*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1319, 31 марта 2005 г. *
*******************************************************************
Энергия
ВОКРУГ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ И ИНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
КОНФЕРЕНЦИЯ
ПЕРВАЯ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ
ЭНЕРГЕТИКА»
Первое информационное сообщение
Событие. Первая Центрально-азиатская конференция <ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ
ЭНЕРГЕТИКА> с акцентом на биогазовые технологии.
Место. Караганда, Казахстан.
Время. 14-16 ноября 2005 г.
Организаторы:
Карагандинский Областной Экологический Музей (Караганда, Казахстан)
Агентство по возобновляемой энергетике (Киев, Украина)
International Network for Sustainable Energy — Europe (INFORSE-Europe)
При поддержке European Commission EuropeAid
Цель конференции — Способствовать расширению использования
возобновляемых источников энергии в Центральной Азии.
Конференция будет включать:
* Пленарные доклады о состоянии и перспективах развития альтернативной
энергетики в Центральной Азии
* Секционные и стендовые доклады о результатах исследовательских,
демонстрационных и коммерческих проектов как примеры возможного развития
возобновляемых источников энергии в Центральной Азии
* Однодневная техническая экскурсия для желающих (посещение малой биогазовой
установки и других объектов возобновляемой энергетики в Центральном
Казахстане)
На конференции будут представлены стендовые доклады посвященные
альтернативной энергетике.
Темы докладов :
1. Потенциал развития возобновляемых источников энергии в Центральной Азии.
2. Исследования и развитие технологий возобновляемой энергии
3. Демонстрационные и коммерческие проекты по использованию возобновляемых
источников энергии на территории Центральной Азии
4. Вопросы законодательства и стратегии развития: законодательная и
финансовая поддержка, стимулирование развития, Киотский протокол,
снижение выбросов СО2, национальное и местное законодательство,
социально-экономические аспекты, национальные и региональные стратегии
развития биоэнергетики.
5. Экономические и экологические аспекты технологий возобновляемой
энергетики.
Требования к тезисам:
Тезисы докладов будут опубликованы в сборнике на двух языках — русском
и английском. Подаваемые на конференцию тезисы должны включать:
- Соответствующий номер тематики конференции (см. темы перечисленные выше:..)
- Название доклада
- Имена и адреса всех авторов (организация, тел., факс, е-mail) с указанием одного из авторов для переписки.
- Цель работы
- Результаты
- Выводы
Тезисы должны быть предоставлены либо на русском, либо на английском
языке
Конечный срок подачи тезисов — 15 августа 2005 г.
Тезисы не должны превышать 1 страницы формата А4 (210 х 297 мм),
набранной 11 шрифтом Times New Roman с одинарным интервалом. Авторы также
могут представить до 3-х дополнительных страниц с более подробным материалом,
что облегчит рецензентам оценку доклада. Тезисы, не соответствующие
указанным требованиям, рассматриваться не будут.
Рабочие языки на конференции — Русский и английский (будет организован
синхронный перевод докладов).
Переписка. Тезисы докладов и дополнительные материалы до 3-х страниц
следует направлять (предпочтительно) по е-mail: bc_conference@nursat.kz;
или по факсу (+7 3212) 41-33-44
или почтой по адресу: Курьяновой Ирине
ОО <Карагандинский экологический музей>
пр-т Бухар-Жырау 47
Караганда, Казахстан 100000
Дополнительная информация по конференции, включая регистрационную
форму, финансовые условия, требования к оформлению полных текстов докладов
и т.д., будет выслана по электронной почте, в случае Вашего обращения за
данной информацией.
За дополнительной информацией о конференции обращайтесь:
Irina Kurjanova, e-mail: bc_conference@nursat.kz
t/f (+7 3212) 41-33-44
Больше узнать о конференции можно на сайтах:
Karaganda Ecomuseum: http://www.ecomuseum.freenet.kz/
INFORSE-Europe, Denmark: http://www.inforse.org/europe/kz_biogas
REA, Ukraine: http://www.rea.org.ua
Источник: Курьянова И., bc_conference@nursat.kz, 30 марта 2005 г.
