Книга «Химический бумеранг страны Советов (хроника жизни ненужного оружия в безалаберной стране)»

ПЕРЕСТРОЙКА В ИНТЕРЬЕРЕ ХИМИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

17 января 1985 г. Выброс 7,5 тонны жидкого хлора из цистерны на ПО «Химпром» (Волгоград; прежнее название — химический завод № 91 по выпуску химического оружия). Пострадало 27 человек.

4 ноября 1985 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о строительстве в СССР объектов по уничтожению химического оружия в связи с возможным вступлением в силу Конвенции о запрещении химического оружия. Определено, что первый объект по уничтожению химического оружия должен быть опытно-промышленным и иметь мощность не более 350 тонн ФОВ в год. Объект должен быть возведен на землях Министерства обороны СССР.

21 января 1986 г. Утверждение начальником Генштаба Минобороны СССР С.Ф.Ахромеевым акта выбора места строительства завода по уничтожению химического оружия. Выбор участка состоялся на основе соответствующего приказа Минобороны, которым, среди прочего, устанавливалось требование об удаленности будущего завода от крупных населенных пунктов. Фактически было избрана территория в/ч 42731 в Покровке в12 км от центра г.Чапаевска и в получасе езды от Самары. Здесь с 1918 г. функционировал склад артиллерийских боеприпасов и химического оружия № 433. В послевоенные годы здесь хранился иприт в полуподземных хранилищах (по крайней мере 15 тысяч тонн), фосген в боеприпасах (около 5 тысяч тонн) и люизит в авиабомбах. На рубеже 1950-1960-х часть запасов химического оружия была вывезена со склада для уничтожения, а нетранспортабельная часть закопана на месте. К моменту утверждения акта выбора места под строительство будущего завода ни одно официальное лицо Самарской (Куйбышевской) области, включая первого секретаря областного комитета КПСС, не было извещено о назначении будущей стройки.

4 апреля 1986 г. Поступление в ЦК КПСС документа МХП СССР «О плане выпуска и поставок элементов боеприпасов по проблеме «Фолиант» на 1986-1990 гг.» Судьба этого военно-химического богатства обществу не известна.

29 сентября 1986 г. Постановление ЦК КПСС «О мероприятиях, связанных с созданием специализированных баз хранения химического оружия«. Принято решение собрать химические боеприпасы с нескольких десятков мест, разбросанных по СССР и зарубежью, и сгруппировать в 8 точках на территории России, с тем чтобы число советских складов химического оружия совпадало с только  что опубликованным числом точек размещения на континентальной части США. Решено оставить такие количества ОВ и химических боеприпасов, которые бы сопоставлялись с данными по США. Остальное решили тайно и по-старинке сжечь, затопить и закопать. По обычной советской практике было решено сделать вид, что больше химическое оружие никогда и нигде в Советском Союзе не существовало. В соответствии с этим решением, в течение двух-трех лет были выполнены интенсивные перевозки химического оружия из мест, где его «никогда не было», в ограниченное число точек РСФСР.

2 октября 1986 г. Экспертное заключение Государственной экспертизы и инспекции Министерства обороны СССР в отношении технико-экономического расчета строительства завода по уничтожению химического оружия в г.Чапаевске (Самарская область). Расчет был рекомендован для дальнейшего проектирования завода «после согласования с Минздравом СССР вопросов мер безопасности и мероприятий по защите окружающей среды«. Фактически завод начали строить в 1987 году, то есть до заключения Минздрава СССР (см. 15 января1988 г.). Предусматривалось в 1989 году уничтожить 4,7 тонн ОВ, в 1990 году — около 100 тонн, а с 1991 года — по 350 тонн в год.

30 декабря 1986 г. Акт приемки государственной комиссией работ по модернизации технологических потоков производства химических боеприпасов в наполнении ОВ второго поколения — советским V-газом на ПО «Химпром» в .Новочебоксарске (Чувашская республика).

10 апреля 1987 г. Генеральный Секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев на митинге чехословацко-советской дружбы в Праге информировал мировое сообщество, что «Советским Союзом прекращено производство химического оружия. СССР не имеет химического оружия за пределами своих границ». Это было первое официальное признание, что СССР производил и накапливал химическое оружие, вопреки требованиям Женевского «Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств«, ратифицированного Советским Союзом 5 апреля 1928 года. И это была форма констатации, что советское химическое оружие было возвращено на территорию Советского Союза из зарубежных стран.

22 июля 1987 г. Постановление ЦК КПСС с поручением Минобороны СССР провести для зарубежных стран на базе 33 ЦНИИИ МО СССР (военно-химический полигон Шиханы, Саратовская область) в сентябре-октябре 1987 г. показ типовых образцов химических боеприпасов. При реальной демонстрации начальник химических войск генерал В.К.Пикалов и его заместитель генерал А.Д.Кунцевич объявили гостям не то, что им предписывал ЦК КПСС. Химические генералы сообщили, что были показаны не типовые, а все виды советских химических боеприпасов (см. 3-4 октября 1987 г.). В том же постановлении было решено «информировать США и других участников переговоров о местоположении нашего строящегося специального предприятия по уничтожению химического оружия (Куйбышевская область, г.Чапаевск)«.

