*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1395, 8 октября 2005 г. *
*******************************************************************
Нефть и газ
ДЕЛА НЕФТЯНЫЕ ТРЕБУЮТ ОСТОРОЖНОСТИ
УЛЬЯНОВСК
В Ульяновской области на реке Волга разлив нефти
В Сенгилеевском районе Ульяновской области на берегу рядом с райцентром
Сенгелей нефтяное пятно заполнило береговую линию. На протяжении нескольких
сотен метров на поверхности реки Волга всплыла рыба вверх брюхом.
По сообщению ульяновского регионального отделения «Российское Движение
«Зеленых», информация о нефтяном загрязнении поступила сегодня утром от
местных рыбаков.
В Сенгилеевский район Ульяновской области отправились экологии из
Института социальной экологии и устойчивого развития для выяснения на месте
ситуации с нефтяным загрязнением побережья реки Волга, где, по сообщению
местных рыбаков, сегодня утром было обнаружено нефтяное пятно размером
несколько сотен метров. Вдоль берега валялась мертвая рыба, которую собирали
местные жители для дальнейшей продажи на рынках Ульяновска.
Сотрудники Института социальной экологии и устойчивого развития уже
обнаружили остатки мазута на берегу Волги. По словам местных жителей вчера
и сегодня они «собирали рыбу ведрами». Вдоль берега стоит запах мазута.
ИА VolgaGreenNews, А.Брагин, green_news@pochta.ru
8 июня 2005 года
МОСКВА
Новая авария трубопровода: в Москва-реку попала нефть
В Москве в районе Западного порта из-за разрыва трубопровода в
Москва-реку попали нефтепродукты, сообщил РБК заместитель руководителя
Росприродназора РФ Олег Митволь. Авария произошла примерно в 15:30 мск.
Эти данные в МЧС РФ полностью не потверждают. Так, в акваторию Западного
речного порта Москвы попало машинное масло, разлив которого (около 500 кг)
произошел на территории одной из автобаз в Филях, сообщили РБК в главном
управлении МЧС РФ по Москве. В акваторию масло попало через канализационный
коллектор. Как подчеркнули спасатели, работающие на месте происшествия, в
результате своевременной установки боновых заграждений нефтепродукты в
Москву-реку не попали.
По данным ГУ МЧС РФ по Москве, загрязнено 700 кв. м акватории порта. В
настоящее время спасатели продолжают ликвидировать последствия разлива масла.
Росприроднадзор, по словам О.Митволя, готов организовать мониторинг
состояния воды в реке и оказывать посильную помощь в ликвидации последствий
аварии. «Администрация Западного порта находится в растерянности», — отметил
О.Митволь.
RBC — 30.06.2005 г.
РЯЗАНЬ
По Рязани потекли «нефтяные ручьи»
Экологи настаивают, что Рязанская нефтеперерабатывающая компания тайно
сливает за территорию предприятия воду, загрязненную нефтепродуктами
По мнению экологов, Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК)
устроила экологическую катастрофу локального масштаба. На днях московские и
рязанские защитники природы обнаружили у заводского забора импровизированное
болото, куда по специальной канаве продукты нефтепереработки вместе с водой
поступают с территории предприятия. Правда, как уверяют представители
Рязанской нефтеперерабатывающей компании, последняя не имеет к нефтяному
«источнику» никакого отношения. Сливом воды, загрязненной нефтепродуктами,
по их версии, занимается ООО «СФАТ-Рязань», которое поблизости ремонтирует
и обслуживает железнодорожные вагоны и цистерны. Руководство «СФАТ-Рязань»
полностью отвергает эти обвинения, поясняя, что его производство находится
в 1,5 км от места слива нефтепродуктов. В настоящее время рязанские экологи
собираются подать на нефтеперерабатывающую компанию в суд.
Как давно идет слив экологически опасной жидкости на землю и сколько ее
уже просочилось с грунтовыми водами в Оку, экологи точно сказать не могут.
Но, судя по виду нефтяного болота, впитывание нефтепродуктов в грунт
происходит уже довольно долгое время. В почве, как считает председатель
эколого-просветительского центра «Зеленые острова» (Рязань) Михаил Панов, уже
скопились сотни килограммов нефтепродуктов. «В канаве и воды-то практически
нет, одна нефть», — пояснил он RBC daily. Активисты экологического движения
не поленились и набрали из канавы три бидона нефтяной жижи. Один из них
предназначался для руководства рязанского завода.
В РНПК отрицают, что виновником локальной экологической катастрофы
является нефтеперерабатывающий завод. «Во-первых, это не наша территория, и
не мы виноваты в том, что там кто-то сливает нефть», — прокомментировал
обвинения экологов пресс-секретарь предприятия Дмитрий Осипов. По мнению
сотрудников компании, виновником разлива нефти является ООО «СФАТ-Рязань»,
которое занимается сервисным обслуживанием железнодорожных цистерн. «Сегодня
наши коллеги видели, как люди в оранжевых жилетах быстро очищали место
разлива нефти, — рассказал RBC daily один из сотрудников компании. -
Кто они и откуда, рабочие не сказали. Однако на их жилетах стояла надпись
«СФАТ-Рязань».
«К этому нефтяному стоку наша компания не имеет никакого отношения, -
заявили RBC daily в компании «СФАТ-Рязань». — Мы физически не можем сливать
туда нефть, поскольку находимся на расстоянии около 1,5 км от этой канавы».
