« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
*******************************************************************
****** Х И М И Я * И * В О Й Н А **********************
*******************************************************************
*** Сообщение CHEM&WAR.3, 21 мая 1999 г. **
*******************************************************************
Химическое разоружение
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТЕЙ И НАСЕЛЕНИЯ
(взгляд из России и США)
В самом начале нынешнего года в адрес Президента России Б.Ельцина
было направлено Заявление общественных экологических и правозащитных
организаций России в связи с первой годовщиной ратификации Конвенции
о химическом оружии. Аналогичные письма были направлены в адрес
премьер-министра страны и руководителя Государственной Думы.
Внимание руководителей страны было обращено на то, что выполнение
Конвенции так и не началось и что для ее успешного осуществления
необходимо установление прямого диалога между властями и населением,
а также решение многочисленных социальных, экологических, правовых,
технических, информационных и организационных проблем.
Чтобы никому не пришло в голову обвинить общественные организации
страны в «неконструктивности», к Заявлению, посланному в адрес
Президента России, был приложен комплект конкретных предложений. Их
реализация могла бы позволить стране выйти из тупика в химическом
разоружении, возникшего из-за эгоистичной политики министерств и
ведомств, причем без ущерба для интересов населения.
Ответили гарант конституции и теперь уже бывший премьер-министр
своим обеспокоенным согражданам не прямо, а посредством желтой газеты
под названием «Красная звезда».
Приведем пару пассажей из упомянутого издания, которые были
напечатаны в номере за 12 мая с.г. от имени лица, именующего себя
«полковник Георгий Ордин».
По поводу Заявления: «Для убедительности к письму прилагается
«Заявление общественных организаций России в связи с первой годовщиной
ратификации Конвенции о химическом оружии», скрепленное перечнем 77
общественных организаций, якобы его подписавших…»
По поводу предложений: «Вот это, скажу я вам, документ! «Поручить»,
«запретить», «потребовать», «обеспечить», «отменить», «внести изменения
в указ президента» и т. д., и т. п., всего четыре раздела, двадцать
один (21) пункт. Интересно, что из этих «Предложений…», вопреки
упоминавшемуся «Заявлению…», абсолютно однозначно следует, что в
стране уже давно сформирована, действует и развивается система
правового и социального, экологического и медицинского, организационного
и информационного обеспечения уничтожения химического оружия!».
Можно только сожалеть, что лицо, подающее себя защитником своей
страны (другим полковничьи звания не раздают), ничего не поняло.
В той стране, где мы живем, еще нет системы, которая бы правовым
образом решала вопросы взаимодействия властей и населения при
реализации такой сложной проблемы, как уничтожение химического
оружия (тогда как в США на сей счет принят специальный закон). Потому
что та система, которая существует в России реально, возможно, и
нацелена на уничтожение химического оружия, однако исключительно
ЗА СЧЕТ ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ.
Именно поэтому к Заявлению и был приложен проект федерального
закона, который изящно не был замечен «защитником-полковником». А ведь
в случае принятия этого или иного сходного закона можно было бы
безболезненно регулировать отношения начальников, которым не терпится
поскорее уничтожить опасное наследство, с жителями районов хранения
химического оружия, которым не хочется, чтобы ликвидация опасного
наследства осуществилась за счет их здоровья и их окружающей среды.
Ниже приведен проект упомянутого закона, который бы очень
пригодился России, а также мысли представителей США, которые также
обеспокоены отсутствием в России подобного акта.
РЕАЛЬНОСТЬ РОССИИ — ОТСУТСТВУЮЩИЙ ЗАКОН
«Проект федерального закона
О ГРАЖДАНСКИХ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ХИМИЧЕСКОМУ РАЗОРУЖЕНИЮ
Статья 1. ОБРАЗОВАНИЕ
Учитывая, что химическое разоружение Российской
Федерации может оказаться источником социальной
напряженности в регионах хранения химического оружия, и в
целях обеспечения социальной гармонии при осуществлении
программ уничтожения химического оружия, в субъектах
федерации, где имеются хранилища химического оружия,
создаются гражданские совещательные комиссии по
химическому разоружению.
Статья 2. ФУНКЦИИ
Гражданские совещательные комиссии по химическому
разоружению субъектов федерации участвуют в обсуждении
а) программ, планов и иных материалов в области
уничтожения химического оружия,
б) вопросов размещения, проектирования, сооружения,
эксплуатации и снятия с эксплуатации объекта по
уничтожению химического оружия субъекта федерации,
в) проблем охраны окружающей среды и здоровья
населения,
г) вопросов обеспечения населения информацией о
планах и ходе уничтожения химического оружия,
г) иных вопросов, относящихся к химическому
разоружению на территории соответствующего субъекта
федерации.