6 августа 1987 г. Сообщение министра иностранных дел Советского Союза Э.А.Шеварднадзе на Конференции по разоружению в Женеве о строительстве в СССР в Чапаевске («в степях») завода по уничтожению химического оружия. Для жителей самого Чапаевска это было откровением.

3-4 октября 1987 г. Показ на советском военно-химическом полигоне Шиханы (Саратовская область) представителям дипломатического корпуса и официальной прессы 19 образцов химических боеприпасов (в том числе 6 с СОВ первого поколения и 12 — с ФОВ), которые якобы только и имелись у Советской Армии. Впоследствии выяснилось, что число типов химической боеприпасов, стоявших на вооружении, не менее 45 (см. 22 июля1987 г.). Продемонстрирована также передвижная установка КУАСИ, которая предназначалась для ликвидации аварийных химических боеприпасов, не была оснащена очистными устройствами и не предусматривалась для уничтожения образующихся в процессе ликвидации ФОВ реакционных масс.

26 октября 1987 г. Постановление ЦК КПСС «О мерах по политико-пропагандистскому и дипломатическому обеспечению нашей линии на скорейшее запрещение химического оружия по результатам посещения участниками переговоров советского военного объекта Шиханы«.

16 декабря 1987 г. Дата выпуска Конференцией по разоружению в Женеве официального документа за подписью советского представителя Ю.Назаркина, содержавшего советскую официальную информацию о демонстрации на военно-химическом полигоне Шиханы советских химических боеприпасов. В документе приведены только те 19 образцов химических боеприпасов, которые были показаны. Остальные типы боеприпасов, состоявших на вооружении армии, были по-прежнему скрыты от мирового сообщества (см. 3-4 октября1987 г.).

15 января 1988 г. Выдача министерством здравоохранения СССР положительного экспертного заключения по проекту завода уничтожения химического оружия, строившегося в районе Чапаевска (Самарская область).

16 января 1988 г. Постановление ЦК КПСС в связи с очередной встречей на переговорах по разоружению: «Объявить на переговорах, что объем запасов химического оружия СССР не превышает 50 тысяч тонн по отравляющим веществам, при этом все запасы химического оружия находятся на территории СССР… Разъяснять  также, что объявленный объем запасов относится ко всем отравляющим веществам, находящимся на вооружении ВС СССР«.

23 февраля 1988 г. Армия США сообщила, что уничтожение химического оружия будет осуществляться там, где оно складировано, то есть на территории 8 военно-химических баз. От альтернативного варианта уничтожения на 1-2 базах, связанного с перевозками химического оружия, было решено отказаться.

16 марта 1988 г. Применение химического оружия иракской авиацией против курдского населенного пункта Халабджа. В результате 16 бомбардировок погибло примерно 5-7 тысяч жителей и более 20 тысяч было отравлено.

28 июля 1988 г. На Конференции по разоружению в Женеве США сообщили места размещения своих военно-химических арсеналов и планы ликвидации складированного на них химического оружия. Делегация США призвала представителей Советского Союза поступить аналогичным образом.

25 января 1989 г. Утверждение Минздравом СССР протокола, в соответствии с которым подготовленный проектной организацией проект завода по уничтожению химического оружия в Чапаевске (Самарская область) был задним числом «рекомендован к производству работ«. К моменту утверждения этого протокола строительство завода уже заканчивалось. Завод предназначался для уничтожения ФОВ из химических боеприпасов. Промзона завода -18 га. Процесс расснаряжения химбоеприпасов должен был осуществляться на четырех технологических линиях: на двух — артснаряды с емкостью по ОВ до8 л, на одной — ракетные и авиационные боеприпасы емкостью по ОВ до260 л, на одной — ракетные боеприпасы емкостью по ОВ свыше260 л. С технологической точки зрения речь шла о повторении способа ликвидации ФОВ, который был продемонстрирован представителям иностранных государств 3-4 октября 1987 года на передвижной установке КУАСИ, предназначенной исключительно для ликвидации аварийных боеприпасов, не оснащенной очистными устройствами и вообще не предусматривавшейся для осуществления второй стадии процесса (уничтожения реакционных масс). В Чапаевске было запроектировано возведение объектов только по первой стадии (детоксификации самих ФОВ с образованием реакционных масс). Токсичные реакционные массы (3 тонны на одну тонну ФОВ) было решено вывозить железнодорожным транспортом для сжигания на химическом комбинате в Новочебоксарске (Чувашская Республика).

6 февраля 1989 г. Постановление ЦК КПСС с поручением КГБ СССР, Минобороны СССР, Госплану СССР, МВЭС СССР и МХП СССР тщательно проанализировать положение дел и действия, которые необходимо осуществить для обеспечения  нераспространения советского химического оружия.

9 апреля 1989 г. Применение частями Советской Армии химического оружия несмертельного типа для подавления народных волнений в г.Тбилиси (Грузинская Республика). По официальным данным, были применены 4 гранаты, снаряженных ОВ, будто бы не состоявшем на вооружении армии.