Кто, по их мнению, может являться виновником «нефтяных ручьев» в Рязани, на
предприятии сказать не смогли. Единственное, что припомнили в ООО, что не
так давно «в этом месте вроде бы кто-то пролил нефть при демонтаже
нефтесодержащей емкости». Со своей стороны экологи настаивают на виновности
нефтеперерабатывающего завода. «Мы обязательно будем судиться с ним и
требовать реабилитации территории, — заявил Михаил Панов. — Мы будем
добиваться запрета на эксплуатацию тех установок и агрегатов, из-за которых
стали возможны такие нарушения». Упорство экологов в желании «засудить»
Рязанскую нефтеперерабатывающую компанию наталкивает на мысль, что им не
столько хочется вывести на чистую воду виновника разлития нефти в Рязани,
сколько «сделать гадость» конкретному предприятию. Впрочем, есть надежда,
что суд сможет определить, кто прав, а кто виноват. И назовет имя настоящего
«хозяина» рязанских «нефтяных ручьев».
И.Мандрик, RBC daily, 30.06.2005 г.
С.-ПЕТЕРБУРГ
В опору Троицкого моста врезался танкер
Танкер <Иркутск> с грузом топлива столкнулся сегодня около 4 утра с
опорой Троицкого моста.
Как сообщает АЖУР, в ГУ ГОЧС по Санкт-Петербургу сообщили, что <Иркутск>,
принадлежащий ОАО <Альфамарин>, с грузом топливного мазута (3071 тонна),
следовал из Ярославля в Петербург. В результате столкновения, через верхние
люки танкера, произошел разлив топлива (количество устанавливается).
Часть пролившегося топлива разлилась по верхней палубе судна, часть -
вылилась в акваторию. В настоящий момент <Иркутск> отбуксирован в район
Стрелки Васильевского острова, крылья Троицкого моста сведены, препятствий
для судоходства нет.
На месте аварии работают специалисты <Мостотреста>, МЧС и два
судна-нефтесборщика фирмы <ПИЛАРН>. Работа нефтесборщиков осложняется тем,
что топливный мазут тяжелее воды и опускается на дно.
По предварительным данным у танкера поврежден нос. У Троицкого моста в
результате аварии откололись 2 фрагмента облицовки (для более точного
изучения характера повреждений будут проведены водолазные работы). Причины
аварии устанавливаются.
По мнению специалистов, инцидент никак не отразится на праздновании
Дня ВМФ
30/07/2005, http://www.fontanka.ru/146600
Источник: enwl@lew.spb.org, 30 июля 2005 г.
ЮГ
ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО НА РОЗЛИВ. Южный округ не готов к нестандартным ситуациям,
связанным с нефтяными ЧП
По данным Южного межрегионального центра МЧС, на территории ЮФО
функционирует более 4,5 тысячи организаций, имеющих ежедневный оборот
нефтепродуктов более шести миллионов тонн. При этом оперативные
аварийно-спасательные формирования, способные к ликвидации аварийных разливов
нефтепродуктов, действуют только в крупных нефтяных компаниях. А в ряде
регионов вообще не созданы специализированные службы по борьбе с аварийным
разливом нефти.
По словам заместителя начальника центра Игоря Евстафьева, среди этих
регионов — Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Чечня. Между тем,
согласно анализу, количество аварий, происходящих при транспортировке, и
наносимый ими ущерб ежегодно растут. Если в 2003 году в ЮФО было
зарегистрировано 19 случаев разлива нефти и зафиксирован ущерб на сумму
8,5 миллиона рублей, то в 2004 году аварий зафиксировано только 12, но
ущерб от них составил свыше 20 миллионов рублей. А в первом полугодии 2005
года уже зафиксировано 15 случаев разлива нефтепродуктов. Рост нештатных
ситуаций специалисты связывают с увеличением добычи и перевалки нефти.
Сегодня 90 профильных и нештатных формирований, занимающихся ликвидацией
розливов нефти на территории ЮФО, составляют всего два процента от
потребности округа в таких отрядах. Единственным относительно благополучным
субъектом ЮФО с точки зрения готовности к ликвидации ЧС специалисты считают
Краснодарский край.
Чтобы хоть как-то контролировать вопросы безопасности при использовании
и транспортировке нефтепродуктов, МЧС проводит тактико-специальные учения.
Их цель — показать на практике возможности и средства аварийно-спасательных
формирований по ликвидации последствий разлива нефти и нефтепродуктов.
Последние такие учения прошли в Волгограде. По сценарию учений при движении
танкера по Волге по маршруту Самара-Волгоград рулевой не справился с
управлением, и судно врезалось в опору моста. Начался пожар, который команда
тушила своими силами. В результате чрезвычайной ситуации десять человек
оказались в воде. Чтобы их спасти, парашютистам-спасателям пришлось
десантироваться на место происшествия. В результате всех десятерых вытащили
на берег и оказали им медицинскую помощь.
Волгоградская область — зона повышенного риска возникновения природных
бедствий, а наличие нефтеперерабатывающих предприятий обязывает иметь
возможность быстро ликвидировать на них аварии. В целом ситуацию вокруг
проблемы транспортировки и ликвидации последствий разлива нефти специалисты
регионального центра МЧС называют неоднозначной: несмотря на то, что
спасатели на местах благополучно справляются с возникающими бедствиями, их
численность, подготовка и опыт явно недостаточны для ликвидации последствий
возможных катастроф. Для решения проблемы специалисты планируют создать
единую систему предупреждения и борьбы с последствиями. Сроки ее создания
пока неизвестны.
Т.Филимонова, «Российская газета», 27 сентября 2005 г.
http://www.rg.ru/2005/09/27/neft-chp.html