«Химическое разоружение по-русски»

20.2.   ЗОНЫ ВСЯКИЕ НУЖНЫ…

Жизнь в опасном месте — это на любителя.

Поэтому, когда знание мест хранения химоружия стало достоянием общества272,298,512, неизбежно встал вопрос, как избежать возможных опасных последствий такого соседства. Это случилось еще в 1991-1994 годах, когда шли первые обсуждения и будущих работ по полной ликвидации химоружия, и будущего закона, который бы регулировал этот процесс.

Во всяком случае в раннем и ныне забытом распоряжении президента Б.Н.Ельцина 1992 года342 говорилось не только о «создании системы объектов по уничтожению запасов химического оружия», но и, как очевидное неизбезжное следствие, о «комплексном развитии социальной инфраструктуры и улучшении материального и социального обеспечения населения в районах размещения этих объектов». Именно в том документе впервые возникло понятие о новой — 15-км — зоне безопасности, связанной с работами с химоружием и потребовавшей для ее обитателей введения специального статуса. Авторы того документа знали степень опасности, исходящей от уничтожаемого химоружия (документ готовился в конвенциальном комитете генерала А.Д.Кунцевича), и потому провозгласили для обеспечения безопасности жителей 15-км зоны вокруг создаваемых объектов химоружия установление специального режима, включающего: 1) «возмещение полного ущерба, обусловленного аварийными ситуациями», 2) «создание систем и информационных пунктов экологического мониторинга», 3) создание при медицинских учреждениях диагностических центров для обследования граждан, проживающих в зоне, 4) создание объектов социальной сферы. Кстати, не забыли и о работниках объектов химоружия — им в 10-км зоне должны были построить дома усадебного типа342.

Разумеется, рисовать по карте 15-км зону без учета розы ветров, рельефа местности и схемы расселения жителей — это было лишь первым приближением к реальному учету в опасном деле норм химической безопасности. И в принятом в 1997 году законе «Об уничтожении химического оружия» те ранние ельцинские зоны безопасности трансформировались в устанавливаемые правительством зоны защитных мероприятий (ЗЗМ)361. Под ними имеется в виду та территория вокруг объектов хранения и/или уничтожения химоружия, в пределах которой должны осуществляться меры по защите людей и окружающей среды от действия ОВ в случае чрезвычайных ситуаций. К сожалению, само признание опасности аварий и других чрезвычайных событий в ходе химического разоружения не подвигло власти к реальным действиям по защите людей. Во всяком случае из-за очевидной неповоротливости властей документ правительства с утверждением «Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов хранения химического оружия или объекта по уничтожению химического оружия,» появился лишь в 1999 году389. Два года на создание стандартного документа — это многовато.

Поначалу исполнителем первых заданий постановления было определено министерство обороны РФ, поскольку тогда именно оно было хозяином складов химоружия. И именно ему было поручено в 6-месячный срок рассчитать площади ЗЗМ вокруг объектов хранения химоружия и представить в правительство проекты решений об их утверждении. Однако, хотя площади ЗЗМ для складов химоружия следовало рассчитать и представить в правительство еще к концу августа 1999 года, это задание не было исполнено. Постановлением389, кроме того, было определено, что после утверждения проектной документации на строительство каждого объекта уничтожения химоружия министерство обороны в течение 3-х месяцев должно было рассчитать ЗЗМ и представить в правительство документы на их утверждение. «Старательность» министерства обороны была такова: осенью 1999 года УЛХО передало в Госкомэкологию проектные материалы на строительство объекта уничтожения химоружия в Щучьем не только без утвержденной ЗЗМ, но даже без упоминания о ее существования. И это при том, что она была установлена законом 1997 года361.

Впрочем, для дальнейшего функционирования складов химоружия и объектов его уничтожения упоминания о министерстве обороны не так уж и важны, потому что вопросы ответственности в постановлении правительства были определены достаточно определенно389. Ответственность за выполнение и обеспечение защитных мероприятий в ЗЗМ возлагается: 1) в пределах СЗЗ — на руководителя объекта (он оставался таковым и в рамках Минобороны и затем при подчинении Росбоеприпасам), 2) за границами СЗЗ — на федеральные органы исполнительной власти, на которые возложено осуществление работ по хранению и уничтожению химоружия. И этот орган был очевиден — ранее это Минобороны, потом — Росбоеприпасы, ныне — Агентство по промышленности.

