Книга «Химический бумеранг страны Советов (хроника жизни ненужного оружия в безалаберной стране)»

ДРАМА ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ

13 января 1993 г. Подписание Министром иностранных дел Российской Федерации А.В.Козыревым в Париже международной «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении». Тем самым цивилизация вышла на финишную прямую тяжелейшего марафона, приведшего к созданию правовой базы для всеобщего и гарантированно необратимого химического разоружения. Общие цели, которые были зафиксированы в самом названии Конвенции, очевидны. В ее статье I были конкретизированы три военно-политических цели. Каждое государство-участник Конвенции брало на себя обязательства: уничтожить собственное химическое оружие; уничтожить химическое оружие, оставленное на территории других государств; уничтожить объекты по производству химического оружия. А в п.6 части IV В) Приложения была сформулирована четвертая цель Конвенции — на этот раз не военно-политическая, а экологическая. Определено, что каждое государство решает проблему своего старого химического оружия в качестве токсичных отходов в рамках своего национального законодательства.

19 января 1993 г. Повторное рассмотрение «Комплексной программы поэтапного уничтожения химического оружия в Российской Федерации» (I этап) в Верховном Совете РФ на парламентских слушаниях, организованных комитетами по промышленности и энергетике, а также по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов. В слушаниях участвовали представители ряда регионов хранениях и производства химического оружия. Это был первый случай, когда законодатели и общественность совместно обсуждали проблему химического разоружения, причем представители власти, которые еще не восстановили свои былые позиции, вели себя осторожно. В решении было указано, что проект программы не проходил государственную экологическую экспертизу, что в нем не была учтена реальная экологическая обстановка в Чувашской Республике и что не были представлены предложения по созданию законодательной базы, которая бы гарантировала гражданам России безопасность и сохранение здоровья, сохранение окружающей среды и возмещение ущерба в случае непредвиденных аварийных ситуаций в районе объектов хранения и уничтожения химического оружия, а также на трассах его перевозки. Проект был отклонен и больше уже не рассматривался, поскольку, среди прочего, не учитывал факта подписания Россией Конвенции о запрещении химического оружия (см. 24 марта1994 г., 21 мая1996 г.).

12 февраля 1993 г. Распоряжение правительства России № 207-р о первоочередных работах в области химического разоружения, которые надлежало выполнять «до утверждения Комплексной программы поэтапного уничтожения химического оружия«. Документом были определены задачи министерств и ведомств — Министерство обороны РФ, Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ, а также Министерства финансов РФ. Государственным заказчиком работ (доработка и выбор технологий уничтожения химического оружия, разработка ТЭО объектов уничтожения химического оружия, строительство природоохранных сооружений) было определено Министерство обороны РФ. Распоряжение было отменено 21 ноября 2000 года.

5 марта 1993 г. Постановление Верховного Совета Республики Татарстан:
«Республика Татарстан берет на себя обязательство не производить, не хранить и не ввозить на свою территорию оружие массового поражения. Транзитные перевозки через территорию Республику Татарстан химического оружия к местам его уничтожения могут быть осуществлены только с согласия государственных органов власти Татарстана».

27-28 марта 1993 г. Первая Общественная конференция экологических активистов России по химическому оружию «Социально-экологические аспекты уничтожения химического оружия» (г.Нижний Новгород). В решениях сообщества экологических активистов, участвовавших в первых спорах с властями по вопросам более гуманной организации химического разоружения, затрагивались разнообразные аспекты экологизации всего процесса химического разоружения и в первую очередь тех, которыми государство так и не стало заниматься — преодоление последствий подготовки к химической войне.

5 апреля 1993 г. Распоряжение правительства России с поручением Комитету по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте России о проведении работ по оценке степени загрязнения окружающей среды с районе г.Новочебоксарска (Чувашская Республика) в связи с производством до 1987 года ОВ  на НПО «Химпром». «Забота» В.С.Черномырдина была с связана с тем, что Новочебоксарск все еще рассматривался в качестве основного места уничтожения всех химических боеприпасов с ФОВ, несмотря на ее отказ от этой роли (см. 25 декабря1992 г.). К работам было поручено привлечь «независимых экспертов и специализированные лаборатории». После повторного отказа Чувашии от роли лидера химического разоружения (см. 18 октября1993 г.) заботы и правительства, и менее значительных органов власти об окружающей среде мест прошлого производства химического оружия прекратились. А оценка загрязнения Новочебоксарска ФОВ не закончилась ничем.

19 апреля 1993 г. Постановление Совета Министров Российской Федерации «О льготах для военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил РФ, занятых выполнением и обеспечением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов». Под химическим оружием имеются в виду оба типа — смертельные ОВ (давно сосредоточенные на еще не объявленных в России, но открытых для международного контроля военно-химических базах) и несмертельные ОВ (инкапаситанты, то есть ОВ, временно выводящее противника из строя; для прикрытия их часто именуют ирритантами, то есть раздражающими ОВ, хотя на самом деле ирританты и инкапаситанты — это разные виды химического оружия несмертельного типа), операции с которыми, в том числе разработка, производство, транспортирование, скрыты от общества до настоящего времени. Официально считается, что на военно-химическом полигоне Шиханы (Саратовская область) хранятся 2500 тонн «ирритантов» (на самом деле это скорее всего инкапаситанты). На складе официально называется 30 источников выбросов вредных веществ в атмосферу, причем ни один из них не оснащен газоочистными устройствами. Всего запасы российской армии по несмертельным ОВ составляют примерно 9000 тонн, однако армейские базы их хранения обществу не известны.

20 апреля 1993 г. Заявление Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина по проблемам уничтожения химического оружия. Этот первый и, пожалуй, единственный опыт установления прямого контакта высшей власти с обществом. В частности, обществу было дано обещание, что «значительная часть средств» готовящейся Программы по уничтожению химоружия «будет направлена на решение региональных проблем охраны здоровья населения, охрану материнства и детства, строительство жилья, объектов соцкультбыта, дорог и другой инженерной инфраструктуры«. Президент обещал даже, что работы «по уничтожению химического оружия будут начаты только после положительного заключения государственной экологической экспертизы по Программе в целом и по каждому объекту». На самом деле государственная экологическая экспертиза обеих российских программ уничтожения химического оружия, которые были приняты правительством России после заключения Конвенции о запрещении химического оружия, не проводилась (см. 21 марта1996 г. и 5 июля2001 г.).

9 августа 1993 г. Распоряжение Президента Российской Федерации «О порядке выбора районов для размещения объектов по уничтожению химического оружия на территории Российской Федерации», что было возложено на специально созданную правительственную комиссию.

15 октября 1993 г. Образование межрегиональной общественной экологической организации России Союз «За химическую безопасность«.

19 октября 1993 г. Постановление Верховного Совета Чувашской Республики о внесении дополнения в ст.5 Закона Чувашской ССР «О порядке пользования природной средой и природными ресурсами«. Новая редакция статьи: «На территории Чувашской Республики запрещается производство, хранение, испытание и уничтожение химического оружия«.

22 октября 1993 г. Подписание межведомственного «Соглашения между Комитетом по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации и Федеральным министерством иностранных дел Федеративной Республики Германии о сотрудничестве в безопасном уничтожении химического оружия с соблюдением мер по предотвращению загрязнения окружающей среды». В документе отражен механизм взаимодействия между исполнительными органами и организационные меры по процедуре оказания помощи России со стороны Германии в ликвидации химического оружия. Германия не обусловливает помощь какими-либо условиями. Сбоев в исполнении не было.

23 ноября 1993 г. Президент США Б.Клинтон представил в сенат США Конвенцию о запрещении химического оружия, начав процесс ее ратификации.

14 декабря 1993 г. Заседание МВК по экологической безопасности Совета Безопасности РФ «О комплексе мер по обеспечение экологической безопасности при уничтожении химического оружия«. В докладе рабочей группы было констатировано, что «определенную угрозу экологической безопасности регионам представляют старые захоронения химического оружия«. Среди рекомендаций доклада рабочей группы можно найти следующую: «Создать межведомственную комиссию с участием представителей Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия, Министерства обороны РФ, Министерства безопасности РФ, Роскомхимнефтепрома, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомитета по чрезвычайным ситуациям, Госархива по выявлению мест прошлой деятельности, связанной с производством, уничтожением химического оружия в бывшем СССР, по оценке экологического состояния этих районов и выработке рекомендаций по ликвидации возможных отрицательных последствий для населения и окружающей среды в указанных районах». Эта рекомендация выполнена не была (см. 24 января1995 г.). Решение МВК включало поручение конвенциальному комитету подготовить, согласовать с заинтересованными министерствами и ведомствами и к 1 февраля 1994 года утвердить концепцию уничтожения химического оружия в России. Это решение выполнено не было — армия решила создать свою собственную концепцию, без участия конвенциального комитета.

