*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1374, 22 августа 2005 г. *
*******************************************************************
Энергетика
ЯДЕРНЫЕ ЭНЕРГЕТИКИ НАХВАЛИВАЮТ СЕБЯ
Интервью: Станислав Антипов, генеральный директор ФГУП Росэнергоатом»
С 2006 г. Россия начнет строить плавучие АЭС»
Гендиректор концерна «Росэнергоатом» Станислав Антипов уверен, что
будущее за атомной энергетикой
Концерн «Росэнергоатом», в состав которого входят все 10 российских
атомных электростанций, находится на пороге перемен. Инкорпорированному в
форме федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) концерну
предстоит акционирование. Выполнением этого решения правительства сейчас
занимается Станислав Антипов, который весной выиграл организованный
государством конкурс на замещение вакантной должности генерального директора
концерна.
Антипов полностью поддерживает идею акционирования, но считает, что за
ним не должна последовать приватизация атомной энергетики России. Приобретя
более приспособленный к рыночной экономике юридический статус,
«Росэнергоатом» получит возможность занимать десятки миллиардов рублей,
необходимых для замены стареющих ядерных реакторов. В интервью «Ведомостям»
заслуженный энергетик России с удовольствием рассказывает о новых ядерных
технологиях и неизбежности перехода всего мира на атомную энергию.
— Зачем «Росэнергоатому» акционирование?
— Без акционирования атомная энергетика не сможет эффективно работать в
условиях рыночной экономики. Нам требуются масштабные инвестиции для
строительства новых энергоблоков. И мы не имеем права затягивать их запуск,
потому что через десяток с небольшим лет нам придется один за другим
останавливать выработавшие свой ресурс энергоблоки.
В советское время атомные станции строились такими темпами один
энергоблок мощностью 1 млн кВт в год. В следующем десятилетии они начнут
выбывать такими же темпами. Без инвестиционных вливаний в развитие мы рискуем
не успеть с подготовкой замены выбывающих мощностей. А это грозит серьезным
энергетическим кризисом, ведь в энергосистеме страны атомные станции несут
основные базовые нагрузки.
— И как акционирование поможет решить эту проблему?
— «Росэнергоатом» регулярно ведет переговоры о получении крупных
кредитов. Например, последний раз такие переговоры велись со Среднерусским
банком [Сбербанка РФ] о кредитах на общую сумму до 30 млрд руб. И всегда
банки выдвигают условие: дайте нам либо залог, либо, раз вы государственная
компания, государственные гарантии. Ситуация почти тупиковая, поскольку
получить гарантии правительства практически невозможно, а закладывать какое
бы то ни было имущество нам, как федеральному государственному унитарному
предприятию (ФГУП), запрещает закон. Поэтому так необходимы изменения, о
которых мы сегодня говорим.
— Когда же эти изменения произойдут?
— Что касается сроков акционирования, то пока все идет согласно нашим
планам. По оптимистическим оценкам, оно должно состояться уже в следующем
году. Мы должны провести все необходимые технические и юридические действия
с имуществом концерна инвентаризацию, регистрацию прав. К этой работе мы
уже приступили. Кроме того, нам совместно со всеми заинтересованными
ведомствами надо подготовить законодательную базу. И здесь дело также
сдвинулось с мертвой точки уже прошли три заседания межведомственной группы,
на которых обсуждались ожидаемые поправки в законодательство.
— Будут ли акции новой компании передаваться в залог кредиторам?
— Нет, поскольку 100% акций будут принадлежать государству. Но часть
имущества уже можно будет отдавать в залог. Разумеется, речь не идет о
ядерном топливе и других радиоактивных материалах, которые согласно
законодательству могут быть только в собственности государства.
— А существуют идеи приватизации атомной энергетики?
— В мировой практике проблема приватизации атомных станций решалась
по-разному. Скажем, в Великобритании в те годы, когда правительство
возглавляла Маргарет Тэтчер, самые лучшие станции были проданы в частную
собственность, остальные же остались в государственной компании. А во
Франции, где на долю атомных станций приходится свыше 80% производства
электроэнергии, АЭС и по сей день остаются государственными. Хотя в
последнее время ощутимо заметное давление Евросоюза в сторону акционирования
и приватизации французской атомной энергетики.
Для России же, думаю, сейчас нет никакой необходимости в приватизации
атомно-энергетического комплекса.
— Вывод из эксплуатации стареющих блоков Нововоронежской, Ленинградской,
Кольской, Курской АЭС не подорвет устойчивость системы энергоснабжения
Центральной России?
— Мы генерирующая, а не снабжающая компания, и это не нам оценивать. Но
когда строилось кольцо атомных станций в европейской части СССР, Госплан
исходил из того, что других энергоресурсов на этой территории нет, а их
транспортировка обходится слишком дорого. АЭС расположены в узлах Европейской
энергосистемы России и обеспечивают базовую мощность, гарантируя
устойчивость и надежность системы.
