UCS-INFO.1321

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1321, 2 апреля 2005 г. *
*******************************************************************
Нефть и газ

НЕФТЯНЫЕ ГОРИЗОНТЫ УКРАИНЫ

ПРОШЛОЕ
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДУМАЕТ НЕ ТОЛЬКО ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОЕЙ
РАБОТЫ, НО ТАКЖЕ О СОХРАНЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, НУЖДАХ БЮДЖЕТА И
СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ РАБОТНИКОВ
Такой подход к делу демонстрирует акционерное общество Укртатнафта,
отмечающее свой 10-летний юбилей
Десять лет — это повод очередной раз подвести итоги своей работы,
посмотреть на первые серьезные плоды своей деятельности, вспомнить все то,
что удалось сделать, и то, что по каким-то объективным причинам не удалось.
Именно так, вдумчиво и рассудительно, отметило свое первое десятилетие
акционерное общество Укртатнафта.
Акционерное общество Укртатнафта было создано на базе Кременчугского
нефтеперерабатывающего завода. Сегодня это предприятие выпускает каждый
третий литр бензина и дизельного топлива в стране. При этом сырье на
предприятие поставляется как зарубежное (из Татарстана и Казахстана), так
и отечественное, что является немаловажным достижением. Ведь именно сегодня,
на фоне мирового нефтяного кризиса, перед Украиной стоит важнейшая задача -
разнообразить источники поступления нефти.
Впрочем, компания уделяет внимание не только увеличению
производительности и расширению международного сотрудничества. Например,
важнейшим направлением своей деятельности Укртатнафта считает заботу об
окружающей среде. Известно, что львиная доля (около 70 процентов) вредных
выбросов в городах приходится на долю автотранспорта. Именно поэтому
предприятие решило всерьез взяться за улучшение экологической ситуации в
стране и даже предприняло для этого целый ряд достаточно эффективных шагов.
Так, руководство завода заменило устаревшее оборудование, построило
противофильтрационную завесу вокруг прудов очистных сооружений, создало
систему инженерной защиты промышленной площадки. На сегодняшний день это
единственный нефтеперерабатывающий завод, который не сбрасывает сточные воды
в открытые водоемы.
Только 0,2-0,3 процента объема используемой в производственном процессе
воды не идет на повторный цикл — эти сточные воды после термического
обезвреживания сбрасываются в специально оборудованный искусственный
пруд-испаритель.
Еще один момент — утилизация отходов производства. Еще в 1994 году был
сдан в эксплуатацию в Полтавской области полигон для захоронения токсичных
промышленных отходов.
Единственный, который отвечает всем экологическим нормам. В результате
значительно снизились выбросы вредных веществ в атмосферу (более чем в
четыре раза по сравнению с показателями 1991 года). А высокий
технологический уровень производства на предприятии позволяет снизить
содержание сернистых соединений в дизельном топливе и отказаться от
производства этилированных бензинов. Впрочем, компания продолжает работать
над усовершенствованием экологической составляющей своего производства,
для чего необходимо будет провести реконструкцию действующих установок и
ввести в строй новые технологические процессы.
Сегодня проблем с нефтепродуктами в Украине нет. И все это благодаря
десятилетней самоотверженной работе коллектива ЗАО Укртатнафта, — сказал
Виктор Черномырдин, посол Российской Федерации в Украине.
Второй важнейшей составляющей деятельности предприятия является его
социальная политика.
Например, только за первые шесть месяцев нынешнего года Укртатнафта
перечислила в бюджеты разных уровней налогов и сборов на общую сумму почти
458 миллионов гривен.
Предприятие с вниманием относится к нуждам своих работников. Общество
создало целый комплекс лечебно-оздоровительных и культурных учреждений.
Причем подлечиться в заводском санатории-профилактории и воспользоваться
услугами его медсанчасти могут не только работники АО Укртатнафта, но и
пенсионеры, которые отдали предприятию годы своего самоотверженного труда.
А к праздникам (прежде всего к профессиональному — Дню нефтепереработчиков),
а также к памятным датам пенсионеры предприятия регулярно получают
продуктовые наборы.
Компания также активно занимается благотворительной деятельностью и
финансово поддерживает многие социальные проекты. Только за один 2003 год
общество пожертвовало на различные благотворительные цели более 13 с
половиной миллионов гривен.
Е.Киселева, «Факты и комментарии» (Киев), 28 октября 2004 г.