17 декабря 1993 г. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке выбора районов для размещения объектов по уничтожению химического оружия на территории Российской Федерации». Утверждено положение о Правительственной комиссии по выбору районов и объявлен ее персональный состав. Распоряжению президента (см. 9 августа 1993 года) и постановлению правительства предшествовало письмо маршала Е.Шапошникова о необходимости «создать государственную комиссию по выбору и согласованию на территории РФ мест строительства объектов по уничтожению химического оружия с включением в ее состав народных депутатов всех уровней и представителей общественности”. Однако включение в комиссию упомянутых маршалом представителей общественности не состоялось — среди высокопоставленных чиновников во главе с О.Н.Сосковцом они не смотрелись. Равно как не смотрелись экологические соображения среди основных принципов выбора мест уничтожения химического оружия — господствовали только лишь экономические.

17 декабря 1993 г. Решение коллегии министерства обороны о создании собственной концепции уничтожения химического оружия в России.

15 января 1994 г. Первое официальное сообщение российскому обществу (в «Российской газете») картины размещения складов с запасами химического оружия. Американским партнерам по переговорам о запрещении химического оружия эти данные были сообщены более 4 лет назад (см.29 декабря 1989 года).

8 февраля 1994 г. Неудачная попытка сформулировать концепцию уничтожения химического оружия на заседании МНТС при Комитете по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ. Единства позиций достигнуто не было. Армия была готова уничтожать все химическое оружие на объявленных базах его хранения. Роскомхимнефтепром, напротив, не отказался от мысли принять на себя задачу уничтожения боеприпасов с ФОВ (и связанные с этим ассигнования), разместив объект уничтожения химического оружия на ПО «Химпром» (Чувашия).

2 марта 1994 г. Подписание министром обороны РФ П.С.Грачевым Концепции уничтожения химического оружия в России. В основу концепции был положен принцип уничтожения запасов химического оружия в местах его хранения из-за отказа Чувашской Республики от создания в г.Новочебоксарске основного предприятия по уничтожению боеприпасов с ФОВ. В документе были перечислены все склады хранения химического оружия и указаны количества хранящихся на них ОВ. Концепция была разработана министерством обороны как государственным заказчиком работ по проблеме уничтожения химического оружия и согласована со всеми министерствами и ведомствами, кроме Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ. Армия считала, что Комитет по конвенциальным проблемам только лишь временно исполняет функции национального органа, призванного координировать вопросы уничтожения химического оружия и осуществлять связь с ОЗХО по вопросам исполнения Конвенции о запрещении химического оружия. Армия считала, что такой орган должен быть создан при правительстве РФ. В качестве ответственного за организацию работ по уничтожению запасов химического оружия (выбор технологий уничтожения, создание ТЭО на отдельные объекты, строительство самих объектов, организацию и проведение экологического контроля в местах хранения и уничтожения химического оружия) министерство обороны определило себя. Премьер-министр и президент России не утвердили эту концепцию, и она была передана в Государственную Думу РФ.

24 марта 1994 г. Парламентские слушания «Об участии РФ в международных соглашениях о ликвидации химического оружия» (Комитеты Государственной Думы Российской Федерации по международным делам, по обороне, по экологии, по безопасности). В силу разнообразия организаторов и новизны проблемы для Государственной Думы разговор получился обстоятельный, хотя и не очень близкий экологической проблематике.

7 апреля 1994 г. Уволен со своего поста руководитель Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при президенте России генерал А.Д.Кунцевич. В 1975-1983 годах он служил начальником головного военно-химического института в Шиханах (33 НИИ МО). В 1983-1992 годах служил заместителем начальника химических войск МО. В 1992-1994 годах был председателем конвенциального комитета. Лауреат Ленинской премии в области науки и техники1991 г. за создание бинарного химического оружия смертельного типа на основе советского V-газа.

16 июня 1994 г. Утверждение генералом С.В.Петровым «Положения о порядке проведения экспертной оценки альтернативных вариантов и выбора приемлемой технологии уничтожения (утилизации) люизита». Одновременно была утверждена конкурсная комиссия и рабочая группа. Возглавил конкурсную комиссию генерал Ю.В.Тарасевич — заместитель начальника войск РХБ защиты. Его заместителями были генерал В.И.Холстов (с апреля 2003 года — руководитель Росбоеприпасов) и А.С.Иванов, многие годы работавший по линии “спецхимии” нападения в МХП СССР и в оборонном отделе ЦК КПСС, а затем руководивший химическим разоружением в конвенциальном комитете. Во главе рабочей группы был поставлен И.С.Максимов, заместителями стали А.Г.Ишков и В.С.Петросян.

21-24 июня 1994 г. Оценка технологий уничтожения люизита рабочей группой И.С.Максимова. Выбор группы пал на щелочной гидролиз люизита с последующим электролизом реакционных масс (разработчик — ГОСНИИОХТ).

2 июля 1994 г. Постановление правительства РФ «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по подготовке Российской Федерации к ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении». Министерству обороны было поручено разработать новую программу уничтожения химического оружия.

4 июля 1994 г. Утверждение генералом С.В.Петровым «Положения» о порядке работы экспертной комиссии по конкурсной оценке альтернативных вариантов технологий утилизации люизита.

12-13 июля 1994 г. Заседание экспертной комиссии во главе с генералом Ю.В.Тарасевичем по конкурсной оценке альтернативных вариантов технологий утилизации люизита. Комиссия утвердила «приоритетную технологию» (щелочной гидролиз люизита с последующим электролизом реакционных масс), которая была выбрана рабочей группой. Решение комиссии в свою очередь было утверждено начальником войск РХБ защиты генерал С.В.Петров.

23 сентября 1994 г. Разгон милицией пикета экологических активистов в Москве возле здания Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации.

31 октября 1994 г. Решение расширенного заседания комитета по обороне Государственной Думы РФ по вопросам химического разоружения: «химическое разоружение в полной мере отвечает национальным интересам России, поскольку предусматривает уничтожение старых и устаревающих запасов химического оружия, представляющих реальную угрозу для населения и окружающей природной среды».

7 декабря 1994 г. Распоряжение Президента России Б.Н.Ельцина «О контроле за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия».

30 декабря 1994 г. Постановление Правительства России «Об организации работ по созданию объекта по уничтожению запасов ОВ, хранящихся в Саратовской области«. Имеются в виду иприт, люизит и их смести, хранящиеся на военно-химической базе в поселке Горный Краснопартизанского района.

24 января 1995 г. Заседание МВК по экологической безопасности Совета Безопасности России «Обеспечение экологической безопасности мест прошлого производства и хранения, а также планируемого уничтожения химического оружия«. В итоговом документе МВК содержалось решение: 1. Просить Правительство Российской Федерации рассмотреть следующие вопросы: о создании в 1995-1996 гг. Регистра потенциально опасных для населения и окружающей среды мест прошлого производства, хранения, захоронения (в том числе — затопления) и уничтожения химического оружия на территории России; о рассекречивании экологической и медицинской информации, относящейся к производству, хранению, захоронению, затоплению и уничтожению химического оружия; об организации и осуществлении экологического мониторинга мест прошлого производства, хранения, захоронения и затопления химического оружия «. По решению ничего сделано не было (см. 14 декабря1993 г.).

19 марта 1995 г. Массовый митинг протеста жителей Почепского района Брянской области против попыток решения вопросов уничтожения химического оружия за их спиной и за счет их интересов. Имеются в виду авиационные химические боеприпасы, снаряженные зарином, зоманом и V-газом и хранящиеся на складе на территории поселка Речица Почепского района. После этого митинга Областная Дума объявила 15-летний мораторий на проведение работ с химическим оружием на территории Брянской области. Авиахимическая база расположена на берегу реки Судость. Укомплектована системой автоматической сигнализации для определения ОВ в воздухе в очень малой степени.

