«Мы диалектику учили не по Гегелю…».
Владимир Маяковский
20. ЗОНЫ И МОНИТОРИНГИ
Человек — мера всех вещей.
Обеспечение безопасности людей и природы при химическом разоружения предполагает существование соответствующих зон безопасности. А в зонах предполагается осуществление мониторинга — медицинского и экологического. И, чтобы во-время углядеть беду, мониторинг должен быть и многосторонним, и дотошным.
Можно лишь сожалеть, что нашими властными структурами все это понято было лишь после начала уничтожения химоружия, да и то не в полном объеме.
20.1. МАНЕВРЫ ВОКРУГ САНИТАРНЫХ ЗОН
Зоны — это знак советского образа жизни. Исторически так сложилось, что понятия «лагерь» и «зона» не безразличны нашему обществу. Выше мы уже обсуждали проблему военных лагерей в связи с делами химоружия. Обратимся теперь к зонам, имеющим отношение не к быту обитателей страны развитого социализма и строящегося коммунизма, а к химоружию вообще и к процессу химического разоружения в особенности. То есть в первую очередь к зонам, нацеленным на заботу о благополучии людей и сохранении окружающей их природы. Не пройдем и мимо зон, установленным и против любопытного врага.
В результате гуманистического осмысления работ конца XX века по хранению и уничтожению ОВ понятие «зона» раздвоилось. К давно известным в обществе санитарно-защитным зонам (СЗЗ)441, связанным с преодолением вреда регулярных выбросов опасных объектов и устанавливаемым и опекаемым санитарными врачами, с времен принятого в 1997 году специального закона361 возникло и понятие еще одной — зоны защитных мероприятий (ЗЗМ)389. Эта зона устанавливается на случай возможных аварий с выбросами ОВ и имеет, таким образом, не только санитарное, но и мощнейшее социальное наполнение. Соответственно, ведомств, имеющих отношение к ЗЗМ, стало много больше, чем только санитарно-эпидемиологическая служба.
Если сформулировать коротко, СЗЗ — это территория, где людям нельзя жить, а ЗЗМ — территория, где людям жить опасно.
Официально декларируемая цель установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) — преодоление вреда, который вызывается техногенными факторами в связи с промышленным и иным влиянием на людей и окружающую среду, в первую очередь вредными выбросами в атмосферу. Имеется в виду, что предприятия и отдельные сооружения с технологическими процессами, опасными для здоровья людей и их среды обитания, должны быть отделены от жилой застройки, что и фиксируется в виде СЗЗ того или иного размера. Тем самым достигается нужная дистанцированность промышленной площадки и ее вредных выбросов от жилой (селитебной) застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха с обязательным обозначением границ. При этом предполагается, что вредные выбросы должны рассеиваться в атмосфере до достижения жилой застройки до уровня «безвредности», то есть становиться не выше устанавливаемых для жилых районов нормативных величин. Размер СЗЗ зависит от уровня опасности объекта, но в любом случае проживание людей в ней запрещено696.
Регулирование вопросов безопасности при помощи установления СЗЗ восходит к 1930-м годам, когда в Советском Союзе только-только начинал налаживаться санитарно-эпидемиологический надзор за промышленностью и за иными «вредными» предприятиями и организациями.
Важно иметь в виду, что в годы активной подготовки к химической войне малые (и не только малые) концентрации выбрасываемых с химических заводов и складов ОВ принесли немало бед населению регионов. Особенно это важно для складов хранения ОВ и химических боеприпасов, о существовании которых не знали не только население, но иной раз и цивильные органы здравоохранения. Как следствие, медицинские учреждения по всей стране никогда и нигде не лечили от утечек ОВ гражданское население, проживавшее в неведомых ему СЗЗ.
