UCS-INFO.1348

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1348, 21 июня 2005 г. *
*******************************************************************
Нефть и газ

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ: 15 ИЮНЯ СОШЕЛ С РЕЛЬСОВ ЭШЕЛОН С МАЗУТОМ
(до Риги не дошел)

БЕДА
В среду вечером в Зубцовском районе Тверской области сошли с рельсов
26 цистерн товарного поезда. Авария произошла на перегоне Зубцов — Аристово
Московского отделения Октябрьской железной дороги (16 км к юго-востоку от
Ржева). Как сообщили <Газете.Ru> в пресс-службе МЧС России, около 19.55 на
этом участке находился поезд No 2909, следовавший из Москвы в Ригу. В его
составе были 60 цистерн с мазутом. По разным данным, на землю вылилось от
250 до 300 тонн топлива.
В четверг по факту железнодорожной катастрофы состава с мазутом в
Тверской области Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения
с химически опасными веществами). Как отметил замглавы Волжской прокуратуры
Олег Петров, <нормативные сроки ликвидации аварии уже прошли - это шесть
часов с момента аварии>. По его словам, в пойму реки Вазузы продолжает
стекать мазут из перевернувшихся цистерн. Правда, самый большой объем
топлива вылился в реку в первые часы аварии, сейчас поток меньше.
На месте аварии работают около 300 человек и 40 единиц спецтехники. Как
рассказал <Газете.Ru> замначальника пресс-службы МЧС России Виктор Бельцов,
министерство сразу направило в район аварии уникальную технику, способную
нейтрализовать до нескольких десятков тысяч тонн нефтепродуктов. <Спасатели
установили тройное боновое заграждение ниже места выброса, поэтому по
поверхности [реки] мазут не пройдет>, — отметил Бельцов. Также он сообщил,
что на месте работают спецмашины, производящие и сбрасывающие в реку
нейтрализаторы мазута, способные связать его в толще воды и на дне реки.
Затем получившийся коллоид соберет специальный вакуумный сборник.
Разлившееся по земле топливо стекает, по словам представителя МЧС, на
выделенный спасателями и огражденный земляным валом участок. Бельцов отметил,
что на земле топливо также свяжут спецреагентами, а затем весь загрязненный
пласт земли срежут скреперами и отвезут на утилизацию.
Cейчас, по данным местных чиновников, мазутом загрязнено около половины
поверхности в месте, где Вазуза впадает в Волгу.
Как сообщил замглавы Волжской природоохранной прокуратуры Олег Петров, в
первой половине дня сотрудники прокуратуры спустились вниз по течению реки
Вазуза на расстояние 50 км, передает <Интерфакс>. <Около 70% проверенной
площади было покрыто нефтяной пленкой>. При этом зампрокурора отметил, что
спасатели при помощи боновых заграждений <в значительной степени
предотвратили дальнейший разлив нефтепродуктов>…
По мнению экспертов МГУП <Мосводоканал>, авария в Тверской области не
приведет к изменению качества питьевой воды в Москве.
Водозабор для Москвы <Мосводоканал> осуществляет с Иваньковского
водохранилища. <Расстояние от места аварии до водозаборов водопроводных
станций Москвы составляет 275 километров. Чтобы вода из Вазузы достигла
столицы, необходимо около месяца. Конструктивные особенности гидротехнических
сооружений Москворецко-Вазузской и Волжской систем водоснабжения практически
исключают попадание нефтепродуктов на водозаборы водопроводных станций
Москвы>, — рассказали эксперты РИА <Новости>.
Ликвидация последствий аварии продолжается. Сейчас рабочие пытаются
растащить опрокинувшиеся цистерны. По словам первого вице-президента ОАО РЖД
Хасяна Забирова, специальная техника испытывает <большие сложности из-за
влажности грунта>. <Если бы не было речки, то мы просто оттащили бы цистерны
в поле, а так мы просто не можем развернуться>, — сказал он.
На время ликвидации аварии поезда дальнего следования пущены в обход,
из-за чего время в пути пассажиров этих поездов увеличилось на 3,5 часа,
пояснил первый вице-президент компании.
Участок, где произошла авария — однопутный неэлектрофицированный перегон,
на котором в течение суток обычно проходят 15 пар грузовых поездов, 3 пары
пассажирских (следующих на Прибалтику) и 2 пары пригородных поездов.
Зябиров также рассказал, что им удалось выяснить о самом происшествии:
<Помимо того что рядом с местом крушения расположены сразу несколько водных
объектов, естественно подтопляющих грунт, в момент катастрофы шел сильный
дождь. И внутренняя нить радиуса на отрезке 7 метров опустилась на 120
миллиметров>. Поэтому перекос нитей на повороте составил 230 миллиметров,
что значительно ниже нормы. Машинист, который вел состав, почувствовал
сильный боковой толчок и сначала просто снизил скорость до 20 километров в
час и только потом применил экстренное торможение. Тормозной путь состава,
состоявшего почти из 40 цистерн с мазутом, составил 350 метров.
Зябиров рассказал, что за 40 минут до прохождения грузового состава на
этом же участке проходил пассажирский. Как сообщил машинист пассажирского
поезда, никаких толчков в тот момент не было.
Говоря о вероятности повторения такого происшествия на других участках
дороги, Зябиров сказал: <Таких участков у нас много, но везде службы пути
ведут профилактические работы>. Сейчас на ближайшие к месту крушения опасные
участки дороги отправлены ревизоры для проверки состояния железнодорожного
полотна.
Зябиров также пообещал, что РЖД компенсирует лишившейся груза компании
понесенные убытки. А вот компенсирует ли РЖД вред, нанесенный природе и,
соответственно, местным жителям, не сказал.
А.Смирнов, 16 июня 2005 года