22 марта 1995 г. Постановление Правительства России «Об организации работ по уничтожению запасов люизита, хранящихся на территории Камбарского района Удмуртской республики«. Имеется в виду склад, образовавшийся осенью1941 г. при передислокации из Очакова (Москва) военно-химического склада № 136. После войны на складе хранился (а до рубежа 1950-1960 гг. — уничтожался) иприт. Всего было открыто сожжено около 2000 тонн иприта (основная его часть была отправлена для уничтожения в Казахстан), а также много других ОВ. В настоящее время на складе хранятся 6400 тонн люизита, произведенного в послевоенные годы. Склад не оснащен системой автоматической сигнализации для определения паров ОВ в воздухе.

24 марта 1995 г. Указ Президента России «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения«. Определено, что «запасы химического оружия, имеющиеся в Российской Федерации, уничтожаются в районах (регионах) его хранения». Установлено, что министерство обороны исполняет функции «государственного заказчика по разработке и реализации… федеральной программы поэтапного уничтожения запасов химического оружия, хранящихся на территории Российской Федерации». Указ определил также, что министерство обороны, будет осуществлять “выбор оптимальных технологий уничтожения химического оружия”, а промышленность — “конверсию неуничтоженных объектов по производству химического оружия” (Конвенция о химическом оружии предусматривает не конверсию, а уничтожение объектов). На Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России возложено «осуществление государственного контроля за охраной окружающей среды и соблюдением норм экологической безопасности при уничтожении химического оружия», а на санитарно-эпидемиологическую службу — осуществление надзора «вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия». Поскольку Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ слабо справлялся со своей координационной функцией в области химического разоружения, для координации деятельности органов исполнительной власти по реализации политики России в области химического разоружения была образована специальная Межведомственная комиссия по химическому разоружению во главе с Ю.М.Батуриным.

31 июля 1995 г. Утверждение генералом С.В.Петровым «Положения о конкурсе по выбору технологий уничтожения (утилизации) химического оружия на основе фосфорорганических отравляющих веществ для промышленной реализации». Формирование персонального состава конкурсной комиссии армия возложила на себя. Процесс отбора был разбит на 9 этапов. Первые два этапа (организационные) имели цель отразить чужаков на ранних стадиях. На третьем (квазитехническом) этапе должны были отсеваться конкуренты, у которых в технологии предполагались высокая температура или высокое давление (цифр нет). Далее, на четвертом этапе армия производит «отбор технологий для участия в конкурсе», и только после всего этого они попадают к «экспертам». Ну а само решение принимается вполне демократично — оно «считается принятым, если за него проголосовало большинство членов экспертной комиссии«, подобранных армией.

18 сентября 1995 г. Утверждение генералом С.В.Петровым рабочей группы экспертов во главе с И.С.Максимовым для проведения конкурсной оценки технологий (методов) уничтожения (утилизации) химического оружия на основе фосфорорганических ОВ..

20-22 сентября 1995 г. Работа группы экспертов по конкурсной оценке технологий (методов) уничтожения (утилизации) химического оружия на основе ФОВ. На рассмотрение комиссии было представлено три варианта уничтожения химического оружия: двухстадийная технология, термический метод, а также одностадийная технология уничтожения ФОВ в корпусах химических боеприпасов. Комиссия рекомендовала «для дальнейшей отработки на опытных установках двухстадийную технологи и термический метод».

14 октября 1995 г. Принятие на общественной экологической конференции «Дни Волги-95″ (Нижний Новгород) общественной Концепции уничтожения химического оружия в России. Государственная бюрократия не учла идеологию концепции в правительственной программе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации«.

6 ноября 1995 г. Указ президента Б.Н.Ельцина об утверждении положения о Межведомственной комиссии по химическому разоружению. Было определено, что комиссия должна осуществлять «координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению государственной политики в области химического разоружения». Решения комиссии в рамках ее компетенции были обязательны для всех органов исполнительной власти. Ничем примечательным для дела химического разоружения комиссия себя не отметила.

10 ноября 1995 г. Трехсторонняя встреча в Почепе (Брянская область), организованная по инициативе Союза «За химическую безопасность», проходившая в присутствии жителей и имевшая целью устроить прямой разговор по вопросам химической безопасности в процессе уничтожения химического оружия. Участники: от ВХК — генерал Ю.В.Тарасевич (заместитель начальника войск РХБ защиты МО РФ) и активист химического вооружения А.С.Иванов (на тот момент — заместитель председателя конвенциального комитета); от местных властей — представители администраций Брянской, Кировской и Пензенской областей, где на хранении находились авиационные химические боеприпасы; от Союза «За химическую безопасность» — руководители Брянского, Московского, Чувашского, Пензенского и Тульского отделений. Ю.В.Тарасевич и А.С.Иванов были в компании с более близкой им ручной оппозицией. Разговор состоялся откровенный, иногда резкий, причем в присутствии местного населения. Каждая сторона изложила свои претензии, и в будущем эта встреча могла позволить находить более легкий путь к общей цели — экологически безопасному химическому разоружению.

23 ноября 1995 г. Подписание президентом России федерального закона «Об экологической экспертизе». Основные принципы этого закона — презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. По закону обязательной государственной экологической экспертизе на федеральном уровне подлежат, например, «проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду», а также «технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду». Обязательной экспертизе подлежат также объекты, которые ранее получили положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: « «доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы»; «реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы»; «внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы».

21 марта 1996 г. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации«. К правительству присоединился и президент России Б.Н.Ельцин, поднявший Указом от 13 апреля 1996 года уровень программы до президентской. Высшие руководители страны и обесценили программу, отказавшись от ее государственной экологической экспертизы, обязательной для федеральных программ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую среду (ст.11.1 Федерального Закона РФ «Об экологической экспертизе»). Непроведение экологической экспертизы программы автоматически поставило ее вне правового поля, а подписи высших должностных лиц — В.С.Черномырдина и Б.Н.Ельцина — сделало юридически ничтожными. Негативное воздействие на окружающую среду, которое неизбежно при реализации программы и которого можно было бы избежать, если бы она прошла экологическую экспертизу и стала легитимной: 1. Программой определено, что химическое оружие будет уничтожаться в районах его нынешнего хранения. Между тем в большинстве мест, предназначенных для будущих работ, химическое оружие уже уничтожалось, причем экологически опасными и ныне осужденными мировым сообществом способами. Эти работы известны для Удмуртии, Пензенской, Саратовской, Кировской и Курганской областей. Однако программа не предполагает оценки экологических последствий прошлых работ с химическим оружием и тем более их ликвидация. И вообще не рассматривает экологические последствий работ по уничтожению химического оружия на местах уже проводившихся работ такого рода. Упоминается лишь могильник адамсита на полигоне в Шиханах. 2. Программа признает, что после уничтожения химоружия появятся твердые отходы (в тексте речь идет о 7 полигонах захоронения твердых отходов). Между тем ниоткуда не следует, что в 6 регионах хранения химоружия имеются условия для создания полигонов экологически безопасного захоронения твердых токсичных отходов. 3. В программе упоминается о существовании химических боеприпасов сложной конструкции (кассетных боеприпасов, где взрывчатка и ОВ запрессованы в одном корпусе), требующих перед уничтожением разборки в специализированных заводских условиях. В случае аварии с ними экологические и медицинские последствия будут много тяжелее, чем для обычных химических боеприпасов, однако они оценены не были. Иначе в программе были бы предусмотрены специальные мероприятия по недопущению таких аварий именно на тех складах, где кассетные боеприпасы в настоящее время хранятся. Специалистам пока не известно каких-либо хотя бы предварительных проработок по взрывобезопасной разборке и уничтожению составных частей кассетных боеприпасов, которые бы позволяли игнорировать возможные экологические последствия этих работ. 4. Программа «ожидает» аварии на объектах по уничтожению химического оружия, однако не оценивает их экологические последствия. В противном случае на ликвидацию последствий будущих аварий на разных по количеству ОВ и уровню опасности объектах не были бы предусмотрены одинаковые трудовые ресурсы, а они бы были ранжированы по степени опасности. Тогда вряд ли бы указывалось равное организационно-финансовое отношение к возможным авариям на складе иприта и люизита в Саратовской области и на авиационно-химическом складе в Пензенской области (где планируются работы по утилизации химбоеприпасов в 2-3 км от объекта по разделке ядерных боеприпасов). При наличии в арсенале в Пензенской области кассетных боеприпасов не учитывать экологические последствия от такого стечения обстоятельств невозможно.

