UCS-INFO.1344

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1344, 6 июня 2005 г. *
*******************************************************************
Как живешь город?

ПРЕССА ПРИГЛЯДЕЛАСЬ К ВЛАДИВОСТОКУ

Откуда ждать беды во Владивостоке?
Самые экологически опасные места столицы Приморья.
Что происходит с экологией краевого центра, в каких районах самый грязный
воздух и где опасней всего для здоровье жить? «Комсомолка» обратилась к
экологам.
Сергей ШЛЫКОВ, главный специалист ООО «Экоцентр»:
— Даже в тяжелые 90-е годы находились деньги на экологические исследования
Владивостока и края. Сейчас власти почти полностью отказались от
финансирования экологов. В последнее десятилетие какого-либо серьезного
мониторинга, за исключением наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
гидрометеослужбой на отдельных стационарных пунктах, не ведется. Никто
точно не знает, насколько выросла степень химического загрязнения территории
Владивостока за последние 15 лет. А то, что выросла, подтверждается
имеющимися данными.
Арсеналы ТОФ
В городе два крупных хранилища боеприпасов и оружия — печально известный
арсенал в районе Второй Речки и подземные склады на Эгершельде. Кроме того
с десяток мелких подразделений арсенала (в/ч 63890) разбросаны по всему
городу. Четвертый год боеприпасы эвакуируют из Владивостока, однако
мероприятие это затянулось — конца ему не видно. Что именно хранится на
складах, знают только сами военные. Когда в 1992 году рванул арсенал на
Второй Речке, северный ветер отнес дым пожара в сторону Снеговой и дальше -
к руслу речки Объяснения. Вскоре в этих районах из-за осадков таллия были
зафиксированы случаи облысения детей.
«Дальпресс»
Как ни странно, Покровский парк — одно из самых экологически
неблагополучных мест Владивостока. Виной тому — выбросы свинца с
расположенного по соседству полиграфкомбината и проезжающего мимо
автотранспорта. В советские времена за работу со свинцом выдавали бесплатное
молоко. Однако кто нальет молока жителям окрестных районов и отдыхающим в
парке?
Нефтебаза
Без протечек в таком деле никак не обойтись. Говорят, что на территории
базы нефтепродукты можно добывать прямо из земли. Со всеми последствиями. И
не приведи Бог случится пожар — без жертв не обойтись…
ТЭЦ
У нас их три — ТЭЦ-1 (центр города, рядом со Спортивной набережной),
ТЭЦ-2 (улица Фадеева), ТЭЦ «Северная» (улица Русская). Каждая из них травит
людей в радиусе 5-7 километров. Очень краткий перечень того, что они
выбрасывают в атмосферу, — сернистый ангидрид, окислы азота, аммиак, соляная
кислота, бензапирен, хромовый ангидрид, ксилол и соединения свинца, кадмия,
мышьяка, меди, фтора, марганца, никеля, кобальта, ванадия т.д.
Золоотвалы, мусорные свалки
Вообще-то их стараются изолировать, но когда шлаки и пульпа с
золоотвалов случайно попадают в море, поблизости массово дохнет рыба.
Судоремонтные заводы
Некоторые сейчас бездействуют, но многие работают — «Дальзавод» и ПСРЗ
в Золотом Роге, номерные военные заводы в Диомиде и Улиссе. Опасны
гальванические работы. Но самая главная беда — работа с краской. Любое судно
должно ремонтироваться в доке раз в 4 года — иначе просто из порта не
выпустят. При каждом ремонте с корпуса сдирают старый грунт с краской и
накладывают пять слоев заново. Краску сдирают либо вручную — турбинками,
либо с помощью пневматической пушки, стреляющей дробью. В любом случае в
воздух поднимаются тонны ядовитой пыли — кадмий, свинец, цинк, кобальт…
Местным жителям не позавидуешь. Впору устанавливать на улицах автоматы с
чистым воздухом, как это было в Японии в 70-х годах.
Порт
Совсем недавно («КП» за 6 мая) мы писали о новом портовом терминале на
Змеинке. Там через месяц-другой начнут отгружать токсичные ферросплавы
Челябинского металлургического комбината. Если пыль будет долетать до жителей
окрестных домов, не миновать массовых заболеваний — легких, почек, кожи…
Информация о свежеиспеченной фирме к нам попала совершенно случайно.
По-настоящему о том, что творится на владивостокских причалах, скорее всего,
точно не знают даже капитаны портов…
Владивостокское депо и железная дорога
«Железка» опасна не сама по себе. Угрозу представляют грузы, перевозимые
по ней. С открытых полувагонов с рудным концентратом и углем летит пыль,
которой дышат живущие поблизости горожане. Букет ядов чрезвычайно богатый.
Кроме того в депо работают с краской.
Канализационные стоки
Только на побережье Амурского залива круглосуточно функционирует примерно
250 неконтролируемых стоков, пардон, г…на. Каждый день мы сливаем в море
примерно 300 тысяч кубометров того самого. Из них через очистные сооружения
проходит только 20 тысяч. Воняет, конечно, омерзительно. Но пока горожане не
залезут в воду, оно неопасно. Зато если решите искупаться, берегитесь -
всевозможные кожные заболевания ждут вас. А наглотаетесь воды — не оберетесь
проблем с желудком, да и инфекцию подхватить недолго…
Транспортные предприятия
Исследуя окрестности города, ученые наткнулись на полянку в лесу, где,
судя по всему, разбирались на запчасти краденые машины. Рядом чернели
обгорелые остовы автомобилей. Экологи взяли пробу почвы возле одного из
«скелетов». Предельно допустимая концентрация по кадмию была превышена в
десятки раз! Знайте: авторазборки, стоянки, ремонтные предприятия — источник
опасности для тех кто находится в непосредственной близости. Чревато
онкологическими заболеваниями. Рак пока неизлечим.
Котельные
Один из основных наших кошмаров. У нас их более полутысячи. Одна только
котельная воинской части в бухте Улисс выбрасывает ежегодно 1928 тонн отравы.
Котельная причала 1 — 457 тонн, котельная ТОВВМУ — 382 тонны, котельная
Ботанического сада — 151… И так далее по списку…
Мусоросжигательный завод
Сколько мерзости он выбрасывает в атмосферу, никому не известно. Сжигание
твердых бытовых отходов — серьезный источник распространения диоксина,
чудовищного яда. Того самого, которым обезобразили лицо президента Украины
Ющенко. По своей токсичности диоксины соперничают с химическим оружием -
зарином, зоманом, табуном и т.д.
Особо неблагоприятные для жизни места:
Долина Первой речки (улица Снеговая) — здесь расположены «Дальхимпром»,
ЖБИ и другие предприятия стройиндустрии, железнодорожное депо, военные
склады, множество авторазборок и стоянок, небольших заводов. Кроме того
из-за закрытости от ветра здесь в воздухе постоянно весит газово-пылевой
смог.
Район остановки «Багратиона» на улице Русской. Рядом — мусоросжигательный
завод, ТЭЦ «Северная», завод «Варяг», арсенал ТОФ, многочисленные
промышленные и транспортные предприятия.
Район Черемуховой-Окатовой на Чуркине. Там же, в окрестностях улицы
Вилкова, — распадок, по дну которого проходит железная дорога.
Улица Светланская.
Автор благодарит за помощь при подготовке публикации ООО «МИФ «Экоцентр»
и экологический сайт Владивостока.
Кораблев А., Комсомольская правда — Дальний Восток, 27 мая 2005 г.