НАСТОЯЩЕЕ
В КРЫМУ НЕФТЯНИКИ ПРЕДОТВРАТИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КАТАСТРОФУ. Суда
технологического флота ГАО «Черноморнефтегаз» завершили работы по
перекачиванию топлива с борта потерпевшего бедствие в районе мыса
Тарханкут сухогруза «Сириус». По сути «Черноморнефтегаз» предотвратил
экологическую угрозу, грозившую заповеднику у мыса Тарханкут, в результате
катастрофы сухогруза.
Плавсудно «Катран», при обеспечении работ спасательным судном «Центавр»
и плавкраном «Черноморец-15″, за 10 часов выкачал более 147 кубометров
смеси морской воды и топлива, выполнив, таким образом, договорные
обязательства нефтегазодобывающей компании перед российским судовладельцем
в операции по спасению сухогруза. По заявлению специалистов, утечки
топлива во время перекачивания не произошло.
«Задержка с проведением операции связана с неблагоприятной погодной
обстановкой, — прокомментировал события начальник Управления
технологического флота и подводно-технических работ ГАО «Черноморнефтегаз»
Алексей Черногорский.
«Когда же шторм утих, наши суда вышли в море и в тот же день выполнили
поставленную им задачу. Так что экологической угрозы для заповедника, на
территории которого потерпел бедствие сухогруз, сегодня нет», сказал
Черногорский.
Напомним, что в конце февраля сухогруз «Сириус» следовал из Ейска
в один из портов Турции с грузом пиломатериалов. Во время шторма в районе
мыса Тарханкут судно налетело на скалы и село на мель в 30 метрах от
берега. В результате у сухогруза образовались пробоины в трюме и машинном
отделении. Никто из членов экипажа не пострадал.
«Экономические новости Украины», 24 марта 2005 г.

http://www.economic-ua.info/modules.php?name=News&file=article&sid=1137

Источник: ies@rambler.ru, 2 апреля 2005 г.