Над проблемами устойчивого, надежного энергообеспечения и, в частности,
над проблемами замещения выбывающих мощностей сегодня работают Минпром,
РАО «ЕЭС России», Росатом, «Росэнергоатом» и еще целый ряд организаций. В
конце года правительством будет обсуждаться Федеральная целевая программа
развития энергетики, в которой будет подпрограмма развития атомной
энергетики. Наши организации должны представить правительству программу
скоординированных действий и механизмы ее реализации.
— А как складываются ваши отношения с РАО «ЕЭС России»?
— Принципиальных, стратегических противоречий у нас нет. С РАО мы находим
взаимопонимание и действуем согласованно по всем важным вопросам. Например,
недавно очень слаженно решали вопрос о строительстве ЛЭП напряжением 750 кВ
для нужд нового энергоблока Калининской АЭС. Конечно, можно попенять на то,
что в последнее время РАО стало чаще ограничивать нас по несению нагрузки,
нагружая свои электрические станции. Но их экономические выгоды здесь вполне
понятны. Другое дело, что с точки зрения экономики государства сжигание
органического топлива, в то время когда под рукой более доступные и зачастую
более дешевые источники энергии, мягко говоря, неоправданно.
— Что-то изменилось в работе бывшего Минатома, который в ходе
административной реформы был преобразован в Федеральное агентство по атомной
энергии (Росатом)?
— Росатом играет ту же роль, что и прежнее министерство, роль
федерального органа, регулирующего отрасль. Все крупные сделки по-прежнему
согласовываются с Росатомом, и в этом плане серьезных изменений нет. Но,
превратившись в агентство, Росатом потерял ряд функций, сократился штат, в
том числе количество заместителей главы ведомства, и из-за этого упала
оперативность в решении вопросов.
— Как же вы финансируете свою деятельность сейчас, без акционирования?
— Наша инвестиционная программа на 2005 г. составляет 23,6 млрд руб., в
том числе 18,8 млрд руб. за счет резерва на развитие и 4,8 млрд руб. за счет
средств амортизации. Мы планируем израсходовать 4,1 млрд руб. на доводку
третьего энергоблока Калининской АЭС, который пока запущен в опытную
эксплуатацию, а с октября вводится в коммерческую. Еще 3,7 млрд руб. будет
потрачено на обеспечение безопасной и устойчивой работы действующих
энергоблоков, а 6,7 млрд руб. на продление эксплуатационного ресурса
энергоблоков первого и второго поколений.
Кроме того, на обращение с облученным ядерным топливом и радиоактивными
отходами атомных станций концерн израсходует 5,3 млрд руб., а сумму в 1,2
млрд руб. на объекты обеспечивающего назначения, обеспечение консервации
таких объектов, как Костромская и Башкирская АЭС. В предстоящем, 2006 году
на достройку второго блока Ростовской АЭС мы планируем потратить 1 млрд руб.
собственных и 3 млрд руб. заемных средств.
Вы выделяете крупные суммы на продление срока службы старых реакторов.
Насколько рискованна их эксплуатация?
Трата этих средств экономически не только оправданна, но и необходима по
причинам недостатка заменяющих мощностей, о которых я уже говорил. Например,
только в минувшем [2004] году в результате модернизации и продления сроков
эксплуатации энергоблоков нам удалось сохранить генерирующие мощности
энергоблоков первого поколения в объеме 2 752 000 кВт.
В среднем российские атомные энергоблоки изношены на 60%. Есть, конечно,
совсем новые блоки, есть и совсем старые. Но в отрасли действуют очень
консервативные подходы к сфере безопасности, не допускающие рискованных
технических решений и тем более необоснованных продлений ресурса.
— А как принимаются решения о продлении срока эксплуатации?
— Когда строились наши энергоблоки, для них был установлен назначенный
ресурс эксплуатации в 30 лет. Это расчетная величина, которая определяется
прочностью металла реактора и трубопроводов первого контура.
В течение всего срока эксплуатации энергоблока на нем проводятся
всевозможные тесты, берутся образцы металла работающего оборудования и
сравниваются с эталонными образцами, проверяется прочность. Эти исследования
позволяют сделать выводы о том, насколько допустимы решения о продлении. На
их основании надзорные органы а они во всем мире очень строгие выдают
лицензии на эксплуатацию энергоблоков на срок сверх проектного. Причем надзор
не дает разрешения сразу на все запланированные 15 лет [дополнительной
эксплуатации], на которые мы планируем продлевать ресурс. Мы должны
доказывать обоснованность продления срока каждые пять лет.
Само же решение, какие именно работы начинать по продлению или по
выводу из эксплуатации, должно быть принято за пять лет до истечения
30-летнего срока службы энергоблока. В обязательном порядке проводятся
технико-экономические исследования, на основании которых и определяется
дальнейшая судьба объекта.
Кстати, в соответствии с нормативами к этому моменту уже должен быть
готов проект его вывода из эксплуатации. У «Росэнергоатома» создан
специальный резерв обеспечения вывода из эксплуатации АЭС, куда по
постановлению правительства мы перечисляем 1,3% выручки от реализации
электроэнергии.
