UCS-INFO.1302

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1302, 26 февраля 2005 г. *
*******************************************************************
Химия вокруг нас

А ЕЩЕ НА ЮГЕ ЕСТЬ СОЧИ

ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП? Экологическое состояние курорта вызывает
тревогу
Экология — от греческого слова «Oikos», жилище. Его смысл
определяет взаимоотношения человека с окружающей средой. В нашем
городе окружающую среду все больше составляют гарь выхлопных
газов, кучи бытового и синтетического мусора, особо опасные
вещества, отравляющие землю, реки, море и, соответственно, нас с
вами. И если руководство города и его жители упрямо будут
продолжать не замечать надвигающуюся экологическую катастрофу, то
завтра мы потеряем Сочи не только, как курорт, но и как среду, в
которой можно существовать. Насколько это серьезно, давайте
разбираться вместе.
«По полной программе»
Начнем с того, что ни один находящейся в здравом уме и твердой
памяти человек не прельстится перспективой выложить свои деньги за
отдых на курорте, где текут мазутные реки с ртутьсодержащими
берегами. Никто не полезет плескаться в море, зная, что к самым
престижным районам города и даже к резиденции Президента страны
стекаются фекалии и останки человеческих фрагментов из размытых
могил.
Ни один человек не захочет есть фрукты и овощи, которые были
взращены на земле, содержащей в своем составе серную кислоту,
свинец, тяжелые металлы и при этом полной грудью дышать выхлопными
газами транспортных средств не известно какого года выпуска. А
если ко всей этой картине добавить виды на помойки и «шанхаи» из
отелей, частных фирм и многоквартирных домов, то образ нашего
курорта будет достаточно полным и объективным.
Понимать, что «припудренный» внешне город умирает от нечистот
человеческой жизнедеятельности, и при этом не принимать никаких
мер — роковая ошибка. А еще большая ошибка — приглашать именно в
такие условия отдыхающих, брать с них деньги «по полной
программе», при этом осознавая, что испытав все вышеописанное,
второй раз они сюда уже больше не приедут.
Что было? Что есть?
Экологическое прошлое Сочи было светлым и радостным. Старожилы
помнят, что никогда, во всяком случае до 80-х, не было такого
обилия машин и свалок. Зато было много зелени и тенистых аллей для
пеших прогулок. Гости и хозяева курорта были культурными. В школе
и дома детей учили не сорить. Воды, воздух, почва и даже мусор
были экологически чистыми.
Пальмы не вырубались, скверы не застраивались. В центре не
возводились высотные дома. Во-первых, чтобы вида на море не
закрывать. Во-вторых, чтобы архитектурного курорта облика не
нарушать. В-третьих, чтобы город «продувался» морским воздухом и
атмосфера могла естественным образом самоочищаться.
Сегодня мы наблюдаем перенаселение города и наличие ряда фирм,
вырабатывающих и оставляющих после себя синтетически опасные
отходы и токсины, которые никем не контролируются, не сортируются
и не перерабатываются, зато мертвым грузом оседают в лесополосах и
на свалках.
Количество транспортных единиц в городе зашкаливает за 200
тысяч. При этом ежегодно неизбежно отрабатываются 3 тысячи тон
шин, 4 тысячи тонн масел, 2 тысячи тон аккумуляторов, содержащих
серную кислоту и свинец.
Более 100 тысяч люминесцентных ламп, содержащих ртуть, бросают
на свалках с другими отходами, а то и просто в реки или в море.
Раскиданные по территории города дырявые мазутные емкости
продолжают пропитывать почву ядами. Горящие мусорные свалки
отравляют воздух.
Ну, скажите на милость, где еще возможно увидеть такую картину?
По серпантину единственной ведущей на курорт дороги со скоростью
10 км. в час ползет бетономешалка или грузовик, выстраивая за
собой колонну иномарок, которые по полчаса и долее не могут
обогнать этот «сарай на колесах», который дымит так, что света