http://www.gazeta.ru/2005/06/16/oa_160930.shtml

ЭКОЛОГИ
Количество нефтепродуктов, которое вылилось из лежащих цистерн, больше,
чем официально заявленного и составляет до 500 тонн. На тот момент, когда
сотрудники МЧС начали возводить различные препятствия на пути движения
нефтепродуктов по реке Вазуза, нефтепродукты уже были в воде. И заявления
о том, что загрязнение не дошло до водозабора, вызывает сомнения. Хотя и
небольшая часть его, но все же дошла.
Есть серьезные опасения, что жители северо-запада Москвы будут либо пить
загрязненную воду, либо воды не будет некоторое время совсем, так как
понадобится время, чтобы ее очистить.
В.Сливяк, сопредседатель группы »Экозащита!»
«Эхо Москвы», 16.06.2005
Ситуацию с последствиями разлива около 300 тонн мазута в Тверской
области 15 июня 2005 года, корреспондент ИА REGNUM попросил прокомментировать
президента Союза «За химическую безопасность», доктора химических наук
Льва Федорова.
«Очищать землю от мазута — это занятие не для слабонервных. Процесс
займет достаточно долгое время. Гораздо большее, чем восстановление
железнодорожных путей на участке, где произошло крушение поезда, — сообщил
Лев Федоров. — Там, где нефть пропитала землю, теперь уже долго ничего не
вырастет. В испарениях нефти содержатся канцерогенные вещества. Моментальной
и непосредственной опасности для здоровья и жизни человека они не
представляют, но в перспективе их губительное воздействие на человеческий
организм несомненно».
«Попадание мазута в реку Вазузу и близлежащие водоемы так же весьма
губительно, — отметил он, — какая-то часть, находящейся там живности просто
погибнет, а оставшаяся переместится в другие водоемы и долго уже не
вернется».
В целом, ситуацию с последствиями аварии, Лев Федоров охарактеризовал
как «локальное экологическое бедствие» и отметил при этом, что последствия
его устранимы, хотя на это потребуется довольно много времени.
16.06.2005, www.regnum.ru/news/471124.html,
Как пояснили <Газете.Ru> в , на восстановление
экосистемы реки потребуется несколько сотен лет, даже если МЧС уберет весь
мазут как из толщи воды, так и со дна (<что практически невозможно>).
Оценить возможный ущерб для Твери, расположенной в 170 км ниже по течению,
а также для Иваньковского водохранилища (275 км), из которого Москва берет
питьевую воду, экологи пока затрудняются, однако обещают внимательно следить
за концентрацией нефтепродуктов в реке и сигнализировать о ее повышении.
16 июня 2005 года, http://www.gazeta.ru/2005/06/16/oa_160930.shtml

