UCS-INFO.1372

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1372, 20 августа 2005 г. *
*******************************************************************
Отходы и доходы

НА КУБАНИ МУСОРНЫЕ ДЕЛА ПРОГРАММИРУЮТ

ЧТО МЕШАЕТ ЗАРАБОТАТЬ НА МУСОРНОМ ЭЛЬДОРАДО?
Проблема утилизации промышленных и бытовых отходов — одна из
самых трудно решаемых.
Больная окружающая среда v зеркало неблагополучной экономики. Нет,
мол, в бюджете средств на модернизацию ЖКХ, промышленности и сельского
хозяйства, оснащение их новыми, сберегающими окружающую среду технологиями.
Уж не такие ли слова приходится часто слышать из уст чиновников? Интересно,
что в США и Европе, где объемы промышленного производства и потребления
несопоставимы с нашими, проблема утилизации отходов давно перестала быть
головной болью для государства. Это стало возможным благодаря частным
инвесторам, кровно заинтересованным в развитии новых технологий.
У нас бытовые и промышленные отходы, которые вполне реально могут
быть превращены в живые деньги (и немалые!) продолжают отравлять и без него
не самую благополучную среду нашего обитания.
Когда три года тому назад родилась краевая целевая программа
«Отходы», казалось, что наконец-то появился свет в конце тоннеля,
и вот-вот на Кубань хлынут потоки инвестиций и новейших технологий. Однако
прошло три года, а программа так и не вышла за пороги чиновничьих кабинетов.
Между тем, желающих разрабатывать мусорный Эльдорадо немало.
Более полутора десятков специализированных предприятий, объединенных в
Союз отдохопереработчиков Кубани, уже не первый год добиваются от краевых
властей внимания к проблемам переработки вторсырья. Казалось бы, благому
делу — зеленый свет, однако на пути прогресса глухой стеной стал
бюрократические препоны.
— Предприятия нашего объединения постоянно сталкиваются со всякого рода
противодействиями со стороны территориальных уполномоченных управлений
федеральных органов власти, — говорит президент Союза отходопереработчиков
Юрий Горбов. — Вопиющий тому пример — Северо-Кавказское межрегиональное
управление Ростехнадзора, служащие которого, предлагают руководителям
предприятий заключать договора с ФГУ «Центр лабораторного анализа и
технических измерений по Краснодарскому краю» для проведения так называемой
«экспертизы материалов обоснования для выдачи разрешения на предельно
допустимый выброс в атмосферу и разрешений на размещение отходов». При этом
сроки этой «экспертизы» могут затягиваться на несколько месяцев, а ее
стоимость — десятки тысяч рублей. Однако подготовить необходимые материалы
могут и сами предприятия, прибегнув, к услугам специализированных
организаций, причем за меньшие деньги. К тому же единственным видом
экспертизы, которую уполномочен проводить Ростехнадзор — государственная
экологическая экспертиза.
Оказалось, что и эта процедура далека от идеала. Чтобы собрать
перечень необходимых для ее прохождения документов, требуются услуги как
минимум трех специалистов. В результате стоимость только начального этапа
экспертизы зашкаливает за 150 тысяч рублей. Дороговизна — лишь одна сторона
медали, другая проблема, по словам Юрия Горбова, в чрезмерной усложненности
процедуры. Стоит ли при этом удивляться, что предприятия, имеющие
технологические возможности вовлечения отходов в повторный оборот,
отнюдь не стоят очередью на получение лицензий?
— Парадоксальный факт: лицензию на право обращения с опасными отходами в
настоящее время имеют менее одного процента предприятий, в то время как по
закону ее наличие необходимо всем хозяйствующим субъектам, — продолжает
Юрий Николаевич. — Выходит, что остальные более чем 99 процентов организаций
осуществляют свою деятельность незаконно, и в любой момент контролирующие
органы могут ее благополучно их «прикрыть». Если процедура лицензирования
не будет существенно упрощена, ни о каком развитии отходопереработки не
может быть и речи.
До сих пор способом заботы об окружающей среде считается так называемый
экологический сбор. Принцип прост: загрязняешь природу — компенсируй
платежами в бюджет. По идее, какая-то средств часть должна идти в том числе и
на природоохранные мероприятия. Однако они, как известно, финансируются из