БУДУЩЕЕ
ГОТОВИТСЯ ПРОЕКТ НОВОГО МОРСКОГО НЕФТЕПЕРЕВАЛОЧНОГО КОМПЛЕКСА В ОДЕССЕ
Согласно информации руководства ОАО «Институт транспорта нефти» (Киев) -
головного проектного института Украины по проектированию магистральных
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, резервуарных парков и
нефтеперевалочных терминалов — предприятие приступило к проектированию
нового нефтерепевалочного терминала в районе порта Южный (регион «Большая
Одесса»). Заказчиком проекта является частная украинская компания.
Проект предусматривает строительство морского нефтерепевалочного
терминала реверсивного типа и НПЗ мощностью 1,5 млн т в год. Резервуарный
парк терминала составят накопители емкостью 75 тыс. куб. м (3 ед.), 30 тыс.
(3 ед.) и 20 тыс. (10 ед.), рассчитанные на хранение широкой номенклатуры
нефтегрузов. Гидротехническую часть составит причал, рассчитанный на
обработку танкеров дедвейтом до 100 тыс. т. Его параметры (длина 362 м,
глубина у стенки 15 м) аналогичны параметрам причала, входящего в состав
морского нефтетерминала Южный.
Согласно проекту, в состав первой очереди строительства войдут
накопители емкостью по 20 тыс. т., причал, а также железнодорожные и
трубопроводные транспортные пути. Строительство НПЗ войдет в следующую
очередь.
В настоящее время проводится согласование проекта с руководством
ОАО «Укртранснефть» (оператор нефтепровода Одесса-Броды). Срок
завершения проекта — I кв 2005 г. Ориентировочный срок реализации
первой очереди — год с начала строительства.
«SEANEWS», 25 января 2005 г., http://www.oilru.com/news/24292/
TNK-BP ПРЕДЛАГАЕТ УГЛУБИТЬ ФАРВАТЕР ПОРТА «ЮЖНЫЙ»
Компания «ТНК-BP Украина» предлагает углубить фарватер порта «Южный»,
чтобы он смог принимать танкеры дедвейтом 100 тыс. тонн. Об этом в
программе «Энергопанорама» в эфире УТ-1 заявил президент компании ООО
«ТНК-ВР Украина» Александр Городецкий. По его словам, «работы по углублению
фарватера займут всего несколько месяцев и не будут дорогостоящими». Вместе
с тем, по мнению президента «ТНК-ВР Украина», «углубление фарватера порта
позволит улучшить экономику маршрута транспортировки нефти по Одесса-Броды
через морской нефтеналивной терминал «Южный», которая сегодня вызывает
вопросы у российских нефтяников».
Александр Городецкий также считает, что привлекательность нефтепровода
Одесса — Броды может повысить снижение тарифов на перевалку в порту «Южный»,
которые сегодня вдвое превышают аналогичные тарифы в Одесском морском порту,
а также введение дифференцированных тарифов на прокачку нефти по
нефтепроводу, которые зависели бы от объемов прокачки.
«Хотя относительная цена прокачки нефти при этом снизится, однако в
абсолютных цифрах доход «Укртранснафты», которому принадлежит нефтепровод
Одесса — Броды, возрастет», подчеркнул он. Президент «ТНК-BP Украина» также
отметил, что звучащие сегодня в Украине предложения о скором отказе от
работы нефтепровода Одесса-Броды в реверсном режиме отталкивают от этого
маршрута российские компании, которые в таких условиях не могут внести их
в долгосрочные планы транспортировки нефти. В настоящее время порт «Южный»
принимает танкеры максимальным водоизмещением 80 тыс. тонн.
ИА «Новости-Украина», 3 марта 2005 г.,