2 апреля 1996 г. Первое официальное сообщение российскому обществу общих количеств ОВ на каждом из 7 складов хранения химического оружия. Всего — около 40 000 тонн ОВ, в том числе в г.Камбарке — 15,9%, в пос.Горный — 2,9%, в пос.Кизнер — 14,2%, в пос.Марадыковский — 17,4%, в г.Почеп — 18,8%, в пос.Леонидовка — 17,2%, в г.Щучье — 13,6%. Данные были приведены в связи с официальной публикацией в «Российской газете» Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации«.Американским партнерам по переговорам о запрещении химического оружия эти данные были сообщены более 6 лет назад (см.29 декабря 1989 года).

6 мая 1996 г. Пожар у поселка Мирный (Оричевский район Кировской области), сгорел торфобрикетный завод. Поселок непосредственно примыкает к складу авиахимбоеприпасов «Марадыковский» (арсенал действует с1941 г., химбоеприпасы хранятся с 1970-х гг.). На складе хранятся химавиабомбы, ВАПы в снаряжении зарином, зоманом и советским V-газом. В прошлые годы в районе склада уничтожались старые химбоеприпасы сжиганием и затоплением в болоте.

21 мая 1996 г. Парламентские слушания «Об экологической безопасности уничтожения химического оружия» (Комитет по экологии Государственной Думы Российской Федерации). Председатель комитета Т.В.Злотникова обратила внимание на то, что федеральная программа уничтожения химического оружия была принята правительством без обязательной экологической экспертизы. Представитель комитета по конвенциальным проблемам А.М.Кочетков отметил, что в разработке технологии «мы практически стоим на месте». Представитель Минобороны Н.А.Пахомов на вопрос о реабилитации территорий, пострадавших при производстве химического оружия, ответил, что эта тема будто бы выходит за рамки программы уничтожения химического оружия. Представитель Минприроды РФ Е.В.Протопопов попытался обосновать, почему его ведомство будто бы не должно было проводить государственную экологическую экспертизу утвержденной программы уничтожения химоружия. Представитель Госкомсанэпиднадзора В.И.Чибураев на вопрос, возможна ли с экологической точки зрения конверсия цехов, в которых производились ОВ, ответить явно затруднился. Представитель федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме России Л.В.Асланян, говоря о гигиенических стандартах безопасности России, не упомянул, что соблюдать их невозможно в принципе, потому что соответствующей аппаратурой для проверки не располагают ни армия, ни промышленность России. Н.В.Антонова из Чувашии изложила «последствия, которые оставило на территории производство химического оружия типа VX», и выразила надежду, что трагический опыт Новочебоксарска будет учтен при последующих разработках систем уничтожения ОВ и конверсии предприятий по их производству. Она подчеркнула также, что гриф «секретно» не снят ни с данных, касающихся здоровья работников «Химпрома», ни с данных об экологической ситуации, связанной с производством химоружия. Л.А.Федоров (Союз «За химическую безопасность») призвал представителей Центра, представивших бессодержательные сообщения, изменить свой менталитет и начать рассматривать ситуацию с уничтожением ОВ, исходя из реальных фактов: химическое разоружение тормозится не только отсутствием технологий уничтожения ОВ и денег, но и отсталым мышлением ведомств, не способных работать с населением. Ю.В.Вобликов (Пензенская обл.) рассказал об экологических последствиях уничтожения химоружия на территории области в прошлые годы (1947-1962 годы)..

27 мая 1996 г. Подписание «Соглашения между Правительством РФ и Кабинетом Министров Чувашской Республики о разграничении полномочий по уничтожению или конверсии объектов по производству химического оружия в акционерном обществе «Химпром» и ликвидации последствий производства химического оружия на территории Чувашской Республики». Стороны договорились,  что, среди прочего, Правительство РФ обеспечивает разработку «документации по клинике,  диагностике и  лечению  заболеваний, связанных   с   поражением   отравляющими  веществами  (токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию)», а также «возмещение ущерба,  причиненного здоровью граждан,  вследствие вредных воздействий, связанных с производством химического оружия». Данных о реальном исполнении этих обязательств не имеется.

30 сентября 1996 г. Пожар одного из сооружений на военно-химическом складе в Камбарке (Республика Удмуртия). Жители о пожаре извещены не были.

28 декабря 1996 г. Распоряжение Правительства России о проведении подготовительных работ по созданию на территории Курганской области объекта по уничтожению химического оружия. Имеются в виду ракетно-артиллерийские химбоеприпасы в снаряжении зарином, зоманом и советским V-газом, хранящееся на военно-химической базе в пос.Плановый (Щучанский район).

28 февраля 1997 г. Приказ по Госкомэкологии о назначении комиссии по проведению государственной экологической экспертизы по ТЭО объекта уничтожения химического оружия в пос.Горный (Саратовская область). Битва за положительный результат шла три месяца, поскольку саратовские экологи сделали по проекту 52 замечания. В конце концов комиссия была вынуждена признать, что документ «не в полном объеме» соответствует действующим в стране законам об охране природы и отправила ТЭО на доработку.

24 апреля 1997 г. Постановление Государственной Думы РФ с поручением Счетной палате РФ провести проверку эффективности и целесообразности использования средств, выделенных из федерального бюджета в 1994-1996 годах федеральным органам исполнительной власти на проведение мероприятий по подготовке к реализации международных обязательств России в области уничтожения химического оружия. До вступления в силу Конвенции о химическом оружии осталось 5 дней.

29 апреля 1997 г. Митинг жителей Почепского района Брянской области. Предложение Министерству обороны о заключении с населением района гражданского соглашения для обеспечения экологически безопасного уничтожения химического оружия. Из резолюции: «В случае игнорирования Министерством обороны любого положения настоящего соглашения жители района оставляют за собой право осуществления препятствования любым работам на объекте хранения химического оружия, в том числе с привлечением международных организаций» (см. 19 марта1995 г. и 21 декабря1997 г.).

29 апреля 1997 г. Вступление в силу международной «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении». Это был 180-й день после 31 октября 1996 года — дня сдачи в ООН 65-й ратификационной грамоты (грамоты Венгрии), после чего начался отсчет 180-дневного срока до однозначного вступления Конвенции в силу.

2 мая 1997 г. Подписание Президентом России Б.Н.Ельциным и вступление в силу федерального закона «Об уничтожении химического оружия«. В закон не вошли принципиальные поправки, разработанные Комитетом по экологии Государственной Думы и общественными организациями (они могли улучшить его социальную ориентированность): о праве на отселение за счет средств федерального бюджета граждан, проживающих в местах нынешнего хранения и будущего уничтожения химического оружия и не желающих подвергаться неоправданному риску; о заключении между жителями районов складирования и уничтожения химического оружия и Минобороны «гражданских соглашений», которые бы определяли взаимные обязательства и способствовали «мирному» проведению опасных работ и др.

30 июня 1997 г. Указ Президента России Б.Н.Ельцина «О преобразовании г.Шиханы в закрытое административно-территориальное образование». В целях «экологической безопасности» населения Указом включен в закрытую зону и гражданский институт — Государственный институт технологии органического синтеза (ГИТОС), будто бы занятый мирными делами, а не подготовкой к химической войне с помощью несмертельного химического оружия. По официальным данным, в ГИТОС ведутся работы с 21 сильно действующим ядовитым веществом, однако система их мониторинга в окружающей среде отсутствует. В ГИТОС по неполным данным имеется 70 источников выбросов вредных веществ в атмосферу, из которых лишь 12 оснащены газоочистными устройствами. Мониторинг за состоянием подземных вод не проводится.

8-9 сентября 1997 г. 2-я Общественная конференция экологических активистов России по химическому оружию «Медицинские и экологические последствия производства, хранения, испытания и ликвидации химического оружия. Защита населения при уничтожении химического оружия» (г.Чебоксары, Чувашская Республика). Организатором выступило местное отделение Союза «За химическую безопасность», а гвоздем стал доклад, который сделали сами создатели химического оружия об условиях их тяжелейшей работы при выпуске и разливке по химическим боеприпасам советского V-газа, а также о медицинских и экологических последствиях. Конференция предложила органам власти страны программу мер по преодолению экологических и медицинских последствий долгой подготовки Советского Союза к химической войне. Эти предложения не были услышаны органами власти и управления, отвечающими за оборону, здравоохранение и охрану окружающей среды.