ГРОЗНЫЙ МИТВОЛЬ
Заместитель руководителя Федеральной службы Росприроднадзора Олег Митволь
сделал официальное заявление, в котором говорится: «Экологические последствия
железнодорожной аварии под Зубцовом до сих пор не локализованы, топливо
продолжает вытекать из перевернувшихся цистерн, и виновато в этом дочернее
предприятие ОАО «РЖД». Ему необходимо было обеспечить наличие насосов для
откачки топлива и абсорбентов (веществ-поглотителей). По экологическому
законодательству дочернее предприятие ОАО «РЖД» должно заниматься ликвидацией
последствий подобных катастроф, это входит в его обязанности в случае их
возникновения. Однако вместо этого филиал ОАО «РЖД» предпочел заниматься
лишь восстановлением путей сообщения.
Аварию под Зубцовом я считаю экологической катастрофой, безусловно,
всероссийского масштаба. И со своей стороны, как заместитель руководителя
Федеральной службы Росприроднадзора, я прослежу за тем, чтобы РАО «РЖД»
возместило ущерб, нанесенный Тверскому региону этим экологическим бедствием».
ИА REGNUM, 17.06.2005, www.regnum.ru/news/471678.html

МЧС
Мазут рвется в воду
Спасателям удалось остановить процесс загрязнения рек Тверской области
мазутом. Однако сил и средств, чтобы собрать оставшиеся на берегу рек
десятки тонн нефти, не хватает. Спасатели просят помочь местных жителей,
иначе дожди смоют мазут в водоемы.
В Тверской области продолжаются работы по очищению от мазута территории
вокруг реки Вазуза на участке железной дороги Зубцов-Аристово в Зубцовском
районе области, где 15 июня сошли с рельс 24 цистерны с мазутом. В
результате аварии 10 цистерн опрокинулись и, по разным оценкам, разлилось от
250 до 300 тонн мазута.
По данным МЧС России, к утру понедельника спасатели и железнодорожники
собрали с места аварии в общей сложности 126 тонн мазута.
Правда, это все равно вдвое меньше количества нефтепродуктов, которое
вытекло из цистерн. К понедельнику спасатели почти полностью очистили весь
правый берег реки Вазуза, там собрали около 80 тонн нефтепродуктов. Как
сообщил начальник центрального регионального штаба МЧС России Павел Плат,
пятен мазута на поверхности Вазузы практически нет, их прибило к берегу.
В воскресенье на береговой линии Вазузы начались работы по опрыскиванию
загрязненной поверхности сорбентами, три вертолета МЧС России использовали
на поверхности Вазузы и Волги 45 тонн реагентов. С помощью сорбента удалось
очистить от мазута около 650 м береговой черты реки Гостижа, 500 м впадающей
в нее реки Вазуза и 80 м в месте впадения Вазузы в Волгу. В настоящее время
в район разлива мазута продолжают доставлять сорбенты.
То, что не удалось растворить на берегу при помощи распыляемых реагентов,
собирают вручную. Люди косят траву, убирают зараженный грунт лопатами и
