«Химическое разоружение по-русски»

«А может самим надрываться во мгле?
Ведь нет, кроме нас, трубачей на земле».
Наум Коржавин

21.   НЕИСПОЛНЕННЫЙ ОБЕТ — СТАРОЕ ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ

Прошлое может отравить настоящее. Это знают все, но не все находят в себе мужество и мудрость учитывать.

Подписав и ратифицировав Конвенцию о запрещении химоружия18, Россия взяла на себя ряд очень серьезных обязательств, в том числе касающихся старого и оставленного химоружия.

Задача нахождения мест прошлых работ с химоружием является не столько военно-политической, сколько экологической, и касается она приведения в экологически безопасное состояние тех мест. Этой задачи у армии России нет, равно как нет ее и у бюрократии в целом — они (и оружие, и места) «исчезли». Между тем вопросы, касающиеся экологических и медицинских последствий подготовки страны к химической войне, не были праздными в прошлые годы, когда встал вопрос об экологичном химическом разоружении. Не потеряли актуальности они и в наши дни, когда на арену вышла очередная властная (и безответственная) когорта. Забытое, потерянное и закопанное советскими военными химоружие столь же опасно, как и то, что дожидается своего часа на объявленных 7 военно-химических складах. Причем опасно для ежедневного благополучия всего общества, а не в связи с угрозой «химического терроризма», о котором не ленятся попугать нас военные химики.

Итак, разберемся подробнее, не оставила ли России ее армия-защитница старое химоружие на долгую недобрую память.

21.1.   КОНВЕНЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Оставила. Достаточно вспомнить более 120 000 т ОВ, которые советские люди ценою своего здоровья и тысяч жизней создали за годы Отечественной войны225 и которые после 1946 года просто «исчезли», то есть были закопаны и затоплены. Исчезли потому, что наша армия решила пожертвовать очередным поколением создателей химоружия, проведя полное химическое перевооружение.

Именно по этой и множеству иных причин в целом, в соответствии со статьей III Конвенции18, Россия должна была сделать немедленно (в течение 30 дней, то есть еще до исхода 1997 года) серию информационных сообщений международной организации по запрещению химоружия (ОЗХО). Данные, которые необходимо было представить в ОЗХО в Гаагу, касаются трех вопросов:

а) в отношении химоружия;

b) в отношении старого и оставленного химоружия;

c) в отношении объектов по производству химоружия.

Если по пунктам a) и c) вопрос сравнительно ясен и он уже неоднократно обсуждался, то в отношении пункта b) необходимо пояснение. Его расшифровка выполнена в статье III Конвенции вполне определенно — каждое государство в течение 30 дней после вступления в силу Конвенции о запрещении химоружия должно объявить:

i) имеет ли оно на своей территории старое химоружие,

ii) имеет ли оно на своей территории оставленное химоружие,

iii) оставляло ли оно химоружие на территории других государств.

Дальнейшая судьба старого и оставленного химоружия также прописана в Конвенции18 достаточно подробно.

В отношении старого химоружия в части IV В) Приложения по проверке Конвенции установлен «Режим», который включает следующее:

3. Государство-обладатель старого химоружия в течение 30 дней обязано сообщить в ОЗХО «всю имеющуюся соответствующую информацию, включая, по мере возможности, местонахождение, вид, количество и нынешнее состояние этого старого химического оружия».

4. Государство-обладатель старого химического оружия обязано сообщить в ОЗХО данные о старом химическом оружии, обнаруженном «после вступления для него в силу» Конвенции о запрещении химоружия; это необходимо сделать «не позднее, чем через 180 дней после обнаружения».

5. ОЗХО проводит «первоначальную инспекцию и любые последующие инспекции» для проверки информации пп.3 и 4.

6. Государство-обладатель информирует ОЗХО «о предпринимаемых шагах по уничтожению или удалению иным образом» старого химоружия.

7. Государство-обладатель «уничтожает старое химическое оружие». Сроки и порядок подлежат обсуждению с ОЗХО.

А в отношении оставленного химоружия в части IV С) упомянутого Приложения установлен свой «Режим». Он включает, помимо прочего, следующее:

10. Государство, оставившее химоружие на территории другого государства, в течение 30 дней обязано представить в ОЗХО «всю имеющуюся соответствующую информацию, касающуюся оставленного химического оружия. Эта информация, по мере возможности, включает местонахождение, вид, количество, а также сведения относительно оставления и о состоянии оставленного химического оружия».

15. «Для цели уничтожения оставленного химического оружия оставившее государство-участник обеспечивает все необходимые финансовые, технические, экспертные, производственные, а также иные ресурсы».