3 октября 1997 г. Подведение коллегией Счетной платы РФ результатов проверки использования средств, выделенных из федерального бюджета в 1994-1996 годах на мероприятия по реализации международных обязательств России в области уничтожения химического оружия. Итог оказался безрадостным. В справке, подготовленной к коллегии, было констатировано: «До настоящего времени Министерством обороны Российской Федерации не завершен комплекс НИОКР по разработке технологии уничтожения химического оружия«.

20 октября 1997 г. Письмо председателя Счетной палаты на имя председателя Государственной Думы РФ с информацией о результатах проверки использования средств федерального бюджета в 1994-1996 годах на проведение мероприятий в области уничтожения химического оружия. С большевистской прямотой было доложено: «Выделенные денежные средства на строительство объектов по уничтожению химического оружия в сумме 5,8 млрд. руб. использовались Минобороны России на строительство второстепенных объектов, не предусмотренных Программой».

5 ноября 1997 г. Вступление в силу федерального закона «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении». Тем самым был закончен процесс ратификации Россией этого документа. Для всего мира он вступил в силу 29 апреля1997 г. (см. 13 января1993 г. и 29 апреля1997 г.).

19 ноября 1997 г. Утечка «продукта» в цехе производства синильной кислоты на заводе «Оргстекло» в г.Дзержинск (бывший химический завод № 148; Нижегородская область). Гибель 35-летнего рабочего.

21 декабря 1997 г. Очередной сход граждан Почепского района Брянской области, не удовлетворенных обстоятельствами подготовки к уничтожению химического оружия. В Почепском районе находится склад авиахимбоеприпасов (см. 19 марта1995 г. и 29 апреля1997 г.).

16 февраля 1998 г. Приказ по Госкомэкологии «Об утверждении заключения экспертной комиссии по материалам «Обоснования инвестиций в строительство объекта уничтожения химического оружия в районе г.Щучье Курганской области». Комиссия по главе с кандидатом военных наук В.Н.Тушонковым была образована приказом по Госкомэкологии от 24 октября 1997 года.

5 октября 1998 г. Приказ по Госкомэкологии «Об утверждении Временного руководства по государственному экологическому контролю за объектами, связанными с уничтожением химического оружия«. Руководство определяет задачи и организацию государственного экологического контроля за бывшими объектами по производству, хранению и уничтожению химического оружия. Экологический контроль осуществляется должностными лицами Госкомэкологии и ее территориальных органов. Госкомэкология имеет право ограничивать или приостанавливать хозяйственную или иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, а также давать обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования этой деятельности.

26 октября 1998 г. Собрание жителей Котельничского района Кировской области, посвященное экологической безопасности уничтожения химического оружия, планируемого в соседнем Оричевском, районе. Возле пос.Мирный Оричевского района находится склад авиахимбоеприпасов.

8 февраля 1999 г. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке посещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия«. Фактически постановление не исполняется, по крайней мере в отношении представителей общественных организаций.

24 февраля 1999 г. Постановление Правительства Российской Федерации № 208 «Об утверждении Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов хранения химического оружия или объекта по уничтожению химического оружия». Под зоной защитных мероприятий подразумевается территория вокруг рассматриваемых объектов, в пределах которой должен осуществляться комплекс мер по коллективной и индивидуальной защите граждан, защите окружающей стеры от возможного воздействия отравляющих веществ вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций. Исполнителем было определено Министерство обороны РФ, которое в 6-месячный срок должно было провести расчет площадей зон защитных мероприятий вокруг объектов хранения химического оружия и представить в правительство проекты решений об их утверждении. Фактически к 2001 году были утверждены зоны защитных мероприятий для 4 из 7 объектов хранения химического оружия. Кроме того, министерство обороны РФ в 3-месячный срок после утверждения проектной документации на строительство каждого объекта по уничтожению химического оружия должно провести расчет зон защитных мероприятий и представить в правительство документы на их утверждение. Положение о зоне защитных мероприятий предусматривает «выдачу гражданам, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий, средств индивидуальной защиты для личного хранения». Ответственность за выполнение и обеспечение комплекса защитных мероприятий в зоне защитных мероприятий возлагается: 1) в пределах санитарно-защитной зоны — на руководителя объекта, 2) за границами санитарно-защитной зоны — на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие работы по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

2 марта 1999 г. Приказ по Госкомэкологии об утверждении государственной экологической экспертизы откорректированного ТЭО на возведение опытно-промышленного объекта уничтожения химического оружия в пос.Горный (Саратовская область). Комиссия по главе с доктором военных наук  В.И.Купаевым при участии директора НИИ промышленной экологии Нижнего Поволжья В.Н.Чуписа (Саратов) была назначена приказом по Госкомэкологии от 20 октября 1998 года. В основу уничтожения ОВ был положен двухстадийный процесс (для люизита, например, это гидролиз на первой стадии и электролиз на второй). Доработанные материалы с «изменениями в технологическом процессе» на этот раз показались комиссии более подходящими, хотя и она не могла скрыть того факта, что ТЭО лишь «в основном по содержанию соответствует действующим в России строительным нормам и правилам, законодательным актам и строительным документам«. Тем не менее комиссия сочла, что «заложенные в ТЭО проектные решения обеспечивают уровень техногенного воздействия на окружающую природную среду в допустимых пределах«, и позволила создателям проекта положить новое ТЭО «в основу дальнейшего рабочего проектирования и строительства«. Хотя из 52 замечаний саратовских экологов, внесенных еще при обсуждении первой версии ТЭО (см.28 февраля 1997 года), 10 остались не выполненными и во второй версии. Вопросы выявления утечек иприта и люизита в ТЭО были решены следующим образом: «Быстродействующие автоматические сигнализаторы (непрерывного действия) с чувствительностью на уровне 100 ПДКр.з. для основных загрязнителей будут оперативно определять возникновение аварийных ситуаций», причем в итоговом документе комиссии было уточнено, что методики анализа ОВ разработаны или разрабатываются НИИ промышленной экологии Нижнего Поволжья (Саратов). Экспертная комиссия запросила и получила «Заключение от 12.12.98 г. Общественной организация Ассоциация врачей «Здоровье детям» по проведению общественной экспертизы материалов ТЭО» (лидер — Гроздова Т.Ю., Саратов; она же руководитель медицинской программы Российского Зеленого креста). Фактически объект был построен не под двухстадийный, а под одностадийный способ ликвидации иприта и люизита (см. 25 октября 2002 г.).

24 апреля 1999 г. Решение схода граждан шести районов Брянской области о недоверии к властям страны в области химического разоружения и о вывозе химического оружия из Брянской области.

25 мая 1999 г. Указ Президента Российской Федерации No 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти«. Из схемы управления исчез Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ, занимавшийся вопросами химического разоружения. В дальнейшем его функции были переданы вновь образованному Российскому агентству по боеприпасам.

25 мая 1999 г. Заседание Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности РФ по вопросу «Обеспечения экологической безопасности при уничтожении химического оружия«. Участники заседания ориентировались на старую схему организации уничтожения химического оружия в стране (армия и конвенциальный комитет). Было констатировано также, что будто бы были выполнены все решения заседания этой комиссии от 14 декабря 1993 года.

23 июня 1999 г. Постановление правительства РФ № 672 «Об одобрении и представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия». Документ касается развития соглашения от 17 июня 1992 года, подписанного Б.Н.Ельциным и Дж.Бушем-старшим, касавшегося общей организации помощи России в уничтожении оружия массового поражения в рамках закона Нанна-Лугара и имевшего срок действия 7 лет.

6 августа 1999 г. Постановление Правительства РФ «Вопросы Российского агентства по боеприпасам». Установлено, что Росбоеприпасы, помимо своих основных обязанностей, будет осуществлять и функции, которые ранее исполнялись упраздненным Комитетом по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ. Среди прочего, речь шла об исполнении задач национального органа для выполнения обязательств по Конвенции о химическом оружии; взаимодействия с ОЗХО;  осуществления на территории РФ национального контроля за выполнением международных договоров в области запрещения химического оружия;  участия в международном сотрудничестве по проблемам химического оружия; осуществления работ по выполнению обязательств по химическому оружию;  исполнения функций заказчика проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия; участия в организации проведения работ по уничтожению химического оружия, а также в уничтожении или конверсии бывших объектов по его производству. Вопросы старого химического оружия из обязанностей нового органа были исключены.

21 января 2000 г. Постановление правительства РФ «Об утверждении площади зоны защитных мероприятий вокруг комплекса       объектов по хранению и уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области». Площадь составила  77,23   км2. В зону вошли четыре населенных пункта: Горный, Октябрьский, Михайловский-4 и Большая Сакма.