9 апреля 1989 г. Массовый митинг протеста жителей г.Чапаевска (Самарская область) против планов экологически не оправданного уничтожения химического оружия на вновь построенном объекте, размещенном в селе Покровка в12 км от центра Чапаевска. На рубеже 1950-1960 гг. в Покровке была уничтожена большая партия иприта методом открытого сжигания.

17 апреля 1989 г. Поручение СМ СССР, в соответствии с которым Госкомприроды СССР должен был обеспечить вневедомственную экологическую экспертизу проекта строительства завода по уничтожению химического оружия в г.Чапаевске (Самарская область). На фактически построенном заводе к тому времени шли пуско-наладочные работы.

19 апреля 1989 г. Утверждение Государственной комиссией СМ СССР по военно-промышленным вопросам общей концепции ликвидации химического оружия в СССР. Предусматривалось строительство 4-х объектов уничтожения химического оружия. Три объекта должны находится в системе Министерства обороны СССР — в г.Чапаевск (Самарская область), в пос.Горный (Саратовская область) и в г.Камбарка (Удмуртская Республика). Четвертый было решено создать в системе МХП СССР на химическом комбинате в г.Новочебоксарск (Чувашская Республика). С учетом структуры объявленных запасов химического оружия это означало, что ликвидация запасов авиационных и артиллерийских боеприпасов в наполнении ФОВ предполагалось организовать в Чапаевске и Новочебоксарске. Места возведения объектов предполагалось согласовывать с местными органами власти и общественностью.

11 мая 1989 г. Постановление ЦК КПСС «Об обвинениях Советского Союза в причастности к распространению химического оружия». Декларировано, что «СССР не оказывал содействие ни одной стране в разработке и создании химического оружия, в строительстве или эксплоатации объектов для его производства и хранения. Советский Союз никогда не осуществлял поставки химического оружия, в том числе отравляющих веществ и химических боеприпасов за рубеж… Советский Союз строго придерживается политики отказа от размещения химического оружия за пределами своей территории«.

19 мая 1989 г. Назначение Государственным комитетом СССР по охране природы комиссии «для проведения государственной экологической экспертизы проекта завода по уничтожению химического оружия в г.Чапаевске«. Комиссию возглавил И.В.Мартынов — бывший директор головного института по разработке химоружия (ГОСНИИОХТ) и лауреат Ленинской премии за внедрение в производство технологии выпуска зомана. Он к тому времени стал директором академического института по поиску принципиально новых боевых ОВ и в этом качестве возглавил комиссию. В комиссии было немало других представителей ВПК — руководитель лаборатории предприятия, «где руководителем т.Коротеев, Минобщемаша СССР«, заместитель начальника Третьего Главного управления при Минздраве СССР, начальник отдела НИИГП того же Третьего Главного управления при Минздраве СССР, и т.д. Входил в состав комиссии и “Кунцевич А.Д. — заместитель начальника химических войск Минобороны СССР”.

25 мая 1989 г. Подписание «Акта экспертной комиссии по экологической экспертизе проекта завода по уничтожению химического оружия в г.Чапаевске». В документе отражено, что для комиссии, приехавшей в Чапаевск (Самарская область) для экспертизы проекта, на самом деле был «проведен показ основных технологических сооружений объекта«. В акте была отражена предусмотренная фактическая  последовательность операций по уничтожению боеприпасов с ФОВ: транспортировка изделий с баз хранения Минобороны в Чапаевск, детоксикация ОВ химическим методом, отгрузка образующихся при этом реакционных масс (на химический комбинат в Новочебоксарск).  Комиссия была вынуждена принять решение «рекомендовать МО СССР проработать вопрос транспортировки ОВ, минуя станцию Чапаевск«. Более того, комиссия не смогла избежать заключения, которое обесценивало предыдущие работы по проектированию и строительству объекта (орфография сохранена): “Предложенные технология и проект цеха уничтожения ОВ при безаварийной эксплуатации является экологически безопасным”. Реально возможные аварийные ситуации в проекте проработаны не были, равно как и не были оценены последствий разрушения склада. Была и другая «экспертиза». Западные специалисты, посетившие Чапаевск, нашли, что на вновь сооруженном заводе реализованы технологии 1950-х годов, а решения вопросов безопасности и экологического контроля сомнительны. Как приговор прозвучал вывод: завод возле Чапаевска чреват будущими бедствиями, по сравнению с которыми чернобыльская катастрофа будет напоминать пикник в воскресной школе. Опровержений от официальных лиц Советского Союза не последовало. А роль непросчитанных аварий возводимого завода была по существу отражена в письме председателя Госкомприроды СССР Ф.Т.Моргуна, при котором он направил «Акт экспертной комиссии» в СМ СССР. Там было указано, что в ходе экспертизы попутно на химическом заводе в самом Чапаевске (бывшем заводе химического оружия № 102) было «выявлено наличие двух 5-тонных емкостей жидкого хлора, не обеспеченных средствами дегазации и не отвечающих требованиям техники безопасности. Авария с этими емкостями может привести к выбросу хлора в атмосферу, уничтожению  всего живого в г.Чапаевске и близлежащих окрестностях«.