Статья 3. ЧЛЕНСТВО
Гражданские совещательные комиссии по химическому
разоружению субъекта федерации состоят из одиннадцати
членов. Члены комиссии назначаются главой исполнительной
власти соответствующего субъекта федерации по
согласованию с органом законодательной власти субъекта
федерации и региональными и межрегиональными
общественными объединениями.
Семь членов комиссии являются гражданами
соответствующих субъектов федерации и выдвигаются (с
правом отзыва) общественными объединениями
соответствующего субъекта федерации и местным населением
районов размещения и уничтожения химического оружия.
Остальные члены комиссии являются представителями
исполнительной и законодательной власти субъекта
федерации и местного самоуправления районов хранения и
уничтожения химического оружия, чьи прямые обязанности
связаны с программой химического разоружения.
Председатель комиссии избирается из числа ее членов.
Члены комиссии — представители исполнительной и
законодательной власти, а также их родственники не должны
иметь имущественных интересов в связи с программой
уничтожения химического разоружения.
Статья 4. ВСТРЕЧИ
Гражданские совещательные комиссии по химическому
разоружению субъектов федерации регулярно собираются для
обсуждения текущих вопросов по инициативе председателя
или большинства членов комиссии, но не реже одного раза в
квартал. Регламент работы комиссии устанавливает сама
комиссия.
Не реже, чем дважды в год, комиссии встречаются с
представителями Министерства обороны.
Для получения необходимой информации и решения иных
вопросов члены комиссии встречаются с представителями
Министерства обороны (с уведомлением председателя).
Работа комиссий не может быть конфиденциальной.
Население заранее уведомляется о дате и месте встреч
комиссии и информируется о результатах.
Решения комиссии носят консультативный характер. По
спорным вопросам решения комиссии представляются для
рассмотрения исполнительной и законодательной властям
субъектов федерации.
Статья 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Организацию встреч гражданских совещательных
комиссий по химическому разоружению субъектов федерации
обеспечивают главы администрации соответствующих
субъектов федерации.
Министерство обороны обеспечивает комиссии всей
необходимой информацией и обеспечивает беспрепятственный
доступ на объекты хранения и уничтожения химического
оружия.
Члены комиссий не получают платы или компенсации за
участие в их работе.
Статья 6. ПРЕКРАЩЕНИЕ РАБОТЫ
Гражданская совещательная комиссия по химическому
разоружению субъекта федерации прекращает работу после
уничтожения соответствующего хранилища химического оружия
и при отсутствии последствий для здоровья людей и
состояния окружающей среды».
АМЕРИКАНСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКТИВИСТЫ УЧАТ ЖИТЕЛЕЙ УДМУРТИИ
ИЖЕВСК
«АМЕРИКАНСКИЙ ПРОЕКТ ЗАВОДА НЕ ГОДИТСЯ. В конце марта в
республиканском Доме природы с журналистами и экологами должны были
встретиться представители американских общественных организаций,
занимающихся контролем за процессом уничтожения химического оружия.
К сожалению, встреча не состоялась — организаторы не рискнули провести
пресс-конференцию, опасаясь возможных конфликтных ситуаций, связанных
с югославским кризисом. Такое решение вызвало недоумение, тем более
что реакция на натовскую агрессию приехавших к нам граждан США однозначно
отрицательная — по возвращении на родину они собираются добиваться
прекращения военных действий на Балканах…
Американцы, живущие вблизи баз хранения химоружия, активно
борются за свои права на благополучную окружающую среду. Созданные там
комитеты общественных советников добиваются, чтобы правительство и
военные не игнорировали интересы населения. В частности, в штатах
Кентукки и Колорадо удалось запретить строительство заводов по
уничтожению химических боеприпасов по технологии сжигания и добиться
разработки более экологичного проекта. Населенные пункты,
расположенные вблизи объектов по хранению и уничтожению химоружия,
обеспечены современными системами гражданской обороны, включающими в
себя многоканальные компьютерные сети, сирены и другие устройства
оповещения. Институт комитетов общественных советников действует в
США на основании соответствующего закона, и правительство, по мнению
американцев, заинтересовано в поддержании и инвестировании этого
процесса.