23 марта 2000 г. Сход граждан г.Котельнич и Котельничского района (Кировская область) по проблеме уничтожения химического оружия. Сход принял решение признать недопустимым уничтожение на военно-химическом складе «Марадыковский» неаварийных химавиабомб с использованием установки КУАСИ, предназначенной для ликвидации аварийных боеприпасов. Тайные работы с применением установки КУАСИ были запланированы Минобороны в рамках программы уничтожения химического оружия, предусматривавшей уничтожение на первом этапе 1% наличных запасов ОВ. Сход решил также, что если Минобороны России и администрация области сохранят неконструктивную позицию при к обеспечении экологической безопасности и информировании граждан, к Минобороны будет выдвинуто требование о вывозе химического оружия из Кировской области.

24 марта 2000 г. Организационное собрание группы граждан пос.Мирный (Оричевский район Кировской области), создавших поселковое отделение Союза «За химическую безопасность». Собрание приняло решение присоединиться к резолюции схода граждан г.Котельнич и Котельничского района (Кировская область) по проблеме уничтожения химического оружия от 23 марта2000 г.

12 апреля 2000 г. Постановление правительства РФ «Об утверждении площади зоны защитных мероприятий вокруг объекта по хранению химического оружия в пос. Кизнер Удмуртской Республики». Площадь составила 510 км2. В зону вошли 32 населенных пункта.

12 апреля 2000 г. Постановление правительства РФ «Об утверждении площади зоны защитных мероприятий вокруг объекта по хранению химического оружия в г. Камбарка Удмуртской Республики». Площадь составила 87 км2. В зону вошли три населенных пункта: Камбарка, Балаки, Кама.

14 июля 2000 г. Постановление правительства РФ «Об утверждении площади зоны защитных мероприятий вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия» в районе города Щучье Курганской области. Площадь составила 445 км2. В зону вошли 16 населенных пунктов.

16-22 августа 2000 г. Тайное уничтожение на складе химического оружия в Кизнере (Республика Удмуртия) партии неаварийных химических боеприпасов с использованием не пригодной для этих целей установки КУАСИ. Уничтожены 14 артснарядов с зарином. Установка КУАСИ и процесс уничтожения зарина не проходили обязательных государственных экологических экспертиз.

8 сентября 2000 г. Распоряжение правительства России об уничтожении химического оружия категории 2, то есть фосгена, хранившегося на складе химического оружия в г.Щучье (Курганская область). Срок окончания работ — 2 апреля 2002 года. В соответствии с этим распоряжением, на складе из нескольких установок КУАСИ был создан объект по ликвидации фосгена, залитого в 3844 артснаряда калибра122 мм. Работы по извлечению фосгена из снарядов были выполнены в апреле-сентябре 2001 года. Изъятый из снарядов фосген был перетарен в 40-литровые баллоны и с октября 2001 года по 2 марта 2002 года отправлен на промышленное предприятие в Пермь. В ходе работы выяснилось, что общее количество фосгена не 5 тонн, как утверждалось ранее, а 10 тонн.

3 октября 2000 г. Парламентские слушания в Комитете по экологии Государственной Думы России «Об обеспечении экологической безопасности при хранении и уничтожении химического оружия«. К дню слушаний армия пришла банкротом, а в Государственной Думе закончились экологи и их место заняли совсем иные лица. На этот момент у России так и не появились важнейшие вещи, без которых начинать химическое разоружение нельзя: не было технологии уничтожения химического оружия; не было приборов для обнаружения утечек ОВ в воздухе населенных пунктов на уровне действующих гигиенических стандартов; не было средств защиты населения в случае подобных утечек у военных; не было и антидотов — средств спасения гражданских лиц в случае их отравления новейшими ОВ; в стране так и не была создана правовая среда, способная обеспечить безотказные и исчерпывающие действия властей по защите населения при любых неблагоприятных обстоятельствах в процессе химического разоружения, а населению — безусловную защиту их прав, в первую очередь права не быть отравленным; у российского общества так и не появилась информация о старом химическом оружии и вообще об экологических последствиях прошлых работ с химическим оружием. Всего этого Государственная Дума не заметила.

6 октября 2000 г. Указ президента России В.В.Путина «О дополнительных мерах по обеспечению выполнения работ в области химического разоружения». Все воинские части и организации по уничтожению химического оружия, входящие в состав формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, выполняют работы по химическому разоружению и подчиняются Российскому агентству по боеприпасам. На их базе образовано Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожения химического оружия при Российской агентстве по боеприпасам. Одновременно признаны утратившими силу указы президента РФ прежних лет, касающиеся этих воинских частей и организаций, в том числе указ от 24 марта 1995 года, где на министерство обороны были возложены функции государственного заказчика работ по химическому разоружению и другие не свойственные ему функции.

7 ноября 2000 г. Подписание президентом России В.В.Путиным и вступление в силу федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». В законе не предусмотрены никакие льготы и преимущества ни одному новому человеку — в сферу «заботы» государства попали лишь люди, кто уже имеют звание профбольного. ВХК и Государственная Дума, пожертвовав интересами тысяч отравленных людей, но не добившихся звания профбольного, сэкономили для бюджета немалые деньги. А совершенная ими социальная провокация поставила под вопрос весь процесс химического разоружения — люди, которые отравятся в будущем, уже сейчас знакомы с уровнем «заботы», которая их ждет.

17 ноября 2000 г. Распоряжение правительства РФ № 1627-р «О порядке координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных договоров в области химического разоружения». Утверждено распределение обязанностей между федеральными органами исполнительной власти в области химического разоружения.  На Росбоеприпасы возложено обеспечение реализации государственной политики в области химического разоружения, осуществление функций уполномоченного органа Россией по выполнению Конвенции о запрещении химического оружия, выполнение функций государственного заказчика по разработке и реализации федеральной целевой программы уничтожения химического оружия, ликвидации или конверсии объектов по производству химического оружия, выбор безопасных и экономически приемлемых технологий уничтожения химического оружия на основе конкурса отечественных и зарубежных разработок, организация проектирования, экспертизы проектов, строительства объектов по уничтожению химического оружия в комплексе с объектами специальной и социальной инфраструктуры, обеспечение разработки и создания технологий и технологического оборудования для разборки химических боеприпасов, а также уничтожения или утилизации их комплектующих элементов, организация эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия, обеспечение средствами индивидуальной защиты, антидотами и средствами приборного контроля объектов производственной зоны и окружающей среды, организация, обеспечение и выполнение работ по безопасному хранению запасов химического оружия до полного их уничтожения, лицензирование деятельности, связанной с проведением работ по хранению, перевозке (кроме перевозок федеральным железнодорожным транспортом) и уничтожению химического оружия, обращению с отходами, образующимися в процессе уничтожения химического оружия, проведение мероприятий по информированию населения и общественных объединений по вопросам обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды при проведении работ с химическим оружием в местах его хранения и уничтожения.

21 ноября 2000 г. Распоряжение правительства РФ о прекращении действия распоряжения правительства РФ от  12 февраля 1993  года о возложении функций заказчика по делам химического разоружения на Минобороны РФ.

6 декабря 2000 г. Принятие федерального закона РФ «О снятии оговорок к Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериальных средств ль 17 июня 1925 года». Это был последний штрих в жизни женевского протокола.

15 марта 2001 г. Заседание «О ходе выполнения решения Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности от 28 мая 1999 года по вопросу обеспечение экологической безопасности при уничтожении химического оружия«.

19 марта 2001 г. Постановление правительства «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обращению с токсичными химикатами и отходами, образующимися в процессе уничтожения химического оружия». Положением устанавливается порядок лицензирования деятельности юридических лиц по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия. Определено, что лицензирование деятельности по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия осуществляет Российское агентство по боеприпасам. Сформулированы лицензионные требования и условиями при осуществлении такой деятельности.

19 марта 2001 г. Приказ по Министерству природных ресурсов России об утверждении «Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства объекта уничтожения химического оружия на территории Оричевского района Кировской области от 5 марта 2001 г.». Общественная экологическая экспертиза ТЭО была отрицательной.