12 июня 1989 г. Постановление ЦК КПСС о направлении в Женеву (Швейцария) на переговоры по запрещению химического оружия советской делегации: Н.Н.Ковалев (Госкомиссия СМ СССР по военно-промышленным вопросам), С.В.Голубков (МХП СССР), А.С.Иванов (Оборонный отдел ЦК КПСС). Состав делегации продемонстрировал уровень отношения властей к химическому разоружению — были посланы люди, которые в течение десятилетий истово действовали на поприще химического вооружения: Н.Н.Ковалев — лауреат Госпремии 1981 года за создание потока снаряжения боеприпасов на основе V-газа и будущий лауреат Госпремии 1991 года за создание бинарного химического оружия на основе все того же V-газа, С.В.Голубков — лауреат Ленинской премии 1972 года за организацию выпуска зомана, А.С.Иванов — лауреат Госпремии 1978 года за создание «несмертельного» химического оружия. Такой состав позволял тянуть с химическим разоружением долгие годы.

11 июля 1989 г. Постановление ЦК КПСС по общим и международным аспектам химического разоружения. Принято на основании записки Л.Зайкова, Э.Шеварднадзе, А.Яковлева, Д.Язова, О.Бакланова, И.Белоусова, Ю.Беспалова, В.Крючкова. Среди прочего, высокие должностные лица обнаружили, наконец, что в деле химического разоружении «проведение предварительной работы с общественностью имеет особое значение«. Было констатировано также, что для «обеспечения участия СССР в многостороннем обмене данными в связи с будущей Конвенцией о запрещении химического оружия подготовлены данные по видам и названиями имеющихся у нас боевых отравляющих веществ, видам хранимых химических боеприпасов, а также по боевым веществам, хранящимся в емкостях. Подготовлены также данные по составу наших запасов химического оружия и складам их хранения» для обмена с США (обмен с США состоялся в конце года, а собственные сограждане не получили этих данных никогда). Не была забыта «общественность». В записке было отмечено: «В плане активизации выступлений общественности в поддержку скорейшего заключения Конвенции о запрещении химического оружия считаем целесообразным, чтобы Советский комитет защиты мира начал проработку вопроса о проведении в Москве представительной международной конференции антивоенных движений, а Академия наук СССР — вопроса о создании комитета ученых, выступающих за химическое разоружение».

22 июля 1989 г. Постановление ЦК КПСС «О неразмещении советского химического оружия за рубежом«. Этим документом было констатировано, что советское химическое оружие вернулось, наконец, из длительных зарубежных командировок в ГДР, Чехословакию, Монголию и другие страны.

28 июля 1989 г. Постановление ЦК КПСС о создании правительственной комиссии по оценке экологической безопасности объекта по уничтожению химического оружия в Чапаевске (Самарская область). Целью работы комиссии было не столько изучить экологические вопросы, сколько оценить социально-политическую обстановку в районе возводимого  завода. Возглавил комиссию заместитель председателя СМ СССР Н.П.Лаверов. Комиссия констатировала, что на объекте предполагается лишь часть необходимых операций:  «Реализованная на объекте технология уничтожения экспериментально проверена и подтверждена многолетним опытом эксплоатации подвижного комплекса уничтожения химического оружия». Другими словами, эксплоатация какой бы то ни было полупромышленной установки, а также уничтожение реакционных масс, образующихся при детоксикации ФОВ, не предполагалось. После изучения материалов Минобороны и МХП СССР по оценке запроектных аварийных ситуаций и, как следствие, принятых этими ведомствами «дополнительных мерах, исключающих возможность возникновения запроектных аварий«, комиссия удовлетворенно решила, что «технология уничтожения химического оружия, реализованная на созданном объекте, является экологически безопасной и может быть использована для создания полномасштабных производств для уничтожения запасов химического оружия«. Тем не менее, высокая комиссия была вынуждена информировать СМ СССР, что уже сложившаяся социальная напряженность в Чапаевске и Куйбышевской области «делает невозможным ввод объекта в эксплуатацию на реальных средах«.

5 августа 1989 г. Создание экологическими активистами палаточного городка протеста в поле возле Чапаевска (Самарская область) вблизи будущего объекта по уничтожению химического оружия (см. 9 апреля и 5 сентября1989 г.).

5 сентября 1989 г. Постановление ЦК КПСС о перепрофилировании объекта по уничтожению химического оружия, построенного в районе Чапаевска (Самарская область), в учебно-тренировочный центр по отработке технологии уничтожения химического оружия. Действовать в новом качестве объект так и не стал. Попутно было предусмотрено осуществление «мер, направленных на увеличение объемов жилищно-гражданского строительства, осуществление природоохранных мероприятий» в Чапаевске. Впоследствии об этих самых «мерах» никто не вспоминал (см. 9 апреля1989 г. и 5 августа1989 г.).

23 сентября 1989 г. Подписание в г.Джексон Хоул (Вайоминг) «Меморандума о понимании между правительством СССР и правительством США относительно двустороннего эксперимента по контролю и обмена данными в связи с запрещением химического оружия», согласно которому СССР и США обязались конфиденциально обменяться сведениями об объектах хранения и производства химического оружия (состоялся 29 декабря1989 г.).