ведрами и складывают его в герметичные бочки. Предполагается, что спасатели
увезут с места аварии для последующей утилизации около 500 кубометров
загрязненного грунта.
Разлившуюся нефть собирают сейчас 600 спасателей и железнодорожников.
Но рабочих рук не хватает, и руководство оперативного штаба по ликвидации
аварии обратилось за помощью к местным жителям.
Представитель оперативного штаба заявил в воскресенье, что в близлежащих
деревнях началась мобилизация местного населения, сообщает агентство
<Интерфакс>. <Нам очень нужны люди с лопатами, граблями и другими
инструментами, способные помочь в ликвидации последствий аварии>, — заявили
в штабе. <Недавно к нам прибыло около 100 человек из числа пожарных и
спасателей Тверской области, однако этого количества недостаточно. Работы
надо вести очень быстро, пока не начались дожди. Мазут может смыть в реку, и
тогда экологические последствия катастрофы станут еще более тяжкими>, -
сообщили в штабе.
Тем не менее за минувшие выходные процесс загрязнения Вазузы удалось
остановить и сократить содержание в воде количества углеводородов почти в
10 раз.
К понедельнику с места аварии осталось вывезти 8 из 24 цистерн. Работы по
погрузке цистерн ведут два крана грузоподъемностью свыше 250 тонн. Цистерны
отвозят в Зубцов и Арестов, откуда их отправляют во Ржев. <Во Ржеве будет
проводиться анализ цистерн, из них будут выливать мазут>, — уточнили
представители Октябрьской железной дороги. Отгрузку цистерн планируется
завершить в течение понедельника. Сообщение поездов на перегоне
Зубцов-Аристово, скорее всего, будет восстановлено во вторник.
Если в пятницу нормы в Вазузе были превышены в 50 раз, то в воскресенье — в
5-9 раз, сообщили <Газете.Ru> в МЧС России. Замеры делали до тех мест, где
установлены боновые заграждения, препятствующие попаданию мазута в Волгу. А
ниже заграждений, в районе города Зубцов анализы воды в реке Вазуза и Волга
выявили пять несоответствий нормам из 30 взятых проб воды. <Ниже по течению
Волги в районе городов Тверь, Кимры, Старица содержание углеводородов в воде
в 30 раз ниже нормы предельно допустимой концентрации>, — подчеркнул
представитель МЧС России Виктор Бельцов. Так, анализ проб поверхности воды в
реке Волга в районе моста населенного пункта Мигалово показал концентрацию
0,01, что соответствует норме, отметили в МЧС.
Мониторинг экологической обстановки на месте аварии ведут две передвижные
химические лаборатории МЧС, а также две лаборатории службы Гидрометеорологии
и ОАО РЖД. Параллельно спасатели проверяют и подземные водные источники, в
том числе колодцы. <Опасности попадания в них вредных веществ нет>, -
подчеркнул Бельцов.
И.Петракова, <Газета.Ru>, 20 июня 2005 года