Фактически в течение полугода 2000 года были утверждены ЗЗМ лишь для 4 из 7 объектов хранения химоружия414-417,745,- министерство обороны РФ к тому времени уже было отставлено от лидерства в делах химического разоружения, а Росбоеприпасы, похоже, еще не поняли важности вопроса и не стали расширять круг объектов с утвержденной ЗЗМ. Отметим, что в двух случаях (в Горном414 и в Щучьем417), где уже вовсю шло строительство, в официальных документах правительства414,417 речь шла о комплексных ЗЗМ, которые должны были объединять оба объекта — и хранения, и уничтожения химоружия.

В последние годы на ниве обоснования зон защитных мероприятий вокруг объектов химоружия особенно активно трудятся вряд ли кому известное в обществе ООО «РОСТ» (Москва) и лично А.В.Толстых из Института проблем управления РАН745-750.

Данные об установленных ЗЗМ собраны в табл.21.

Таблица 21

ЗОНЫ ЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЪЕКТОВ ХРАНЕНИЯ И
УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМОРУЖИЯ
414-419

Объект

Регион

Зона защитных мероприятий

Площадь, км2

Число населенных пунктов

Число жителей

Горный Саратовская обл.

77,23

4

Камбарка Удмуртская респ.

87

3

Плановый (Щучье) Курганская обл.

750

20

Кизнер Удмуртская респ.

510

32

Мирный (Марадыковский) Кировская обл.

891,7

196

54 590
Речица (Почеп) Брянская обл.

1060

130

36 000
Леонидовка Пензенская обл.

Разумеется, началось с объектов в районе пос.Горный. По постановлению правительства 2000 года414 общая площадь ЗЗМ составила 77,23 км2. В нее вошли 4 населенных пункта — старые поселки Горный и Большая Сакма, а также вновь созданные Октябрьский и Михайловский-4.

Дальше настала очередь складов химоружия в Удмуртии. 12 апреля 2000 года правительство издало два решения. Постановление № 329 определяло площади и населенные пункты ЗЗМ склада химоружия в районе пос.Кизнер415. Ее площадь составила 510 км2, причем в зону вошли 32 населенных пункта. В 2007 году этот объект был переназван — из «объекта по хранению» он превратился в «комплекс объектов по хранению и уничтожению» химоружия. В постановлении № 330 была утверждена ЗЗМ вокруг склада люизита в районе г.Камбарка: площадь — 87 км2, причем в ЗЗМ, помимо Камбарки, вошли также населенные пункты Балаки и Кама416. А в декабре 2005 года ЗЗМ претерпела чисто лингвистические изменения — ее стали называть ЗЗМ комплекса объектов по хранению и уничтожению химоружия. Сама она при этом не изменилась — просто склад ОВ, как в случае Кизнера, стали именовать объектом по его уничтожению.

Методические материалы для оценки масштабов крупных аварий и расчета размеров ЗЗМ известны обитателям всех этажей чиновной лестницы603,740-742. В целом рекомендуется устанавливать ЗЗМ в виде круга с радиусом, который равен размеру, наибольшему из секторов, рассчитанных исходя из величин пороговой токсодозы ОВ при максимальной гипотетической аварии603. Однако возможности для разночтений в этим материалы заложены богатые466. И дальше многое, если не все (общественность полностью не в курсе — уж ее-то не извещали о деталях подковерной борьбы), зависит от региональных и местных властей, если они на самом деле заинтересованы в защите населения. К сожалению, размер ЗЗМ — это не только и не столько элемент борьбы за безопасность людей и природы. Вокруг этого числа кормятся, причем кормятся далеко небескорыстно, также и борцы за «экономию государственной казны» и работающие у них на подхвате разного рода никому не известные ЗАО и ООО. Приведем несколько примеров.

До ЗЗМ вокруг комплекса объектов хранения и уничтожения химоружия в районе г.Щучье дошло чуть позже Камбарки, Кизнера, Горного. Постановлением правительства от 14 июля 2000 года ее площадь была утверждена в размере 445 км2, причем в зону вошли 16 населенных пунктов417.