ЭКОНОМИКА
ЕВРО НА ВЕТЕР. «Альтернативная» энергетика слишком дорого обходится
Европе
Экология очень плохо совмещается с экономикой. Эту старую истину еще
раз подтвердили в Германии: недавно опубликованный правительственным
энергетическим агентством отчет о развитии ветроэнергетики показал, что
получение электричества из воздуха пока слишком дорогостоящее развлечение.
По мнению авторов исследования, банальная экономия электроэнергии была бы
куда более гораздо более эффективна, чем строительство сотен новых турбин,
движимых за счет перемещения воздушных потоков.
Ветроэнергетика уже несколько десятилетий считается одним из самых
перспективных направлений развития электроэнергетики. Главным образом из-за
своей экологичности — ветряки не загрязняют атмосферу, не требуют поставок
мазута и газа и практически безопасны. А после того как в 1986 году
Чернобыль напугал всю планету и чуть было не поставил крест на будущем всей
атомной энергетики, ветроэлектростанции стали считаться едва ли не
панацеей, которая спасет мир и даст ему вожделенные киловатты. В Европе и
США строительство «ветряных мельниц», вырабатывающих ток, стало входить в
государственные программы.
Германия продвинулась в этой области дальше своих соседей: сейчас немцы
являются мировыми лидерами по числу ветряков. За последние 15 лет в стране
было построено 15 тыс. таких турбин, а до 2010 года немцы намерены удвоить
число ветроэлектростанций. К 2015 году не менее 20% всего электричества в
ФРГ должно извлекаться из «возобновляемых источников».
Тем не менее правительственное агентство, на чьи плечи ляжет
строительство новых ветряков, вовсе не в восторге от этой идеи. Глава
этого ведомства Штефан Колер заявил британской «Гардиан»: «Энергия ветра
стоит дорого. Это факт, и мы не можем его оспаривать. Обычные способы
(производства электричества) дешевле». Но, несмотря на все эти подсчеты,
немцы не намерены отказываться от развития «экологической энергетики»:
только на подключение ветряков к общегерманским линиям электропередачи
планируется выделить 1,1 млрд евро. Главным аргументом в пользу этого
является защита окружающей среды и снижение выбросов углекислого газа в
атмосферу.
Однако чтобы удовлетворить борцов с загрязнением окружающей среды,
энергетикам приходится жертвовать экономичностью. Например, встроить в одну
систему традиционные тепловые электростанции и ветроэнергетику непросто,
поскольку такая сеть зависит не от стабильности поставок топлива, а от
прихотей небесной канцелярии. И если при хорошем ветре «мельницы»
вырабатывают достаточно много электричества, то при банальном штиле они
бесполезны, а ТЭЦ приходится отрабатывать «за себя и за того парня».
Специалисты также полагают, что если уж так приспичило бороться за экологию,
то лучше перестраивать существующие электростанции и применять в домах
энергосберегающие технологии.
Власти Британии также намерены пойти по стопам ФРГ и ожидают, что в
ближайшие пять лет в ветроэнергетику будет вложено 10 млрд фунтов. Но и тут,
как пишет «Гардиан», многие сомневаются в разумности перехода с угля и газа
на возобновляемые источники энергии. Здесь, впрочем, речь идет не только о
выбрасывании денег налогоплательщиков на ветер — в буквальном смысле этого
слова, но и о сугубо эстетических критериях. Дело в том, что ряды гигантских
ветряных мельниц, которые ставятся обычно в малонаселенных местах, мягко
говоря, не украшают собой сельский пейзаж. Но есть и оптимисты, полагающие,
что все дело в том, что немцам просто не повезло со страной. Дескать, над
Германией ветер обычно дует слишком слабо, а на Альбионе с передвижением
воздушных масс все гораздо лучше, и мельницы потому будут работать более
производительно.
М.Манский, «Время новостей», 2 марта 2005 г.
http://www.vremya.ru/2005/35/12/119720.html
ПРОГРАММА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ НА 2005 ГОД
Разработана и находится на обсуждении в Беларуси. Об этом сообщили в
Комитете по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь.
Большое внимание в программе планируется уделить внедрению энергоемких
мероприятий, направленных на экономию ресурсов и уменьшение расхода
электро- и тепловой энергии на производстве.
