«Химическое вооружение — война с собственным народом (трагический российский опыт)»

23.6. МЫ ПРИНИМАЕМ БОЙ. ПОДДЕРЖИТ ЛИ ГААГА?

Итак, подведем итог. Мы определили две группы мест в стране, где не могли не осуществляться массовые операции по закапыванию химоружия. И это помимо территорий заводов химоружия, а также институтов и лабораторий, где это происходило автоматически.

Во-первых, число центральных, окружных и иных крупных складов, на территории которых не могло не происходить закапывание химоружия, пока составляет 238. И это не предел. Еще предстоит уточнение данных в отношении нескольких десятков складов артиллерийских и авиационных боеприпасов, в отношении которых имеющиеся данные пока недостаточны для занятия места в «почетном списке».

Во-вторых, число военных полигонов, лагерей и стрельбищ, на территории которых не могло не происходить закапывание химоружия, уже составляет не менее 266 (185 в России и 81 в ныне независимых странах, ранее входивших в состав СССР). И это без учета данных по некоторым военным округам.

Цифры эти, конечно, промежуточные. Однако и они достаточно определенно указывают, что давно пора бы вступить в дело о закапывании химоружия двум очевидным силам. Во-первых, проблемой закопанного химоружия следовало бы заняться властям России, подрядившимся исполнять ст.42 Конституции РФ об обеспечении экологического благополучия страны, которой они управляют. Во-вторых, в дело пора вступить и международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), которая к концу 2012 г. должна будет зафиксировать отсутствие на планете любого химоружия, упомянутого в Конвенции о запрещении химоружия57. В том числе закопанного.

Мы же для этих официальных сил можем подвести промежуточный итог.

Из предыдущего рассмотрения очевидно, что на территории бывшего Советского Союза имеется много более 500 точек, где закапывалось (не могло не закапываться) химоружие. Причем закапывалось оно в организованном порядке, по действовавшим секретным инструкциям — секретным не только от врагов, но, в первую очередь, от собственных граждан634. Что касается итога «следопытской» активности маршала К.Е. Ворошилова, можно лишь добавить, что обобщенные данные даже о неполных результатах раскопок ранее закопанного химоружия, выполненных в годы, непосредственно предшествовавшие Отечественной войне, полностью и вполне сознательно скрыты военно-химической службой нынешней России от населения нынешней же России. Если они (обобщенные данные) вообще когда-либо существовали.

Ныне места «учебной» работы нашей армии с реальными СОВ (ипритом, люизитом и их рецептурами) уже невозможно даже перечислить: их много сотен (некоторые из них стали, кстати, заповедными территориями). Особенно когда нынешние наследники той по экологическим меркам преступной военно-химической практики (они называют себя войсками РХБЗ России) не без успеха делают вид, что они к той практике не имеют ни малейшего отношения.

Однако прежде чем передать слово двум очевидным официальным силам — властям России и руководству ОЗХО, — подведем наш внутренний итог. Совокупность документов, в которые нам удалось заглянуть (а это была лишь ничтожная часть имеющихся архивных материалов), дала возможность уже сейчас указать множество возможных мест закапывания химоружия (химических боеприпасов, а также бочек и баллонов с ОВ), которое происходило в предвоенные годы в конкретных точках бывшего СССР. Другими словами, ныне общественности России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и иных стран, которые раньше составляли единый и могучий Советский Союз, уже известно немало возможных мест захоронений химоружия прежних лет. Дело за малым — за документальным подтверждением и за полной ликвидацией этой очевидной экологической беды.

Вот почему в марте 2003 г. Союз «За химическую безопасность» (Россия) поделился с ОЗХО своим знанием — этой международной организации был представлен подробный доклад на эту тему823. Разумеется, задолго до этого демарша — в августе 2002 г. — проект того доклада был послан президенту России, поскольку именно это лицо в первую очередь должны были, по должности, затрагивать экологические беды России, связанные с закопанным химоружием. Имелось в виду, что по его поручению ответственные ведомства России могли бы устранить возможные неточности общественного доклада — до представления его в Гаагу. Ответа на наш демарш от президента России не поступило, что можно было расценивать как отсутствие принципиальных возражений. И общественный доклад823 отбыл в Гаагу.

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ПРЕЗИДЕНТОВ:

«Президенту Организации по запрещению
химического оружия, Гаага, Нидерланды

Господин Президент,
Как Вы знаете, в течение 30 дней после вступления в силу Конвенции по запрещению химического оружия каждое государство — участник Конвенции, — которое имеет на своей территории старое химическое оружие, должно было представить данные об этом оружии в Технический секретариат ОЗХО. К сожалению, власти России не информировали ни российское общество, ни Секретариат ОЗХО о советском старом химическом оружии, которое было закопано в течение многих лет на территории заводов по производству химического оружия, испытательных полигонов, военных складов, военных лагерей и т.д., а также затоплено в озерах, реках и морях.
Непродекларированное Россией старое химическое оружие представляет опасность для окружающей среды. Мы направляем Вам доклад «Старое химическое оружие России», который был подготовлен для ОЗХО.
Мы надеемся, что эта информация окажется важной для ОЗХО.
Президент Союза »За химическую безопасность»     

 Лев А. Федоров
1 марта 2003 г.».


«Президенту России Путину В.В.

Письмами 2000-2002 гг. (прилагаются) Союз «За химическую безопасность« информировал Вас о необходимости передачи в международную Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) в Гааге информации о старом химическом оружии, закопанном и затопленном в нашей стране в 1918-1945 гг. Это необходимо было сделать еще в ноябре 1997 г. — через 30 дней после ратификации Конвенции о химоружии (основание — п.3 части IVВ Приложения по осуществлению и проверке).
Поскольку этого не было сделано МО РФ и МИД РФ, наш Союз был вынужден подготовить соответствующий доклад России в ОЗХО. Письмом от 3 августа 2002 г. мы направили Вам проект с просьбой поручить главе МИД РФ И. Иванову сделать предварительный просмотр, с тем чтобы избежать шероховатостей. К сожалению, мы не получили реакции МИД РФ и потому были вынуждены в марте 2003 г. направить доклад России по вопросам старого химоружия прямо в ОЗХО. В случае если МО РФ или Росбоеприпасы РФ интересуют перечни мест России, Украины, Беларуси и др. государств, где было закопано старое химоружие, они могут получить необходимые данные в Гааге. Всего их более 500. И все они экологически опасны для людей.
Президент Союза «За химическую безопасность«,
доктор химических наук

Федоров Л.А.
18 апреля 2003 г.»

В приложениях к общественному докладу823 были приведены два списка.

В списке I содержались данные о территориях в РСФСР (нынешней России), где в предвоенные годы велись работы с химоружием и на которых закопанное химоружие может пройти в рамках Конвенции о запрещении химоружия57по линии «старого химического оружия». В список II вошли те места, где работы с химоружием в предвоенные годы велись на территории других республик бывшего Советского Союза (то есть вне РСФСР) и где закопанное химоружие может пройти в рамках Конвенции о запрещении химоружия57по линии «оставленного химического оружия». Ниже оба эти списка приводятся полностью, имея в виду, что жирным шрифтом выделены те точки СССР, где факт закапывания химоружия уже подтвержден документально.

« Назад Оглавление Вперед »