19 июня 2001 г. Принятие федерального закона «О внесении изменений в статью 355 Уголовного Кодекса Российской Федерации». В ту статью была, наконец, внесена норма об уголовной ответственности граждан за разработку и накопление химоружия, как этого требовала подписанная и ратифицированная Россией Конвенция о запрещении химоружия. Между тем Уголовный Кодекс, вошедший в силу 1 января 1997 году, грозил уголовным преследованием лишь тем, кто будет виновен в производстве, приобретении и сбыте химоружия — разработка и накопление химоружия тогда по существу разрешались.

26 апреля 2001 г. Указ Президента РФ «О Государственной комиссии по химическому разоружению». Председателем комиссии был назначен С.В.Кириенко, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе, на территории которого расположены 5 из 7 складов хранения химического оружия.

5 июля 2001 г. Утверждение правительством РФ второй программы уничтожения химического оружия. Программа принята без обязательной государственной экологической экспертизы и не в качестве самостоятельного документа, а как версия первой программы 1996 года. На самом деле по всем параметрам — организационным, финансовым, социальным, техническим — вторая программа принципиально отлична от первой. Часть программы утверждена в секретной форме. Программа отказывается от финансовой независимости страны в пользу привлечения «безвозмездной помощи» со стороны стран Запада. К тому же она не замкнута: в отличие от предыдущей, в этой опасные отходы, которые будут получены при «нейтрализации» ОВ, уже не считаются элементом химического разоружения, а выносятся за скобки во времени и в пространстве (кем, где и когда будет решаться эта проблема, программа не обозначает). Важный момент — это резкое ослабление социальной компоненты программы, в частности отказ от организации в районах хранения химического оружия комфортных социальных условий для жителей. Хотя в тексте декларировано иное, отказ от постоянного персонала в пользу вахтового метода организации работ при уничтожении химического оружия — свидетельство того, что «социалкой» решено пожертвовать. И, что самое важное, новая программа фиксирует принципиальный отказ от решения проблемы старого химического оружия — эта проблема даже не ставится.

13-16 августа 2001 г. Тайное уничтожение на складе химического оружия в Леонидовке (Пензенская область) партии неаварийных авиахимбоеприпасов с использованием не пригодной для этих целей установки КУАСИ. Уничтожено 19 химических авиационных бомб с зарином. Установка КУАСИ, а также процесс ликвидации зарина не проходили государственных экологических экспертиз.

7 сентября 2001 г. Решение  генерального директора Росбоеприпасов З.П.Пака о полном изменении строительной концепции объекта по уничтожению химического оружия, возводимого в пос.Горный (Саратовская область). Предписано разделить строительство объекта на два пусковых комплекса и возвести сначала 1-й пусковой комплекс мощностью 90 тонн ОВ в год. «В состав 1-го пускового комплекса вошла установка уничтожения люизита со всеми вспомогательными сооружениями, обеспечивающая его ввод в 2002 году» (так думали экологические эксперты в конце 2002 года, задним числом знакомясь с проектом). Остальную стройку он оставил «на потом» («в состав 2-го пускового комплекса вошла установка уничтожения иприта…»). На фактически введенном 1-м пусковом комплексе на самом деле уничтожался не люизит, а иприт.

20-24 сентября 2001 г. Тайное уничтожение на складе химического оружия в Кизнере (Республика Удмуртия) партии неаварийных химических боеприпасов с использованием не пригодной для этих целей установки КУАСИ. Уничтожены 23 артиллерийских снаряда с зарином. Ни установка КУАСИ, ни технологический процесс уничтожения зарина не проходили обязательных государственных экологических экспертиз.

24 сентября 2001 г. Постановление правительства России «Об утверждении положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования, технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия».

5-10 октября 2001 г. Тайное уничтожение на складе химического оружия в Марадыковском (Кировская область) партии неаварийных химбоеприпасов с использованием не пригодной для этих целей установки КУАСИ. Уничтожена 31 химавиабомба в наполнении зарином, общий вес ОВ -1482 кг. Ни установка КУАСИ, ни процесс ликвидации зарина не проходили государственных экологических экспертиз.

16 октября 2001 г. Приказ по Министерству здравоохранения о координации функций подразделений министерства в области уничтожения химического оружия.

29 ноября 2001 г. Подписание Федерального закона «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» (принят Государственной Думой 31 октября 2001 года, одобрен Советом Федерации 14 ноября 2001 года). Ранее перевозка химического оружия разрешалась только в пределах одного субъекта РФ, на территории которого расположены объекты по хранению и по уничтожению такого оружия. Внесенные изменения и дополнения предоставляют возможность перевозок химического оружия между субъектами РФ и его уничтожения на территории другого субъекта РФ.

27 января 2002 г. Распоряжение руководителя Росбоеприпасов З.П.Пака об изменении концепции ликвидации иприта и люизита на возводимом объекте уничтожения химического оружия в пос.Горный (Саратовская область) в сравнении с той, которая рассматривалась при государственной экологической экспертизе ТЭО проекта (см. 2 марта1999 г.). В запроектированном двухстадийном процессе он распорядился оставить лишь первую стадию, отложив решение проблемы утилизации высоко токсичных реакционных масс, образующихся после детоксикации иприта и люизита, «на потом».

5 февраля 2002 г. Приказ по Министерству природных ресурсов «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обоснования инвестиций в строительство объекта по уничтожению химического оружия на территории Почепского района Брянской области». При проведении этой экспертизы за учет общественного мнения сошел «Протокол совещания с представителями общественных организаций Почепского района по обсуждению материалов обоснования инвестиций по строительству ОУХО от 18.5.01 г.». Впоследствии этот протокол найти так и не удалось, и это не удивительно, если учесть, что приказ по МПР об образовании самой экспертной комиссии появился лишь 10 октября 2001 года, то есть через полгода после будто бы состоявшегося «общественного обсуждения». Другими словами, если та общественность и существовала, то это были скорее всего бомжи от соседнего пивного ларька — во всяком случае проектной документации они в принципе не могли видеть.

2 апреля 2002 г. Кончина генерала А.Д.Кунцевича, бывшего заместителя начальника химических войск СССР и бывшего председателя Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте России.

20 апреля 2002 г. Акт проверки Государственной службой контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России соблюдения требований законодательства в области окружающей среды при строительстве объекта по уничтожению химического оружия в пос.Горный (Саратовская область). Обнаружено множество экологических нарушений принципиального характера.

27 мая 2002 г. Постановление правительства РФ утверждении Положения о лицензировании деятельности по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия». Издано взамен постановления от 19 марта 2001 г.199. Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности юридических лиц по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия, включая разработку технологий уничтожения химического оружия. Определено, что лицензирование деятельности по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия осуществляет Российское агентство по боеприпасам. Сформулированы лицензионные требования и условиями при осуществлении такой деятельности: осуществление хранения, перевозок и уничтожения химического оружия в установленном порядке; наличие профессионально подготовленных специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, а также прошедших специальную подготовку по обращению с химическим оружием; наличие плана действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; соблюдение требований экологической безопасности в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

5 июля 2002 г. Приказ по Росэкологии Министерства природных ресурсов об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы ТЭО терминала расснаряжения объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка Удмуртской Республики.

25 июля 2002 г. Заседание Государственной комиссии по химическому разоружению. Один из вопросов — подготовка к вводу в эксплуатацию объекта по уничтожению химического оружия в пос.Горный. Руководитель Росбоеприпасов З.П.Пак заявил, что предполагается эксплуатировать объект два года. Глава комиссии С.В.Кириенко объявил, что рабочий срок пуска объекта — 12 августа.

30 июля 2002 г. Выдача агентством Росбоеприпасы Федеральному управлению по безопасному хранению и уничтожению химического оружия лицензии № УХО-0031 с разрешением на осуществление деятельности по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия.

21 августа 2002 г. Росбоеприпасы презентовало российским и иностранным гостям в качестве построенного 1-й пусковой комплекс объекта по уничтожению химического оружия в пос.Горный (Саратовская область). Его предназначали для уничтожения люизита. Предполагалось, что сдача 2-го пускового комплекса (уничтожение иприта и его смесей) состоится в конце года.

7-11 октября 2002 г. 7-я Конференция Организации по запрещению химического оружия в Гааге. В последний день конференции 11 октября государства-участники согласилась продлить сроки выполнения первого и второго этапов уничтожения химического оружия в России. Теперь его ликвидация должна завершиться не в 2007 году, а в 2012 году. В соответствии со второй программой уничтожения химического оружия, первый этап должен завершиться к 29 апреля 2003 года уничтожением 1% ОВ (400 тонн), а второй — к 29 апреля 2007 года уничтожением 20% ОВ (8000 тонн).