божьего не видно. Что же при этом вдыхают в легкие водители и
пассажиры в этой колонне? Кто измерял приборами содержание
отравляющих веществ в этих выхлопах? Кто-нибудь подумал о принятии
постановления, регламентирующего передвижение грузового, а также
неисправного автотранспорта в курортной зоне?
Как-то на встрече с журналистами мэр города Виктор Колодяжный
признался, что даже не предполагал, насколько в Сочи изношены
электрические сети. А канализационные? Сегодня чиновники охотно
разрешают бесплановое возведение новых объектов на старых
канализационных системах, которые не рассчитаны на дополнительные
нагрузки. Состояние очистных сооружений — это тема отдельного
разговора. Завтра будем удивляться, почему фекалии по улицам
текут?
Что будет?
Это можно только предполагать. Возможны только два варианта
развития событий. Вариант первый — трагический. Если мы будем на
экологическую катастрофу города смотреть, как папуасы на атомную
бомбу, то в любой момент она может рвануть так, что все проблемы
экологии исчезнут навеки вместе с нами. Вариант второй -
перспективный. Он возможен в том случае, если на уровне
муниципалитета будет создан специальный отдел, который займется
конкретными экологическими программами.
Еще 9 апреля 2001 года было издано Постановление, за #177 «О
мерах по снижению экологического загрязнения города Сочи», в
котором сказано:
«В городе Сочи с каждым годом увеличивается количество
автотранспорта. Возрастает объем горюче-смазочных материалов, что
сказывается на ухудшении экологической ситуации в целом. До
настоящего времени недостаточно внимания уделялось вопросам сбора
и утилизации опасных осадков, накапливающихся в резервуарах
хранения нефтепродуктов. Сбору и переработке загрязненных
нефтепродуктами ливневых и подпочвенных вод, грунтов. Организации
сбора отработанных моторных масел. Проливаемые нефтепродукты,
попадая в воды и почвы, отравляют территорию, ухудшают
экологию…»
Тогда был роздан целый ряд поручений самым ответственным лицам.
Результатов их деятельности до сих пор незаметно.
У нас есть контролирующие воду, почву и санитарное состояние
города организации, механизм действия которых не отлажен.
Чиновники могут наложить на нарушителей штраф, и до следующего
штрафа на этом «забота» о чистоте города заканчивается.
В прошлом году в администрации города было создано структурное
подразделение при управлении по природопользованию, охране
окружающей среды, экологии и лесопарковому хозяйству, которое
возглавляет господин Шахов. Однако средств для реализации
конкретных экологических программ в бюджете города не
предусмотрено.
Зато в Сочи есть ряд патриотично настроенных специалистов,
болеющих за судьбу города, которые готовы к реализации научных
разработок по восстановлению экологически чистой среды на курорте.
Но дело, как обычно, упирается в равнодушие и безответственность
чиновников. В отсутствие понимания серьезности этой проблемы на
всех уровнях, начиная от детей и заканчивая руководителями города.
Пока еще у нас есть «островки», свободные от бытовых,
синтетических и особо опасных отходов, которые при таких темпах
загаживания лет через 5-10 исчезнут навсегда. Но если в смету
строительства новых объектов и предприятий будут в обязательном
порядке закладываться расходы на новые канализационные стоки и
переработку отходов, а вместе с тем — выделяться бюджетные
средства на реализацию экологических программ, то все мы, наши
дети и гости Сочи сможем, как и прежде, купаться в чистых водах
моря и рек, есть экологически чистые продукты и дышать свежим
воздухом настоящего курорта — жемчужины и гордости России.
С.Кравченко, «Сочи», 17-23 февраля 2005 г.

http://www.sochinew.sochi.ru/nomer/07/07.htm

Источник: ies@rambler.ru, 26 февраля 2005 г.

Комментарии запрещены.