UCS-INFO.1309

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1309, 15 марта 2005 г. *
*******************************************************************
Отходы и доходы

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БУДНИ АЗЕРБАЙДЖАНА

МЕЧТЫ
КАКИМ ПРОЕКТАМ ОТДАЕТСЯ ПРЕДПОЧТЕНИЕ. Из интервью с министром экологии
и природных ресурсов Азербайджана Гусейном Багировым
— «Проект неотложных экологических инвестиций», по которому 7 августа
1998 г. было подписано кредитное соглашение на 20 млн. долл. между Всемирным
банком и правительством, является единственным активным проектом,
финансированным на кредитные средства, под правительственную гарантию. Не
означает ли это, что Минэкологии не хочет обременять себя кредитными
обязательствами и предпочитает работать с грантами
Общая сумма, выделенная на осуществление проекта, составляет 24,5
миллиона долларов США, из которых 20 млн.долл. — кредит Международной
ассоциации развития (МАР). Всемирный банк. Были также выделены средства
правительством Азербайджана в размере 3,1 млн. долл. и привлечены гранты
Фонда Ноу-хау (Англия) и японского правительства — всего 1,4 млн. долл.
Проект состоит из четырех компонентов. Согласно условиям кредитного
соглашения, Министерство экологии и природных ресурсов координирует
реализацию трех компонентов этого проекта: строительство осетрового
рыборазводного завода, очистка ртутного загрязнения и строительство полигона
для захоронения токсичных отходов и техническая помощь в создании системы
управления опасных отходов.
Касаясь вашего вопроса о нежелании Министерства экологии и природных
ресурсов привлекать кредитные средства, хотелось бы отметить, что наше
правительство для решения имеющихся проблем, в том числе экологических,
старается в первую очередь использовать бюджетные средства. Так,
собственными средствами нам удалось намного усилить материально-техническую
базу министерства, за счет чего резко увеличены темпы лесопосадок и
лесовосстановительных работ, расширены территории имеющихся и созданы новые
особо охраняемые природные территории, в том числе первые в стране
национальные парки, достигнуты заметные успехи в разведке ценных полезных
ископаемых, проводятся регулярные морские экспедиции по мониторингу
окружающей среды и изучению состояния биоресурсов и т.д.
Мы все знаем, что кредит является прежде всего долговым обязательством,
бремя выплаты которого лежит на государственном бюджете. Тем не менее,
принимая во внимание тот факт, что в данный период времени выделяемые
бюджетные средства и гранты недостаточны для решения крупных экологических
проблем, министерство старается привлечь также кредиты. И предпочтение в
этом направлении дается тем приоритетным экологическим проектам, результаты
которых будут не только экологически, но и экономически устойчивы. За
последние годы для решения первостепенных экологических проблем министерством
ведется активное сотрудничество с международными организациями и различными
донорами.
В качестве примера можно привести такие проекты, как: «Охрана окружающей
среды в сельской местности», «Восстановление и охрана дельты реки Кура»,
«Реабилитация Абшеронского полуострова».
Так, привлечением грантовых средств в целом завершена подготовка проекта
«Охрана окружающей среды в сельской местности» и в этом году предполагается
начало реализации проекта. По проекту «Восстановление и охрана дельты реки
Кура» также за счет грантовых средств завершены первичные исследовательские
работы, в текущем году ожидается завершение подготовки полного пакета
проектных документов. Для реализации проекта «Реабилитация Абшеронского
полуострова», который в данный момент является первостепенным национальным
приоритетом, за счет собственных средств проведены масштабные
исследовательские работы и ведутся успешные переговоры по привлечению
кредитных и грантовых средств. Мы думаем, что страна, добывающая и
экспортирующая нефть в век безотходных технологий, не должна представлять
собой образ, сотканный из чернеющих заброшенных нефтяных вышек, мертвого
ландшафта, покрытого мазутными пятнами и озерами.
Кроме этих направлений, министерство стремится найти финансирование для
таких проектных предложений, как обеспечение малых и средних предприятий
современными компактными очистными установками, в том числе наладив их
производство в Азербайджане, обеспечение сельских жителей качественной
питьевой водой, организовав производство очистных фильтров, налаживание
импорта каменного угля и производства установок биогаза для обеспечения
жителей сельских районов альтернативными источниками энергии, что
послужит решению проблемы вырубки лесов.