26 сентября 1989 г. Заявление в ООН Министра иностранных дел СССР Э.А.Шеварднадзе о готовности договориться с США на двухсторонней основе о прекращении производства химического оружия, в том числе бинарного химического оружия. Это было первое официальное признание о существовании в Советском Союза производства химического оружия бинарного типа.

6 октября 1989 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР об утверждении программы создания химического оружия третьего поколения бинарного типа.

27 ноября 1989 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР с поручением Минобороны разработать совместно с другими министерствами и ведомствами проект Государственной программы уничтожения химического оружия и по согласованию с Государственной комиссий СМ СССР по военно-промышленным вопросам до 1 апреля 1990 года внести ее на рассмотрение Верховного Совета СССР. В основу разработанной программы была положена доставка химических боеприпасов с ФОВ в г.Новочебоксарске (Чувашская Республика) и уничтожение их на ПО «Химпром». Проект был представлен в срок.

29 декабря 1989 г. Обмен конфиденциальной информацией между СССР и США об объектах хранения и производства химического оружия (в соответствии с Вайомингским меморандумом от 23 сентября1989 г.). Стороны сообщили друг другу данные о размерах запасов химического оружия, типах ОВ, процентном соотношении хранящихся ОВ в боеприпасах, устройствах и емкостях, местах размещения объектов хранения, производства и уничтожения химического оружия с указанием типов ОВ и химических боеприпасов на каждом. Советский Союз сообщил о количестве своего химического оружия (40 000 тонн ОВ).

2 февраля 1990 г. Постановление ЦК КПСС с директивами советской делегации в связи очередными переговорами по запрещению химического оружия. Среди прочего, для двусторонних советско-американских переговоров решено: «На основе взаимности передать американской стороне на XIV раунде консультаций данные по СССР, касающиеся наших прошлых (начиная с 1970 года), настоящих или планируемых действий и процедур по уничтожению химического оружия«.

15 мая 1990 г. Зарегистрирован расчетный ОБУВ (ориентировочный безопасный уровень воздействия) фосфорорганического ОВ второго поколения ­советского V-газа — в воздухе населенных мест. Фактически выпуск этого ОВ осуществлялся в Новочебоксарске (Чувашская Республика) задолго до установления гигиенического стандарта — в 1972-1987 гг.

1 июня 1990 г. Подписание двустороннего «Соглашения между СССР и США об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней Конвенции о запрещении химического оружия», так называемого соглашения Буш-Горбачев. Один из моментов этого соглашения — каждая сторона, в соответствии с п.IV.1, должна была ограничить запасы своего химоружия до 5000 тонн, причем дальнейшее снижение не предусматривалось. А по п.IV.6а каждая сторона должна была передать другой информацию о своем химическом оружии, в том числе дать «указание мест его хранения, его типов и количества«. Соглашение осталось нератифицированным ни Советским Союзом, ни Россией. Однако это не могло помешать обмену информацией — он состоялся еще в конце 1989 года на основании Вайомингского меморандума.

30 июня 1990 г. Армия США начала пробную ликвидацию химических боеприпасов на объекте уничтожения химического оружия на атолле Джонстон. (центральная часть Тихого океана). Испытание проводилось на примере ракет М-55 и105 мм реактивных снарядов М-60 в снаряжении ОВ.

26 ноября 1990 г. Постановление Госкомприроды СССР «Об образовании экспертной комиссии для проведения государственной экологической экспертизы проекта «Программы по уничтожению химического оружия». Проект программы был разработан в апреле 1990 года министерством обороны совместно с другими министерствами и ведомствами и был передан руководству страны, однако не учитывал временной график, вытекающий из подписанного 1 июня 1990 года двустороннего «Соглашения между СССР и США об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней Конвенции о запрещении химического оружия». Из вариантов размещения объектов по уничтожению химического оружия авторы программы избрали наиболее экономичный, который предусматривал создание лишь двух объектов, причем основной из них предполагалось разместить в г.Новочебоксарске (Чувашская Республика). Уничтожение химического оружия в 7 местах его хранения представлялось слишком затратным. После анализа 15 возможных способов уничтожения химического оружия, рассмотренных в программе, комиссия Госкомприроды отметила, что в двухстадийном процессе ликвидации ОВ “в настоящее время наиболее отработана первая стадия технологии уничтожения ФОВ, разработанная ГСНИИОХТом. Она прошла экспериментальную проверку в процессе уничтожения химических боеприпасов на подвижных комплексах”. В письме в адрес будущего ГКЧПиста О.Д.Бакланова (заместителя председателя Совета обороны при президенте СССР) министр охраны окружающей среды Н.Н.Воронцов написал, что «вопросы размещения объектов по уничтожения ХО… не могут быть решены без снятия социальной напряженности, а также материальной компенсации населению за риск, связанный с проживанием в этих районах». В дальнейшем никаких решений по проекту программы до самого развала СССР принято не было, жители Чувашии не узнали о своем запрограммированном будущем, а официальный орган охраны природы России больше никогда не проводил экспертиз программ и способов уничтожения химического оружия.