http://www.gazeta.ru/2005/06/20/oa_161189.shtml

ОРГАН ПРИРОДЫ
Природоохранные ведомства обвиняют ОАО «РЖД» в непрофессионализме
Руководство ОАО «РЖД» плохо организовало борьбу с последствиями крупной
экологической аварии в Тверской области в первые часы после того, как
произошло крушение поезда с нефтепродуктами. Об этом заявили руководитель
Федерального агентства водных ресурсов Рустэм Хамитов и заместитель
руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег
Митволь на пресс-конференции в Москве.
По словам Рустэма Хамитова, железнодорожники оказали неподготовленными к
«непрофильной» аварии. «С первых часов работа была организована неправильно,
принимаемые меры были недостаточны», — сказал он. Не была вовремя
произведена обваловка территории, что привело к массированному попаданию
нефтепродуктов в реку Гостюжа, не было необходимых насосов для откачки
мазута, к работам не были привлечены специалисты компаний «Транснефть» и
«Транснефтепродукт», обладающих значительным опытом ликвидации подобных
аварий и располагающих всем необходимым оборудованием, а сорбенты были
привезены только на третий день. «И в настоящее время хотелось бы, чтобы
виновник аварии принимал более активное участие в ликвидации ее
последствий», — заметил Рустэм Хамитов.
Более категоричен был Олег Митволь. Поведение представителей ОАО «РЖД» он
назвал «коллективной безответственностью» и расценил это как преступление.
Олег Митволь сообщил, что специалистам Росприроднадзора целых три дня не
удавалось найти должностное лицо ОАО «РЖД», которое подписало бы акты,
составленные по результатам обследования места аварии. «Сотрудники «РЖД»
вели себя как дети — прятались, не хотели подписывать акт», — сказал он.
Между тем вина за происшедшее, по мнению Митволя, полностью лежит на
эксплуатационщиках, допустивших ухудшение состояния железнодорожного
полотна. При этом чудом удалось избежать аварии с гораздо более трагическими
последствиями, так как за час до аварии по поврежденному участку прошел
пассажирский поезд.
Как сообщил Олег Митволь, в связи с острой необходимостью в применении
сорбентов на месте аварии компания «Алсико» заявила о готовности бесплатно
предоставить 200 т. своей продукции — минерала цеолита, являющегося
природным сорбентом. При этом, отметил он, несмотря на то, что потребность в
больших объемах сорбентов существует уже несколько дней, виновник аварии,
который должен был закупить их, до сей поры не сделал ничего для этого.
«Мы эту ситуацию так просто не оставим», — заявил Олег Митволь. По его
словам, Росприроднадзор намерен в ближайшее время обратиться в прокуратуру с
целью возбуждения уголовных дел против виновных в аварии и
непрофессиональной ликвидации ее последствий.
ИА REGNUM, 20.06.2005, http://www.regnum.ru/news/472516.html

А ВОТ И ГУБЕРНАТОР
Борьба с мазутом, разлившимся из потерпевшего крушение поезда,
переходит в вялотекущую стадию. Нефтепродукты затопили приток Волги -
Вазузу, проникли в другую речку — Гостижу. По данным экологов, предельно
допустимое количество нефтепродуктов в Вазузе превышено… в 140 раз! В
эпицентре ЧП — Зубцовском районе (к слову, этот район — еще и «гнездо»
гепатита) — запрещено использовать водоемы для хозяйственных нужд и питья.
В Волге, которую, как сообщалось, защитили от нефтяного вторжения боновыми
заграждениями, местные жители наблюдали полосу черной пленки. Тверской
губернатор Дмитрий Зеленин с болью в голосе поведал, что, по первоначальным
подсчетам, ущерб, нанесенный области, оценивается как минимум в 100 млн.
рублей…
М.Мошкин, http://www.mk.ru/numbers/1690/article56260.htm

И ОПЯТЬ МЧС
МЧС не готовило планов для ликвидации экологических катастроф на РЖД
Из-за железнодорожной аварии в Тверской области на землю вылилось около
700 тонн мазута, сообщил журналистам первый заместитель главы МЧС Юрий
Воробьев. Но и эти данные МЧС считает предварительными. Ранее называлась
цифра от 100 до 300 тонн вылившегося из цистерн мазута. «Из 26 цистерн
только четыре не дали течь», — сказал он.
По словам Воробьева, на сегодняшний день полностью очищено русло реки
Гостижа и заканчивается очистка реки Вазуза. «После этого мы приступим к
очистке берегов Волги», — добавил он и выразил мнение, что угрозы для
экологии авария не представляет. Он заверил, что работа будет продолжаться
до полной очистки русла и берегов всех прилегающих к месту аварии рек.
Воробьев сообщил, что МЧС отвечает за то, чтобы владельцы
нефтеперерабатывающих заводов и транспортировщики нефтепродуктов имели планы
ликвидации возможных аварий по их разливу. «ОАО «РЖД» такого плана не имело,
как и администрация Тверской области, где произошла авария», — добавил он.
ИА REGNUMО, 20.06.2005
Документ: http://www.regnum.ru/news/472634.html

Комментарии запрещены.