Вовлечение общественности не только дает необременительную
информацию, которой не располагают проектировщики объектов по
уничтожению химоружия, но и создает атмосферу доверия и открытости
вокруг опасных объектов. Американские экологи побывали в эти дни в
Кизнере и Камбарке, где представили местным жителям концепцию работы
своих общественных комитетов. Хотя в Кизнере и Камбарке есть
энтузиасты, общественность этих населенных пунктов не является
реальной силой в решении экологических вопросов. Наши власти склонны
скрывать негативные факты от своих граждан более, чем от иностранцев.
Кроме того, в России до сих пор отсутствует законодательная база для
создания общественных центров при военных объектах.
Поскольку В.Г.Петров (по специальности ученый-химик) вплотную
занимается проблемой строительства на территории республики завода по
уничтожению твердотопливных ракетных двигателей, эта тема была
затронута особо. Председатель союза «Ученые — за химическую
безопасность» считает размещение такого предприятия в Удмуртии, с
целью пополнить республиканский бюджет и создать новые рабочие места,
безнравственной инициативой нашего руководства. Если завод начнет
работать по технологии, предложенной американской фирмой «Локхид
Мартин», в Удмуртии появится еще один очаг загрязнения окружающей
среды. Американская технология была опробована на небольших ракетах и
не рассчитана на параметры наших тяжелых двигателей. Кроме того,
представители «Локхид Мартин» не смогли представить нашим специалистам
документацию о методах контроля за токсичными выбросами. Основное
беспокойство вызывает то, что в воздух попадут диоксины,
неуничтожаемые суперэкотоксиканты, допустимая предельная концентрация
которых на порядок ниже, чем у веществ типа ДДТ. Диоксины оказывают на
организм человека мутагенное воздействие. По данным исследований
уфимских ученых, наибольших концентраций это ядовитое вещество
достигает в женском молоке и жировых тканях. Если завод, как и
планируется, будет построен в 22 км от г. Воткинска, уже на второй год
из-за воздействия диоксинов этот район Удмуртии, где находятся зоны
отдыха, богатые сельхозугодый, садовые массивы, станет экологически
неблагополучным. По мнению биологов кафедры общей экологии УдГУ, рыба,
которая производится сейчас в рыбоводческих хозяйствах района (кстати,
крупнейших в России), станет непригодной для употребления в пищу.
Таким образом, если подсчитать все негативные последствия,
строительство комплекса по переработке ракетных двигателей нанесет
экономике Удмуртии убытки, несоизмеримые с кратковременной прибылью.
Это не говоря об ущербе здоровью и генофонду населения. Кстати,
небезопасна и транспортировка большого количества ракет по нашим
дорогам. Срок годности ракетного топлива, которое подлежит
переработке, истек. И значит, в нем происходят неуправляемые процессы
- растрескивание, изменение консистенции этого легковоспламеняющегося
вещества. При ударе во время дорожно-транспортного происшествия
вещество может сдетонировать и взорваться. Представьте, к чему
приведет взрыв ракетного двигателя, эквивалентный взрыву многотонной
авиабомбы, на оживленной трассе».
Д.Бесоногов, «Удмуртская правда» (Ижевск), 31.03.1999
КАМБАРКА
«ЕДИНОЖДЫ СОЛГАВШИЙ, КТО ТЕБЕ ПОВЕРИТ ? Со встречи общественности
района с американской делегацией В понедельник в зале заседаний
административного здания прошла встреча представителей общественности
с делегацией из США. Делегация состояла в основном из членов комитетов
общественных советников. В ней были представители тех штатов, в которых
находятся хранилища с отравляющими веществами.
Прежде, чем рассказывать о том, как проходила встреча, хочу
сказать о своем впечатлении от нее. Это моя пятая встреча с
иностранцами, посетившими за последние годы наш небольшой, но
ставший таким популярным на Западе городок. Встреча длилась без
малого шесть часов. Но она была настолько необычной, так
отличалась от других своей непринужденной, раскованной
атмосферой, что утомления от шести часов сидения не было. Как не
было на этой встрече и длинных скучных докладов, непонятно о чем
говоривших докладчиков. шел обмен мнениями, живой разговор между
заинтересованными людьми, людьми, которых волнуют одни и те же
проблемы.
А теперь о том, как проходила встреча. Вел ее В.Л.Новиков,
ведущий специалист Администрации района по конвенциальным
проблемам, и также представитель организации Гринпис в нашем
районе. Он представил собравшихся в зале, затем В.Г.Петров,
ученый, представил членов американской делегации, коротко
рассказал о четвертых общественных слушаниях по вопросам
уничтожения ХО и о посещении американцами Кизнера.
