« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
*******************************************************************
****** Х И М И Я * И * В О Й Н А **********************
*******************************************************************
*** Сообщение CHEM&WAR.16, 15 июля 1999 г. **
*******************************************************************
Экология ракетной деятельности
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ГЕПТИЛ?
(амбиции персон, трагедия стран)
После того, как на Казахстан свалилась ракета «Протон», у
общества возник очевидный вопрос. Как получилось, что гигантское
количество стратегических сухопутных, стратегических морских,
космических, зенитных ракет Советского Союза летало и летает на
высоко токсичном ракетном топливе — гептиле (химическое название -
несимметричный диметилгидразин, НДМГ)? И почему многие направления
ракетной техники не сразу легли на твердотопливную тягу?
Ответ на этот вопрос требует специального исследования. Однако
кое-что ясно и сейчас. Во всяком случае в наши дни ни для кого не
является секретом, что за исторически ошибочным выбором в пользу
гептила стоят конкретные и в прошлом всесильные персоны — В.П.Глушко
(1908-1989), М.Янгель из Днепропетровска (1911-1971) и В.Н.Челомей
(1914-1984). А за ними тоже стояли конкретные люди — за Янгелем -
Л.И.Брежнев из Днепропетровска, а за В.Н.Челомеем — его правая рука
С.Н.Хрущев (сын Н.С.Хрущева, выходец из элиты Советского Союза, а
ныне — новоиспеченный гражданин США, ожидающий будущую пенсию от в
прошлом вероятного противника). И все эти персоны противостояли
С.П.Королеву — противнику гептила (по экономическим и экологическим
соображениям). Победив в споре с С.П.Королевым, упомянутые люди,
победили страну и ее будущее, потому что экологически менее вредные
твердотопливные ракеты возобладали слишком поздно.
Итак, ранняя хронология событий вокруг гептила (НДМГ).
17 декабря 1956 г. Постановление Совета Министров СССР о
разработке в ОКБ-586 (М.К.Янгель) межконтинентальной баллистической
ракеты Р-16 (SS-7) на токсичном топливе гептиле. Конструктор
двигателей — В.П.Глушко.
16 июля 1957 г. Совещание главных конструкторов по перспективным
направлениям в ракетной технике. С.П.Королев (ОКБ-1) подчеркнул
необходимость проводить работу над проблемой хранения и производства
кислорода. В.П.Глушко (ОКБ-456) просил поставить перед правительством
вопрос о создании промышленной базы для производства гептила и фтора.
14 января 1958 г. Совещание главных конструкторов. Принято
предложение В.П.Глушко об использовании на всех ступенях ракеты
Р-9 ЖРД с компонентами кислород + гептил.
2 июля 1958 г. Постановление правительства о разработке в
ОКБ-586 (М.К.Янгель) баллистической ракеты Р-14 (SS-5) на
токсичном топливе гептиле. Конструктор двигателей — В.П.Глушко.
Наследник Р-14 — нынешняя космическая ракета «Космос» (место
запуска — Плесецк).
3 марта 1959 г. Тезисы доклада С.П.Королева для технического
совещания по использованию космоса в военных целях. ВЫВОДЫ: гептил
не использовать (его стоимость и стоимость эксплуатации огромны),
работы по фторным изделями не проводить (зачем огромные затраты).
Май 1959 г. На конференции в ОКБ-1 В.П.Глушко изложил свою
позицию по использованию гептила и фтора.
12 февраля 1960 г. В.П.Глушко направил С.П.Королеву и К.Н.Рудневу
предложения по разработке тяжелого носителя Р-10 и сверхтяжелого Р-20,
имеющих по четыре ступени на компонентах кислород + гептил, и поставил
вопрос о срочной подготовке соответствующего постановления.
30 мая 1960 г. Постановление правительства о разработке в
ОКБ-586 (М.К.Янгель) баллистической ракеты Р-14У на токсичном топливе
гептиле. Конструктор двигателей — В.П.Глушко.
20 июня 1960 г. В ЦИАМ завершены по заданию ОКБ-1 (С.П.Королева)
экспериментальные и конструкторские разработки системы нейтрализации
гептила, которая признана сложной, громоздкой и дорогостоящей.
