UCS-INFO.1391

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1391, 28 сентября 2005 г. *
*******************************************************************
Пища наша

ЧТО ЕСМЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ?

Экопродукты могут потерять популярность
Из-за отсутствия законодательного определения экологически чистых
продуктов потребитель не знает, что покупает и кому верить
Агентство CVS Consulting в понедельник опубликовало результаты опроса
производителей пищевых продуктов. Отсутствие законодательства по модной
сейчас экологически чистой продукции ведет к тому, что компании-производители,
пытающиеся идти в ногу со временем, вводят в заблуждение потребителей,
выпуская товары несуществующей категории. В результате складывается патовая
ситуация: и потребители, и производители готовы к росту рынка, но маркировка
«экологически чистый продукт» не гарантирует ничего, и покупатели, которые,
согласно проведенным опросам, сейчас готовы переплачивать за «здоровые»
продукты, в скором времени могут потерять интерес к данной категории.
Результаты опроса CVS Consulting говорят о том, что более трети
производителей-пищевиков готовы инвестировать в производство экопродуктов.
Опрос проводился как среди российских, так и среди зарубежных компаний,
занимающихся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной
и пищевой продукции в России. Порядка 37,2% опрошенных компаний готовы
инвестировать в развитие производства экологических продуктов. Не желающих
развивать это направление и не имеющих по этому поводу оформленного мнения
примерно поровну — 32 и 30,8%. По словам председателя правления Конфедерации
обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, сейчас рынок экологически чистых
продуктов ежегодно растет примерно в два раза.
Однако оптимистическая картина омрачается тем, что пока в России никто не
имеет права выпускать продукцию, маркированную как экологически чистая.
Учитывая, что это понятие законодательно не закреплено и неизвестны четкие
требования к производству экопродуктов, каждая компания сама определяет для
себя критерии этой самой чистоты. «На вопрос, чем должен отличаться
экологический продукт от обычного, 75% опрошенных ответили, что наиболее
важным отличием является качество исходного сырья, — комментирует RBC daily
исследования своей компании управляющей партнер агентства CVS Consulting
Михаил Мищенко. — 66,7% опрошенных утверждают, что во главу угла ставятся
технологии производства, 33,3% — наличие соответствующей сертификации, 25% -
органолептические свойства продукта, 16,7% — стоимость.
Западные компании, гораздо более мобильные, чем наши законодательные
органы, уже вышли на российский рынок, предлагая добровольную сертификацию.
На Западе есть несколько вариантов экологической сертификации. И в России
уже появились фирмы, такие как SGS, предлагающие сертификацию organic и eco.
Однако производители сомневаются, что маркировка символом organic вызовет
доверие потребителей. «Из опрошенных нами компаний ни одна не маркирует свою
продукцию organic или eco», — отмечает Михаил Мищенко. Более того, по его
словам, одна организация призналась, что прошла европейскую добровольную
сертификацию и имеет право маркировать свою продукцию как экологически
чистую, однако не делает этого, так как слово organic на упаковке ничего не
говорит потребителю, и продажи этой продукции не имеют ожидаемой динамики.
С одной стороны, рынок готов к активизации деятельности, а с другой — не
имея четких законодательных ориентиров, производители самостоятельно
формируют критерии отличия экологических продуктов от обычных. В результате
в любом секторе производства сейчас выпускается товар, на упаковке которого
содержится указание на безопасность продукта, за что обычно делается
дополнительная наценка. Наиболее часто встречается маркировка «натуральный»,
«экологически чистый» или «экологически безопасный» продукт.
По словам старшего руководителя проектов исследовательской компании
«Комкон» Светланы Ольшанской, экопродукты — относительно новая, но
пользующаяся большой популярностью категория продуктов. По данным «Комкон»,
около половины опрошенных потребителей в возрасте от 20 до 55 лет готовы
платить больше, если знают, что продукт экологически чистый. При этом пик
лояльности к этой категории приходится на людей 35-44 лет. Однако Дмитрий
Янин считает, что уже в ближайшее время ситуация может измениться.
«Экологически чистый — это не приносящий вреда здоровью. Если понимать таким
образом, то 99% продукции, выпускаемой согласно ГОСТам, можно назвать
экологически чистой, поэтому не совсем понятно, за что переплачивают
покупатели, — отмечает предправления КонфОП. — Пока законодательно не
определено, что это за категория, вся «здоровая» тематика может быть
дискредитирована в глазах потребителя».
«Товары с маркировкой «экологически чистый продукт» мы стараемся выделять
на полках наших магазинов, — рассказывает директор по внешним связям холдинга
«Марта» Евгений Сухарников. — Эта категория сейчас пользуется повышенным
спросом, и то, что появляются бутики, специализирующиеся на подобной
продукции, наглядное тому подтверждение. Наш ассортимент с подобной
маркировкой за последние два-три года значительно вырос». По словам Евгения
Сухарникова, законодательная база по экологически чистой продукции укрепила
бы позиции производителей, а также благоприятно повлияла бы на отношение к
данной категории потребителей. «Однако хотелось бы, чтобы этот закон, если
он будет принят, не содержал перегибов, зачастую имеющих место, так как в
результате может быть затруднена даже работа компаний, выпускающих обычные
товары», — добавляет он.
Растущая популярность здорового образа жизни, по мнению г-на Янина,
поддерживает интерес к экологичным продуктам, но потребитель не может
предугадать, насколько его покупка будет соответствовать ожиданиям. В
результате он даже не может подать в суд, если посчитает, что продукт не
соответствует озвученному на нем определению. Подача иска возможна только в
том случае, если купленный товар нанес вред здоровью, а то, что «продвинутый»
покупатель заплатил на 15% больше за самый обычный продукт, недостаточный
аргумент. «Будет очень жаль, если в нашей стране родится недоверие к этой
категории продуктов, так как оно сохранится даже после того, как
законодательные органы выдадут определение экологически чистой продукции. А
это произойдет, по моему мнению, не раньше чем через пару лет,- рассуждает
Дмитрий Янин.
Е.Желобанова, RBC daily, 13.09.2005 г.

http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2005/09/13/208268

Комментарии запрещены.