UCS-INFO.1300

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1300, 23 февраля 2005 г. *
*******************************************************************
Нефть и газ

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ НЕФТЯНОЙ АВАРИИ НА САХАЛИНЕ

АВАРИЯ
Разлив нефти на Сахалине подтверждает опасность проекта «Сахалин-2″
Национальные и международные природоохранные организации требуют от
компании Shell приостановить все работы в море по проекту «Сахалин-2″
после разлива мазута в районе города Холмск на юге острова.
WWF России призывает главу компании Shell лорда Оксбурга объявить
мораторий на все морские работы по проекту «Сахалин-2″ вплоть до тех пор,
пока нефтяной гигант не обеспечит выполнение международных стандартов по
«Плану по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов», который включает
в себя рекомендации независимой международной группы экспертов, одобренные
международными финансовыми институтами и руководством Сахалина, для всего
спектра работ по проекту.
8 сентября судно «Христофор Колумб» , нанятое компанией «Сахалин Энерджи»
для проведения работ по углублению дна, было выброшено на берег неподалеку
от Холмска. В результате аварии в море попало более 1,3 тонн мазута.
Представители компании появились на месте событий для визуальной оценки
масштабов разлива лишь через 9 часов, и более 48 часов потребовалось для
доставки необходимого оборудования на место происшествия. По российскому
законодательству Shell должен был локализовать нефтяное пятно с помощью
соответствующего оборудования в течение 4-х часов.
«Действия Shell и «Сахалин-Энерджи» по ликвидации последствий аварии
можно характеризовать однозначно — полный провал», — говорит Василий
Спиридонов , руководитель Морской программы WWF России.
В результате шесть километров побережья, включая самый популярный
городской пляж, покрыты токсичным мазутом. Десятки местных жителей обратились
к медикам с жалобами на головные боли и проблемы с органами дыханием. Жители
Холмска и Южно-Сахалинска проводят демонстрации протеста против произвола
нефтяной компании. Природоохранная прокуратура Сахалина начала расследование.
«Разлив топлива с «Христофора Колумба» является предупреждением о
возможности еще более страшной катастрофы в будущем » — написано в обращении
к лорду Оксбургу . — «Вы должны использовать этот случай в Холмске как
сигнал для приостановки проекта, не ожидая, пока он нанесет еще больший
вред уникальной природе острова Сахалин, вашему дорогостоящему проекту и
репутации вашей компании», сообщили ИА REGNUM в WWF России.
ИА Regnum (Москва), 21.09.2004 г.

НАСТОЯЩЕЕ БЕЗ БУДУЩЕГО
Бельгийское судно <Христофор Колумб> будет уничтожено на месте аварии
Спустя полгода с момента аварии владельцы судна <Христофор Колумб>
<Европейская компания по дноуглубительным работам> признали, что снять его
с мели и транспортировать на ремонт невозможно. Зимние шторма увеличили
пробоину по левому борту <Колумба> до размеров 30 метров в длину и 2 метра
в ширину. Все мероприятия по спасению земснаряда оказались безрезультатными.
Напомним, что владельцы планировали две спасательные операции. Первая -
проведение дноуглубительных работ, создание искусственной дамбы и повышение
уровня воды. Однако 60 тонн грунта, завезенные для дамбы, размыло волной во
время шторма. Затем владельцы земснаряда планировали сдернуть его с мели с
помощью другого судна, которое в декабре специально пришло из Сингапура. Но
эта операция также оказалась безуспешной. В январе 2005 года спасательные
работы вообще прекратились.
Тем не менее, убрать <Колумб> с побережья необходимо как можно быстрее.
Грунт, который отсыпали вокруг <Колумба> размыло водой. Он забил городские
канализационные и дренажные стоки. По словам генерального директора ЗАО
<Сахалинремфлот> Анатолия Моисеева, на чьей территории стоит <Колумб>, две
недели назад их завод уже затопило водой, они с помощью городских властей
прочистили стоки. Но с наступлением весны, ситуация резко ухудшиться,
паводковые и канализационные воды затопят Набережную, и частично улицу
Советская. По словам начальника управления ГО и ЧС Холмского района Михаила
Ситникова, в зоне потопления окажутся 5 тысяч человек. Кроме того, грунт
оставшийся от строительства дамбы на воздухе разлагается на пыль. С
наступлением весны его понесет на город.
На экстренном совещании в мэрии Холмского района с участием
представителя <Европейской компании по дноуглубительным работам> г-на Хейне,
принято решение об утилизации судна на месте. Однако г-н Хейне не
уполномочен ответить на вопросы как это будет происходить, в какие сроки,
и какая компания этим займется. Он только заверил, что соответствующие
предложения они направили в японские, южно-корейские и американские фирмы
и теперь ждут от них ответа. Возможность участия в этом проекте российских
предприятий пока не рассматривается.
<Зеленые> утверждают, что даже сегодня, спустя полгода, о реальных
последствиях катастрофы по-прежнему ничего не известно. Данные о состоянии
окружающей среды после аварии и степени воздействия нефтяных испарений на
здоровье горожан до сих пор не обнародованы. По словам Председателя совета
сахалинского отделения экологической партии <Зеленые> Андрея Нагибина,
экологам известно, что осенью прошлого года за счет средств областного
бюджета Сахалинским территориальным управлением по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды проводился мониторинг состояния окружающей
среды в Холмском районе. Однако просьба предоставить его результаты осталась
без ответа. По словам А.Нагибина работы по утилизации земснаряда должны
проходить под контролем экологов, это позволит избежать ошибок допущенных
при проведении аварийных работ в прошлом году.
Прислал: sakhalinwatch@yandex.ru, 22 февраля 2005 г.

Комментарии запрещены.