рук вон плохо. В том числе и по этой причине от системы экологических сборов
уже давно отказался весь цивилизованный мир?
Юрий Николаевич поведал о прогрессивном опыте своих западноевропейских
коллег в решении проблемы отходов.
Схема предельно проста. Любой местный товаропроизводитель регулярно
перечисляет средства на утилизацию отходов, оставшихся после ее использования
потребителем его продукции, на специальный счет регионального объединения
компаний, специализирующихся на переработке отходов (а отнюдь не в бюджет!).
Свидетельством того, что фирма-производитель аккуратно выполняет
обязательства по охране окружающей среды служит специальная наклейка на
упаковке его товара — так называемая зеленая марка. Наличие этого нехитрого
значка — куда более действенный нежели кричащая реклама, аргумент для
европейского потребителя выложить за нее свои деньги.
Что же мешает перенести подобный опыт на российскую почву, благо, что
для вторичной переработки мусора у нас имеются и производственные мощности
и, главное, квалифицированные специалисты? Простые расчеты показывают, что
региональные союзы отходопереработчиков, работая за счет целевых отчислений,
как это имеет место в развитых странах, способны приносить миллиарды рублей
в качестве налогов и прибылей. В Краснодарском крае этот показатель может
превысить четыре миллиарда рублей в год. Плюс автоматически решалась бы
проблема оздоровления окружающей среды.
Технологические возможности переработки вторсырья поистине впечатляют.
Юрий Горбов демонстрирует выкладки ученых института теплофизики РАН. Их
новейшие разработки уже сегодня позволяют проектировать мини-заводы по
высокотемпературной утилизации ТБО. Более того, Союзом отходопереработчиков
Кубани уже рассматривается предложение американской компании AET, Inc о
поставке современного мусороперерабатывающего оборудования.
Из полиэтиленовой упаковки, битого стекла, пластмассы, горами
лежащих на самой большой свалке в Краснодарском крае — полигоне
близ хутора Копанского можно получать полезные продукты — вспененный
шлак для строительства и синтез-газ. (Последний при сжигании может
обеспечивать целые микрорайоны Краснодара теплом и электроэнергией). Кстати,
такой огромный американский мегаполис, как Чикаго уже давно удовлетворяет
свои потребности в электроэнергии за счет- своего же мусора.
Однако краснодарские реалии таковы, что даже имеющийся опыт ОАО
«Кубаньвторма» по раздельному сбору, перевалке и переработке по сей
день не находит применения. Государственным структурам он попросту не нужен.
Что тогда говорить о внедрении новых технологий?
Кстати, и отходы жизнедеятельности сельскохозяйственных животных также
могут найти применение, вместо того, чтобы «благоухать» в специальных
лагунах-резервуарах. Особые биореакторы способны превращать фекалии в газ
метан и ценнейшие удобрения.
— Если перерабатывать хотя бы две трети от всего объема биологических
отходов, образующихся в крае ежегодно, потребность в закупках электроэнергии
на федеральном оптовом рынке снизилась бы примерно на 15 процентов, -
добавляет Юрий Николаевич. — Кроме того, подобное производство позволит
также получать высококачественные удобрения для сельского хозяйства,
превосходящие по эффективности традиционные в несколько раз.
Союз отходопереработчиков Кубани уже не первый год бомбардирует органы
власти предложениями по радикальному переустройству отрасли. Предполагается,
что первым шагом должно стать рациональное перераспределение платежей за
негативное воздействие на окружающую среду в пользу в первую очередь
муниципальных бюджетов, а также реально действующих предприятий-
отходопереработчиков.
Обращались производственник и к губернатору, посетовав на то, что его
распоряжение от 28 июля 2003 года «О преодолении административных барьеров
и упрощении согласительных процедур при осуществлении предпринимательской
и инвестиционной деятельности» попросту игнорируется территориальными
структурами федеральных органов власти.
Ну а пока суд да дело, на Кубани стремительно пополняется третье
море — море отходов. И конца и края его скоро уже не будет видно.
Д.Шевченко, «Краснодарские известия», 13 августа 2005 г.

Комментарии запрещены.