http://www.oilru.com/news/24839/

ОДЕССА — БРОДЫ: НЕТ НИ НЕФТИ, НИ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Польша обещала достроить нефтепровод Одесса — Броды до Гданьска. Но
каких-то реальных шагов пока не сделала. «Большая каспийская игра» с
участием Украины, ЕС и России продолжается.
Развернуть трубу в направлении Европы правительство хочет, но пока
не может. Нет ни нефти, ни покупателей. Когда магистраль только
проектировали, иностранцы, которые вели разведку на Каспии, уверяли -
черного золота там больше, чем в Персидском заливе. Оказалось — ошиблись.
Украина к тому времени нефтепровод уже проложила. Европе транспортный
коридор понравился, но покупателей каспийского сырья на их заводах не
нашлось. Как и технической нефти, чтобы заполнить ржавеющую трубу. И тут
помогла Россия в обмен на реверсное использование. Заверения о том, что
трубопровод мощностью 9 млн тонн Евросоюзу «ой, как нужен» звучат и сейчас,
а экономического обоснования проекта как не было, так и нет.
Виталий Кулик, директор центра проблем гражданского общества: «В
нынешних условиях экономическая ситуация отходит на задний план. Наши
политики — они только пришли к власти, так сказать, назначенцы первой волны.
Они более склонны к политическим решениям, необдуманным демаршам. Они по
инерции пытаются жить в амплуа политиков, а не управленцев, государственных
деятелей».
Сейчас по трубе идет российское топливо. Договор о сотрудничестве с
ТНК-ВР подписало еще прежнее правительство. Президент Ющенко и премьер
Тимошенко утверждают, что при первой же возможности развернут нефтепровод
в сторону Европы. Поляки обещают достроить его до Гданьска. ЕБРР готов
выделить 500 млн евро, ЕС — два миллиона на технико-экономическую
экспертизу, без которой трубу в Европу не проложить. Пока даже
перерабатывать каспийскую нефть некому — для тамошних НПЗ она не годится,
а новые мощности еще надо построить. Но политиков это, похоже, не смущает,
и они все чаще говорят о сотрудничестве Украины и Евросоюза в энергетической
сфере. Хотя все это — теория, обещать — еще не значит жениться.
Николай Рудьковский, член парламентского комитета по вопросам ТЭК:
«Надо сначала подписать контракты — скажем, с Азербайджаном, Казахстаном
или Ираком на транспортировку хотя бы 6,5 млн тонн нефти из Одессы в
Броды и далее до Кракова: тогда это будет реальностью, иначе все это -
чисто популистская акция».
Политики призывают не заменять экономическую выгоду революционной
необходимостью, а эксперты долгую и успешную жизнь украинской трубе обещают
лишь тогда, когда по ней пойдет нефть Кашаганского месторождения — самого
большого из разведанных за последние 30 лет.
«Подробности» (Киев), 4 марта 2005, http://www.oilru.com/news/24866/
УКРАИНА СПЕШИТ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОДЕССА-БРОДЫ
В ПРЯМОМ РЕЖИМЕ
Украине сегодня ничто не мешает начать реализацию проекта
функционирования нефтепровода Одесса — Броды в прямом режиме. Об этом
заявила вчера премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в ходе встречи с
председателем Совета министров Республики Польша Мареком Белькой, сообщает
официальный сайт правительства Украины. Юлия Тимошенко отметила, что
стратегические интересы, объединяющие Украину и Польшу, в частности, в
топливно-энергетическом комплексе и в транзите энергоносителей, сегодня
должны наполниться конкретными соглашениями.
Украинский премьер выразила надежду, что правительства Украины и Польши
«отработают для этого все мероприятия». Юлия Тимошенко также подчеркнула,
что ныне партнерство Украины и Польши «уже давно вышло за рамки
дипломатических отношений, сегодня это дружественные, родственные отношения».
Юлия Тимошенко также напомнила, что Украина и Польша ныне играют
важную роль в формировании политики в Центральной и Восточной Европе. А
Польша для Украины сегодня остается чрезвычайно важным партнером, на
помощь которого Украина рассчитывает в первую очередь в своих стремлениях
интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры, вступить во
Всемирную торговую организацию и получить статус страны с рыночной
экономикой.
В свою очередь, председатель Совета министров Республики Польша Марек
Белька подчеркнул, что Польша «не отступается от своих позиций и в
дальнейшем будет поддерживать Украину в ее евроинтеграционных устремлениях,
а также поддерживать все реформы украинского правительства, направленные
на реализацию этих устремлений».
Говоря о нефтепроводе Одесса — Броды, Марек Белька подчеркнул, что этот
проект «чрезвычайно важен и интересен для Польши». Он также сообщил, что у
правительства Польши есть предложение создать специальную рабочую группу,
которая будет заниматься вопросами эффективного функционирования этого
проекта. В частности, рабочая группа должна проводить переговоры с
поставщиками нефти, предпринимателями, которые изъявят желание оказать
финансовую поддержку этому проекту, а также будет заниматься разработкой
