отработанную отбеливающую землю приходится вывозить на
специальные полигоны для захоронения, причиняя огромный ущерб окружающей
среде. Использованный биосорбент при правильной утилизации сжигается без
остатка, нанося минимальный экологический ущерб.
Новая технология экстракции вакуумного дистиллята растворителями,
отвечающая самым современным требованиям технологий регенерации отработанных
масел, разработана германскими компаниями Mineraloil-Raffinerie Dollbergen
и Mustad-Internationa Oilrecycling Group. Технология Mineraloil-Raffinerie
Dollbergen (MRD) обеспечивает получение высококачественных продуктов из
отработанных масел. Процесс безотходный и гарантирует экономическую выгоду.
Гибкость технологии позволяет производить масла различного требуемого
качества, включая сопоставимое со свежими маслами усовершенствование
качества, и, кроме того, все более и более усовершенствовать качество
продукта, получаемого по технологии регенерации масел MRD.
Учитывая актуальность решения проблемы утилизации отработанных масел и
смазочных материалов, необходимо создание нормативно-правовых и
экономических механизмов, ориентированных на обеспечение сбора отработанных
масел, а также их переработки. С учетом того, что эффективный механизм
стимулирования этих процессов уже найден и успешно используется в ЕЭС, США,
Италии, Бельгии, Испании и др. странах. В Казахстане уже делаются первые
шаги в эту сторону, организуются бесплатные услуги по замене автомобильных
масел для частных автовладельцев.
Казахстанская международная выставка «Отходы: пути минимизации и
предотвращения-2002″, состоявшаяся в Алматы под эгидой Министерства
природных ресурсов и охраны окружающей среды, также рассматривала и ставила
вышеперечисленную проблематику.
КОНТАКТ: Мирфаизова Асия Аскаровна, старший преподаватель
кафедры Менеджмента СМИ и рекламы факультета журналистики
Казахского Национального университета имени аль-Фараби

ЭкоПравда-Казахстан, No 517, ot@lorton.com, 11 февраля 2005 г.

Комментарии запрещены.