В отношении производственных объектов было несколько проще, так как на них хотя бы в конце 1960-х годов появились так называемые медсанчасти (МСЧ) — органы третьего главного управления при Минздраве СССР, которые теоретически могли заботиться о непопадании ОВ в жилые кварталы, хотя вряд ли делали это так уж квалифицированно и тем более регулярно. Осколки от того прошлого остались и в наши дни. В частности, жители трех поселков в городе химоружия Дзержинске так и не были переселены из СЗЗ заводов химоружия в построенный в некотором отдалении город.
И они не были единственными.
«Наш деревня Ураево-Магазь причислена к санитарно-защитной зоне АО «Химпром». Запрещаются любые застройки, прекращено выделение средств на развитие социальной сферы и благоустройство деревни. Заставляет задуматься преждевременная смерть двух трудоспособных мужчин нашей деревни по причине рака дыхательных путей. Две супружеские пары лишились своих новорожденных чад. Нравственно поступил глава Новочебоксарской городской администрации, издав постановление, запрещающее заготовку овощей для горожан в 4-км зоне, прилегающей к «Химпрому». А мы не только употребляем овощи, выращенные прямо за воротами «Химпрома», но и дышим все 24 ч в сутки «ароматами» этого предприятия.»
«Грани», Новочебоксарск, 14 марта 1995 года.
То же самое относится и к новочебоксарскому «Химпрому», возведенному в более позднюю эпоху. Там не только не выселили всех людей из СЗЗ, но и не смогли оценить уровня опасности в пределах официально установленной СЗЗ. И лето 1994 года оказалось временем подведения промежуточных итогов действенности СЗЗ «Химпрома», которая была установлена во времена активного производства химоружия. Через 7 лет после «прекращения» выпуска ОВ органы власти Новочебоксарска были вынуждены декларировать необходимость не сокращения, а расширения санитарно-защитной зоны до 4-х км244. Как оказалось, потребление овощей, выращиваемых на землях зоны, отрицательно влияет на печень и иммунную систему людей.
В годы подготовки к началу химического разоружения размеры СЗЗ и способы их установления понимались армией вполне адекватно (вот как СЗЗ определялась в одном из армейских документов 1996 года668: «СЗЗ — территория, расположенная между промышленным предприятием и ближайшей жилой застройкой, имеющая своим назначением защиту населения от неблагоприятных влияний производства — атмосферных загрязнений…»). Ну а официально эти вопросы регулировались документом СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и иных сооружений», действовал с 1 октября 1997 года. В соответствии с п.3.9 этого документа, для объектов I класса опасности минимальный размер СЗЗ был определен в2 км. Однако предприятия по уничтожению химоружия, не имеющие аналога в стране и за рубежом и с недостаточно изученными технологическими процессами, не были включены в общую санитарную классификацию, так что для них размер СЗЗ должен устанавливаться главным государственным санитарным врачом отдельно в каждом конкретном случае. При этом, в соответствии с п.3.15, при возведении новых вредных в санитарном отношении производств с высоким возможным уровнем загрязнения атмосферы и неблагоприятной медико-демографической ситуацией размер СЗЗ мог быть увеличен до трех раз.
В дальнейшем тому документу на смену пришли более поздние — 2000 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00), 2001 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01) и 2003 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)441 годов.
Исполнители — органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Склады химоружия, если иметь в виду их внешние контуры, никогда не имели СЗЗ, и это мало кого волновало. Армия совершенно секретным приказом № 00190 по министерству обороны установила в 1990 году свой размер СЗЗ от объектов хранения химоружия (3000 м), однако это был скорее разрыв внешней безопасности, чем санитарный норматив. Лишь в 1999 году при создании «Норм специального проектирования…»600 армия была вынуждена установить СЗЗ в размере3000 м от промплощадки до селитебной зоны населенных пунктов (п.7.4.). Хотя справедливости ради следует иметь в виду, что потом в связи с реформами в деле организации уничтожения химоружия нашлись энтузиасты, которые постарались отказаться от исполнения того армейского документа.
В связи с началом проектирования и экспертизы проектов для объектов уничтожения химоружия пришлось обращаться к СЗЗ и складов химоружия, и объектов по его уничтожению.
