*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1322, 3 апреля 2005 г. *
*******************************************************************
Токсиканты
ВСПОМНИЛИ, НАКОНЕЦ, О СПОСОБЕ ИСПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗ
ПОЗИЦИЯ НПО НА ПЕРВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОН СТОКГОЛЬМСКОЙ КОНВЕНЦИИ
О СОЗ
Стокгольмская конвенция по СОЗ — это первый глобальный юридически
обязательный инструмент, принятый с целью защиты окружающей среды и
здоровья человека путем контроля производства, применения и удаления
токсичных химических веществ. Международная сеть по ликвидации СОЗ
(The International POPs Elimination Network — IPEN) рассматривает текст
Стокгольмской конвенции как обещание предпринять действия, необходимые для
защиты здоровья населения планеты и глобальной окружающей среды от
воздействия стойких органических загрязнителей, как обещание, согласованное
с представителями международного сообщества: правительствами,
заинтересованными сторонами и представителями гражданского общества. Мы
призываем все Стороны Стокгольмской конвенции и все заинтересованные стороны
уважать целостность текста Конвенции на первой Конференции Сторон (КС1) в
Уругвае. Необходимо сдержать обещание!!
Обещания, которые необходимо сдержать
1. Финансовые и технические ресурсы
Сторонам — развивающимся странам — необходимо выделить финансовые и
другие ресурсы, чтобы они смогли покрыть все дополнительные расходы,
связанные с выполнением своих обязательств по Стокгольмской конвенции.
Необходимо проводить постоянный мониторинг и оценку использования
финансовых ресурсов. Это обещание прямо предусмотрено в тексте
Стокгольмской конвенции и его необходимо сдержать.
2. Участие и информирование общественности
IPEN призывает все Стороны Конвенции и страны, которые ее подписали,
сдержать обещание о полном доступе к информации, о прозрачности и об
участии общественности в деятельности по реализации Конвенции
3. Ликвидация СОЗ, которые производятся целенаправленно
Мы надеемся, что производство и применение большинства из включенных в
список пестицидов-СОЗ быстро прекратится и что по-прежнему
используемые ПХБ будут выводиться из обращения даже быстрее, чем это
предусматривается предельным сроком, указанным в Конвенции.
Конференция Сторон может рассмотреть вопрос о создании международной
экспертной группы для оценки потенциальной опасности дальнейшего
развития нелегальной трансграничной торговли СОЗ. Конвенция
предусматривает исключение для применения ДДТ для борьбы с
переносчиками заболеваний, но указывает при этом, что ее целью
является «сокращение и в конечном итоге прекращение использования
ДДТ.» К сожалению, сейчас проводится безответственная и хорошо
финансируемая международная кампания в пользу применения ДДТ для
других целей, помимо разрешенных ВОЗ, и эта кампания пытается убедить
мировое общественное мнение, что ДДТ обладает минимальным вредным
воздействием на здоровье человека или вовсе безвреден (хотя существуют
убедительные доказательства обратного). На самом деле, лимитирующим
фактором для выведения ДДТ из обращения на глобальном уровне являются
объем и качество международной помощи, которая направляется на
разработку более эффективных средств для борьбы с малярией и
аналогичными заболеваниями.
4. Ликвидация и сокращение непреднамеренных выбросов СОЗ
По отношению к непреднамеренным выбросам СОЗ в согласованном тексте
Конвенции устанавливается цель «их постоянной минимизации и, если это
практически осуществимо, окончательного устранения». Для НПО,
связанных с IPEN, эта цель является критически важным руководящим
принципом. Стороны могут рассмотреть два важных документа:
Наилучшие доступные технологии/образцы лучшей экологической практики
Указания по наилучшим доступным технологиям остаются документом в
процессе разработки и нуждаются в дальнейшей доработке. Например,
читатель Указаний может легко прийти к заключению, что любую цементную
печь, любой конструкции и в любом регионе мира можно использовать для
сжигания отходов СОЗ и других галогенсодержащих отходов, и если печь
«эксплуатируется должным образом», то при этом могут образоваться
«незначительные» непредумышленные выбросы СОЗ. В Стокгольмской
конвенции правильно указывается, что применение цементных печей для
сжигания отходов СОЗ или других галогенсодержащих отходов потенциально
может привести к непреднамеренным выбросам значительных количеств СОЗ
в окружающую среду. Это лишь один из примеров несоответствия Указаний
тексту Конвенции. Если на КС1 хотят принять эти Указания, то следует
четко отметить, что они принимаются на временной основе, учитывая
необходимость их значительной доработки.