рекомендаций правительствам Украины и Польши для реализации проекта
нефтепровода Одесса-Броды.
«Нефть России», 5 марта 2005 г., http://www.oilru.com/news/24879/
РЕВЕРС «ОДЕССА-БРОДЫ» — НЕРЕНТАБЕЛЕН
Глава правительства Украины Юлия Тимошенко заявляет о нерентабельности
прокачки нефти в режиме реверса по нефтепроводу «Одесса-Броды». По словам
Тимошенко, правительство в настоящее время рассматривает возможность
прокачки нефти по этому нефтепроводу в прямом режиме. Она отметила, что, в
частности, разговаривала с представителями российских компаний, которые
принимают участие в поставках нефти для нефтепровода «Одесса-Броды».
Представители этих компаний, по словам Юлии Тимошенко, не только не
отрицают, но и готовы принять участие в обеспечении работы нефтепровода
в прямом режиме.
Премьер-министр добавила, что в настоящее время проект работы
нефтепровода в реверсном режиме является нерентабельным, поэтому
правительство будет работать над тем, чтобы нефтепровод работал в
прямом режиме, а также работать над его достройкой до Гданьска.
Член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического
комплекса, заместитель председателя Украинской народной партии Александр
Гудыма обратился с письмом к премьер-министру Юлии Тимошенко, в котором
просит правительство принять неотложные меры относительно использования
нефтепровода «Одесса-Броды».
Народный депутат заявил о том, что нефтепровод должен работать в
прямом проукраинском и проевропейском направлении, должен работать
на энергетическую безопасность Украины.
Александр Гудыма считает, что все решения предыдущего Президента и
правительства относительно реверса нефти по этому нефтепроводу, которые
причиняют большой вред национальным интересам Украины, должны быть
немедленно отменены и признаны политически ошибочными.
Парламентарий отметил, что нефтепровод «Одесса-Броды» сооружен
за народные средства, но работает в реверсном режиме на интересы
российских нефтяных компаний.
По словам Гудымы, законсервированное состояние трубы было для Украины
более выгодным, нежели реверс. Он сказал, что главной стратегической целью
работы нефтепровода должна быть энергетическая независимость Украины. Он
также считает, что каспийская нефть, которая идет по нефтепроводу, должна
перерабатываться хотя бы на одном нефтеперерабатывающем заводе Украины.
Александр Гудыма также отметил, что сегодня в мире существуют
большие ожидания относительно действий правительства именно в
энергетической сфере. При этом он уверен, что уже в текущем году
Президент и правительство решат вопрос использования нефтепровода
«Одесса-Броды» так, чтобы не причинить вред отношениям с Российской
Федерацией и, в то же время, способствовать евроинтеграции Украины. Он
заявил, что парламенту сегодня реально рассмотреть вопрос создания
международного нефтетранспортного консорциума. По его словам, если
правительство внесет такой законопроект, то он имеет шансы получить
более 250 голосов народных депутатов.
Народный депутат считает, что существует несколько вариан тов
использования нефтепровода «Одесса-Броды», нефтетерминала «Южный»
и нефтетранспортной системы Украины. По его словам, все эти варианты
предусматривают создание международного нефтетранспортного консорциума по
собственности, что, по его словам, требует принятия Закона об особенностях
приватизации нефтепровода, нефтетерминала «Южный» в связи с созданием
такого консорциума.
По мнению Александра Гудымы, идеальным вариантом из существующих
вариантов по созданию консорциума является вариант, когда его участниками
будет от Украины ОАО «Укртранснефть» с нефтетранзитными активами:
магистральными нефтепроводами, включая нефтепровод «Одесса-Броды» и
нефтяной терминал «Южный».
По словам депутата, экспертная оценка рыночной стоимости активов
составляет около 4 млрд долларов; доля ОАО «Укртранснефть» — 50% плюс одна
акция. По его словам, стратегическими потенциальными партнерами при
создании такого консорциума могут быть в равных долях по 16,66%
компании-владельцы российских и каспийских нефтяных ресурсов
(Россия-Казахстан), компании-владельцы каспийских нефтяных ресурсов
(США-Казахстан) и компании-потребители нефти, европейские финансовые
учреждения.
Александр Гудыма добавил, что ориентировочные поступления в бюджет
Украины от создания такого консорциума могут составить около 2 млрд долларов.
Ранее Президент Виктор Ющенко заявил о намерении начать поставки
каспийской нефти в Европу по нефтепроводу в прямом направлении при
первой же возможности.
«Одесса-Броды» длиной 674 км и мощностью 9 млн тонн в год построен в
конце 2001 года. Планировалось, что по нему будет транспортироваться нефть
в страны Еропейского Союза. Однако под давлением ряда обстоятельств
правительство Виктора Януковича приняло решение о временном использовании
нефтепровода в сторону одесского терминала «Южный».
Я.Мироненко, «Нефть, газ и нефтепродукты в Украине», 11 марта 2005 г.

http://ukroil.com.ua/news/show/6917.html

Источник: ies@rambler.ru

Комментарии запрещены.