Экономия энергоресурсов в Белоруссии за 2004 год составила более 570
тысяч тонн условного топлива. Все предприятия проводили целенаправленную
работу по экономии топливно-энергетических ресурсов, а также постоянно
контролировали расчеты за потребляемый газ, тепловую и электрическую энергию
подведомственными предприятиями.
За отчетный год в республике обобщенные энергозатраты (расход топлива и
электроэнергии без учета светлых нефтепродуктов и сырья) по отношению к
уровню соответствующего периода предыдущего года значительно снижены.
По материалам ИА REGNUM
ENWL-info, St.Petersburg, Russia, vflew@lew.spb.org, 16 января 2005 г.
ПОЗИЦИЯ НПО
Неправительственные организации — члены международной сети The BankWatch
Network, подготовили обращение к Европейскому банку реконструкции и развития
(ЕБРР), в котором представлена позиция НПО по отношению к новой
энергетической политике ЕБРР…
В обращении содержится призыв к ЕБРР прекратить инвестиции в добычу
ископаемого топлива; установить цели для инвестиций в повышение
энергоэффективности и развитие возобновляемой энергетики.
По мнению НПО, долгосрочной задачей энергетической политики ЕБРР должна
стать поддержка перехода стран Восточной Европы и Центральной Азии от
использования ископаемого топлива и атомной энергетики к использованию более
устойчивых энергетических ресурсов. Выполняя эту задачу, ЕБРР должен уделять
первостепенное значение обеспечению социального равенства, сокращению
бедности, вызванной энергозависимостью, и развитию природных ресурсов.
Новая энергетическая политика ЕБРР должна в числе прочего содержать
следующие основные элементы:
* Провести стратегическую экологическую оценку проекта энергетической
политики;
* Оценить успех осуществления предыдущей политики;
* Уделять больше внимания вопросам энергоэффективности и установить цели
инвестиций в энергоэффективность (к 2008 году 50% инвестиций в
энергетический сектор должны идти на энергоэффективность);
* Установить цели для финансирования устойчивой возобновляемой энергетики;
* Право на финансирование не должны иметь проекты, которые включают
использование отходов в качестве топлива;
* В течение ближайших пяти лет ЕБРР должен прекратить инвестировать в
добычу ископаемого топлива;
* ЕБРР не должен финансировать проекты по добыче нефти, газа или угля,
которые оказывают воздействие на существующие объекты Всемирного
природного наследия, официальные охраняемые природные территории или
территории, которые планируется включить в число охраняемых;
* Проекты ЕБРР в энергетическом секторе должны приводить к сокращению
выброса парниковых газов;
* Приватизация в энергетическом секторе, активно продвигаемая ЕБРР, должна
включать условия, которые позволят смягчать возможные отрицательные
институциональные, социальные и экологические воздействия.
ENWL-info, St.Petersburg, Russia, vflew@lew.spb.org, 27 января 2005 г.
ПРАВОВАЯ СРЕДА
ЗАКОН О РАЗВИТИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВОЗОБНОЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ
Амурский областной Совет народных депутатов принял 24 февраля 2005 года
Закон Амурской области «О развитии нетрадиционных возобноляемых источников
энергии».
Цель Закона — установление правовых, организационных, экономических и
финансовых основ и механизмов регулирования отношений органов
государственной власти области, органов местного самоуправления области,
производителей и потребителей устройств по использованию нетрадиционных
возобновляемых источников энергии (НВИЭ) и энергии, вырабатываемой с
использованием НВИЭ.
Реализация Закона приведет к следующим положительным
социально-экономическим и экологическим последствиям:
* ускорению развития производства и организации рынка технологий и устройств
НВИЭ;
* активизации исследований по изучению свойств и учету ресурсов НВИЭ;
* обеспечению более устойчивого тепло- и электроснабжения предприятий и
населения;
* созданию в отдаленных районах области автономных энергосистем с
максимальным использованием местных ресурсов НВИЭ;
* созданию энергетических объектов с использованием НВИЭ в дефицитных
энергосистемах централизованного энергоснабжения для обеспечения
гарантированного минимума энергоснабжения населения и предприятий;
* частичному замещению традиционных органических видов топлива и сокращению
завоза топлива в отдаленные районы области;
* улучшению состояния окружающей среды области вследствие сокращения или
предотвращения увеличения объема вредных выбросов предприятий
традиционной энергетики.