Очевидно, что значительные размеры ЗЗМ вокруг объектов в Кизнере (510 км2)415 и Щучьем (445 км2)417 — отражение уровня реальной опасности в случае аварий и катастроф. Однако не мог не удивлять размер ЗЗМ, который был принят для Щучанского района. Дело в том, что артхимсклады в Кизнере и в Плановом (Щучьем) лишь на первый взгляд могут считаться однородными. На самом деле сам факт наличия на складе в Щучанском районе химических боеприпасов с очень большими объемами ОВ в каждом (боеголовок ракет) не мог не требовать установления более значительной ЗЗМ.

Поначалу местная комиссия по экологической экспертизе во главе с проф.О.И.Бухтояровым (Курганская область) приняла ЗЗМ только для объекта хранения, хотя данные, подготовленные каким-то необозначенным коллективом, рассматривали обе ЗЗМ — и вокруг объекта хранения в Плановом, и вокруг будущего объекта уничтожения751. Предельный случай, который рассматривался группой неизвестных товарищей, — это одновременная полная разгерметизация во время пожара всех (100%) артиллерийских химических боеприпасов в трех хранилищах с высвобождением 161,2 т зарина, 102,0 т зомана и 38,5 т советского V-газа. При этом продолжительность существования изначального источника загрязнения определялось ими в 4 часа. Взяв за основу пролив при пожаре 161,2 т зарина и внимательно посмотрев на карту, «рабочая группа представителей федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти Курганской области» своим решением от 22-23 июня 1999 года рекомендовала размер ЗЗМ в 445 км2, где расположены 16 населенных пунктов (Щучье, Плановый, Чумляк и т.д.). Дальше все пошло по накатанной колее — размер приняла экспертная комиссия области, утвердил председатель областного комитета по охране окружающей среды В.П.Шевелев и окончательно закрепило правительство РФ, имея в виду обе ЗЗМ — и объекта хранения, и уничтожения417.

По-видимому, размер возможной утечки ОВ на объекте в Курганской области показался участникам рабочей группы по тем временам очень смелым. Во всяком случае в брошюре 1999 года652 цитируется предположение (его авторы — В.М.Колодкин и И.И.Манило, 1997 год) о менее серьезной утечке — «только порядка сотни килограммов ОВ». Такая вот слабая оказалась у них фантазия.

И лишь в январе 2004 года природоохранный орган области выступил с новым заявлением, что на самом деле ЗЗМ надо бы увеличить, включив в нее еще 5 населенных пунктов. И даже сослался на расчеты ООО «Экоцентр». Было бы, однако, очень хорошо для жителей, если бы правительство России не только согласилось с таким расширением ЗЗМ в Щучанском районе, но и указало на неуместность трогательного единства, которое было явлено в июне 1999 года «рабочей группой представителей федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти Курганской области». К сожалению, опыт нашей страны известен — переутверждать документы труднее, чем утверждать. Впрочем, в данном случае переутверждение все-таки состоялось, правда, лишь в ноябре 2005 года417. При этом площадь ЗЗМ выросла с 445 км2 до 750 км2, а число включенных населенных пунктов — с 16 до 20.

Переходя к Брянской области, можно изумляться, но комиссия, которая на рубеже 2001-2002 годов проводила государственную экологическую экспертизу документации на объект в Почепе256 в отсутствие утвержденной ЗЗМ, предложила сократить возможную зону поражения зоманом в случае возможной аварийной разгерметизации боеприпасов вне производственных помещений до размеров СЗЗ. Ей надо было бы просто вернуть материалы на переработку, поскольку разработчики вообще не оперировали понятиями более широкой и не менее легитимной ЗЗМ, установленной законом в 1997 году361. Так нет же…

Тем не менее поначалу в секретном чиновном подполье фигурировали два варианта ЗЗМ для Почепского района: 235 км2 с численностью проживающего населения ~ 27 тыс. человек (это число нравилось скупому Центру) и 1048 км2 с численностью ~ 36 тыс. человек (этот вариант предпочитали власти Брянской области). И лишь в январе 2004 года была утверждена ЗЗМ для этого самого западного в России склада химоружия418. К счастью, победила величина, отстаивавшаяся администрацией области. Площадь ЗЗМ в Почепском районе была утверждена в размере 1048 км2 и в нее вошло 130 населенных пунктов, в том числе сам г.Почеп, а также пос.Рамасуха, деревни Татищево, Коростелево, село Котляково, пос.Михайловский, пос.Николаевский… Ну а в 2007 году правительство РФ было вынуждено еще больше увеличить размер ЗЗМ (до 1060 км2). При этом источник опасности стал называться теперь «комплексом объектов по хранению и уничтожению» химоружия418.