Необходимо отметить, что не всегда привлекаемые средства служат решению
проблем. Примером может служить абсурдный механизм реализации финансируемого
Европейской комиссией проекта «Управление программой малых грантов в
поддержку устойчивого развития населения прибрежной зоны Каспия». Его
реализация в азербайджанском секторе Каспийского моря осуществляется минуя
Баку по схеме Брюссель-Алматы-Тбилиси (минуя Азербайджан, контракт на общее
управление заключен с Региональным экологическим центром Центральной Азии,
путем последующей передачи субподряда Региональному экологическому центру
для Кавказа) и исключение координации общей политики путем отстранения
официальных национальных органов республики от управления проектом привело
уже в самом начале работ к нежелательным последствиям, в том числе к
негативному общественному резонансу в Азербайджане, поставив под сомнение
успешность выполнения проекта в целом.
— В экологическом инвестиционном проекте ГНКАР принадлежит реализация
компонента на сумму 5,1 млн. долларов на очистку загрязненных нефтью
территорий на Абшеронском полуострове. Получает ли министерство отчет ГНКАР
о проделанной в этом направлении работе? — Согласно условиям кредитного
соглашения от 7 августа 1998 года и соглашения между Министерством финансов,
Государственным комитетом по экологии и контролю за природопользованием
(ныне Министерство экологии и природных ресурсов) Азербайджанской Республики
и ГНКАР от 25 февраля 1999 года, непосредственную ответственность за
реализацию данного компонента несет ГНКАР. В вышеуказанных соглашениях
разработан механизм финансовой и технической отчетности ГНКАР по данному
компоненту перед министерством финансов и Международной ассоциацией развития
(Всемирный банк). Только лишь квартальные отчеты для Всемирного банка
посылаются посредством Группы реализации проектов Министерства экологии и
природных ресурсов. То есть министерство не было привлечено в процесс
реализации и мониторинга данного компонента.
— Очень часто проработкой проекта, определением, на что именно должны
пойти деньги кредита, занимается сам кредитор. Под силу ли иностранным
консультантам разобраться в наших проблемах. И какую роль в составлении
проекта принимают наши специалисты. Каких уступок наша сторона добилась при
обсуждении условий проекта с ВБ?
— Для получения кредита от международных финансовых структур требуется
обращение правительства Азербайджана, которое указывает, на какие цели и в
каком размере необходим кредит, после чего начинается процесс подготовки
проекта. В этом процессе принимают участие и иностранные консультанты,
имеющие большой международный опыт в данной сфере, которые занимаются
разработкой проекта и владеют необходимым для осуществления проектов ноу-хау.
Для того, чтобы при составлении проекта учесть национальное законодательство,
сложившуюся практику и внутренние условия, иностранные консультанты
привлекают к работе местных специалистов. Кроме того, местные консультанты
напрямую привлекаются к работе по проектам на стадии их непосредственного
осуществления.
В целом, если сравнить проекты, которые финансировались за счет средств
кредита в предыдущие годы и сегодня, то можно увидеть, что в настоящее время
как в ходе подготовки, так и в ходе реализации проектов, значительно возросла
доля участия местных специалистов и компаний. Министерство экологии и
природных ресурсов активно участвует при разработке проектов и добивается
более целенаправленного и экономически эффективного использования полученных
средств. К примеру, в первоначальном варианте проектного предложения «Охрана
окружающей среды в сельской местности» проектной территорией был выбран
только Шахдагский регион, но в ходе переговоров со Всемирным банком была
достигнута договоренность о включении в проектную территорию и Ордубадского
национального парка.
Таким образом, проект путем более рационального использования средств
приведет к эффективной защите окружающей среды и экономическому развитию
также Ордубадского района Нахчыванской Автономной Республики. Кроме того,
согласно условиям кредитного соглашения по проекту неотложных экологических
инвестиций, целью компонента «Очистка ртутного загрязнения и строительство
полигона для захоронения токсичных отходов» была очистка ртутного загрязнения
завода поверхностно-активных веществ Сумгайыта и строительство ячейки для
захоронения этих отходов. В ходе реализации, учитывая актуальность и
необходимость эффективного управления опасными отходами на Абшеронском
полуострове, да и целом по стране, на те же выделенные средства на полигоне
была создана дополнительная инфраструктура. Созданная инфраструктура дает
возможность захоронить также другие токсичные отходы, а полученная прибыль
позволит покрыть расходы на содержание и эксплуатацию полигона. То есть
внесенные нами своевременные изменения в проекте позволили не только
построить полигон, отвечающий всем международным стандартам, а также
освободить государственный бюджет от финансирования деятельности полигона
в будущем.
— Был ли со стороны ВБ осуществлен мониторинг реализации экологического
проекта? Какова их оценка и каков эффект завершенных компонентов проекта?
Участвуют ли в мониторинге проекта НПО? С какими НПО министерство
сотрудничает стабильно?