— А вы продаете всю произведенную электроэнергию на ФОРЭМ [Федеральный
оптовый рынок электроэнергии и мощности]?
— Да. Что касается других способов продажи, то они будут появляться по
мере реализации планов реформирования электроэнергетики. Доля продаж
электроэнергии на свободном рынке будет расти, а с 2006 г. мы получаем право
заключать прямые договоры с крупными потребителями и будем платить ФСК
[Федеральной сетевой компании] за транзит.
— Как вы оцениваете ход реформы в электроэнергетике? Связана ли она с
недавней аварией в Москве?
— Давать оценку с нашей стороны было бы некорректно.
— А какова ситуация с расчетами за электроэнергию?
— По сравнению с временами коллапса экономики в 1990-е гг. сейчас
ситуация с расчетами нормальная. Но есть такое явление, как стоимостный
небаланс. Он образуется за счет того, что тариф для федеральных
электростанций установлен на одном уровне, а в некоторых регионах в
интересах местных потребителей на другом, более низком. Сейчас по всей
энергосистеме России небаланс составляет миллиарды рублей. Это, по сути,
отложенный платеж, но когда он будет оплачен, не ясно.
— Насколько оправданной является практика установления единого тарифа
для всех атомных электростанций?
— Она абсолютно оправданна. Усредненный тариф оптимален для того, чтобы
перераспределять средства между станциями. Конечно, в тарифе каждой АЭС есть
инвестиционная составляющая. Но ведь понятно, что есть молодые станции, для
которых амортизационные отчисления не очень нужны, а есть старые АЭС, где
собственных средств, заложенных в инвестиционной составляющей тарифа, уже не
всегда хватает.
Объединение всех АЭС в единую генерирующую компанию открыло возможность
централизации и более оптимального перераспределения денежных потоков в
отрасли, в том числе на развитие атомной энергетики и на мероприятия по
повышению безопасности АЭС.
— Наши АЭС безопасны?
— Правоохранительные органы оценивают атомные электростанции как наиболее
защищенные объекты в России. Мы используем современные технические средства
безопасности, а государство позволяет нам создавать финансовый резерв на
укрепление безопасности.
— Какие перспективы у атомной энергетики?
— Без сомнения, в большинстве стран мира общественное мнение изменяется в пользу
атомной энергетики. «Чернобыльский синдром» преодолевается, уходит в прошлое.
Даже в Германии, где позиции зеленых особенно сильны, все больше говорят о
пересмотре запрета на строительство новых АЭС. Масштабное строительство
атомных станций возобновляется в США. Серьезными темпами развивает свою
атомную энергетику Япония. Финляндия недавно провела тендер на строительство
новой станции. Большие планы по строительству АЭС существуют в Китае, Индии,
Иране. С учетом роста цен на углеводороды эта тенденция неизбежна.
— Появятся новые технологии?
— В ближайшие десятилетия энергетика мира будет развиваться на базе
атомных технологий. Сперва будут развиваться реакторные установки на основе
тепловых нейтронов, станции на быстрых нейтронах, затем вырастет доля газовых
реакторов, с помощью которых можно будет получать водородное топливо, о
котором сейчас так много говорят. Потом, вероятно, на передний план выйдет
термоядерный синтез. Будут решены проблемы утилизации и снижения отходов от
работы АЭС, доведен до промышленного применения замкнутый топливный цикл.
— А в России как обстоят дела с новыми технологиями?
— Реактор, который можно использовать в замкнутом цикле, у нас есть. В
этом году 8 апреля исполнилось 25 лет со дня пуска блока с реактором типа
БН-600 Белоярской АЭС. Это крупнейший в мире энергоблок промышленного
масштаба с реактором на быстрых нейтронах. И за 25 лет безаварийной
эксплуатации этого блока была решена основная задача продемонстрирована
возможность длительной, эффективной и безопасной работы энергоблока с
реактором на быстрых нейтронах и натриевым теплоносителем. Полагаю, что в
дальнейшем атомная энергетика будет развиваться на основе таких реакторов,
это очень перспективное направление. Там же, на Белоярской АЭС, в 2012 г.
должно завершиться строительство энергоблока на быстрых нейтронах БН-800.
— Есть еще какие-то новинки?
— Одно из очень перспективных новых направлений создание передвижных АЭС
малой мощности. Уже с 2006 г. Россия начнет строить малые плавучие АЭС
мощностью 75 МВт для энергоснабжения удаленных районов севера или крайне
засушливых районов азиатского региона. Проект готов, и строительство первой
такой АЭС займет 4 года. Да и термоядерная энергетика дело не такого уж
отдаленного будущего. Наверное, лет через 20 уже можно будет о ней говорить
серьезно, применительно к промышленным блокам.
А.Никольский, «Ведомости», 18.08.2005 г.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/08/18/95983