Вопрос об установлении СЗЗ возник при рассмотрении первого же документа — обоснования инвестиций по объекту уничтожения химоружия в Щучьем621. Для него в заключении санитарно-эпидемиологической службы 1997 года была установлена СЗЗ в 3 км. Характерно, что когда начальник химических войск генерал С.В.Петров выступил с инициативой сократить СЗЗ объекта до 2 км, главный государственный санитарный врач Г.Г.Онищенко письмом от 7 марта 1998 года подтвердил величину СЗЗ в 3 км. И добавил, что вопрос о сокращении может возникнуть лишь по результатам эксплуатации объекта (в течение не менее года) и что расчетный путь здесь неприемлем (п.3.16 СанПиН ). Решение о 3-км СЗЗ было воспроизведено также в материалах ТЭО (1999 год)677.
Столь же драматично вопрос о СЗЗ решался и в случае других объектов. Рассмотрим в качестве пример объект в Кировской области.
29 мая 2000 года на совещании в Минздраве России у Г.Г.Онищенко в присутствии губернатора Кировской области и главного санитарного врача по Кировской области было вынесено решение об установлении 3-км СЗЗ объекта уничтожения химоружия в Мирном (Марадыковском). Соответственно, все проживающее здесь жители должны были быть отселены в безопасное место. А 19 июня уже областная комиссия по координации деятельности областных органов, учреждений и организаций по проблеме уничтожения химоружия согласилась с размещением объекта по уничтожению химоружия на участке № 5 (на участке нынешнего склада химоружия в поселке Мирный) при условии обязательного вхождения всего поселка Мирный в СЗЗ объекта255,498.
Ну а 29 августа все того же года на совещании среди «своих» случился показательный диалог на тему, как бы половчее обмануть сограждан, которые имеют несчастье жить в СЗЗ и которых отселять откуда надо обязательно, причем за счет бюджета программы химического разоружения650.
«Солоницын В.А. (глава пос.Мирный). Известно, что п.Мирный попадает в трехкилометровую санитарно-защитную зону. Какова перспектива поселка, если планируется проведение работ в поселке..?
Ульянов В.А. (химический генерал). Мы сейчас в тупике после решения Главного санитарного врача РФ.
Канзюба В.Н. (разработчик) В 3-х километровую зону попадает только часть поселка Мирный. В ТЭО это учтено. Сейчас надо максимально учесть затраты. Можно также передвинуть ОУХО на 300 метров и Мирный попадать в СЗЗ не будет.
Малых В.М. (вице-губернатор области). Двигать объект не дадим.
Ульянов В.А. (генерал)Захватывается несколько домов (около 50)…
Солоницын В.А. Это 1/3 поселка.
Ульянов В.А. Выселение всего поселка повлечет большие затраты...
Смирнов В.Ф. (глава Оричевского района). Трактовка санитарных норм у нас сейчас разная»650.
В общем не надолго хватило у Г.Г.Онищенко духу защищать интересы рядовых граждан (руководящие химические генералы время от времени меняются, но ни один из них долго пребывать «в тупике» не любит). Во всяком случае в конце 2005 года он без объяснения причин сократил размер СЗЗ у объекта уничтожения химоружия Мирном с 3 кмдо 2 км, чем вызвал неудовольствие у кировского проф.Т.Я.Ашихминой498, хотя раньше (в 2000 году) ее это не волновало483. Подчеркнем, что к этому решению не могла иметь работа объекта уничтожения иприта и люизита в Горном, хотя наверняка Федеральное агентство по промышленности и ФУбХУХО при своем давлении на главного государственного санитарного врача по вопросу СЗЗ объекта в Мирном скорее всего опирались на «успешный» (в смысле отсутствия выбросов ОВ — они в Горном просто не измерялись в местах жизни людей в связи с отсутствием надлежащих измерительных приборов) опыт его функционирования. Мы все же надеемся, что Г.Г.Онищенко все-таки знает, чем отличаются ФОВ от иприта и люизита и чем отличаются способы ликвидации ФОВ и иприта с люизитом.