Глава Администрации района А.А.Романов, выступая перед
собравшимися, рассказал о районе, о городе, о наших проблемах, о
том, что делается в плане выполнения программы уничтожения
химического оружия. Его выступление вызвало большой интерес у
американцев, которые задали Александру Алексеевичу ряд вопросов.
Затем слово было предоставлено членам американской
делегации, которые начали с того, что не может не волновать
сегодня каждого — с вопроса о Балканах. Они подчеркнули, что не
одобряют бомбардировку Югославии, что у этих действий могут быть
непредсказуемые последствия, что они сочувствуют жителям тех
городов, которые подвергнуты бомбардировке. От имени делегации об
этом говорила Дженнифер Адиби, аспирантка Гарвардского
университета, кстати, неплохо говорящая по-русски и выполняяющая
роль переводчика.
Больше всего мне понравилось выступление Кристи Паркер,
сотрудницы Кейстоунского университета, специалиста по
взаимодействию общественности, армии и властей в вопросах
химического разоружения в США. Она очень подробно рассказала о
комитетах общественных советников (КОС) по вопросам химического
разоружения. такие комитеты созданы во всех штатах, где размещены
базы, склады с ХО. В них ввходят представители разных слоев
населения, представители армии и властей. Кристи постоянно
подчеркивала, что в этих комитетах обязательно должны работать
люди с разными точками зрения на проблему. Роль этих комитетоа -
слушать и слышать, что люди говорят по проблеме уничтожения ХО,
как предлагают ее решать и донести эти мнения до представителей
армии и властей. А еще самое главное, что подчеркнула Кристи
Паркер — это правда, если кто-то солжет хоть один раз, то вся
работа поййдет насмарку. Причем, эту мысль она вывела как бы за
моральную основу работы КОС. Ее выступление было очень
эмоциональным, чувствовалось, что то, что она делает, ей нравится
и она видит в этом большую пользу. Отвечая на вопросы, как КОСы
взаимодействуют со средствами массовой информации, госпожа Паркер
подчеркнула, что они открыты для СМИ, но каждый член комитета
должен вызказывать только свою точку зрения, не выдавая ее за
абсолютную истину.
Затем по очереди выступили все члены американской делегации,
рассказывая о деятельности КОС в своих штатах, о проблемах, с
которыми им приходится сталкиваться. В общем-то, проблемы
аналогичные нашим — недоверие военным, требование независимых
экспертиз, выбор наиболее безопасных технологий уничтожения
химического оружия, проблемы здоровья населения. А вот вопрос,
имеют ли жители какую-то компенсацию за проживание рядом с
объектами хранения и уничтожения ХО, американцы явно не поняли.
Ответ звучал примерно так: мы обеспечены работой на этих
объектах, за которую нам хорошо платят.
Что еще хочется подчеркнуть — создание комитетов
общественных советников имеет прочную законодательную базу, так
как в 1993 году вышел специальный закон об этих общественных
организациях США.
Собственно говоря, мы тоже имели свой КОС, только с другим
названием — экологическая комиссия, о чем и рассказала районный
инспектор по охране окружающей среды Р.М.Шайхмурзина, ее
выступление дополнил редактор районной газеты В.Г.Золотарев,
пояснивший, что именно через газету и поддерживается связь с
общественностью.
На многочисленные вопросы членов американской делегации
ответили также представители республиканского комитета по
конвенциональным проблемам А.А.Фоминых, Г.Г.Фризоргер, которые
приняли активное участие в этой встрече. Вызывает недоумение
отсутствие на ней сотрудников центра по связям с общественностью.
И в заключение, во избежание пересудов — поездка
американской делегации по России финансируется полностью за их
счет».
Э.Хацкевич, «Камская новь», Камбарка, 31.03.1999 г.
КИЗНЕР
«КИЗНЕР-США: НОВАЯ ВСТРЕЧА. Они приехали в Кизнер в не очень
приятное для всех время: буквально накануне начались бомбардировки
Югославии, которые правительство США, в отличие от российского
поддержало. Уже в Москве американцы, прибывшие с миссией сугубо мирной,
экологической, почувствовали негативное отношение, услышав
протесты россиян около посольства США, которое было блокировано.
Конечно, это обстоятельство омрачило и нашу встречу. Поэтому
уже в первом выступлении руководитель делегации, знакомая
кизнерцам Дженнифер Адиби заявила, что они тоже против решения
НАТО устанавливать порядок в Югославии военным путем. И по
возвращению в США члены делегации на своем уровне выразят протест
своему правительству. К сожалению, в демократической стране США
тоже не всегда спрашивают у народа совета даже по вопросам
мрового масштаба. А пятно ложится на весь народ.