Инструментарий по диоксину
Мы предлагаем КС1 рассмотреть вопрос о дальнейшей доработке
Инструментария, но с определенными замечаниями. Используемые в
Инструментарии источники информации, на основе которых делаются
выводы, необходимо привести в полном объеме. Когда существует
значительная неопределенность, коэффициенты выбросов не следует
указывать в виде одного показателя, а следует привести вероятный
минимум, максимум и среднюю величину. Кроме того, в Инструментарии не
следует ограничиваться ссылками на источники и ситуации исключительно
для развитых стран, можно было бы также включить данные для
развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Разрешение этих
проблем позволит Сторонам делать выводы на основе более
сбалансированных представлений. Сторонам Конвенции и заинтересованным
сторонам следует дать больше возможностей для участия в разработке
Инструментария и для замечаний. И наконец, этот процесс должен стать
не только более прозрачным, он также должен быть открыт для
независимого анализа и проверки со стороны экспертов в данной
области, которые лично не связаны с ныне существующим документом.
Чтобы позволить странам в полной мере проанализировать свои запасы и
источники диоксинов, Инструментарий необходимо пересмотреть.
По завершении КС1, в ходе дальнейших работ между Конференциями Сторон
следует рассмотреть вопрос о заменителях или измененных
материалах/продукции в качестве пути для ликвидации непреднамеренных
выбросов СОЗ.
5. Удаление отходов СОЗ
Указания Базельской конвенции по отходам СОЗ не следует утверждать на
КС1, поскольку они не соответствуют Статье 6 Стокгольмской конвенции.
Стокгольмская конвенция требует, чтобы технологии, которые
используются для уничтожения или необратимого изменения СОЗ в отходах,
приближались по эффективности к 100%. В Указаниях Базельской конвенции
устанавливаются допустимые уровни выбросов СОЗ для процессов
переработки отходов СОЗ. Это не отвечает требованию Стокгольмской
конвенции к такому уровню деструкции или необратимого изменения, при
котором свойства СОЗ более не проявляются.
Иными словами, Указания Базельской конвенции по отходам СОЗ не
основаны на соображениях возможного воздействия на здоровье человека и
на окружающую среду, равно как и не основаны они на способности
доступных технологий обеспечить деструкцию/необратимое изменение СОЗ в
отходах. Крайне высокие установленные предельные показатели приведут к
сокращению объемов СОЗ-содержащих отходов, предназначенных для
уничтожения и к увеличению объемов СОЗ-содержащих отходов, которые
будут сбрасываться на свалки или удаляться другими методами.
Результатом высоких показателей для «низкого уровня СОЗ» является
сокращение доступности помощи для уничтожения СОЗ и повышение
потенциальной опасности негативного воздействия СОЗ на здоровье
человека и на окружающую среду, поскольку СОЗ при этом не
уничтожаются. Указания Базельской конвенции по отходам СОЗ не следует
утверждать на КС1.
6. Определение новых СОЗ
В качестве неотложного вопроса следует рассмотреть вопрос о включении
ряда веществ в список для рассмотрения Комитетом на рассмотрению СОЗ,
поскольку эти вещества широко используются и, как известно, обладают
свойствами СОЗ (устойчивость, склонность к биоаккумуляции, способность
перемещаться на больше расстояния, вредное воздействие на здоровье
человека и на окружающую среду): гексахлорциклогексан (ГХЦ, включая
линдан), дикофол и эндосульфан; бромированные антипирены;
перфторированные соединения (включая перфтороктансульфонат, но не
ограничиваясь только им); хлорированные предельные углеводороды;
органические соединения олова, бромированные диоксины и
бромо-хлоро-диоксины, полихлорированные производные нафталина и
октахлорстирол. Комитету следует также рассмотреть вопрос о включении
метилртути в этот список.
Полный текст документа можно найти на сайте IPEN по адресу: www.ipen.org
Источник: ENWL-info, St.Petersburg, Russia
vflew@lew.spb.org, 1 апреля 2005 г.