Текст закона можно получить, обратившись к Геннадию Илларионову,
советнику Амурского областного Совета народных депутатов по экологии и
природопользованию, сновному разработчику закона, по электронной
почте: fet@fromru.com
ENWL-info, St.Petersburg, Russia, vflew@lew.spb.org, 3 марта 2005 г.
ПОСЛЕВКУСИЕ
И В КУЗБАССЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ. Кемеровская область — крупнейший
угледобывающий регион России (55-57 млрд тонн угля, пригодных для добычи
открытым способом — 11 млрд тонн) вплотную столкнулась с проблемой изменения
ландшафта и уничтожения плодородного слоя. По прихоти природы самые
плодородные почвы находятся в Кузбасской котловине, как раз над самыми
богатыми залежами угля. В области открываются небольшие разрезы, и как
только расходы на их деятельность начинают возрастать, их бросают — создать
новую шахту дешевле. После угольщиков остаются огромные пространства полей,
провалы глубиной 100-200 метров, отвалы пустой породы. В одном из районов
области 23 процента территории выведено из хозяйственной деятельности.
До 90-х годов прошлого века рекультивация нарушенных земель велась
методично и вполне успешно, но на 2002 год по данным составителей
государственного доклада <О состоянии окружающей природной среды в
Кемеровской области> было нарушено почти 65 тысяч га, а до 2010 года их
площадь увеличится до 88 тысяч. Рекультивировано с 1990 года чуть более
10 тысяч. Причина проста: лесная рекультивация 1 гектара стоит 60-70 тысяч
рублей, горнякам она обходится в 12 тысяч, но даже эти деньги угольщики не
желают платить.
Существуют шесть направлений рекультивации: сельскохозяйственное, лесное,
водно-хозяйственное, рекреационное, санитарно-гигиеническое, строительное.
Как рассказал руководитель пресс-службы ОАО <Кузбассразрезуголь> С.Дубков,
в области нет токсичных пород и все, что вынесено на поверхность,
потенциально плодородно. Для лесопосадок не требуется даже выравнивание
земель — достаточно лишь частичной планировки. Компания, в которой работает
С.Дубков, является единственной из 200 угольных компаний, сохранившей в
своей структуре управление рекультивации.
Понятно, что для любых работ требуются денежные вложения (К примеру,
строительство в Великобритании ботанического сада <Эдем> на месте
60-метрового глиняного карьера обошлось в 110 млн долларов и два года работы)
и исследования, методические разработки и целевые программы. Пока нет ничего.
Сотрудники Института водных и экологических проблем СО РАН предлагают взимать
с добывающих предприятий залоговые платежи еще на стадии выдачи разрешения
на добычу (это увеличит затраты на добычу на 10-15 процентов). Фонд для
аккумулирования платежей мог бы существовать при областной администрации, а
размеры платежа можно определить по заранее разработанному и утвержденном
проекту реабилитации земель. К сожалению, проект закона не был принять
областной законодательной властью, а после перехода всех вопросов
использования земли в ведение федерации, депутаты могут только обратиться в
Государственную Думу с законодательной инициативой. Комитет по вопросам
аграрной политики, землепользования и экологии областного совета уже ведет
такую работу и готовится весной представить проект на рассмотрение Госдумы.
Кемеровские ученые обратились в президиум СО РАН, к областной
администрации и угледобывающим компаниям с предложением вложить средства в
программу по восстановление нарушенных земель и развитие стационаров, где
будет проводиться разработка методов рекультивации. Но, как говорит главный
научный сотрудник Института водных и экологических проблем СО РАН Леонид
Баранник, пока у хозяев шах есть возможность не делиться ни с кем, они не
будут этого делать. И если проблема рекультивации не имеет экономического
решения, оно должно быть принято в сфере политики.
ДАЙДЖЕСТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ пресс-службы <Байкальской
Экологической Волны>, выпуск No 57 (часть 2), Иркутск, 28 февраля 2005 г.