Дольше всего затянулось дело с изданием правительственных решений по установлению ЗЗМ вокруг объектов в Мирном (Марадыковском) и Леонидовке.

В отношении Мирного (Марадыковского) соответствующий документ поступил в Росбоеприпасы еще в 2001 году496. Не будем забывать, что для этого объекта авиахиморужия в Кировской области при проливе лишь 2 т зарина обсуждалась глубина распространения облака ОВ на 38 км601. Ориентировочная оценка466,496 параметров ЗЗМ, выполненная областными специалистами и положенная в основу документа, исходит из расчета аварии на авиахимскладе с возможным проливом 20 т зомана — это дает ЗЗМ для объекта хранения размером 891,7 км2. В центре аварии, естественно, оказывается пос.Мирный. Всего же в ЗЗМ входят 196 населенных пунктов двух районов области с населением 54590 человек, в том числе оба районных центра — г.Котельнич и пос.Оричи. Однако все было бы слишком просто. Помимо расчета, который был сделан в Кировской области466,496, существует и заказной расчет, осуществленный в Москве ООО «РОСТ»748. Так вот, как и можно было ожидать, столичный расчет оказался для казны много экономнее — всего-то 352,8 км2. Фактически постановление правительства от 29 декабря 2004 года № 867 утвердило ЗЗМ в размере 891,7 км2. Однако, поначалу она относилась лишь к складу химоружия и лишь в ноябре 2005 года ее распространили объект уничтожения419.

Относительно Леонидовки положение оказалось столь же сложным. Та ориентировочная ЗЗМ, которая была поначалу рассчитана только для объекта хранения химоружия в районе Леонидовки еще в 1999 году, составила 167 км2. В нее должны были войти 10 населенных пунктов с населением 69660 человек, в том числе ядерный город Заречный (Пенза-19)493. Тот расчет дипломатично обошел стороной проблему включения в ЗЗМ самой Пензы. А вот дальше положение дел не могло не усложниться. Когда в августе 2003 года губернатор Пензенской области В.К.Бочкарев бездумно дал согласие на совмещение объекта уничтожения химоружия с объектом его нынешнего хранения, он автоматически сделал заложниками своего малопочтенного решения жителей самой Пензы. Не будем забывать, что расстояние между Леонидовкой и Пензой не превышает и10 км. Между тем при расчетах сценариев аварийной ситуации ни один специалист не способен обойтись без предположения о распространении облака ОВ по крайней мере на20 км от места разлива или еще дальше (называлось даже40 км).

Чтобы губернатору В.К.Бочкареву было понятнее, во что он вляпался, для примера приведем расчет, касающийся судьбы ОВ в случае пожара на химскладе в Плановом (Щучьем). Там во время такой беды предполагалась разгерметизация всех химических боеприпасов одновременно в трех хранилищах (и, исходя из этого, была и посчитана площадь ЗЗМ). Так вот, проектантам пришлось при этом согласиться с возможностью распространения образовавшегося облака ФОВ на такие расстояния751: на север от склада -11,2 км, на восток -12,2 км, на юг9,9 км, на запад -11,8 км. Если же от курганского склада с ФОВ перейти к пензенскому складу с теми же ФОВ, то совершенно очевидно, что при пожаре и разливе ОВ на складе химоружия в Леонидовке облако отравы будет распространяться на те же или большие расстояния, то есть не менее10 км в любую сторону. В зависимости от розы ветров, но без учета пожеланий губернатора В.К.Бочкарева и большого химического генерала В.И.Холстова.

В общем, сколько бы ни вертелись специалисты по экономии бюджетных денег, включения Пензы в ЗЗМ им не избежать. Между тем зимой 2004-2005 годов таковые специалисты сыскались (укажем в связи с этим на проекты от ООО «РОСТ»749,750), и они попытались протащить через процедуру утверждения проект ЗЗМ, в котором расстояние от склада химоружия до края ЗЗМ не превышало5,9 км. Тогда та откровенная профанация не прошла, так что насчет окончательной оценки уровня предательства интересов сограждан у губернатора В.К.Бочкарева все еще впереди.