Во Владивостоке будут перегружать токсичные вещества
Наш корреспондент выяснил насколько это опасно для владивостокцев.
Жители улицы Зои Космодемьянской на Змеинке бьют тревогу: ходят слухи,
что рядом с их домами, в порту, разгружают опасные химикаты.
— Я слышала, что здесь работают с радиоактивными грузами, — говорит местный
почтальон Алла Владимировна. — Знакомые говорят, что видели в порту людей
в костюмах химзащиты. Честно говоря, страшновато…
Корреспондент «Комсомолки» побывал в бухте Змеинка, на причале бывшего
военного завода 60. До ближайшей жилой пятиэтажки отсюда 170 метров. Сейчас
эту территорию занимает ООО «Владпром и К».
Справка «КП»
ООО «Владпром и К» — дочернее предприятие Челябинского
электрометаллургического комбината, производящего ферросплавы. Продукция
комбината пойдет на экспорт в Японию, Южную Корею и другие страны АТР. Задача
«Владпром и К» — перегрузка ферросплавов из железнодорожных вагонов на
транспортные суда и прочие услуги при экспорте.
Рассказывает заместитель директора «Владпром и К» Николай Пушкарев:
— Мы ничего не скрываем от людей: мы будем перегружать здесь ферросплавы,
включая ферросилиций. Мы создали предприятие, которое даст рабочие места и
достойные зарплаты горожанам. Согласования с множеством надзирающих
организаций заканчиваются, сейчас мы достраиваем необходимые сооружения,
бетонируемся. Техника безопасности будет соблюдаться строжайше. Ферросплавы
мы будем хранить в закрытых лихтерах. В общем, повода для паники никакого
нет. Тем более мы же собираемся не производить сплавы, а только их
перегружать. Посмотрите на меня: я шесть лет проработал с ферросплавами в
порту Посьета и здоров. Если люди беспокоятся, мы готовы контачить с
представителями общественности, мой телефон — 60-26-52. Все покажем и
подробно расскажем…
Справка «КП»
Ферросплавы — это соединения железа с кремнием, марганцем, хромом и т.д.
Они используются для изготовления различных сортов стали из железа. На
мировом рынке ферросплавы пользуются высоким спросом. Однако закупать их
зарубежные производители предпочитают в России — считается, что у нас
качество лучше. Особенно опасным считается ферросилиций — сплав железа с
кремнием. Помимо токсичности ферросилиций может быть радиоактивным. Кроме
того, утвержденные в России правила пожаротушения запрещают гасить водой
огонь на складах ферросилиция. При соприкосновении ферросилиция с водой
выделяется фтористый водород, самовоспламеняющийся на воздухе.
Комментарий медиков
Александр Шипарев, доктор медицинских наук, профессор, заведующий
кафедрой медицины труда Владивостокского государственного медицинского
университета:
— Наибольшую опасность представляет пыль ферросплавов, особенно ферросилиция.
Соединения кремния и другие компоненты могут вызывать самые различные
заболевания: кожные, почечные, легочные и так далее — в зависимости от
химического состава. Поэтому главная задача руководства компании — защитить
своих работников и жителей близлежащих домов от пыли.
А как у них?
«В Актюбинской области Казахстана прокуратура потребовала с завода
ферросплавов 115 миллионов тенге за ущерб экологии, нанесенный вредными
выбросами», — сообщает местная газета «Диапазон». По информации
санэпидстанции, уровень заболеваемости населения в радиусе двух километров
от завода значительно выше, чем в остальной части города Актобы. Количество
страдающих патологией органов дыхания и заболеваниями кожи у населения,
проживающего вблизи заводов, выше в 5 раз. В три раза больше заболеваний
почек и почти в два раза — нервной системы.
Добавим, что в отличие от «Владпром и К» речь идет о комбинате, который
изготавливает ферросплавы, а не только их перегружает.
Дементьев А., Комсомольская правда — Дальний Восток, 6 мая 2005

Комментарии запрещены.