Для двух складов химоружия, не совмещенных в объектами уничтожения — в Речице (Почепе) и в Плановом (Щучьем), имеют значение СЗЗ, которые устанавливаются специально для объектов хранения химоружия. В 1999 году заместитель главного государственного санитарного врача А.А.Монисов издал не самый корректный документ — постановление «Об установлении размера санитарно-защитных зон объектов хранения химического оружия»442. Им СЗЗ от объектов хранения химоружия была определена в 2000 м. А точкой отсчета были определены не внешние границы складов, а так называемые «участки для расснаряжения и утилизации аварийных боеприпасов». В результате население оказалось обреченным верить на слово руководству складов о месте источника реальной опасности — проверить это невозможно (во всяком случае документ о порядке посещения складов химоружия388 составлен так, что жители в принципе не смогут войти в ворота склада, не говоря уж о посещении его технической территории). Через много лет — в 2007 году — к той сокращенческой инициативе — уже по линии объектов уничтожения химоружия — присоединился и сам главный санитарный врач Г.Г.Онищенко443-445.
Подведем итог.
Размер СЗЗ промышленной части объекта уничтожения иприта и люизита в Горном — 2 км671. Поскольку армия поторопилась начать строительство новых коттеджных поселков без получения разрешения со стороны природоохранных органов, они оказались в СЗЗ объекта490. Расстояния от промышленной зоны объекта до населенных пунктов таковы: пос. Михайловский-1 — 1 км, военный городок в/ч 35787 — 1,5 км, пос.Михайловский-3 — 2,5 км, пос.Октябрьский — 2,16 км, пос.Горный — свыше 3 км622.
В СЗЗ склада артхиморужия в Кизнере находятся жилые дома (около 300 квартир), детские ясли-сад на 60 мест, клуб, магазины, гостиница на 12 номеров.
Выселять людей из СЗЗ не планируется. В 2007 году для этого объекта хранения (уничтожения) химоружия была установлена СЗЗ в размере 2 км443.
СЗЗ промышленной зоны склада артхиморужия в Плановом (Щучьем) — 3 км. В ней проживает до 1500 человек и их отселение не планируется496. Поэтому данные Зеленого креста, сообщенные его саратовскими членами, о фантастическом расстоянии между химическим складом и пос.Плановый в 5 км684 можно квалифицировать лишь как заказную неправду. Подчеркнем, что большая часть из этих 1500 человек живет внутри территории склада, а меньшая — за его забором. За забором же, но в пределах СЗЗ, недавно была построена новая школа.
Казармы и жилая зона военного городка склада авиахиморужия в пос. Леонидовка попадают в СЗЗ объекта (2 км). В жилой зоне авиахимсклада имеется 10 жилых домов, детский сад, столовая478. Разумеется, полковник С.И.Ляльков — начальник склада авиахиморужия — хорошо знает, что для людей «постоянное проживание в СЗЗ запрещено»737, тем не менее выселение людей из СЗЗ не предполагается. В 2007 году для объекта хранения (уничтожения) химоружия в Леонидовке была установлена СЗЗ в размере 2 км444.
На складе авиахиморужия в пос.Речица (Почеп) положение аналогично. В 2007 году для строящегося в Почепском районе нового объекта уничтожения авиахиморужия была установлена СЗЗ в размере 2,5 км от границы территории промплощадки445.
О поселке Мирный уже говорилось: объект хранения и уничтожения авиахиморужия находится в400 м от крайнего дома поселка. Поэтому вряд ли имеет значение, какая установлена СЗЗ (2 км или3 км) — выселять людей из опасной зоны нужным никто не считает.
В заключение еще раз подчеркнем, что в СЗЗ объектов химоружия ныне живут тысячи людей. Хотя не должен жить никто. И главный государственный санитарный врач России Г.Г.Онищенко не торопится на помощь этим людям. Таким образом, экономия, связанная с неотселением тысяч людей из сферы опасных работ — это откровенное беззаконие высших властей страны.
« Назад | Оглавление | Вперед » |