25 октября 2002 г. Приказ министра МПР В.Г.Артюхова об утверждении заключения комиссии по проведению задним числом государственной экологической экспертизы на «Откорректированное ТЭО строительства опытно-промышленного объекта уничтожения химического оружия…», который в виде первого пускового комплекса к тому времени уже был возведен в пос.Горный (Саратовская область), причем не под тот способ уничтожения ОВ, который был рассмотрен экспертизой в 1999 году. Среди прочего, на суд экспертов были представлены, «материалы 1-го пускового комплекса», а также «технологические решения по установке уничтожения люизита». В заключении комиссии по рассмотрению третьего ТЭО (по первым двум см. 28 февраля 1997 г. и 2 марта 1999 г.) отмечено, что новое ТЭО «может служить основой для внесения изменений в рабочую документацию с обязательным выполнением рекомендаций и предложений» (речь идет о внесении изменения в рабочую документацию уже возведенного объекта). Мощность построенного пускового комплекса объекта указана в п.2.1: «Годовой объем уничтожаемых ОВ — 90 тонн». Путь ликвидации иприта определен в п.3.1: «предусматривается розлив реакционной массы (РМ) от детоксикации иприта в бочки и отправка ее на временное хранение». Вопрос о том, существует ли такое место хранения, рассмотрен в п.3.5.2: «Решениями рабочей документации хранение реакционных масс, образующихся при детоксикации иприта и смесей люизита с ипритом, не предусматривалось… решено реакционные массы, образующиеся при детоксикации иприта и смесей иприта с люизитом, загружать в бочки вместимостью 275 литров и направлять на… вновь проектируемые площадки хранения…». В п.3.3.3 упомянут «контроль зараженности воздуха ОВ до 100 ПДКр.з.». В материалах ТЭО на уже построенный объект по ликвидации таких опасных ОВ, как иприт и люизит, не была представлена Декларация о его промышленной безопасности.

26 октября 2002 г. Первый случай применения химического оружия в анти-террористических целях при штурме здания Дома Культуры в Москве, захваченного чеченскими террористами. Волна «несмертельного» ОВ была запущена через приточную вентиляцию зрительного зала, и через непродолжительное время практически все террористы и заложники оказались в спящем состоянии. Зал клуба был стандартный, приточная вентиляция в него шла непосредственно с крыши. Один приточный вход находился на балконе, где было много детей, однако облако ОВ сразу же должно было опуститься в партер. Второй приток воздуха был в партере и входил над последними рядами партера прямо под балконом. По-видимому, здесь образовался застой — именно под балконом в задних рядах партера было особенно много смертей. После вдувания в зал волны «несмертельного» ОВ, достаточной для усыпления всех обитателей, в него проникла группа захвата антитеррористического центра ФСБ. Ее члены заранее получили противоядие и в противогазах не нуждались. Полная свобода рук позволила группе захвата отыскать среди сотен спящих людей террористов и расстрелять их на месте, вне зависимости от наличия или отсутствия у них поясов со взрывчаткой. После чего в зал вошли спасатели, и героическая фаза операции сменилась трагической: военные химики, узурпировавшие знание по вопросам боевого применения инкапаситантов, оказались скверными профессионалами, а военные токсикологи не были привлечены к планированию и осуществлению операции руководством штаба (руководитель — заместитель директора ФСБ). Концентрация ОВ в зрительном зале была явно более высокой, чем требовалось для решения боевой задачи: организаторы штурма устроили передозировку ОВ, очевидно, в расчете на самые стойкие организмы — группу из нескольких десятков молодых террористов, хотя с учетом фактического контингента заложников, передозировку ни в коем случае нельзя было допустить. Вызволение из зала безжизненных тел зрителей группой московских спасателей было осуществлено в рамках стандартного сценария эвакуации пострадавших: операция по выносу тел из зрительного зала на улицу была осуществлена без оказания на месте всем без исключения срочной токсикологической помощи — спасателей на это просто не ориентировали. При этом лишь единицам из числа пострадавших вкололи налоксон, который считался средством возвращения к жизни после наркотического отравления в общем случае — это было симптоматическое, но не специфическое средство против отравления конкретными ОВ. Власти твердо решили не информировать общество о примененном «несмертельном» ОВ, в том числе группу врачей города Москвы, которые были привлечены как для эвакуации пострадавших зрителей, так и для лечения тех, кого довезли до больниц живыми. В тот момент, когда руководитель службы здравоохранения Москвы посылал кавалькаду из 50 машин скорой помощи для эвакуации пострадавших, он не знал ни о факте применения ОВ, ни тем более о самом ОВ — он собирался спасать людей от огнестрельных ранений. Фактически помогли обычные автобусы, с помощью которых по больницам были развезены сотни людей (живых и уже погибших), которых спасатели вынесли на улицу и разложили по тротуарам у здания клуба. Специализированной была лишь одна из задействованных больниц (токсикологическое отделение Института скорой помощи им.Склифосовского). Погибло 129 ни в чем не повинных заложников. Юридические основания для применения ОВ в реальной полицейской практике нынешней России не очевидны. В соответствии с Конвенцией о химическом оружии, Россия должна была известить международное сообщество о «химических средствах борьбы с беспорядками», которыми она обладает (ст.III, п.1е), однако этого сделано не было. К тому же, если применение химического оружия с натяжкой распространимо на лиц — виновников беспорядков, вряд ли законом допускается жертвование неповинными людьми. От возмещения ущерба за погибших людей власти отказались, хотя в соответствии с действующей Конституцией страны, «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

4 ноября 2002 г. Заседание Государственной комиссии по химическому разоружению. Рассматривался вопрос о выполнении плана по вводу объекта по уничтожению химического оружия в пос.Горный (Саратовская область) в эксплуатацию. Решено до 1 декабря 2002 года завершить проработку оставшихся вопросов и согласование проектно-сметной документации федеральными органами исполнительной власти. На тот момент откорректированное ТЭО было согласовано с МЧС, Минздравом РФ, Госгортехнадзором России.

19 декабря 2002 г. Начало работы объекта по уничтожению химического оружия в пос.Горный (Саратовская область). В первый день было ликвидировано более 0,8 тонны иприта. К 22 января 2003 г. уничтожено около 60 тонн иприта. Мощность введенного объекта — уничтожение 90 тонн отравляющих веществ в год.

19 февраля 2003 г. Нештатная ситуация на объекте по уничтожению химического оружия в пос.Горный (Саратовская область) — в течение нескольких часов было отключено электропитание. В тот день ипритном цехе сгорели оба кабеля энергоснабжения — основной и резервный. Вместо установления причины к цеху был подведен новый кабель, и уничтожение иприта возобновилось.

27 февраля 2003 г. Приказ по Росэкологии Министерства природных ресурсов «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы ТЭО строительства зоны объекта уничтожения химического оружия на территории Пензенской области». Для учета общественного мнения, требуемого в соответствии с законом «Об экологической экспертизе» комиссия специально запросила материалы слушаний, состоявшихся за два года до создания самой комиссии. Разумеется, на тех слушаниях не только не могли обсуждаться материалы ТЭО, но и вообще не было даже показного общего согласия на строительство объекта в намеченном месте.

21 апреля 2003 г. Распоряжение правительства РФ об увольнении З.П.Пака с должности генерального директора Росбоеприпасов.

26 апреля 2003 г. Объявлено о выполнении первого международного обязательства России по Конвенции о запрещении химического оружия — уничтожении 1% объявленных запасов ОВ (400 тонн из 40 000 тонн имеющихся). В этот день была уничтожена последняя тонна из партии иприта, необходимой для отчета перед Организацией по запрещению химического оружия (Гаага). Событие состоялось на I пусковом комплексе опытно-промышленного объекта по уничтожению химического оружия в пос.Горный (Саратовская область). Мощность комплекса (90 тонн ОВ в год) была перекрыта более чем в 10 раз. Переход от опытного уничтожения иприта к промышленному был совершен без паузы и осмысления содеянного. Поскольку склада для хранения токсичных реакционных масс, образующихся при химической ликвидации иприта, не существует (он только планируется к возведению), эти реакционные массы были разлиты по бочкам и расставлены по территории военно-химического склада.  Объекты социальной инфраструктуры для жителей поселка (канализация, водопровод и газопровод), планировавшиеся к постройке опережающими темпами, так и не были созданы.

« Назад Оглавление Вперед »