19 февраля 1991 г. Решение комитетов и комиссий палат Верховного Совета СССР по проекту программы уничтожения химического оружия. Поскольку после разработки проекта программы 1 июня 1990 г. было подписано двустороннее «Соглашение между СССР и США об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней Конвенции о запрещении химического оружия», было рекомендовано доработать программу с учетом согласованного временного графика, а кабинету министров СССР — ускорить ее принятие. При этом предлагалось создать необходимые для выполнения программы вневедомственные структуры, частности Государственную комиссию по выбору и согласованию мест возведения объектов по уничтожению химического оружия.

10 марта 1991 г. Распоряжение Президента СССР М.С.Горбачева «О Государственной программе уничтожения химического оружия в СССР«. Министерству обороны СССР поручено в двухмесячный срок доработать проект программы с учетом замечаний комитетов и комиссий палат Верховного Совета СССР, а Кабинету Министров утвердить Государственную программу уничтожения химического оружия в СССР, а также «подготовить и представить президенту СССР проекты вытекающих из этой программы законодательных актов«.

4 апреля 1991 г. Постановление Кабинета Министров СССР (В.Павлов) о присуждении Ленинской премии в области науки и техники1991 г. за создание бинарного химического оружия смертельного типа на основе советского V-газа — Лауреаты — А.В.Гаев, А.В.Кислецов, А.Д.Кунцевич и В.А.Петрунин. Этим же постановлением Государственная премия в области науки и техники1991 г. присуждена Р.К.Бальченко, В.В.Бочарову, И.Б.Евстафьеву, Н.Н.Ковалеву, Г.С.Леонову, В.А.Путилову, В.И.Ханенко и А.А.Шапетько.

8 апреля 1991 г. Постановление Кабинета Министров СССР (В.Павлов) о присуждении Ленинской премии в области науки и техники за создание химического оружия нового типа (несмертельного) — С.А.Аржакову, С.В.Петрову и Е.С.Северину. Этим же постановлением Государственная премия в области науки и техники1991 г. присуждена В.П.Демушкину, А.Г.Ишкову, М.Ф.Киселеву, А.Е.Панову, Е.В.Пименову, Н.В.Породенко, В.Р.Рембовскому и Е.И.Чазову.

10 мая 1991 г. Представление доработанного проекта Государственной программы уничтожения химического оружия в СССР в Кабинет Министров СССР на утверждение. Решение принято не было.

19-21 августа 1991 г. Подготовка Советской Армии к применению несмертельного (психотропного) химического оружия против защитников Белого дома (здания Верховного Совета РСФСР в Москве) во время совершенной советской номенклатурой попытки государственного переворота. Применение химического оружия не состоялось.

27 ноября 1991 г. Совещание в комитетах и комиссиях Верховного Совета РСФСР с повесткой «Проблемы уничтожения химического оружия». В решении совещания Верховному Совету РСФСР было рекомендовано рассмотреть проект Государственной программы уничтожения химического оружия с целью ее реализации. Решение принято не было.

12 декабря 1991 г. Принятие Конгрессом США «Закона об уменьшении советской ядерной угрозы». По имени инициаторов — американских сенаторов демократа Нанна и республиканца Лугара — этот закон обычно называют законом Нанна-Лугара. В основе принятого закона лежит программа «совместного уменьшения угрозы». В соответствии с законом, американский президент получил право расходовать на оказание помощи распадающемуся Советскому Союзу и в первую очередь России в уничтожении оружия массового поражения до 400 млн долларов из сумм, выделяемых министерству обороны США.

19 февраля 1992 г. Указ Президента РФ Б.Н.Ельцина «О создании Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации». Указано, что комитет создается в целях решения конвенциальных проблем химического и биологического оружия, международного и внутреннего контроля по недопущению их разработки, производства и накопления, а также ликвидации запасов химоружия. Во главе комитета был поставлен заместитель начальника химических войск армии России генерал А.Д.Кунцевич.

7 мая 1992 г. Поручение председателя правительства России Е.Т.Гайдара вновь назначенному руководителю Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ А.Д.Кунцевичу рассмотреть «весь комплекс вопросов, связанных с проблемой старого химического оружия (включая химические боеприпасы, затопленные в Балтийском море), и представить согласованные предложения». В течение июня премьер-министр дважды давал аналогичные поручения генералу А.Д.Кунцевичу, однако до самой своей отставки предложений так и не дождался.

15 мая 1992 г. Подписание в Ташкенте «Соглашения между государствами-участниками СНГ в отношении химического оружия». Россия подтвердила свою ответственность за уничтожение запасов химического оружия бывшего СССР. В соответствии со ст.4 государства СНГ обязались сотрудничать в деле уничтожения химического оружия. Этой же статьей было предусмотрено, что вопросы участия государств СНГ в целевом финансировании мероприятий по уничтожению запасов химического оружия регулируются отдельным соглашением. Впоследствии ни одного такого соглашения заключено не было. Каких-либо значащих последствий для взаимоотношений стран СНГ в области химического оружия этот документ не имел.

