«Химическое разоружение по-русски»

20.3.   МОНИТОРИНГ КАК ПРОЦЕДУРА

Процесс химического разоружения в России потребовал создания системы экологического контроля — не только производственного, но и государственного. Речь идет о том, чтобы в процессе работ с ОВ непрерывно поступающие данные измерений загрязняющих веществ, выбрасываемых объектами химоружия, могли быстро и эффективно сочетаться с оценками возможности распространения этих веществ в окружающей среде. Построение такой системы в принципе позволяет получать проекты управленческих решений в достаточно короткие сроки. А это особенно важно для случаев развития аварийных ситуаций.

Строго говоря, построение подобных масштабных систем экологического контроля было для России в новинку. Сам термин «мониторинг» был введен на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, которая состоялась 5-16 июня 1972 года. Он подразумевает осуществление комплексной системы наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, которые происходят под влиянием антропогенного воздействия. В нашем случае — под влиянием работ с химоружием696. К сожалению, построенная в 1970-х годах в СССР Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды была нацелена на защиту природы и людей не столько от отрицательных техногенных воздействий, в первую очередь от выбросов своей промышленности, сколько от мифического вражеского нападения — химического и биологического142. Поэтому вряд ли в наши дни могут быть заимствованы те рецепты прошлого.

Законодательно обязательность мониторинга закреплена в ст.12 закона РФ «Об уничтожении химического оружия»361, в которой среди общих принципов обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды устанавливается также и такой — «обязательность мониторинга окружающей среды и здоровья граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, государственная поддержка мероприятий по улучшению санитарно- гигиенических и экологических условий их проживания и работы». Да и соответствующий документ РФ, касающийся создания системы государственного экологического мониторинга, хотя и не сразу, но появился403. Таким образом, мониторинг не мог не стать центральным местом в разговорах и рассуждениях о безопасности химического разоружения.

По типу и уровню воздействия на людей и природу разделяют два вида мониторинга — фоновый и аварийный. Важность такого деления очевидна, и генерал С.В.Петров в свое время определял задачи мониторинга как контроль за обеспечением безопасности работы объектов химоружия (в частности, в связи с возможными утечками и выбросами ОВ) как при нормальном их функционировании, так и при аварийных режимах, когда требуется «быстрый анализ ситуации в аварийной обстановке»373.

Понимали ли власти задачи аварийного мониторинга? Да, понимали. Во всяком случае еще на заседании комиссии по экологической безопасности СБ РФ в декабре1993 года были констатированы две очевидные вещи. Во-первых, были названы основные источники возможных масштабных аварий при работах с ОВ — взрывы, пожары, проливы. Во-вторых, была констатирована необходимость «создания систем аварийной сигнализации»372. В дальнейшем это понимание было зафиксировано в нормативных документах. Во всяком случае ст.14 закона «Об уничтожении химического оружия»361 прямо накладывает на организаторов процесса химического разоружения, среди прочего, также и «организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, в зонах защитных мероприятий в соответствии с планами предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий».

Фоновый мониторинг включает в себя и экологическую, и медико-демографическую составляющие.

Экологическая часть мониторинга включает в основном анализ состояния абиотической составляющей биосферы, а также антропогенных изменений в экосистемах, связанных с влиянием химических загрязнений. Мониторинг окружающей природной среды часто сводится к многолетним исследованиям природных условий (почвы, воды, атмосфера, растительность, животный мир и т.д.), складывающихся вокруг объектов хранения и уничтожения химоружия, в рамках экологического контроля антропогенного фона.

При анализе медико-демографических показателей проводят изучение заболеваемости, смертности, медико-генетических нарушений, специфических и онкологических заболеваний и т.д.466 Впрочем, иногда создается впечатление, что вряд ли эти исследования внесут что-либо серьезное в жизнь самих людей, поскольку и власти, и исполнители заданий, как правило, стараются избегать разговора о детях как наиболее чувствительной к «химии» группе населения481.

После вводных замечаний можно более подробно рассмотреть основные ипостаси мониторинга (фонового и аварийного), то есть совокупность проблем, составляющих основу его успеха.

« Назад Оглавление Вперед »