— Со стороны Всемирного банка осуществляется регулярный мониторинг
реализации экологического проекта. Как правило, оценка эффективности проекта
бывает достаточно высокой, что отражается в соответствующих документах
миссий банка. Последняя миссия была завершена в ноябре нынешнего года.
Эффект завершенных компонентов проекта налицо. Это в первую очередь ввод в
действие Нефтчалинского рыборазводного завода, торжественное открытие
которого состоялось в октябре 2003 года при участии президента страны
господина И.Алиева, завершение строительства полигона для захоронения
ртутных отходов, а также осуществление институциональных реформ посредством
реорганизации системы экологического менеджмента. На всех стадиях реализации
проектов активно участвуют неправительственные организации соответствующих
направлений, например «Рузгяр», «Эколекс», «Экойл», «Экосфера» и др.
Помнится года три назад, со стороны Минэкологии были недовольства по
поводу задержки строительства Нефтчалинского рыборазводного завода. Была ли
она вызвана проблемами, возникшими в самом Всемирном банке? С какими еще
трудностями встречалось Министерство экологии и природных ресурсов
Азербайджана в работе с кредиторами?
— Как уже отмечалось, строительство Нефтчалинского рыборазводного завода
благополучно завершено. Завод успешно функционирует, вырастив и выпустив в
море в 2004 году 5,8 миллиона мальков оетровых пород. Задержка строительства
была вызвана не проблемами, возникшими в самом Всемирном банке, а спецификой
завода, что потребовало долгой процедуры отбора строительной компании.
Министерство своевременно информировало Всемирный банк об этих проблемах, и
некоторое недопонимание, которое было на тот момент между министерством и
банком, было вскоре устранено. Время показало правоту позиции министерства,
что было признано и самим банком. В настоящее время между министерством и
банком достигнуто полное понимание по данному вопросу.
ИА Билик Дуньясы (Баку), 18.01.2005

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ
Министерство доводу предприятий не верит
<В рамках проекта "Красивый город, ухоженное село и достойный
гражданин» Министерство экологии и природных ресурсов провело рейд по
столичным районам с целью определения санитарного состояния улиц Баку
и его пригородов> — сообщают читателям в своем материале журналисты
<Зеркало> И.Наиля и М.Мири. Заместитель директора Бакинского
территориального департамента экологии и природных ресурсов Афтандил
Сафаров в беседе с корреспондентами «Зеркала» сообщил, что во время
рейда членами рабочей группы было обнаружено незаконное размещение и
несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов. Здесь же хотелось бы
указать на то, что вывозом бытовых, в том числе и твердых отходов, на
территории столицы осуществляют UP азербайджано-германское и «Каско»
азербайджано-чешское совместные предприятия.
По словам А.Сафарова, эти предприятия не полностью выполняют свои
обязательства в центральных и близких к центру районах Баку — без должного
внимания остаются отдаленные участки города.
По заключению рабочей группы, «лидерство» по загрязненности в столице
занимает поселок Беюкшор, расположенный в Наримановском районе. Наш
собеседник отметил не очень радужную картину в этом отношении в
Ясамальском, Насиминском, Сабунчинском районах столицы. «Самая
удручающая картина обнаружена в Сабунчинском районе. Здесь своевременно не
вывозят твердые бытовые отходы. Более того, дано указание об их сжигании.
В ходе рейдов были подвергнуты штрафу также руководители жэков», — заметил
А.Сафаров. Касаясь размеров наложенных штрафов, наш собеседник сказал, что
их взыскание предусмотрено статьей 110 Кодекса административных
правонарушений — от 220 тысяч манатов до 1,1 миллиона.
По словам А.Сафарова, не лучше обстоит ситуация в другом поселке
Наримановского района — N 205. В ходе рейда выяснилось, что отходы
отсюда не вывозятся месяцами, что вызывает недовольство населения.
Рабочая группа, продолжил наш собеседник, обнаружила также ряд
незаконных свалок. Возникновение мусорных «гор» руководители района
связывают с погодными условиями, которые, дескать, не всегда позволяют
своевременно осуществить вывоз бытовых отходов.
Отметим, что экологическая обстановка расположенного в этом районе
озера Беюкшор остается напряженной. Имеющий более чем 10 тысяч лет
историю, это озеро начало подвергаться загрязнению около 110 лет
назад. В свое время площадь озера составляла 9 кв. км с глубиной 1-2
метра. Вода в озере была кристально чистой и содержала соль в большом
количестве. А причиной загрязнения явилось антропогенное воздействие.
В конце XIX века братья Нобель, с разрешения городских властей,
осушили 1 кв. км озера, засыпав его песком, и построили на этом месте
мастерские и амбары для хранения нефти.