Зачем же приезжали в Кизнер эти симпатичные, очень мирные и
улыбчивые американцы ? Напомним вкратце историю. На общественных
слушаниях в Кизнере в прошлом году представитель США Дуглас
Хиндман выступил с рассказом о работе комитетов общественных
советников в своем штате Кентукки. Такие комитеты или комиссии
есть во всех регионах, где хранится химоружие. Затем пришло
письмо с просьбой дать ответ заинтересовал ли нас этот проект.
Руководители района, посовещавшись с общественностью, в принципе
были не против создания такого общественного комитета или совета.
По существу у нас есть экологическая комиссия при райсовете. Но
работают в ней все на общественных началах, собираются по
необходимости. Получается, что работу общественных организаций
никто не координирует. В предлагаемом комитете предполагается 1-2
штатные должности, содержать которые собирается помочь или
российский Зеленый Крест или другие общественные организации на
специальные гранты. Конечно, нам это не помешает. Так мы и
ответили. И вот привыкшие держать слово американцы, приехали,
чтобы более подробно рассказать о своем опыте и более детально
договориться с нами на будущее.
Со стороны США во встрече участвовали координатор
экологических программ США в России Дженнифер Адиби,
представители комитетов общественных советников из штата Кентукки
Дуглас и Нэнси Хиндман, из штата Мэриленд Джон Нанн,
представители других общественных организаций Д.Греневольд (штат
Юта), Сара Морган (Ньюпорт), Мелисса Таки (Кентукки),
представитель международного исследовательского центра в Кистоуне
Кристи Паркер.
С кизнерской стороны были руководители района — председатель
райсовета депутатов Н.А.Жихарева, глава администрации В.Г.Ушаков,
представители наших общественных организаций «Союз за химическую
безопасность», «Фонд поддержки населения, проживающего в зоне
хранения химоружия», «Кенеш», организации КПРФ, совета ветеранов.
На встречу приехали также руководители комитета по
конвенциональным проблемам при Правительстве УР А.А.Фоминых,
Г.Г.Фризоргер, от Уральского отделения Академии наук
А.В.Трубачев, участвовали во встрече руководители нашей войсковой
части. Вел встречу руководитель отделения «Союза за химическую
безопасность» В.Г.Петров.
Встреча состоялась в только что открытом Центре по работе с
общественностью, который любезно предоставил и создал все условия
для работы его руководитель А.И.Шевчук. Четыре часа шел разговор.
Каждый из восьми американцев рассказал о своей работе, проблемах,
планах на будущее. Затем своими мнениями об услышанном поделились
наши участники встречи. Разговор получился, несмотря на некоторые
опасения. Казалось, мы еще не совсем готовы разговаривать на
таком уровне. Но мы поняли друг друга, с интересом задавались
вопросы, с удовольствием давали ответы. Конечно не все из их
опыта подходит нам. В США к общественным организациям относятся
как к равноправным с государственными. Они давно занимают прочное
место в жизни страны, для их работы создана хорошая
законодательная база, у них имеются финансовые источники, они
имеют много прав, контролируют многие процессы в обществе.
Правда, у американцев, проживающих в зонах хранения и
уничтожения, нет особых льгот, условий. Но этот пример не для
нас. Их зарплаты, наверное, хватает, чтобы компенсировать
моральные и физические издержки за счет хорошего питания,
организованного отдыха. Мы же всего этого не имеем, ведь даже
наши предложения по выплате пособий и зарплат вовремя (!?) и то
не нашли поддержки в Госсовете. Американцам, получающим
заработную плату чуть ли не понедельно, этого вообще не понять.
У них достигнуто взаимопонимание не только с властью, но ис
военными. То есть все четыре группы — общественные движения,
население, военные и власть — умеют договариваться в решении
общих вопросов, они открыты друг другу. У нас же идет медленное
сближение, много недопонимания, недомолвок, да и просто обмана.
Правда, американцы шли к взаимопониманию 10 лет, а потому решили
помочь нам сократить этот срок. Сближаться и научиться понимать
друг друга нам все равно прийдется. Ведь уничтожать химоружие
нужно.
Делегация США, посетив Ижевск, Камбарку, Щучье, уехала
домой. А бомбардировки Югославии продолжаются. Не хотелось бы,
чтобы это поколебало нашу веру в чистые, искренние намерения
общественных деятелей США помочь нам, чтобы вместе уничтожать это
смертоносное оружие».
Н.Рылова, редактор газеты «Новая жизнь», Кизнер