25 мая 1992 г. Указ Президента РФ Б.Н.Ельцина «О деятельности Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации». Утверждено Временное положение о Комитете, в котором декларировано, что комитет «является органом, осуществляющим координацию и контроль в области обеспечения выполнения международных обязательств России по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия» и, таким образом «выполняет функции национального координационного центра в рамках международного сотрудничества и контроля по указанным проблемам». Среди других задач Комитета важна следующая: он «осуществляет анализ информации по обнаруживаемым местам захоронения старого химического оружия, определение степени и масштабов опасности этих мест, разработку мероприятий по ликвидации возможных очагов опасности«.

12 июня 1992 г. Распоряжение Президента России «О первоочередных мерах по подготовке к выполнению международных обязательств России в области уничтожения запасов химического оружия». Этим документом на Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ была возложена ответственность за организацию работ по обеспечению готовности России к выполнению международных обязательств в области уничтожения запасов химического оружия. Ему было предписано в двухмесячный срок разработать и представить в правительство предложения о поэтапном создании системы объектов по уничтожению запасов химического оружия. Комитету было предписано также, чтобы в число совокупности мер по социальной защите населения вошло «введение обязательного государственного страхования личности, движимого и недвижимого имущества граждан, проживающих в 15-километровой зоне вокруг объектов по уничтожению химического оружия, с возмещением полного ущерба, обусловленного аварийными ситуациями».

17 июня 1992 г. Подписание Б.Н.Ельциным и Дж.Бушем-старшим рамочного «Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения и предотвращения распространения оружия». В соглашении, срок действия которого заканчивался 17 июня 1999 года, предусматривались меры по содействию России в решении вопросов уничтожения оружия массового поражения. Оно было заключено в рамках принятого осенью 1991 года Конгрессом США закона Нанна-Лугара. В соответствии со ст.X, «США, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков могут ввозить и вывозить из Российской Федерации любое оборудование, принадлежности, материалы или услуги, необходимые для осуществления настоящего соглашения… они не подвергаются досмотру со стороны Российской Федерации или каких-либо ее органов».

Июль 1992 г. Публикация в газете «Совершенно секретно» (Москва) статьи Л.А.Федорова «Смерть замедленного действия. Россия накануне химического апокалипсиса«. В статье заданы прямые вопросы российскому военно-химическому комплексу о номенклатуре имеющихся на складах России рецептур ОВ и типов химических боеприпасов, о местах хранения наличных запасов химического оружия, а также о местах его прошлого производства. Аналогичные данные об американском химическом оружии граждане США получили в открытой публикации в 1989 году, параллельно тому как они были переданы секретным порядком в Советский Союз (см. Carnes S.A. Environmental Professional, vol.11, n.4, p.281, 1989). В статье сделан вывод, что, не сообщая согражданам необходимую информацию об оружии, готовящемся к уничтожению военно-химический комплекс закладывает «мощнейший очаг будущих социальных потрясений«, аналогичных том, что случилось в Чапаевске в 1989 году.

8 июля 1992 г. Постановление Верховного Совета РФ «Об обеспечении выполнения международных обязательств Российской Федерации в области химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия». В документе подтверждается правопреемство Российской Федерации в отношении обязательств СССР по Конвенции о запрещении химического оружия. Правительству РФ совместно с профильными комитетами ВС РФ было поручено представить в ВС РФ к 15 сентября 1992 года проект комплексной программы поэтапного уничтожения химического оружия.

Июль 1992 г. Публикация в газете «Совершенно секретно» (Москва) статьи Л.А.Федорова «Смерть замедленного действия. Россия накануне химического апокалипсиса«. В статье заданы прямые вопросы российскому военно-химическому комплексу о номенклатуре имеющихся на складах России рецептур ОВ и типов химических боеприпасов, о местах хранения наличных запасов химического оружия, а также о местах его прошлого производства. Аналогичные данные об американском химическом оружии граждане США получили в открытой публикации в 1989 году, параллельно тому как они были переданы секретным порядком в Советский Союз (см. Carnes S.A. Environmental Professional, vol.11, n.4, p.281, 1989). В статье сделан вывод, что, не сообщая согражданам необходимую информацию об оружии, готовящемся к уничтожению военно-химический комплекс закладывает «мощнейший очаг будущих социальных потрясений«, аналогичных том, что случилось в Чапаевске в 1989 году.

29 июля 1992 г. Распоряжение правительства Российской Федерации с поручением Комитету по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ разработать и к 15 сентября1992 г. представить в Верховный Совет РФ проект Комплексной программы поэтапного уничтожения химического оружия. Проект Комплексной программы (1 этап) был разработан и представлен.

30 июля 1992 г. Подписание «Соглашения между Комитетом по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации и Министерством обороны США относительно безопасного, надежного и экологически чистого уничтожения химического оружия». Соглашение заключено в развитие соглашения от 17 июня 1992 года, подписанного Б.Н.Ельциным и Дж.Бушем-старшим и касавшегося общей организации помощи России в уничтожении оружия массового поражения в рамках закона Нанна-Лугара.