23 сентября 1960 г. Совещание главных конструкторов на космодроме
Байконур. В.П.Глушко: «Заслуживает большого внимания использование
АК-27 + НДМГ». С.П.Королев: «Использование НДМГ для боевых ракет
безусловно нецелесообразно».
31 января 1961 г. Совещание главных конструкторов на космодроме
Байконур. В.П.Глушко: «ОКБ-456 производило проектную разработку вариантов
двигателей для I ступени носителя тягой 150 т на компонентах кислород +
НДМГ и АК-27 + НДМГ и для II ступени на тех же компонентах».
4 апреля 1961 г. Постановление правительства о разработке в ОКБ-1
(С.П.Королев) твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2.
30 мая 1961 г. Совещание специалистов по ракетным топливам. По
инициативе В.П.Глушко принято решение о широком внедрении в практику
гептила и АТ, утвержденное позднее ВПК.
16 марта 1961 г. Постановление правительства о разработке
в ОКБ-52 (В.Н.Челомей) баллистической ракеты УР-200 на токсичном
топливе гептиле.
16 апреля 1962 г. Постановление правительства о разработке в
ОКБ-586 (М.К.Янгель) тяжелой межконтинентальной ракеты Р-36 (SS-9)
на токсичном топливе гептиле. Конструктор двигателей — В.П.Глушко.
Наследник Р-36 — нынешняя космическая ракета «Циклон». Место запуска -
Плесецк.
24 апреля 1962 г. Постановление правительства о разработке
в СКБ-385 морской баллистической ракеты Р-27 (РСМ-25) для подводных
лодок проекта 667А. Топливо — токсичный гептил. Конструктор двигателей -
В.П.Глушко.
24 апреля 1962 г. Поставновление правительства о разработке в
ОКБ-52 (В.Н.Челомей) тяжелой ракеты УР-500, не получившей боевого
применения и ставшей космической ракетой «Протон». Место запуска -
Байконур. Топливо — токсичный гептил. Конструктор двигателей -
В.П.Глушко.
2-16 июля 1962 г. Заседание экспертной комиссии о мощной ракете-
носителе Н-I. С.П.Королев: «Проведенные работы по выбору компонентов
топлив для ракеты показали, что пара кислород-керосин имеет большие
преимущества по сравнению с парой АТ-(ОКА-50) + НДМГ в части как
характеристик ракеты, так и лучших эксплуатационных свойств,
экономических показателей и подготовленности экспериментальной базы
для отработки систем и ракеты в целом. Пара кислород + НДМГ не дает
практического преимущества в величине полезного груза, но значительно
ухудшает эксплуатационные свойства ракеты».
30 марта 1963 г. Постановление правительства о разработке в ОКБ-52
(В.Н.Челомей) легкой баллистической ракеты УР-100 (SS-11) на токсичном
топливе гептиле. Конструктор двигателей — В.П.Глушко.
10 июля 1963 г. План работы ОКБ-456 (В.П.Глушко) прислан в ОКБ-1
на экспертизу С.П.Королеву. В.П.Глушко: «На I ступени с малой высотой
подъема в рассматриваемой двухступенчатой ракете-носителе целесообразно
использовать ЖРД, работающий на тяжелом высококипящем топливе
(АТ + НДМГ), так как в таких условиях использования это топливо
энергетически более эффективно, чем кислородно-керосиновые, и, будучи
физически стабильным (долгохранимым) и самовоспламеняющимся, более
эксплуатационно». Ответная рецензия С.П.Королева от 30 сентября
1963 г.: «Сравнение экономических показателей различных топлив для
ракеты Н-I показывает, что применение топлив кислород-керосин
значительно дешевле применения АТ + НДМГ».
14 октября 1964 г. Отставка Н.С.Хрущева (и конец всесилия
тандема В.П.Челомей + С.Н.Хрущев).
29 сентября 1965 г. С.П.Королев направил в Министерство общего
машиностроения докладную записку «О нецелесообразности разработки
двигателей на АТ + НДМГ с тягой 600 т для тяжелых ракет-носителей».
16 января 1966 г. Кончина С.П.Королева.
2 сентября 1969 г. Постановление правительства о разработке в
ОКБ «Южное» (бывшее ОКБ-586) тяжелой ракеты Р-36М (SS -18 «Сатана»).
Конструктор двигателей — В.П.Глушко.