Пока же ограничимся оценкой ситуации, в частности учтем расчеты, выполненные в предположении аварии на объекте химоружия в Леонидовке. В заключении государственной экологической экспертизы 2003 года (той, что появилась незадолго до августовского сговора высоких лиц и где доказательно говорилось о невозможности строительства будущего объекта на участке № 5) назывались такие судьбы ядовитого облака ФОВ со склада авиахиморужия в Леонидовке: глубина заражения при испарении 20 т ОВ должна составить 62,4 кмв случае зарина, 43,9 кмв случае зомана и 1,8 кмв случае советского V-газа257.

Однако же любимый город Пенза может спать спокойно. На его защиту встал лично полковник С.И.Ляльков — тот, что «не заметил», как жилые дома его сотрудников оказались в пределах СЗЗ объекта уничтожения химоружия, тот, что заработал себе правительственную награду за тайное уничтожение 19 авиабомб с зарином 13-16 августа 2001 года. Сей муж написал даже специальную книжонку для сограждан, где не только сообщил о наличиии в США запасов зомана (а это чистая неправда), но и бодро доложил, что склад авиахиморужия в Леонидовке находится аж в 15 кмот Пензы737. Не иначе, решил известить сограждан об обнаружении на карте какой-то хитрой петляющей дороги Леонидовка-Пенза. Впрочем, эти хитрости не смогут изменить маршрутов полетов облаков ОВ — они летают не вдоль кривых дорог, а напрямую по воздуху, куда подует ветер. И уж если в момент аварии он подует от склада на Пензу, то облака ОВ петлять не станут. Кстати, другие люди по данным тех же карт располагают склад химоружия гораздо ближе к Пензе — в 7-9 км478. Разумеется, обман полковнику ничем не грозит — предисловие к его книжонке написал лично вице-губернатор В.М.Ащеулов, который и повелел всей «широкой общественности правильно ориентироваться во всех аспектах проблемы уничтожения химоружия»737.

Следует подчеркнуть, что имеющееся положение о ЗЗМ предусматривает наличие планов действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуации389. Среди прочего, эти планы содержат такие положения: мониторинг окружающей среды на объектах и в пределах ЗЗМ по контролю за соблюдением ОБУВ, например на ОВ в воздухе; мониторинг здоровья персонала объектов и граждан, живущих и работающих в ЗЗМ; выдача людям, живущим и работающим в ЗЗМ, средств индивидуальной защиты для личного хранения.

Впрочем реальный уровень защищенности людей, проживающих в ЗЗМ, был продемонстрирован в 2001-2002 годах, когда была осуществлена ликвидация партии снарядов с фосгеном на складе в Щучьем, и в 2002-2003 годах, когда были уничтожены 400 т иприта на объекте в Горном. Жители Щучьего не только не были извещены о работах с фосгеном, но власти не проводили того, что записано в их адрес — мониторинга состояния окружающей среды и мониторинга здоровья людей. И в Горном не проводилось мониторинга окружающей среды и здоровья жителей. Разумеется, в обоих случаях жителям средств защиты не раздавали.

Ну и в заключение раздела обратимся к еще одному типу зон, особого смысла не имеющим, однако же тоже существующим. В феврале 2000 года еще в бытность премьер-министром В.В.Путин установил так называемые запретные зоны и запретные районы при арсеналах и складах392. Разумеется, объявлено было, что цель установления этих зон, если ограничиться лишь рассматриваемым случаем, — обеспечение безопасности хранения химоружия и защита населения и территории. Было объявлено, что запретная зона включает территорию, которая непосредственно примыкает к военному складу, шириной до 400 м. И на этой земле запрещается проживание людей, их нахождение без специального разрешения; строительство объектов, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта. Границы запретной зоны должны обозначаться на местности хорошо видимыми указателями и надписями. Ну а запретный район имеет ширину до 3-х км от ограждения военного склада. На его территории запрещается проживание иностранцев, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и других работ и даже полеты летательных аппаратов. Что касается строительства объектов производственного и социально-бытового назначения, то оно подлежит согласованию392.

Конечно, вопросов, которые можно задать в отношении смысла запретных зон и районов в связи со складами химоружия XXI века, гораздо больше, чем у нашей бюрократической вертикали имеется ответов. Во всяком случае какой-либо новой экологической идеи за ними не видно. Да и среди террористов откровенно безмозглые лица не водятся.

« Назад Оглавление Вперед »