22 августа 1992 г. Издание директивы Генерального штаба Минобороны РФ № 314/1/865 о создании в составе возглавлявшегося генералом С.В.Петровым управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) специального органа — управления ликвидации химоружия (УЛХО). Вновь образованный орган занялся делами, далекими от обязанностей и квалификации служащих армии — отбором и утверждением технологий уничтожения химического оружия, разработкой технико-экономических обоснований строительства объектов уничтожения химического оружия, согласованием с администрациями регионов вариантов размещения данных объектов. Поначалу в состав управления были переданы два склада химического оружия — в пос.Горный (Саратовская область) и в г.Камбарке (Удмуртская Республика). Через ряд лет были переданы также 5 складов ВВС и ГРАУ, которые были выделены для хранения предъявленных мировому сообществу запасов химических боеприпасов СССР. После передачи в «гражданское» ведомство управление получило новое название — Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Российском агентстве по боеприпасам.

3 сентября 1992 г. Принятие на Конференции по разоружению в Женеве окончательного текста международной «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении». В том же году Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию, после чего она была открыта для подписания на специальной церемонии (см. 13 января1993 г., 29 апреля1997 г. и 5 ноября1997 г.).

11 сентября 1992 г. Посещение президентом России Б.Н.Ельциным ПО «Химпром» в Новочебоксарске (Чувашская Республика) в связи с намечавшейся на этом предприятии организацией уничтожения всех химических боеприпасов в снаряжении фосфорорганическими ОВ.

16 сентября 1992 г. Распоряжение Президента РФ «О введении контроля за экспортом из Российской Федерации химикатов и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия». Этим распоряжением Президента РФ (а также следующим — от 7 декабря 1994 года) был запрещен вывоз из страны полупродукта производства американского газа VX, а не советского V-газа. Таким образом, вывоз полупродукта советского V-газа нормативными актами России так и не был запрещен.

16 сентября 1992 г. Публикация в еженедельнике «Московские новости» статьи В.Мирзаянова и Л.Федорова «Отравленная политика». В ней отмечена неготовность властей России к химическому разоружению без тайн от партнеров. В США, где утро наступает на полсуток позже, аналогичные данные появились в газете «Балтимор Сан» за тем же числом.

24 сентября 1992 г. Сообщение московской газеты «Красная звезда» о планах уничтожения химического оружия в Чувашской Республике.

26 сентября 1992 г. Поручение президента России Б.Н.Ельцина о проведении силами «заинтересованных» министерств и ведомств комплекса работ по выявлению мест прошлой деятельности, связанной с производством и уничтожением химического оружия в бывшем СССР. Поручение министерством обороны и другими министерствами и ведомствами выполнено не было.

13 октября 1992 г. Поручение президента России Б.Ельцина о проверке организации хранения химического оружия на арсеналах министерства обороны. Проведена в начале1993 г. комитетом по конвенциальным проблемам с участием министерства обороны и других ведомств. Проверка показала необходимость принятия безотлагательных дополнительных мер по обеспечению безопасных условий хранения и охраны химического оружия.

22 октября 1992 г. Обыск, проведенный контрразведкой на квартирах В.Мирзаянова и Л.Федорова с связи с публикацией в «Московских новостях» статьи «Отравленная политика» (см. 16 сентября1992 г.).

26-31 октября 1992 г. Визит в Германию делегации российского Военно-химического комплекса в Германию (Франкфурт-на-Майне) «с целью дальнейшего обсуждения вопросов объединения усилий в области уничтожения высокотоксичных веществ». Среди прочего, генералы И.Б.Евстафьев и В.И.Холстов и другие члены российской делегации обсуждали вопросы «разработки технологии и оборудования для обезвреживания загрязненного грунта в местах прежнего уничтожения химического оружия».

30 октября 1992 г. Рассмотрение в комитетах Верховного Совета РФ проекта Комплексной программы поэтапного уничтожения химического оружия (1 этап), разработанной Комитетом по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ. В основу концепции уничтожения химического оружия была положена перевозка боеприпасов с ФОВ по железной дороге с не названных военных складов в Чувашскую Республику и уничтожение на ПО «Химпром» в г.Новочебоксарске, который подлежал перепрофилированию из завода по выпуску химического оружия в объект по его уничтожению. Жители Чувашии лишь месяц назад узнали об этих планах из скупого сообщения московской «Красной звезды». Два других объекта по уничтожению люизита и иприта предусматривалось построить в регионах их хранения — в г.Камбарка (Удмуртская Республика) и в пос.Горный (Саратовская область). Проект был рассмотрен и, несмотря на отсутствие данных о химическом оружии с ФОВ, был в принципе одобрен.

4 ноября 1992 г. Решение Малого совета г.Новочебоксарска (Чувашская Республика) о разработке в 1993 году ТЭО перенаправления бывшего объекта по производству химического оружия на «Химпроме» в объект по его уничтожению.

25 декабря 1992 г. Постановление Верховного Совета Чувашской Республики: «Запретить на территории Чувашской Республики уничтожение химического оружия и размещение объекта по его ликвидации«.

26 декабря 1992 г. Центральная газета «Правда» провозгласила, что «уничтожение химического оружия начнется в Новочебоксарске в 1996 году«.

« Назад Оглавление Вперед »