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ПРЕЗИДЕНТОВ

Президенту России Путину В.В.

Уважаемый Президент,
Союз «За химическую безопасность» информирует Вас о принципиальной ошибке, допущенной Минобороны России.
После ратификации Россией Конвенции о химическом оружии наша страна была обязана сообщить в Гаагу о старом и оставленном химическом оружии (то есть о химическом оружии, с которым работали в 1918-1946 годах). Однако по вине Минобороны России в серьезной форме это сделано не было. Наше Минобороны вообще не подготовило для российского общества документа о местах прошлых работ с химическим оружием и об экологических последствиях этих работ.
Между тем Минобороны США, которое выполнило подобную работу, выявило 215 мест прошлых работ с химическим оружием, после чего была подготовлена программа экологической реабилитации этих мест.
По очень предварительным данным Союза «За химическую безопасность», на территории бывшего СССР имеется не менее 100 мест прошлых работ с химическим оружием. Работа с документами 1920-1930 годов, которой всячески препятствует Минобороны России, позволит выявить новые точки, и число может возрасти до 200.
Последствия недомыслия Минобороны таковы.
Не обобщив данные о прошлых работах с химическим оружием на территории бывшего СССР, Минобороны ставит себя в положением ведомства, руководители которого могут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям «экоцид» и «геноцид». Одновременно Минобороны России выставило нашу страну в положение страны, которая не способна выполнить даже несложные обязательства по заключенным соглашениям. Далее, наше Минобороны ежедневно подвергает риску миллионы людей, проживающих в местах прошлых работ с химическим оружием. И, наконец, без решения поставленного вопроса трудно ждать от населения доверия к Минобороны России в деле уничтожения химического оружия возле его жилищ.
Мы полагаем, что Вы располагаете средствами направить Минобороны России на путь уважения интересов граждан России, а также строгого исполнения законов и международных обязательств нашей страны.
Соответствующий материал прилагается.

С уважением                       
Президент Союза
«За химическую                                  Федоров Л.А.
безопасность
», доктор химических наук

28 декабря 2000 г.

Президенту Союза за химическую безопасность
Л.А.Федорову

По поручению Администрации Президента Российской Федерации Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации по вопросу прошлых работ с химическим оружием Управлением начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Министерства обороны Российской Федерации рассмотрено.
По существу поднятых в обращении вопросов сообщаю.
После ратификации Российской Федерацией Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении Минобороны России предоставило всю требуемую по Конвенции информацию для подготовки объявлений России…

Заместитель начальника войск                        В.Манченко

9 февраля 2001 года

Ничего из тех обязательств, которые Россия должна была выполнить в отношении старого и оставленного химоружия, правительство от имени своей страны делать не стало. Потому что этого не захотел ВХК в лице его, хотя и не известных обществу, но весьма многочисленных и вполне безответственных представителей564. Приведенное выше письмо очередного генерала В.Д.Манченко, коему на непродолжительное время доверили быть заместителем начальника войск РХБ защиты, — лишь один тому пример. Разумеется, сей служивый не имел никакого отношения ни к серьезным делам страны, ни тем более к исполнению ее обязательств по Конвенции об уничтожении химоружия18. Так что вряд ли он мог понять, что такое нести ответственность перед страной и перед людьми. Зато он с молодых ногтей хорошо усвоил, как надобно отбиваться от общественности.

Из песни слова не выкинешь, но этот представитель безответственного химического генералитета проделал обычный жизненный путь. Сначала генерала В.Д.Манченко сбросили с армейских верхов на руководство учреждением, известным обществу как Военная Академия химической защиты (на тот момент оно именовалось уже Военным университетом войск радиационной, химической и биологической защиты МО РФ). Ну а потом, когда он начал уж очень активно сопротивляться переносу своего учреждения из Москвы в Кострому, до него добралась даже прокуратура, меньше всего известная борьбой с прегрешениями генералитета. Но очень уж вопиющий случай оказался — химический генерал не только приписал себе несуществующие заслуги по чернобыльской линии (на самом деле в те трудные дни он был не в «чернобыльской зоне», а прохлаждался во Франкфурте-на-Одере), но и облегчил в связи с этим казну страны на немалое количество денежных знаков («Московский комсомолец», 28 мая 2005 года).

Что до других стран, которые выросли из общей советской шинели, то они своими силами исполнить обязательства по Конвенции18 в части оставленного химоружия исполнить не смогут — все нужные документы остались в России564.

« Назад Оглавление Вперед »