По словам специалистов, в те годы пластовые воды Бинагадинских и
Сабунчинских промыслов в основной массе стекались в Беюкшор, что и
положило начало загрязнению озера. В результате в озере в большом
количестве скопилось, не свойственных земной поверхности, химических
элементов — тяжелых металлов, радиоактивных веществ. Сегодня специалисты
указывают на возможность использования ресурсов Беюкшора, в том числе ила.
Оседавший долгие годы на дне озера ил, оказывается, обладает целебными
свойствами, и его можно использовать в лечебных целях. Вместе с тем, Беюкшор
напоминает сегодня скорее мертвую, чем эффективно эксплуатируемую зону.
В настоящее время площадь поверхности озера составляет около 14-15 кв.
км, а глубина — местами 8-9 метров. По мнению кандидата географических
наук Вагифа Мамедова, вот уже более 100 лет мазут и иные стоки оседают
на дно озера, въедаясь в ил.
«Самое страшное заключается в строительстве жилых домов, развернутом
по элипсу берега озера. Ведь дома эти не имеют канализационных линий и
сточные воды вливаются в озеро. Проживание вблизи стоков, вдыхание
зараженного воздуха может стать причиной распространения инфекционных
болезней. Более того, сброшенную в озеро мазутную нефть ветер
выплескивает на берег озера, что также таит в себе известную угрозу»,
- подчеркнул В.Мамедов.
Осушение Беюкшора ученый считает невозможным и напоминает историю с
Ганлыгелем. По мнению В.Мамедова, необходимо целенаправленное изучение
озера, проведение работ по восстановлению экологического равновесия
водного бассейна. Только в этом случае, и при этих условиях, считает
наш собеседник, озеро сумеет восстановить способность естественного
самоочищения.
Согласно отчету рабочей группы, изучавшей чистоту в столице, ситуация
в Ясамальском районе также оставляет желать лучшего. И здесь мусор не
вывозится своевременно, а в ряде мест, к примеру, на территории жэка N
64, мусорные контейнеры пришли в негодность. Несмотря на существование
договора между районными властями и предприятием «Каско», последний не
торопится с выполнением обязательств.
По словам А.Сафарова, департамент не раз и не два обращался в
предприятие с соответствующим заявлением. «Но, несмотря ни на что,
предприятие продолжает неорганизованный вывоз бытовых отходов. Потому-то и
возникают на территории района мусорные свалки», — заметил он. «Кивания
друг на друга» на этом не заканчиваются. Ответственные за чистоту в столице
предприятия, в свою очередь, объясняют перебои в своей работе нехваткой
специальной техники, но департамент не согласен с аргументами предприятий.
Как отметил А.Сафаров, они должны были быть готовы к любому повороту событий.
«Предприятия должны были предусмотреть ситуацию с неисправностью техники
или его износом. Отсутствие последней не может служить объяснением
антисанитарии в городе»,- заявил наш собеседник и сообщил, что департамент
намерен вплотную заняться изучением причин срывов в деятельности UP и
«Каско». «На первый же раз мы ограничились предупреждением и небольшим
штрафом», — добавил А.Сафаров.
Кстати, об антисанитарии… Она наблюдается не только на периферии, но
и в центральных частях города. В большинстве случаев мусор убирается там,
где он «лезет в глаза», а участки чуть поодаль остаются без присмотра.
Подобную картину, например, можно наблюдать на улице за Государственным
таможенным комитетом. В целом же уровень работы по размещению и вывозу
бытовых отходов никак не отвечает условиям конкурса, о котором мы говорили
вначале.
Как сообщает рабочая группа, вывоз бытовых и твердых отходов сегодня
никак нельзя назвать удовлетворительной. В этой связи ее члены указывают и
на безответственное отношение к своим обязанностям отдельных органов власти…
А.Сафаров назвал не только те районы, в которых дела идут из рук вон
плохо. По его словам, есть районы, где этому наболевшему вопросу -
чистоте и порядку — уделяется должное внимание. Это касается
Сабаильского, Гарадагского, Сураханского и Бинагадинского районов.
Названные районы, заметил наш собеседник, претендуют на лидерство в
конкурсе и материальное поощрение. Дело в том, уточнил А.Сафаров, что
Министерство экологии и природных ресурсов планирует строительство
мини-завода по переработке бытовых отходов. Это предприятие может быть
построено на территории района-победителя конкурса.
Свою точку зрения высказал и чиновник из мэрии, традиционно не
пожелавший представиться. По его словам, несвоевременный вывоз бытовых
отходов связан с недостатком времени. К сожалению, нам пришлось ему
напомнить о такой элементарной вещи, как инфекция, так как горы мусора
по той же временной причине легко могут перерасти в очаги заболеваний.
«Зеркало», 27 января, 2005 г.

Комментарии запрещены.